Анализ резервов снижения себестоимости



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ резервов снижения себестоимости



 

Резервы снижения себестоимости могут быть достигнуты за счёт:

1) увеличения выпуска продукции;

2) снижения себестоимости единицы продукции.

Общая формула расчёта резерва снижения себестоимости продукции:

Р↓С = (Зфакт – Р↓З + Зд) / (Вфакт + Р↑В) – Зфакт / Вфакт,

где Зд – дополнительные затраты на повышение объёма производства.

Резерв увеличения выпуска продукции возможен за счёт более полного использования производственных мощностей.

Резерв снижения затрат устанавливается по каждой статье расходов за счёт конкретных мероприятий, которые способствуют экономии ресурсов предприятия.

Экономия затрат на оплату труда рассчитывается как:

Р↓ЗП = (Те возм. – Те факт.) * Ввозм * ОТвозм

Экономия материальных ресурсов:

Р↓МЗ = (УРвозм. – УРфакт.) * Ввозм * Цм возм.

Экономия ресурсов за счёт сокращения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования:

Р↓А = (Р↓ОС * На i),

где На i – норма амортизации.

Сумма резервов составит общий резерв снижения затрат.

Дополнительные затраты связаны с увеличением резерва выпуска продукции. Это затраты на заработную плату, сырьевые ресурсы и т.д., которые изменяются прямопропорцинально резерву выпуска продукции:

Зд = Р↑В * bi

 

Тема 9. Анализ финансовых результатов деятельности организации

 

Анализ прибыли

 

Основным финансовым результатом деятельности организации является прибыль.

Существует два подхода к определению прибыли:

1) традиционный подход – прибыль определяется как выручка за вычетом всех затрат:

Преал = Вреал – С = В * Цi – В * Сi = В * (Цi – Сi)

2) маржинальный анализ­ – общие затраты определяются исходя из суммы постоянных и переменных затрат:

Преал = Вреал – Зперем i * В – Зпост

Прибыль анализируется по следующей зависимости:

П = Σ(Робщ * Уд i * (Цi – Сi))

Пi = Σ(Рi * (Цi – Сi)),

где Робщ – общий объём реализованной продукции.

Величина прибыли зависит от системы учёта материальных затрат, методов амортизации (линейный, ускоренные), метода учёта выручки (кассовый, начисления) и других факторов.

Ценакак основной фактор, влияющий на величину прибыли, зависит от качества продукции, сорта, удельного веса, рынков сбыта, инфляции и т.д.

Изменение средней цены за счёт качества:

ΔЦср. кач. = Σ(Цнк – Цск) * Рнк / Р,

где

Цнк – цена продукции нового качества;

Цск – цена продукции прежнего качества;

Рнк – объём реализации продукции нового качества.

Влияние сортности продукции оценивают:

ΔЦср. стр. = Σ(Уд факт. – Уд пл.) * Цпл. / 100%

Влияние сортности продукции на объём выпуска оценивается по следующей формуле (методом цепных подстановок):

ВП = Σ(Вобщ. * Уд i * Цi)

ΔВПстр. = ВПусл. 2 – ВПусл. 1

ΔЦср. стр. = ΔВПстр. / Вобщ.

 

Анализ рентабельности

 

Все показатели рентабельности делятся на 3 группы:

1) рентабельность издержек;

2) рентабельность капитала;

3) рентабельность продаж.

Примером рентабельности издержек может служить рентабельность продукции:

Rпродукции = Преал / Среал = Σ(Робщ * Уд i * (Цi – Сi)) / Σ(Робщ. * Уд i * Сi)

Общая формула рентабельности издержек:

Ri = Рi * (Цi – Сi) / (Рi * Сi) = (Цi – Сi) / Сi

Общая формула рентабельности капитала:

Rкап. = Пд/н / СК,

где

Пд/н – прибыль до налогообложения;

СК – совокупный капитал.

Прибыль до налогообложения зависит от нескольких факторов: объёма реализованной продукции, структуры производства, цены, себестоимости и финансовых результатов от прочей деятельности.

