Сущность и функции финансов организаций. Роль финансов в деятельности организаций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансов организаций. Роль финансов в деятельности организаций.



Сущность и функции финансов организаций. Роль финансов в деятельности организаций.

Предприятие-это имущественный комплекс, созданный юр. лицом для осуществления предпринимательской деятельности, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребительского спроса.

Организация-это юр. лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету; организация как объект представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, обладает упорядоченной структурой.

Финансы предприятия – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений , возникающих при образовании, распределении и использовании ден фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной, социальной и иных видов деятельности.

Функции финансов предприятия.

Распределительная предполагает оптимизацию пропорций распределения общей суммы сформированных финансовых ресурсов в разрезе отдельных фондов, обеспечивающих различные направления формирования инвестиционной и операционной деятельности.

Контрольная состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей может быть осуществлен контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия.

Обеспечивающая заключается в обеспечении процесса производства необходимыми финансовыми ресурсами.

Фондообразующая предполагает систематическое формирование в необходимом объеме финансовых ресурсов из различных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности.

Роль финансов в деятельности организаций.

1. Обеспечение фин.ресурсами потребностей основной деятельности.

2. Обслуживание индивидуального кругооборота фонда, т.е. смены форм собственности

3. Распределение выручки от реализации после уплат косвенных налогов на:

- фонд возмещения материальных затрат, включая и фонд амортизационных отчислений

-фонд оплаты труда, включая взносы во внебюджетные фонды

-чистый доход, выступающий в ходе прибыли

4. Перераспределение чистого дохода на 2 части:

-платежи в бюджет (налог на прибыль)

-прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий

5. Распределение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в различные фонды

- фонд потребления

-фонд накопления

-резервный фонд

- др цели

6. Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе кругооборота фондов, т.е. за состоянием ликвидности, платежеспособности, фин. устойчивости.

Принципы организации финансовых отношений коммерческих организаций

Единого мнения у авторов нет, поэтому можно выделить следующие:

Павлова Л.Н. выделяет (московская школа):

· Плановость

· Системность

· Целевую направленность

· Диверсификацию

· Стратегическую ориентированность

Ковалев В.В. выделяет:

· Принцип экономической эффективности (экономия затрат труда)

· Финансового контроля

· Финансового стимулирования

· Материальной ответственности

Дробозина Л.А. выделяет:

· Принцип хозяйственной самостоятельности

· Самофинансирования

· Материальной заинтересованности

· Материальной ответственности

· Принцип обеспечения финансовых резервов

Романовский М.В. выделяет:

· Плановость, которая означает:

§ Объем продаж должен соответствовать объему издержек

§ Объем инвестиций должен соответствовать потребностям рынка

· Принцип соотнесения сроков поступления средств и платежей (разрыв во времени должен быть минимальным)

· Принцип взаимозависимости финансовых показателей, что предполагает учет изменения законодательства

· Принцип гибкости (возможности маневра)

· Минимизация финансовых издержек

· Рациональность вложения капитала (соотношение эффективности и рисков)

· Принцип финансовой устойчивости

Приказ МинЭкономРазвития от 01.10.1997 «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)»

Принципы:

· Максимизации прибыли

· Оптимизации структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости

· Достижение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности для участников, учредителей, инвесторов и кредиторов

· Обеспечение инвестиционной привлекательности

· Создание эффективного механизма управления предприятием

· Использование рыночных механизмов в привлечении финансовых ресурсов

 

Государственное регулирование финансов предприятий.

Государство в той или иной мере вмешивается в процесс распределения, и значительная часть финансовых отношений регламентируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, положениями по бухгалтерскому учету и другими нормативно-правовыми актами.

В настоящее время государство регулирует:

· размер и порядок формирования уставного капитала;

· размер и порядок формирования резервного капитала;

· порядок размещения и выкупа акций;

· порядок приватизации, ликвидации, слияния и разделения предприятий;

· очередность списания средств с расчетного счета предприятий;

· состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

· размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях определения налога на прибыль (расходы на командировки, рекламу, представительство, образование, проценты за банковский кредит);

· методы начисления амортизации;

· сроки полезного использования основных средств и НМА в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

· объекты и ставки налогообложения, налоговые льготы, сроки перечисления налогов и других платежей в бюджетные и внебюджетные фонды;

· сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

· состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.

