Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Сущность финансов и их функции↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Одним из решающих условий качественного обучения студентов является их активная работа на лекциях. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы. Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций: − конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей; − необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры; − названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их; − в конспекте дословно записываются определения понятий, экономических категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами; − каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: Ф – финансы, ВСФ – внебюджетные социальные фонды; ЭС – экономический субъект и т.п.) Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться. В конспект следует заносить все то, что преподаватель пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала. Основными способами самостоятельной работы по изучению дисциплины «Финансы» являются: − изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков экономической науки; − чтение учебников, учебно-методических пособий и другой учебной литературы; − регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач; − работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий); − подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях; − подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины; − решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем; − формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям; − подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения); − подготовка к зачету/экзамену. Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо: − уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию; − ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия; − прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него; − изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков экономической науки; − прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем. Наиболее интересные мысли следует выписать; − сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию; − решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии. Особенностью изучения дисциплины «Финансы» является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий. Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел. На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей. На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию. В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты: − анализ взглядов по рассматриваемой проблеме; − изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала; − связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности; − вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы). Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску. Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения. Выступления на практическом занятии оцениваются по пятибалльной системе. Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ После лекционных занятий и при подготовке к изучению основных тем данной дисциплины студенту необходимо ознакомится с рекомендованной к каждой теме литературой. После чего попробовать ответить на вопросы, а также обсудить ситуационные задачи и решить задачи по темам. Для закрепления материала предлагаются к рассмотрению контрольные вопросы. По основным темам в конце их изучения проводится тестирование. Промежуточные тесты служат для того, чтобы каждый студент смог осуществить самостоятельную проверку собственных знаний. Ведущую роль в процессе обучения на практических занятиях играет различные виды тренировочных заданий (тесты, типовые задачи, вопросы для обсуждения), прорабатываемые как на самих занятиях, так и в ходе подготовки к ним. Примерные аттестационные и контрольно-измерительные материалы (КИМы) по дисциплине представлены в приложении А.
Для студентов специальности 080105.65, 080109.65 и направления 080100.62 Вопросы для обсуждения 1. Социально-экономическая сущность финансов и их функции. 2. Функции финансов. 3. Финансовые ресурсы как экономическая категория. Контрольные вопросы Что представляют собой финансы как экономическая категория? Что представляет собой финансовый рынок, какие элементы он в себя включает? Изменилась ли роль финансов при переходе российской экономики к рынку? Какую роль играет финансовый рынок в мобилизации и использовании финансовых средств? Можно ли это сказать о финансовом рынке России? Изучите, как трактуется категория финансов в учебниках и учебных пособиях, указанных в списке литературы. Подберите и проанализируйте определения финансов, приводимые в этих или других трудах экономистов. Какие элементы включает в себя финансовая система? Какие структурные элементы финансовой системы получили возможность для своего развития в современной России? Какие условия необходимы для возникновения и функционирования финансов? Можно ли сказать, что финансы возникли с появлением капитала? В чем заключается денежный характер финансовых отношений? Какие денежные отношения относятся к финансовым? Как соотносятся между собой категории “финансы”, “деньги”, “кредит”? В чем заключается отличие финансовых ресурсов от денежных ресурсов, заработной платы, кредитных ресурсов? Какие функции выполняют финансы? Можно ли использовать финансы как инструмент экономического стимулирования? Как изменились функции финансов с переходом к рынку? Какие проблемы, касающиеся сущности финансов и их функций, дискутируются сегодня в отечественной периодике? Что представляют собой децентрализованные денежные средства? Какова их структура? Каким образом происходит формирование децентрализованных денежных средств? По какому принципу финансы делятся на централизованные и децентрализованные денежные средства? Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Шуляк П.Н. Финансы: Учеб.пособие (с применением структурно-логических схем)для вузов. - 6-е изд.,испр.и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. 3. Финансы: Толковый словарь:Англо-рус. - М.: Инфра-М:Весь мир, 1998. - 492,[1]с.
