Тема 1. Понятие и базовые концепции финансового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и базовые концепции финансового менеджмента



УТверждаю

Заведующий кафедрой

«Экономика и финансы»

д.т.н., проф. Мижуева С.А.

_______________________

«___» ____________20__ г.

 

 

Конспект лЕКЦИЙ

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки »

для студентов направления

Экономика»

заочной формы обучения

 

 

Астрахань 2011


 

Конспект лекций составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом: регистрационный номер 433 гум/бак от «25» апреля 2000 г. и учебным планом направления 080100.62 «Экономика», протокол №____ Ученого совета от «_____» _____________ 20___ г. доцентом кафедры «Экономика и финансы» Гориславской Н.В.; обсужден и одобрен на заседании кафедры «Экономика и финансы», протокол № ____ от «_____» ______________ 20____ г.

 

Зав. кафедрой «Экономика и финансы»

д.т.н., проф. Мижуева С.А.

 

 


 

На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, основополагающие, наиболее актуальные и практически значимые вопросы темы.

Курс лекций

Тема 7. Управление основным капиталом предприятия

Состав основного капитала

Как известно, основой любого производственного процесса является человеческий труд, который предполагает в качестве необходимого условия своей деятельности наличие средств и предметов труда. В совокупности все эти три элемента и составляют производительные силы общества. В процессе производства знание средств и предметов труда не одинаково. Решающая роль принадлежит средствам труда, т.е. совокупности материальных средств, с помощью которых рабочий воздействует на предмет труда, изменяя его физико-химические свойства.

Основной капитал промышленного предприятия включает средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства. Постепенно изнашиваясь, они переносят свою стоимость на созданный продукт по частям в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений.

По своему экономическому содержанию основной капитал однороден. Вместе с тем он различается по производственно-техническому содержанию, роли производства и сроком воспроизводства.

Теоретической основой классификации основного капитала по видам является предложенное К. Марксом подразделение средств труда в зависимости от их роли в производстве. Из всех средств труда ведущей группой являются механические средства, которые характеризуют техническую оснащенность производства и производственную мощность промышленного предприятия. Ко второй группе К. Маркс относит средства труда «необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться».

В настоящее время в соответствии с типовой классификации основной капитал промышленного предприятия подразделяется в зависимости от однородности производственного назначения и натурально-вещественных признаков на следующие группы:

Здания - архитектурно-строительные объекты, предназначенные для выполнения тех или иных технических функций;

Сооружения;

Передаточные устройства - устройства, с помощью которых передаются энергия различных видов, а также жидкие и газообразные вещества;

Машины и оборудования, в том числе:

силовые машины и оборудования;

рабочие машины и оборудования, используемые непосредственно для воздействия на предмет труда или для его перемещения в процессе создания продукции или оказания услуг;

измерительные и регулирующие приборы;

вычислительная техника;

прочие машины и оборудования.

Транспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов и людей;

Инструменты всех видов и прикрепляемые к машинам приспособления;

Производственный инвентарь;

Хозяйственный инвентарь.

В составе основного капитала не учитывается средства труда, не введенные в действие, малоценные и быстроизнашивающийся (при сроке службы до 1-го года) инструмент.

Структура основного капитала - это доля каждой из групп в их общей стоимости. Не все группы основного капитала играют в процессе производства одинаковую роль. Если здания и сооружения обеспечивают условия для производства, то машины и оборудование непосредственно участвуют в создании продукции. На этой основе основной капитал подразделяется на активную и пассивную части.

Активная часть основного капитала является ведущей и служит базой в оценке технического уровня и производственных мощностей.

Пассивная часть является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов.

Сложившиеся в промышленности соотношение активных и пассивных элементов показателей, что почти на всех предприятиях материального производства, за исключением энергетики, доля активной части ниже.

Признаки классификации

               
       
         

 

 

Величина требуемых инвестиций Тип предпологаемых доходов Тип отношений Тип денежного полтока Отношение к риску
Крупные Традиционные Мелкие Инв. Направлены на …: · Сокращение затрат · На доход расширения · Выход на новые рынки сбыта · Экспансия в новые виды бизнеса · Снижение риска производства и сбыта · Социальный · Независимость · Альтернативность · Комплементраность · замещение · Ординарный · Не родинарный · Рисковые · безрисковые

Два анализируемых проекта называются независимыми. Если решение о принятии одного из нах не влияет на решение о принятии другого. В случае когда два и более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, т.е. принятие одного из них автоматически означает что оставшиеся проекты должны быть отвергнуты, такие проекты наз. альтернативными или взаимоисключающими.

Проекты связаны между собой отношениями компетентности, если принятие нового проекта способствует росту принятия нового проекта способствуют росту доходов по одному или нескольким другим проектам.

Проекты связаны между собой отношениями замещения, если принятиенового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам.

Денежный поток называется одинарным если он состоит из исходных инвестиций сделанной единовременно или в течении нескольких последовательных периодов и последующих притоков денежных средств.

Если потоки денежных средств чередуются в любой последовательности с их оттоками, поток называют не ординарным.

Критерии используемые в анализе инвестиционной деятельности можно подразделить на 2 группы в зависимости от того учитывается или нет временной параметр:

1) чистый провиденный эффект (направлен на повышение рыночной стоимости предприятия):

NPV = p

(1+r) k IC, где P- общий доход t- ставка к – количество периодов

IC –стоимость одной инвестиции.

Если NPV меньше 0, то от проекта отказываются. Если NPVбольше 0 то проект доходный.