Цели гос.регистрации:

1) осуществление гос контроля за выполнением условий, занятия опред видами деят-сти (органы федер налог службы) и для борьбы с практикой тайного предпринимателя

2) осуществление налогообложения

3) для получения сведений статистического учета

4) Для предоставления всем субъектам хозяйствования соотв информации о субъектах хоз. деят-сти

Роль финансов в деятельности организаций

Роль финансов в хозяйственной деятельности организаций (предприятий) проявляется в следующем.

Во-первых, в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей основной деятельности.

Во-вторых, в обслуживании индивидуального кругооборота фондов, т.е. смены форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, а после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма превращается опять в денежную форму.

В-третьих, в распределении выручки от реализации после оплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) на следующие составные части:

· фонд возмещения материальных затрат (включая фонд амортизационных отчислений);

· фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды);

· чистый доход, выступающий в форме прибыли.

В-четвертых, в перераспределении чистого дохода на платежи в бюджет (с помощью налога на прибыль организаций) и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

В-пятых, в распределении чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в различные фонды: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и на другие цели.

В-шестых, в осуществлении контроля за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе кругооборота фондов, т.е. за состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные понятия финансового менеджмента (финансовые активы, финансовые инструменты).

Финансовый менеджмент- это специфическая область управленческой деятельности, связанная с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия.

Главная цель фин. менеджмента - максимизация собственного капитала, т.е. рыночной стоимости предприятия (рыночной стоимости обык акций).

К финансовым активам относятся: денежные средства; контрактное право получать от другой организации денежные средства или любой другой вид финансовых активов; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; акции др. предприятий.

Финансовый инструмент – это любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной организации и финансовых обязательств долгового или долевого характера другой организации.

Финансовые инструменты подразделяются на:

1) первичные, к которым относятся:

– кредиты и займы;

– облигации и другие долговые ценные бумаги;

– кредиторская и дебиторская задолженность;

2) вторичные или производные (деривативы), к которым относятся:

– опционы;

– фьючерсы;

– форвардные контракты;

– процентные свопы;

– валютные свопы.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

· выплатить денежные средства или предоставить какой-либо иной вид финансовых активов другому предприятию;

· обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях

 

Формирование прибыли

Конечный финансовый результат деятельности предприятия находит отражение в Отчете о прибылях и убытках (форме № 2). В данном отчете показывают несколько видов прибыли.

Валовая прибыль (ВП)рассчитывается как разностьмежду выручкой от продаж продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции:

ВП = В – Спр., (5.1)

где ВП – валовая прибыль; В – выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); Спр. – производственная себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж (ПП) продукции (работ, услуг) опреде­ляется как разница между выручкой от продаж без НДС, акцизов и полной себестоимостью реализованной продукции:

ПП = ВП – КР - УР, (5.2)

где ВП – валовая прибыль; КР – коммерческие расходы. УР – управленческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения (ПДН) или балансовая прибыль рассчитывается по формуле:

ПДН = ПП – ПР + ПД, (5.3)

где ПП – прибыль (убыток) от продаж; ПР – прочие расходы. ПД – прочие доходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения -это финансовый результат от всех видов деятельности организации, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяй­ственных операций.

Показатель прибыли до налогообложения используется для:

· оценки эффективности про­изводства;

· выявления динамики ее роста;

· определения общей рентабель­ности деятельности (экономической рентабельности).

Чистой прибылью называется прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды.

ЧП = ПДН + ОНА– ОНО – ТНП, (5.4)

где ПДН – прибыль (убыток) до налогообложения; ОНА – отложенные налоговые активы; ОНО – отложенные налоговые обязательства. ТНП – текущий налог на прибыль.

Распределение и использование прибыли предприятияобеспечивает:

· покрытие потребностей предприятия в финансировании хозяйственной деятельности;

· формирование государственных доходов.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в государственный бюджет посредством уплаты налога на прибыль и распределение оставшейся прибыли по статьям использования на предприятии.

Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками.

Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль. Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать распределение.

Распределение прибыли регламентируется в уставных документах предприятия. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется по его усмотрению и может быть направлена на следующие цели:

1) выплату дивидендов учредителям (участникам) коммерческой организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности;

2) выплату вознаграждения и материальной помощи работникам предприятия;

3) создание и пополнение Резервного фонда, состав и назначение которого зависит от организационно-правовой формы предприятия;

4) создание Фонда накопления, средства которого направляются на финансирование капитальных вложений;

5) создание Фонда потребления, который является источником социального развития предприятия, материального стимулирования и социальной защиты коллектива;

6) увеличение уставного капитала при доведении его размера до величины чистых активов предприятия;

7) другие цели, предусмотренные учредительными документами.