Вопросы для обсуждения 1. Финансовая политика государства и ее особенности в современной России. 2. Управление финансами на микро- и макроуровнях. Объекты и субъекты управления финансами. 3. Понятие и состав финансового механизма. 4. Содержание и значение финансового контроля. Контрольные вопросы 1. В чем заключается сущность финансовой политики государства? 2. В чем специфика фискальной и бюджетной политики государства? Сопоставьте два понятия “фискальная политика” и “бюджетная политика”. 3. Приведите примеры использования инструментов фискальной политики государства. 4. Приведите примеры применения инструментов бюджетной политики. 5. Каким образом воздействует фискальная политика на совокупное предложение? На совокупный спрос? 6. Как определяется мультипликатор государственных расходов? 7. Что такое налоговый мультипликатор? 8. Какие проблемы возникают при проведении фискальной политики? 9. Можно ли сказать, что политика в области государственных расходов и налогообложения проводится только с целью снижения уровня безработицы и инфляции? 10. Какие существуют концепции бюджетной политики? 11. В чем состоят результаты финансовой политики? 12. Каковы основные черты финансовой политики государства до кризиса 1998 года? 13. Дайте характеристику финансовой стратегии России в начале ХХ1 века. 14. Какая взаимосвязь существует между финансовой политикой и управлением финансами? 15. В чем заключаются изменения содержания финансового управления при переходе к рынку? 16. Что входит в сферу непосредственного государственного управления? 17. Какие функции по управлению финансами возлагаются на Правительство Российской Федерации? 18. Какова структура Министерства финансов Российской Федерации? 19. В чем специфика управления финансами на предприятиях? 20. Видите ли Вы разницу в понятиях “управление финансами” и “финансовый менеджмент”? 21. Какие индикаторы используются в макроэкономическом регулировании финансов? 22. Какие существуют способы воздействия финансовых отношений на хозяйственные процессы? 23. В чем заключается роль правового, нормативного и информационного обеспечения финансового механизма? 24. Какие существуют методы проведения финансового контроля? 25. Какие органы финансового контроля существуют в Российской Федерации? 26. Какие функции выполняет Счетная палата? 27. В чем специфика контрольных функций Казначейства РФ и департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ? 28. Какие контрольные функции возложены на Министерство по налогам и сборам РФ? 29. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля? 30. С какой целью проводится внутренний аудит и кто его осуществляет?
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. 3. Финансы.Денежное обращение.Кредит: Учеб.для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008.
Вопросы для обсуждения 1. Сущность государственных финансов. 2. Экономическая роль государственных доходов и расходов. 3. Региональные финансовые ресурсы. Контрольные вопросы В чем заключаются функции государства? В чем заключается сущность государственных финансов? Какую роль в финансовой системе играют государственные и муниципальные финансы? Какова структура государственных финансов? Чем характеризуются межбюджетные отношения в Российской Федерации? В чем заключается их специфика? Что понимают под финансами территорий? Какую роль в настоящее время играют территориальные финансы в связи с переходом к формированию финансовой системе на принципе фискального федерализма? Какую роль играет региональная политика в экономическом и социальном развитии регионов? Что представляет собой принцип фискального федерализма? Чем он отличается от принципа демократического централизма, который лежал в основе построения финансовой системы Советского Союза? Как изменилась роль местных бюджетов в Российской Федерации? Каковы общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации? Какие права имеют местные органы власти в области финансовой деятельности? Каким образом происходит распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы? Какие элементы составляют структуру финансов на территориальном уровне? Какие функции выполняют внебюджетные фонды? Какие функции выполняет государственный кредит? Почему в системе централизованных финансов выделяют финансы предприятий? Тестирование
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. 3. Финансы Новгородской области, 2010: стат. сб. / редкол.: Н. Е. Зимина [и др.]; Новгородстат. - Великий Новгород, 2010. Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование Вопросы для обсуждения 1. Необходимость и содержание финансового планирования. 2. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение. 3. Этапы и методы финансового планирования. 4. Виды финансовых планов. Контрольные вопросы 1. Дайте определение финансового планирования, сформулируйте его отличительные черты. 2. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирование. 3. Дайте определение финансового прогнозирования, охарактеризуйте его значение. 4. Дайте характеристику этапов и методов финансового планирования. 5. Перечислите специфические методы финансового прогнозирования. 6. Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составляемых на общегосударственном и территориальном уровнях, охарактеризуйте их назначение. 7. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями. 8. Перечислите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, сформулируйте их особенности.