Совокупный капитал зависит от: объёма реализованной продукции, структуры производства, цены, себестоимости и коэффициента оборачиваемости оборотного капитала.

 

Определение резервов увеличения прибыли и рентабельности

 

Резервы увеличения прибыли.

1. Резерв увеличения прибыли за счёт увеличения объёма продаж:

Р↑П РП = Р↑РП * Пед. i возм.,

где

Р↑РП – резерв увеличения объёма продаж;

Пед. i возм. – возможная прибыль на единицу продукции i-го вида.

2. Резерв увеличения прибыли за счёт снижения себестоимости:

Р↑П С = Р↓С * Рвозм.,

где

Р↓С – резерв снижения себестоимости реализованной продукции;

Рвозм. – возможный объём реализации.

3. Резерв увеличения прибыли за счёт повышения качества:

Р↑Пкач = Σ(ΔУд i * Цфакт.) * Рвозм.,

где

ΔУд i – изменение структуры производства в сторону повышения сортности;

Цфакт. – фактическая цена единицы продукции.

Резерв повышения рентабельности продукции:

РRпродукции = (Пфакт. + Р↑П) / (Зфакт. – Р↓З + Здоп.) – Пфакт. / Зфакт.,

где

Зфакт. – фактические затраты на изготовление продукции;

Р↓З – резерв снижения затрат;

Здоп. – дополнительные затраты, связанные с увеличением выпуска продукции.

 

Управленческий анализ

 

Как изменяется величина прибыли, какие факторы на неё влияют, исследует управленческий анализ, который является частью экономического анализа и составляющей управленческого учёта. Его основная цель – изучение прошлой, текущей и будущей деятельности различных сегментов бизнеса.

Управленческий анализ носит оперативный характер. Его отличие от экономического анализа состоит в том, что он проводится по решению администрации, а экономический анализ (в частности, финансовый) проводится в обязательном порядке.

Пользователями информацииуправленческого анализа являются руководители (достаточно узкий круг специалистов).

Управленческий анализ использует множество данных, имеющих вероятностный характер.

Все затраты предприятия в разрезе управленческого анализа делятся на постоянныеи переменные; прямыеи косвенные.

CVP-анализ или ЗВП-анализ (ЗВП – затраты, выручка, прибыль) решает вопросы, связанные с зависимостью между объёмом производства, затратами и прибылью, в краткосрочном периоде, т.е. когда предприятие работает на стабильных мощностях.

Существует 2 модели CVP-анализа.

1. Экономическая(теоретическая) модель CVP-анализа. Для того чтобы продавать всё большее количество продукции, предприятие должно снизить цену. Поэтому кривая общих поступлений будет расти не так круто и, в конечном счёте, пойдёт на спад, т.е. снижение цены будет превалировать над увеличением объёма.

Этот график можно условно разделить на несколько участков.

Участок графика AB – стремительный рост затрат. Предприятие работает не на полную мощность, т.е. мощность используется неэффективно.

Участок графика BC – эффективное использование имеющихся мощностей. Используется преимущество от специализации труда и непрерывных графиков производства.

Участок графика CD – максимальное использование производственных мощностей (граница максимального объёма выпуска). В результате такого интенсивного использования происходят перекосы в работе предприятия (например, поломки оборудования), поэтому затраты резко растут.

Из графика видно, что имеются 2 точки безубыточности – В и С. Такая форма затрат обусловлена поведением переменных затрат на единицу продукции.

В данном случае работает положительный эффект масштаба (участок графика KL) – затраты резко сокращаются, предприятие получает дополнительные скидки за счёт оптовых поставок сырья, осуществляется экономия за счёт разделения труда.

Участок графика LM – самая стабильная работа предприятия.

Участок графика MO – резкий рост затрат (отрицательный эффект масштаба).

2. Бухгалтерская(практическая)модель CVP-анализа. В соответствии с бухгалтерской моделью общие затраты и поступления описываются прямолинейно в релевантном периоде, т.е. в течение которого с большей долей вероятности можно говорить об их линейном поведении:

На графике показана примерная модель поведения переменных, постоянных и общих затрат в разных периодах.