 

45. Показатели рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом и эффективность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величины показывает соотношение эффекта с имеющимися или потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в три группы:

1) показатели, характеризующие окупаемость затрат, к которым относится рентабельность продукции:

, (5.7)

где П величина операционной прибыли (до выплаты процентов и налогов);

Ср – себестоимость реализованной продукции.

Данный показатель рассчитывается по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж:

, (5.8)

где П величина операционной прибыли (до выплаты процентов и налогов);

В – выручка от реализованной продукции.

Рссчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей, к которым относятся:

· рентабельность собственного капитала:

, (5.9)

где П величина операционной прибыли (до выплаты процентов и налогов);

– средняя величина собственного капитала.

Показывает эффективность использования собственного капитала.

· экономическая рентабельность:

, (5.10)

где П величина операционной прибыли (до выплаты процентов и налогов);

– средняя величина всего инвестированного капитала (стр. 300 бухгалтерского баланса). Показывает эффективность использования всего имущества организации

· рентабельность оборотных активов : Показывает эффективность использования оборотного капитала

 

 

46. Дивидендная политика: принципы формирования и типы. Факторы, влияющие на выбор дивидендной политики.

Дивидендная политика - это совокупность использов. АО принципов и методов выплат дивидендов в соответствии с его целями на определенном этапе развития.

ДП - часть фин. полит

Дивиденд - это часть прибыли АО, которую оно распределяет между акционерами и выплачивая им ежегодно.

Принципы формирования дивидендной политики.

1.Мах совокуп. состав акционеров

2.Достаточность финансиров. деятельности компании

3.Обоспечение инвистиц. привлекат. компании для акционеров.

Типы дивидендной политики.

1. Остаточная пол.див. выплат, в соответствии с которой размер див выпла. и опр. после удовслетв. инвест потребителей

Преимущ.- высокий темп развития предприятия Недост(акционеров) нестабил. непредск. дивидендов ;отсутствие див выплат в период больших инвест потреб компании ;результат снижение рыночной стоимости таких компаний.

Такая дивидендная политика используется на ранних стадиях жизненного цикла предприятия.

2. Постоянного стабильного размера див выплат. Предполагает выплату постоян. Сум.дивид. на протяжении длительного периуда времени, с учетом коррективов на темпы инфляции «+» гарант для акционеров выплаты див -> снижению риск инвист. стабильн. номеров акц. на фин. рынке -«-« слабая связь с результатом деятельности вероятность возникновения ситуации, при которой инвест деятельность может быть приостановлена

Данный метод используется чаще на предприятия с низким уровнем производства коммерц. и фин.риска.

3.Полит.устойчивого роста дивид предусматривает: стабильный рост уровня дивид. Выплат в расчете на 1 акцию – установление твердого % прироста к их раз предыдущ. периоде ; «+»рост рыночной стоимости акции,- формиров. положит имидже компании; «минус»- отсутствие гибкости ; рост финансовой напряженности в случае опережения темпов роста дивид выплач. по ср. с темпами роста прибыли

Данный тип используется в компании с высоким темпом роста прибыли.

4. Полит выплаты див как постоян доли чистой прибыли. Предусм. установ. коэфицент. див выплаты в отношении сум.приб на длит период;

Запас финансовой прочности

Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия. Он выражает возможность предприятия выдержать снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения и сохранить финансовую устойчивость и платежеспособность.

Рекомендуемое значение запаса финансовой прочности должно быть не ниже 10%.

Запас финансовой прочности определяется по формулам:

а) в абсолютном выражении:

ЗФПа = Впл. - Вкр., (3.20)

где Впл. - выручка от реализации продукции по плану;

Вкр. - критическая выручка;

б) в относительном выражении:

(3.21)

 

50. Взаимосвязь финансового и операционного рычагов и оценка общего риска предприятия.

Операционный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, под которым понимают риск, связанный с возможным недостатком средств для покрытия, с одной стороны, текущих расходов, с другой – расходов по обслуживанию внешних источников финансирования.

Поскольку операционный и финансовый риски тесно связаны между собой, тесно связаны между собой операционный и финансовый рычаги.

Операционный рычаг воздействует на величину операционной прибыли, а финансовый рычаг – на сумму чистой прибыли предприятия, уровень рентабельности собственного капитала и величину чистой прибыли на акцию.

Возрастание процентов за кредит при наращивании финансового рычага увеличивает постоянные затраты и оказывает повышающее воздействие на силу операционного рычага.

Источники операционного и финансового рисков:

1) неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию;

2) неустойчивость цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства продукции;

3) высокая доля постоянных затрат в общей их сумме;

4) неустойчивость финансовых условий кредитования.