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Финансы Новгородской области, 2010: стат. сб. / редкол.: Н. Е. Зимина [и др.]; Новгородстат. - Великий Новгород, 2010. 3. Барулин С. В. Финансы: учебник / С. В. Барулин. - 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2011. - 639, [1] с.
Вопросы для обсуждения 1. Сущность бюджета и его функции. 2. Доходы и расходы бюджета. 3. Основы бюджетное устройство РФ. 4. Бюджетный процесс в РФ. Контрольные вопросы 1. В чем заключается социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета? 2. Какие Вы знаете методы формирования бюджета? 3. Какие функции выполняет государственный бюджет? 4. Изменилась ли, на Ваш взгляд, роль бюджета в экономической жизни общества XX века? 5. Можно ли утверждать, что государственный бюджет и сейчас остается центральным звеном финансовой системы? 6. Доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, постоянно возрастает. Как Вы думаете, каковы причины увеличения развития данной тенденции? 7. Возможно ли снижение доли национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, в ближайшем будущем в развитых капиталистических странах? 8. Как Вы можете объяснить то, что в рыночной экономике основным источником доходов бюджета являются налоги? Покажите эффективность данной системы построения доходной базы бюджета. 9. Изучив экономическую литературу по данной проблеме, проанализируйте основные функции государственного бюджета. Какие из них, на Ваш взгляд, действительно присущи государственному бюджету Российской Федерации? Объясните свою позицию. 10. Объясните термин «консолидированный бюджет Российской Федерации». 11. Перечислите налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета. 12. Какие расходы финансируются исключительно из федерального бюджета? 13. В чем особенности формирования и использования территориальных бюджетов? 14. Каково назначение бюджетной классификации? 15. Что включает в себя классификация доходов бюджета? 16. В чем специфика функциональной классификации расходов бюджета? 17. Каковы особенности экономической классификации бюджета? 18. Дайте характеристику ведомственной классификации расходов федерального бюджета. 19. Что такое бюджетный процесс и что он в себя включает? 20. Дайте краткую характеристику процедуры рассмотрения и утверждения федерального бюджета в Государственной Думе. 21. Что представляет собой исполнение бюджета? 22. Какие функции выполняет Федеральное казначейство? 23. Каковы основные функции органов казначейства по контрольной деятельности?
Решение задач
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Финансы Новгородской области, 2010: стат. сб. / редкол.: Н. Е. Зимина [и др.]; Новгородстат. - Великий Новгород, 2010. 3. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учеб.пособие для вузов. - 2-е изд.,стер. - М.: Кнорус, 2009. 4. Базилевич О. И. Налоги и налогообложение. Практикум: учеб. пособие: для вузов / О. И. Базилевич, А. З. Дадашев. - М.: Вузовский учеб., 2011
Вопросы для обсуждения 1. Бюджетный дефицит и его причины. 2. Динамика бюджетного дефицита в развитых странах в ХХ веке. 3. Способы покрытия бюджетного дефицита. 4. Бюджетный дефицит и бюджетная политика России на современном этапе. Контрольные вопросы Что означает понятие “хронический бюджетный дефицит”? В чем заключается политика дефицитного финансирования? Каким образом можно покрыть дефицит бюджета? Какова экономическая эффективность различных источников покрытия бюджетного дефицита? В чем особенности и причины бюджетного дефицита в РФ? На основе изучения экономической литературы дайте сравнительный анализ причин бюджетного дефицита 80–90-х годов ХХ столетия в странах с рыночной экономикой. Объясните, каким образом привлечение иностранного капитала поможет решить проблему бюджетного дефицита? Считаете ли Вы подобный способ борьбы с бюджетным дефицитом приемлемым для России и почему? Правомерно ли утверждение, что при любом способе покрытия бюджетного дефицита усиливается инфляция? Если “да”, то почему?