CVP-анализ используется для определения маржинальной (валовой) прибыли. Для оценки величины прибыли, получаемой предприятием, используется следующий график:

При нулевом объёме выпуска продукции финансовые результаты будут равны постоянным затратам.

Для оценки максимально возможного уровня объёма продаж на график CVP накладывается кривая спроса. Точка пересечения этой кривой с прямой выручки (точка Е на графике) показывает оптимальный объём продаж, в котором определятся цена, которая позволяет реализовать продукцию с максимальной прибылью.

Математический расчёт точки безубыточности. Точка безубыточности в стоимостном выражениирассчитывается по формуле:

ТБст. = А / Дмд,

где Дмд – доля маржинального дохода в выручке:

Дмд = (Вреал. – Зперем.) / Вреал.

В натуральном выраженииточка безубыточности будет иметь вид:

ТБнат. = А / (Цi – bi)

Зона безопасности – зона, в которой предприятие может изменять объём производства без риска получить убытки. Она показывает, насколько фактический объём реализации превышает точку безубыточности:

ЗБ = (Р – ТБнат.) / Р,

где Р – объём реализованной продукции натуральном выражении.

Используя данные формулы, можно рассчитать критические уровни постоянных и переменных затрат, а также цены.

Критическая цена:

Цi = А / Р + bi

Критический уровень постоянных затрат:

А = Р * (Цi – bi)

Критический уровень переменных затрат:

bi = Цi – А / Р

CVP-анализ используется для обоснования управленческих решений при выборе оптимального варианта оборудования с целью сокращения затрат на производство продукции и максимизации прибыли. Для этого затраты по двум вариантам оборудования приравниваются и находится критический объём:

З1 = a1 + b1 * x

З2 = a2 + b2 * x

З1 = З2

a1 + b1 * x = a2 + b2 * x,

где х – критический объём.

Также CVP-анализ используется при принятии решения между покупкой или собственным производством.

Затраты на покупку:

Зп = Цi * х

Затраты на производство:

Зпр = a + bi * x

Зп = Зпр

Цi * х = a + bi * x,

где х – критический объём.

Пример. Обосновать, при каком грузообороте выгодно применять тот или иной грузовик. Обосновано ли использование грузовика №3 при объёме грузооборота в 120000 т./км.?

Грузовик Постоянные затраты, руб. Переменные затраты, руб.
1,5

По грузовику №1: y1 = 120000 + 4 * x

По грузовику №2: y2 = 250000 + 3 * x

По грузовику №3: y3 = 610000 + 1,5 * x

Приравниваем данные между собой: y1 = y2; y2 = y3.

Получаем два критических объёма:

120000 + 4 * x1 = 250000 + 3 * x1

х1 = 130000 т./км.

250000 + 3 * x2 = 610000 + 1,5 * x2

х2 = 240000 т./км.

То есть грузовики следует распределить следующим образом:

– грузовик №1 используется при объёме грузооборота до 130000 т./км.;

– грузовик №2 используется при объёме грузооборота от 130000 до 240000 т./км.;

– грузовик №3 используется при объёме грузооборота более 240000 т./км.

Следовательно, использование грузовика №3 для объёма 120000 т./км. необоснованно. Потери составят:

610000 + 1,5 * 120000 – 120000 + 4 * 120000 = 190000 руб.

Пример. Определить объём комплектующих, при котором их выгоднее покупать, чем производить. Цена покупки – 75 руб./шт., производство потребует 200000 руб. постоянных затрат в год и переменных затрат на единицу продукции в размере 50 руб./шт. Определить потери от решения производить при потреблении в 4000 изделий в год.

Зп = Зпр

Цi * х = a + bi * x

75 * х = 200000 + 50 * х

х = 8000

Критический объём, при котором выгоднее покупать, чем производить, равен 8000 изделий.

Потери от решения производить 4000 изделий в год:

75 * 4000 – (200000 + 50 * 4000) = 100000 руб.




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.012 с.)