Методы анализа безубыточности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы анализа безубыточности



Существует три метода анализа безубыточности:

· математический;

· маржинальный;

· графический.

1. Математический метод анализа безубыточности

Известно, что прибыль от продаж определяется по формуле:

П = В - Зпер - Зпост = (ц - зпер.) Q - Зпост., (3.3)

Для точки безубыточности верны следующие выражения:

Вкр. = Зпост. + Зпер., (3.1)

ц* Qкр. = Зпост. + зпер.* Qкр., (3.2)

ц* Qкр. = Зпост. + Зпер., (3.4)

На основе формул 3.1, 3.2 и 3.4 можно рассчитать следующие значения для точки безубыточности:

1) значение критической выручки в натуральном выражении:

а) из формулы 3.2:

, (3.5)

б) из формулы 3.4:

, (3.6)

или , (3.7)

2) значение критической выручки в денежном выражении:

, (3.8)

где у пер. – доля переменных затрат в цене единицы продукции.

3) объем продукции, который необходимо произвести и реализовать для получения запланированной величины операционной прибыли в натуральном выражении:

, (3.9)

где П пл. – плановая величина операционной прибыли;

Q пл. – плановая величина объема реализации продукции в натуральном выражении.

2. Маржинальный метод анализа безубыточности

Маржинальный метод анализа безубыточности использует понятие маржинальной прибыли (валовой маржи, маржинального дохода, вклада на покрытие), которая превышает собой превышение выручки над переменными затратами на производство и реализацию продукции.

Маржинальный метод анализа безубыточности предполагает использование следующих понятий:

1) маржинального дохода – это разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами на ее производство (рассчитывается на весь выпуск и на единицу продукции):

а) на весь выпуск:

МД = В – Зпер., (3.10)

б) на единицу продукции:

мд ед. = ц – зпер., (3.11)

 

2) относительного дохода – это маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке:

, (3.12)

3) операционного рычага:

а) , (3.13)

б) , (3.14

Маржинальный метод анализа безубыточности позволяет получить следующие значения для точки безубыточности:

1)значение критической выручки в натуральном выражении:

, (3.15)

где мдед. – маржинальный доход на единицу продукции.

 

2)значение критической выручки в денежном выражении:

, (3.16)

где мдед. – маржинальный доход на единицу продукции.

 

49. Операционный рычаг и его оценка. Операционный рычаг как инструмент планирования прибыли от продаж. Запас финансовой прочности.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение операционной прибыли.

Операционный рычаг определяется отношением объема маржинальной прибыли к разности между этим объемом и суммой постоянных затрат (см. формулу 3.13):

, (3.13)

где МД – маржинальная прибыль (маржинальный доход);

П – прибыль от реализации продукции до вычета процентов и налогов (операционная прибыль).

Экономический смысл показателя операционного рычага: он показывает степень чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации.

П = ОР·В, (3.17)

где П – изменение прибыли от реализации, %;

В – изменение объема реализации, %.

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной (достигнутой) выручки от реализации. Если изменяется выручка от реализации, то изменяется и сила воздействия операционного рычага.

Формула 3.13 может быть представлена следующим образом:

а) = (3.18)

б) (3.19)

Из формулы 3.19 следует, что чем выше постоянные затраты, тем выше уровень операционного рычага и, следовательно, степень операционного риска.

Под операционным риском понимается возникновение ситуации, когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера, т. е. риск неполучения прибыли.

Таким образом, воздействие операционного рычага на уровень операционной прибыли зависит от двух основных факторов:

1) от уровня постоянных затрат в общей их сумме;

2) от тенденций изменения выручки - рост или снижение продаж.

Поэтому необходимо рассмотреть 2 варианта.

Первый вариант соответствует ситуации, когда объем продаж увеличивается и при этом точка безубыточности уже пройдена. Для этой ситуации характерны следующие особенности:

1) сила воздействия операционного рычага убывает с ростом выручки;

2) при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается;

3) каждый процент прироста выручки будет давать все меньший процент прироста операционной прибыли;

4) высокая доля постоянных затрат будет способствовать большему приросту операционной прибыли.

В этой ситуации предприятие может отказаться от жесткой экономии на постоянных затратах.