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие: для вузов / под ред. В. Ю. Катасонова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. - М.: Магистр, 2010. 3. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учеб.пособие для вузов. - 2-е изд.,стер. - М.: Кнорус, 2009.
Вопросы для обсуждения 1. Сущность и функции государственного кредита. 2. Классификация государственных займов. 3. Управление государственным кредитом.
Контрольные вопросы 1. В чем сущность государственного кредита? 2. Что общего и каковы отличительные признаки у банковского и государственного кредита? Дайте их сравнительный анализ. 3. Какие функции выполняет государственный кредит? 4. В каких формах существует государственный кредит? 5. Что понимается под государственным долгом? 6. Как соотносятся между собой государственный кредит и государственный долг? 7. Что такое рефинансирование государственного долга? 8. В чем отличие рефинансирования государственного долга от его погашения? 9. Существует ли взаимосвязь между погашением государственного долга и ростом неравенства в доходах? 10. Приведите классификацию государственных займов. 11. Что понимается под управлением государственным кредитом? 12. Какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом? 13. Какие органы занимаются оперативным управлением государственным кредитом? 14. Раскройте движение внутреннего государственного долга России за последние пять лет. 15. Охарактеризуйте основные меры в области управления государственным долгом за этот период. 16. Определите масштабы и динамику внешнего долга России и пути регулирования этой задолженности. Тестирование Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие: для вузов / под ред. В. Ю. Катасонова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. - М.: Магистр, 2010. 3. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учеб.пособие для вузов. - 2-е изд.,стер. - М.: Кнорус, 2009. Тема 8. Внебюджетные фонды Вопросы для обсуждения 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. 2. Значение специальных фондов в финансовой системе. 3. Внебюджетные фонды Российской Федерации. Контрольные вопросы Каково основное назначение внебюджетных фондов? Какие преимущества и недостатки внебюджетных фондов по сравнению с госбюджетом и специальными целевыми фондами Вы можете назвать? Что представляют собой социальные внебюджетные фонды? Каким образом происходит формирование социальных внебюджетных фондов и как они используются? Каков порядок образования и использования экономических внебюджетных фондов? Как Вы считаете, заинтересованы ли органы государственной власти в формировании внебюджетных фондов? Почему Вы так считаете? Правомерны ли будут действия руководства государственным Пенсионным фондом, если оно: а) приобрело высокодоходные акции частного банка с целью пополнить ресурсы фонда; б) выступило учредителем акционерного общества с тем, чтобы будущая прибыль могла пополнить пенсионный фонд; в) выделило заем одному из иностранных государств, чтобы иметь в резерве Фонда конвертируемую валюту за счет выплачиваемого долга; г) выделило средства для покупки санаторных путевок пенсионерам; д) нашло резервы для увеличения пенсий и осуществило это в отношении беднейших граждан.
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие: для вузов / под ред. В. Ю. Катасонова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. - М.: Магистр, 2010. 3. Учебное пособие «Государственные внебюджетные фонды», НовГУ, 2010
Вопросы для обсуждения 1. Финансовые отношения предприятий. 2. Финансовый механизм управления предприятием. 3. Особенности финансов предприятий различных форм собственности.
