Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Теория экономического анализа

Поиск

Содержание

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  
Тема 1. Предмет, значение и функции анализа хозяйственной деятельности  
§1. Предмет экономического анализа  
§2. Функции и принципы экономического анализа  
§3. Связь экономического анализа с другими дисциплинами  
§4. Классификация видов экономического анализа  
§5. Роль анализа в управлении эффективностью предприятия  
Тема 2. Способы обработки информации в анализе  
§1. Традиционные способы обработки информации  
§2. Математические способы обработки информации  
Тема 3. Методология и методика экономического анализа  
§1. Методология экономического анализа  
§2. Методика экономического анализа  
§3. Моделирование  
§4. Методы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе  
§5. Стохастический факторный анализ  
§6. Методика определения резервов  
§7. Информационная база анализа  
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
Тема 4. Анализ производства и реализации продукции  
§1. Анализ динамики выполнения плана по объёму производства и реализации продукции  
§2. Анализ ассортимента и структуры продукции  
§3. Анализ качества и конкурентоспособности  
§4. Анализ ритмичности работы предприятия  
§5. Факторы повышения объёма производства и реализации продукции  
§6. Резервы роста выпуска продукции  
Тема 5. Анализ трудовых ресурсов и эффективности их использования  
§1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами  
§2. Анализ использования фонда рабочего времени  
§3. Анализ производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов  
§4. Анализ эффективности использования фонда заработной платы  
Тема 6. Анализ основных средств  
§1. Анализ обеспеченности основными средствами  
§2. Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств  
§3. Анализ использования производственной мощности  
§4. Анализ использования технологического оборудования  
§5. Анализ резервов выпуска продукции, фондоотдачи, фондорентабельности  
Тема 7. Анализ использования материальных ресурсов  
§1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами  
§2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов  
Тема 8. Анализ себестоимости  
§1. Анализ общей себестоимости и удельных затрат на единицу продукции  
§2. Анализ себестоимости единицы продукции  
§3. Анализ резервов снижения себестоимости  
Тема 9. Анализ финансовых результатов деятельности организации  
§1. Анализ прибыли  
§2. Анализ рентабельности  
§3. Определение резервов увеличения прибыли и рентабельности  
§4. Управленческий анализ  
   
РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ  
Тема 10. Методологические основы финансового анализа  
§1. Понятие, задачи и основные методы финансового анализа  
§2. Основные виды показателей, используемых в финансовом анализе  
Тема 11. Строение бухгалтерского баланса предприятия. Активы и пассивы фирмы  
§1. Активы фирмы  
§2. Пассивы фирмы  
Тема 12. Анализ активов и пассивов  
§1. Анализ активов  
§2. Анализ пассивов  
§3. Экспресс-диагностика финансовой отчётности  
Тема 13. Анализ финансовой устойчивости  
§1. Чистые активы  
§2. Методы оценки финансовой устойчивости  
§3. Коэффициенты финансовой устойчивости  
Тема 14. Анализ платежеспособности и ликвидности  
§1. Понятие и виды платежеспособности и ликвидности  
§2. Анализ и оценка ликвидности  
§3. Анализ и оценка платежеспособности  
§4. Финансирование оборотных активов  
Тема 15. Анализ деловой активности предприятия  
§1. Понятие деловой активности предприятия  
§2. Коэффициенты оборачиваемости  
§3. Методы анализа деловой активности  
Тема 16. Анализ отчёта о прибылях и убытках  
§1. Виды прибыли  
§2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия  
§3. Регулирование прибыли  
Тема 17. Анализ показателей рентабельности  
§1. Понятие и основные группы показателей рентабельности  
§2. Рентабельность капитала  
§3. Рентабельность продаж  
§4. Взаимосвязь между показателями рентабельности. Факторные модели рентабельности  
Тема 18. Финансовый и операционный рычаг и их совместные действия  
§1. Понятие и сущность рычага или левериджа  
§2. Операционный рычаг  
§3. Финансовый рычаг  
Тема 19. Анализ отчёта об изменениях капитала  
§1. Понятие и сущность капитала. Структура формы №3  
§2. Анализ собственного капитала  
Тема 20. Анализ отчёта о движении денежных средств  
§1. Понятие и классификация денежных средств. Денежный поток  
§2. Анализ движения денежных средств  
§3. Прогнозирование денежного потока  
Тема 21. Анализ информации, представленной в форме №5 и пояснительной записке  
§1. Пояснительная записка и её анализ. Структура формы №5  
§2. Анализ нематериальных активов  
§3. Анализ основных средств  
§4. Анализ финансовых вложений  
§5. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей  
§6. Анализ затрат, резервов и обязательств  