Второй вариант соответствует ситуации, когда объем продаж уменьшается; при этом наблюдаются следующие особенности:

1) сила воздействия операционного рычага увеличивается со снижением выручки;

2) при этом доля постоянных затрат в общей их сумме увеличивается;

3) каждый процент снижения выручки будет давать значительно больший процент снижения операционной прибыли;

4) высокая доля постоянных затрат будет способствовать большему снижению операционной прибыли.

В этом случае необходима жесткая экономия на постоянных затратах.

Таким образом, показатель операционного рычага позволяет определить изменение прибыли при различных объемах выручки от реализации, а так как величина этого показателя зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме, то позволяет управлять затратами с учетом спроса на выпускаемую продукцию.

Запас финансовой прочности

Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия. Он выражает возможность предприятия выдержать снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения и сохранить финансовую устойчивость и платежеспособность.

Рекомендуемое значение запаса финансовой прочности должно быть не ниже 10%.

Запас финансовой прочности определяется по формулам:

а) в абсолютном выражении:

ЗФПа = Впл. - Вкр., (3.20)

где Впл. - выручка от реализации продукции по плану;

Вкр. - критическая выручка;

б) в относительном выражении:

(3.21)

 

50. Взаимосвязь финансового и операционного рычагов и оценка общего риска предприятия.

Операционный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, под которым понимают риск, связанный с возможным недостатком средств для покрытия, с одной стороны, текущих расходов, с другой – расходов по обслуживанию внешних источников финансирования.

Поскольку операционный и финансовый риски тесно связаны между собой, тесно связаны между собой операционный и финансовый рычаги.

Операционный рычаг воздействует на величину операционной прибыли, а финансовый рычаг – на сумму чистой прибыли предприятия, уровень рентабельности собственного капитала и величину чистой прибыли на акцию.

Возрастание процентов за кредит при наращивании финансового рычага увеличивает постоянные затраты и оказывает повышающее воздействие на силу операционного рычага.

Источники операционного и финансового рисков:

1) неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию;

2) неустойчивость цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства продукции;

3) высокая доля постоянных затрат в общей их сумме;

4) неустойчивость финансовых условий кредитования.

Задача регулирования совокупного риска предприятия в концепции взаимосвязи риска и доходности сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов.

1. Высокий уровень финансового рычага в сочетании с низким уровнем операционного рычага.

2. Низкий уровень финансового рычага в сочетании с высоким уровнем операционного рычага.

3. Умеренные уровни финансового и операционного рычагов.

 

Вопрос № 51. Экономическое содержание оборотного капитала. Состав и структура оборотных активов предприятия.

Оборотный капитал – совокупность имущественных ценностей, которые обслуживают текущую операционную деятельность предприятия и полностью потребляются в течение первого производственного цикла.

Оборотные активы (с точки зрения бухгалтерского баланса) – активы, которые могут быть трансформированы в денежные средства в течение 1 года

Оборотные средства – денежные средства авансированные в оборотные активы, которые непрерывно оборачиваются в течение 1 года / производственного цикла

Классификация оборотных средств:

1 По обслуживаемой сфере производства:

Ø Средства, авансированные в оборотные производственные фонды

Ø Оборотные средства в фондах обращения

2 По степени ликвидности:

Ø Абсолютно ликвидные (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения)

Ø Быстро реализуемые (готовая продукция, товары для перепродажи, дебеторская задолженность, со сроком погашения < 12 месяцев)

Ø Медленно реализуемые (материальные запасы, НЗП, расходы будущих периодов)

Ø Труднореализуемые (дебиторская задолженность со сроком платежа > 12 месяцев)

Элементы оборотных активов в сфере производства: МПЗ, НЗП, РБП

Элементы оборотных активов в сфере обращения: ГП и товары для перепродажи, товары отгруженные, ДЗ, КФВ и ДС

Структура оборотных активов зависит от следующих факторов:

1 От производственных факторов:

Ø Состав затрат на производство

Ø Тип производства (массовое, серийное, един.)

Ø Вид продукции

Ø Длительность производственного цикла

2 Особенности материально – технического снабжения:

3 Организация расчетов с поставщиками и покупателями (дебиторская задолженность)

4 Учетная политика предприятия

5 Спрос на продукцию предприятия

6 Темпы роста объема производства и реализации (запаса, величины оборотных активов)

7 Финансовое состояние предприятия

Определения объема собственных оборотных средств

I. Для финансово – устойчивых предприятий:

СОС = стр.490 + стр.590 – стр.190 (1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.029 с.)