Контрольные вопросы 1. Какое место финансы предприятий занимают в финансовой системе страны? 2. Дайте определение финансов хозяйствующих субъектов. 3. Можно ли сказать, что финансы предприятий представляют основу финансовой системы? 4. Какие финансовые отношения регламентируются законодательством? 5. Дайте характеристику принципов организации финансов предприятий в условиях рынка. 6. Какие функции выполняют финансы предприятий? 7. Назовите и дайте характеристику основным видам финансовой деятельности предприятия. 8. Каким образом происходит формирование ресурсов предприятия? 9. В чем специфика финансовых отношений коммерческих предприятий и организаций? Некоммерческих организаций? 10. Какие преимущества в управлении финансами дают общества с ограниченной ответственностью? 11. В чем состоят особенности управления финансами в открытых акционерных обществах? 12. В чем специфика организации финансов унитарных предприятий? 13. Определите различия между государственными финансами и финансами хозяйствующих субъектов. 14. Дайте характеристику основных форм некоммерческих организаций. В чем специфика организации их финансов? 15. Что представляет собой Уставный фонд и каковы источники его образования? 16. Что представляют собой производственные фонды и в чем заключается сущность деления их на основные и оборотные фонды? 17. Какие отраслевые особенности влияют на организацию финансов предприятий, в чем проявляется это влияние? 18. “Хозяйствующий субъект богат не тем, что у него есть заводы, сырье, работники, а тем, что у него есть рынки”. Как Вы понимаете данное высказывание? 19. Что такое основной капитал и каковы его составляющие? 20. Дайте сравнительную характеристику следующих понятий: основной капитал, основные фонды, основные средства.
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Обущенко Т. Н. Финансы строительства: учеб. пособие для вузов. - М.: Форум, 2010. 3. Финансы организаций (предприятий): Учеб.для вузов / Под ред.Н.В.Колчиной. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 368с.
Тема 10. Прибыль предприятия, ее планирование и распределение Вопросы для обсуждения 1. Прибыль предприятия и факторы, ее определяющие. 2. Состав валовой прибыли предприятия. 3. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения. Контрольные вопросы 1. Какую роль играет прибыль в условиях развития предпринимательства? 2. Какие факторы влияют на величину прибыли? 3. Что включается в состав валовой прибыли предприятия? 4. Каким образом определяется плановая прибыль? 5. Что представляет собой налог на прибыль предприятия? 6. Какие существуют льготы по налогообложению прибыли предприятий? 7. Каково значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия? 8. Можно ли сказать, что предприятие, у которого на счетах много денег, является финансово устойчивым? 9. Всегда ли предприятие, которое берет кредит, имеет плохое финансовое состояние? 10. Может ли одновременно предприятие иметь хорошее финансовое состояние и финансовые трудности? 11. Почему важно сравнивать финансовую отчетность компании с: а) ее отчетностью за предыдущие годы; б) отчетностью других компаний той же отрасли; в) отчетностью компаний других отраслей? Решение задач
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2. Финансы организаций (предприятий): Учеб.для вузов / Под ред.Н.В.Колчиной. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 368с.