Задача регулирования совокупного риска предприятия в концепции взаимосвязи риска и доходности сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов.

1. Высокий уровень финансового рычага в сочетании с низким уровнем операционного рычага.

2. Низкий уровень финансового рычага в сочетании с высоким уровнем операционного рычага.

3. Умеренные уровни финансового и операционного рычагов.

 

Вопрос № 51. Экономическое содержание оборотного капитала. Состав и структура оборотных активов предприятия.

Оборотный капитал – совокупность имущественных ценностей, которые обслуживают текущую операционную деятельность предприятия и полностью потребляются в течение первого производственного цикла.

Оборотные активы (с точки зрения бухгалтерского баланса) – активы, которые могут быть трансформированы в денежные средства в течение 1 года

Оборотные средства – денежные средства авансированные в оборотные активы, которые непрерывно оборачиваются в течение 1 года / производственного цикла

Классификация оборотных средств:

1 По обслуживаемой сфере производства:

Ø Средства, авансированные в оборотные производственные фонды

Ø Оборотные средства в фондах обращения

2 По степени ликвидности:

Ø Абсолютно ликвидные (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения)

Ø Быстро реализуемые (готовая продукция, товары для перепродажи, дебеторская задолженность, со сроком погашения < 12 месяцев)

Ø Медленно реализуемые (материальные запасы, НЗП, расходы будущих периодов)

Ø Труднореализуемые (дебиторская задолженность со сроком платежа > 12 месяцев)

Элементы оборотных активов в сфере производства: МПЗ, НЗП, РБП

Элементы оборотных активов в сфере обращения: ГП и товары для перепродажи, товары отгруженные, ДЗ, КФВ и ДС

Структура оборотных активов зависит от следующих факторов:

1 От производственных факторов:

Ø Состав затрат на производство

Ø Тип производства (массовое, серийное, един.)

Ø Вид продукции

Ø Длительность производственного цикла

2 Особенности материально – технического снабжения:

3 Организация расчетов с поставщиками и покупателями (дебиторская задолженность)

4 Учетная политика предприятия

5 Спрос на продукцию предприятия

6 Темпы роста объема производства и реализации (запаса, величины оборотных активов)

7 Финансовое состояние предприятия

Определения объема собственных оборотных средств

I. Для финансово – устойчивых предприятий:

СОС = стр.490 + стр.590 – стр.190 (1)

Долгосрочные обязательства

Внеоборотные активы

II. Для финансово – неустойчивых предприятий

СОС = стр.490– стр.190 (2)

Формула (1)может быть представлена:

СОС = ( стр.490+стр.640+стр.650)+стр.590-стр.190 (3)

Доходы будущих периодов

ТА – текущие активы

ТО – текущие обязательства

 

Сущность и функции финансов организаций. Роль финансов в деятельности организаций.

Предприятие-это имущественный комплекс, созданный юр. лицом для осуществления предпринимательской деятельности, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребительского спроса.

Организация-это юр. лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету; организация как объект представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, обладает упорядоченной структурой.

Финансы предприятия – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений , возникающих при образовании, распределении и использовании ден фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной, социальной и иных видов деятельности.

Функции финансов предприятия.

Распределительная предполагает оптимизацию пропорций распределения общей суммы сформированных финансовых ресурсов в разрезе отдельных фондов, обеспечивающих различные направления формирования инвестиционной и операционной деятельности.

Контрольная состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей может быть осуществлен контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия.

Обеспечивающая заключается в обеспечении процесса производства необходимыми финансовыми ресурсами.

Фондообразующая предполагает систематическое формирование в необходимом объеме финансовых ресурсов из различных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности.

Роль финансов в деятельности организаций.

1. Обеспечение фин.ресурсами потребностей основной деятельности.

2. Обслуживание индивидуального кругооборота фонда, т.е. смены форм собственности

3. Распределение выручки от реализации после уплат косвенных налогов на:

- фонд возмещения материальных затрат, включая и фонд амортизационных отчислений

-фонд оплаты труда, включая взносы во внебюджетные фонды

-чистый доход, выступающий в ходе прибыли

4. Перераспределение чистого дохода на 2 части:

-платежи в бюджет (налог на прибыль)

-прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий

5. Распределение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в различные фонды

- фонд потребления

-фонд накопления

-резервный фонд

- др цели

6. Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе кругооборота фондов, т.е. за состоянием ликвидности, платежеспособности, фин. устойчивости.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.013 с.)