2) Чистая терминальная стоимость

Критерий NP V основан на приведении будущего денежного потока к на­чалу действия проекта, т. е. он базируется на операции дисконтирования. Однако можно использовать обратную, но родственную операцию - на­ращение (компаундинг). В данном случае элементы денежного потока приводят к моменту окончания проекта. Поэтому формула для расчета чистой терминальной стоимости (NTV) имеет вид:

,

где NTV - чистая терминальная стоимость проекта; Pk - доход от проек­та на шаге k расчетного периода; V - ставка дисконтирования, доли еди­ницы; - инвестиции (капиталовложения) в данный проект; n - про­должительность расчетного периода.

Условия принятия проекта по NTV аналогичны критерию NPV,

· 1. Если NTV> О, то проект принимают.

· 2. NTV= О - проект ни прибыльный и ни убыточный.

· 3. NTV< О - проект отвергают как убыточный для инвестора

3) Индекс рентабельности инвестиции PI

PI = ∑ (PK / (1+i)K: I0 где I0 - инвестиции предприятия в момент времени 0; Сt - денежный поток предприятия в момент времени t; i - ставка дисконтирования. Pk - сальдо накопленного потока.

Несложно заметить, что при оценке проектов, предусматривающих одинаковый объем первоначальных инвестиций, критерий PI полностью согласован с критерием NPV.

Таким образом, критерий РI имеет преимущество при выборе одного проекта из ряда имеющих примерно одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций. В данном случае выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений. В связи с этим данный показатель позволяет ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах.

3)Внутренняя норма прибыли (IRR)

Внутренняя норма доходности (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости, Internal Rate of Return - IRR) - норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.

IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0,

Ее значение находят из следующего уравнения:

CFt - приток денежных средств в период t;
It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде;
n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 0, 1, 2,..., n.

Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он показывает ожидаемую норму доходности (рентабельность инвестиций) или максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект. IRR должен быть выше средневзвешенной цены инвестиционных ресурсов:

IRR > CC.

Если это условие выдерживается, инвестор может принять проект, в противном случае он должен быть отклонен.

Достоинства показателя внутренняя норма доходности (IRR) состоят в том, что кроме определения уровня рентабельности инвестиции, есть возможность сравнить проекты разного масштаба и различной длительности.

3) Дисконтируемый срок окупаемости инвестиций

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period - DPP) Некоторые специалисты при расчете показателя срока окупаемости инвестиций (PP) рекомендуют учитывать временной аспект. В этом случае в расчет принимаются денежные потоки, дисконтированные по показателю WACC (средневзвешенная стоимость капитала). Таким образом, определяется момент, когда дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными денежными потоками затрат.Формула расчета DPP имеет вид:

DPP = min n, при котором

Очевидно, что в случае дисконтирования срок окупаемости увеличивается. Положительными сторонами метода DPP, является то, что он как и критерий PP позволяет судить о ликвидности и рискованности проекта. Кроме того, критерий DPP учитывает возможность реинвестирования доходов и временную стоимость денег. Недостаток – игнорирует денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта.

Вторая группа: 1) срок окупаемости инвестиций.(PP) Этот метод - один из самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений.

Он состоит в вычислении количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Отбираются проекты с наименьшими сроками окупаемости.

2) Коэф. Эффективности инвестиции. (ARR). Формула расчета коэффициента эффективности инвестиций (ARR) имеет следующий вид:

где PN — среднегодовая прибыль от вложения денежных средств в дан­ный проект;

IС — сумма денежных средств, инвестированных в данный проект (сумма инвестиций);

RV — величина ликвидационной (остаточной) стоимости активов, т.е. стоимость активов по окончании срока их полезного ис­пользования.

Данный коэффициент является, по существу, частным случа­ем коэффициента рентабельности собственного капитала (аван­сированного капитала), рассчитанного по отношению к чистой прибыли предприятия (см. второй инструмент финансового ме­неджмента — финансовый анализ, коэффициенты рентабельно­сти). При этом из показателя авансированного капитала исклю­чается оценка ликвидационной (остаточной) стоимости, если на­личие таковой допускается.

Чем выше значение данного показателя, тем лучше.

 

УТверждаю

Заведующий кафедрой

«Экономика и финансы»

д.т.н., проф. Мижуева С.А.

_______________________

«___» ____________20__ г.

 

 

Конспект лЕКЦИЙ

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки »

для студентов направления

Экономика»

заочной формы обучения

 

 

Астрахань 2011


 

Конспект лекций составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом: регистрационный номер 433 гум/бак от «25» апреля 2000 г. и учебным планом направления 080100.62 «Экономика», протокол №____ Ученого совета от «_____» _____________ 20___ г. доцентом кафедры «Экономика и финансы» Гориславской Н.В.; обсужден и одобрен на заседании кафедры «Экономика и финансы», протокол № ____ от «_____» ______________ 20____ г.

 

Зав. кафедрой «Экономика и финансы»

д.т.н., проф. Мижуева С.А.

 

 


 

На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, основополагающие, наиболее актуальные и практически значимые вопросы темы.

Курс лекций

Тема 1. Понятие и базовые концепции финансового менеджмента

 

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и

благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и

платежеспособности.

2. Функции финансового менеджмента.

Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта управления

- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

- производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

2). Функции субъекта управления

- прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;

- планирование финансовой деятельности;

- регулирование;

- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

- анализ и оценка состояния предприятия;

- функция стимулирования;

- функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

1. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1). Концепция денежного потока.

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности рынка капитала.

6). Концепция асимметричности информации

7). Концепция агентских отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.

1). Концепция денежного потока предполагает

- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

- оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

- оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

А) Инфляцией

Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

В) Оборачиваемостью

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать

больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной

степени риска.

2). Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

- слабой

- умеренной

- сильной

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать

положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

1. Основные этапы развития финансового менеджмента.

В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента.

Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления состоит в его излишней теоритеризованности, не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.093 с.)