Тема 11. Финансы граждан Вопросы для обсуждения 1. Место финансов граждан в финансовой системе. 2. Финансовый портфель гражданина и принципы его формирования. 3. Налогообложение граждан. Контрольные вопросы Из каких источников складываются денежные доходы домохозяйств? Какую роль играет каждый из них? Как изменялась эта роль по мере формирования рыночных отношений в экономике России? Какие виды пенсий существуют в РФ? Что представляет собой минимальная заработная плата, для чего она устанавливается и надо ли ее устанавливать в законодательном порядке? Какова минимальная заработная плата в России сегодня? Чему равна средняя заработная плата в России сегодня? Что представляют собой пособия и какие среди них являются самыми распространенными в РФ? Что такое стипендия, кому она выдается и каковы ее размеры? Каким образом домохозяйства расходуют свои денежные средства? Какие налоги берутся с физических лиц? Какие льготы существуют в системе налогообложения физических лиц? Как составляется налоговая декларация? Можно ли сказать, что объем потребления материальных и нематериальных благ зависит не только от величины доходов граждан, но и от социальной политики государства? Куда, с Вашей точки зрения, надежнее вложить денежные средства гражданина: в государственные облигации или на депозитный счет в коммерческий банк? Объясните Ваш выбор. Какими принципами Вы будете руководствоваться при формировании своего финансового портфеля и почему? Объясните, как Вы понимаете каждый принцип. В чем главное отличие отношений граждан со страховым и пенсионным фондами? Каковы, на Ваш взгляд, основные направления воздействия финансовой системы страны на повышение уровня жизни граждан? Какие из социальных гарантий современного общества сохранились от прежних этапов его развития и какие вызваны переходом на систему рыночных отношений? Определите, истинны или ложны следующие высказывания: а) потребители ограничены в том, сколько они могут потратить; б) семейный бюджет сбалансирован, когда запланированные расходы более предполагаемого дохода; в) у человека есть два источника получения дохода - собственность и труд; г) зарплата - это пример получения дохода от богатства; д) если займ дается под 2% в месяц, это значит, что он дается под 24%; е) вещи, которые Вы исключили из Вашего бюджета, чтобы сбалансировать его, представляют собой альтернативную стоимость покупок, которые Вы сделали; ж) в России потребители могут рассчитывать только на самих себя; з) конкуренция между производителями наносит вред потребителю; и) бизнесмены должны постоянно заботиться о том, чтобы быть кредитоспособными, а потребители - нет. 18. Вы живете в собственном большом доме в старом городском районе. Здесь недавно разрешено новое строительство многоэтажных домов. Стоит Вам: а) как и прежде жить в своем доме; б) разделить дом на несколько квартир и сдавать их; в) снести дом и построить новый многоэтажный. 19. Если реклама предлагала вложить деньги в банк под 1000% (как это было в России в 1994 г.), а процент по межбанковскому кредиту не превышал тогда 250%, то в чем была ошибка вкладчиков такого банка? 20. В мае 1994 г. Мосимпортбанк предлагал 30000% по вкладам на 5 лет при поквартальном начислении процентов. Сколько процентов за квартал предлагал банк по своей ставке? А если бы клиент выбрал банк с 50%-й ставкой за квартал, то выиграл бы он? 21. Гражданин располагает капиталом в 10 млн. руб. Он может вложить их в депозит сразу на год при ставке банка 70% годовых или производить вложения по кварталам при ставке 60% годовых, что составляет 15% в квартал. Определить капитал и доход гражданина к концу года по первому и второму варианту. Какой вариант выгоднее и насколько? 22. Приватизированная квартира принадлежит семье из 4 чел., один пенсионер. Стоимость квартиры по инвентаризации 80400 тыс. руб. Чему равен налог на квартиру, если ставка равна 0,1% от стоимости, а пенсионеры его не уплачивают.
Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2.Финансы: Учебник / Под ред.В.В.Ковалева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2009. - 636с Для студентов специальности 080105.65и направления 080100.62 Тема 6. Финансовые рынки После изучения темы, необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Какие функции выполняют денежные рынки и рынки капитала? В чем состоят отличия их друг от друга? 2. Охарактеризуйте основные каналы продвижения средств от их собственников к заемщикам. 3. Что такое финансовый инструмент? Назовите основные виды финансовых инструментов. 4. Определите место рынка ценных бумаг в системе финансового рынка. 5. Назовите основные элементы инфраструктуры фондового рынка. 6. С чем связана необходимость существования финансовых посредников в рыночной экономике и какие функции они выполняют? Литература: 1. Финансы: Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008 2.Финансы: Учебник / Под ред.В.В.Ковалева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2009. - 636с МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА Основное назначение доклада на практических занятиях по курсу “Финансы” - обеспечить глубокое усвоение студентами материалов лекций, привить навыки самостоятельной работы с экономической литературой, воспитать умение находить оптимальные решения в условиях изменяющейся практики хозяйствования, формировать современное экономическое мышление студентов. Лекционная и внеаудиторная ра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.012 с.) |