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Тема 1. Предмет, значение и функции анализа хозяйственной деятельности

Предмет экономического анализа

Анализ (с греч. означает «разделяю», «расчленяю») – разделение экономического явления на составляющие части с целью дальнейшего их изучения, не забывая о том, что эти части связаны между собой. В своем единстве познания методы анализа и синтеза позволяют изучить всесторонне все процессы хозяйственной деятельности. Анализ относится к абстрактно-логическому методу познания, основанному на аналитических способностях человека.

Анализ представляет собой науку, связанную:

1) с исследованием экономических процессов и явлений в их взаимосвязи, которая складывается под воздействием объективных экономических законов;

2) с обоснованием бизнес-плана и объективной его оценкой;

3) с выявлением положительных и отрицательных сторон деятельности предприятия, с количественным измерением воздействия факторов на деятельность предприятия;

4) с раскрытием тенденций в развитие предприятия и выявлением резервов производства;

5) с обобщением передового опыта и обоснованием оптимальных управленческих решений.

Анализ может быть микроэкономическим и макроэкономическим.

Макроэкономический анализ изучает процессы и тенденции развития в разрезе мировой или национальной экономики.

Микроэкономический анализ изучает процессы и тенденции на уровне предприятия. Микроэкономический анализ получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).

Под предметом понимают ту область или ту сторону объективной деятельности, которая изучается данной наукой. При оценке предмета хозяйственной деятельности ученые исходят из сущности самих процессов происходящих в хозяйственной деятельности.

Процесс – это причинно-следственное течение событий в соответствии с намеченной целью. Результаты экономических процессов планируются, учитываются, анализируются и прогнозируются на будущее.

Результаты – это объекты анализа хозяйственной деятельности. Предметом анализа являются причины образования результатов хозяйственной деятельности и причинно-следственные связи возникающие при этом.

 

Тема 2. Способы обработки информации в анализе

Тема 3. Методология и методика экономического анализа

 

Моделирование

Моделирование – это процесс создания условного образца, т.е. модели.

В детерминированном факторном анализе различают следующие виды моделей.

1. Аддитивные модели представляют собой зависимость, когда результативный показатель представлен в виде суммы факторов.

у = х1 + х2 + … + хn = Σxi

Их детализация происходит за счет разложения исходных факторов на составляющие.

х1 = х1` + х1``

2. Мультипликативные модели представляют собой зависимость, когда результативный показатель представлен в виде произведения нескольких факторов:

у = х1 * х2 * … * хn = ∏xi

Детализация таких моделей происходит аналогично аддитивным моделям.

3. Кратные модели представляют собой зависимость, когда исходный результативный показатель представлен в виде кратного:

у = х1 / х2

Моделирование таких зависимостей может быть проведено с помощью следующих методов:

1) метод удлинения предусматривает разложение числителя на сумму однородных факторов, в результате чего происходит переход от кратной модели к аддитивной, с новым набором факторов:

у = х1 / х2 = (х1` + х1`` + х1```) / х2 = х1` / х2 + х1`` / х2 + х1``` / х2 = a + b + c

2) метод разложения предусматривает разложение знаменателя на сумму однородных факторов:

у = х1 / х2 = х1 / (х2` + х2`` + х2```)

3) метод расширения предусматривает умножение и числителя, и знаменателя на одно и тоже число, в результате чего мы переходим к мультипликативной модели с новым набором факторов:

у = х1 / х2 * С / С = (х1 / С) * (С / х2) = А * В

4) метод сокращения предусматривает деление и числителя и знаменателя на одно и тоже число, в результате чего мы получаем кратную модель с новым набором факторов:

у = (х1 / С) / (х2 / С) = K / Z

4. Смешанные модели – это зависимости следующего типа:

у = a * (b ± c) или у = a / (b ± c)

Моделирование таких моделей – достаточно трудоемкий и сложный процесс.

 

Информационная база анализа

 

В анализе используются различные источники информации: плановые, учётные и внеучётные.

К плановым источникам информации относятся все типы планов, разрабатываемых на предприятии (оперативные, стратегические, текущие).

Самое большое количество информации аналитик черпает из источников учётного характера. К ним относятся документы бухгалтерского учёта.

К внеучётным источникам информации относятся та информация (документы), которая не вошла в первые две группы, но которой аналитик пользуется в своей работе. Это прежде всего законы и подзаконные акты, данные периодических, информационных ресурсов и т.д.

По отношению к объекту вся информация делится на внутреннюю и внешнюю.

По отношению к предмету исследования информация бывает основная и второстепенная (вспомогательная).

По периодичности поступления информация делится на регулярную и эпизодическую.

Требования, предъявляемые к информации.

1. Аналитичность – соответствие требованиям анализа.

2. Достоверность информации.

3. Единство информации, поступающей из различных источников.

4. Оперативность и рациональность.

Принципы организации аналитической работы.

1. Научный характер. Анализ должен строиться с учётом действия экономических законов.

2. Чёткое распределение обязанностей по проведению анализа.

3. Унификация и регламентация.

По результатам анализа выдаётся аналитический отчёт, справка или заключение.

Аналитический отчёт содержит уровень организации производства, характеристику ассортимента, конкурентов, результаты финансового анализа, мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности организации. Он адресован для внешних пользователей.

Справка или заключение адресуются для внутренних нужд, более конкретны по содержанию, указывают на имеющиеся недостатки.


Продукции

 

Анализ начинается с определения изменений в объёмах производства и реализации по сравнению с плановыми показателями.

Объём производства может быть выражен в натуральных (для расчёта производственной программы и производственной мощности) и стоимостных единицах (валовая, товарная, реализованная, чистая и условно-чистая продукция).

Задачи анализа производства и реализации продукции.

1. Оценка выполнения плана по показателям.

2. Выявление факторов, влияющих на изменение показателей производства и реализации продукции.

3. Выявление резервов и их освоение.

Для оценки выполнения плана рассчитываются цепные и базисные индексы роста и прироста. Все показатели должны быть выражены в одинаковых ценах (приведены в сопоставимый вид) – в ценах базисного года. Для этого выпуск продукции текущего года делится на произведение индексов цен за ряд лет:

ВПn баз цен = ВПn факт цен / (Ip1 * Ip2 * … * Ipn),

где

ВПn баз цен – объём валовой продукции за n-й год в базовых ценах;

ВПn факт цен – объём валовой продукции за n-й год в фактических ценах;

Ip1 * Ip2 * … * Ipn – индексы цен с 1-го по n-й год.

Также определяются абсолютное и относительное изменения выпуска продукции:

ΔаВП = ВП1 – ВП0

ΔоВП = ΔаВП / ВП0 * 100%

Анализируется динамика выполнения плана по договорным обязательствам. Невыполнение плана влечёт за собой потери ключевых контрагентов, возникновение штрафов и пеней, что сказывается на финансовых результатах. Выполнение договорных обязательств анализируется как за день, так и за другие промежутки времени, а также нарастающим итогом с начала года. Для анализа выполнения договорных обязательств рассчитывается коэффициент выполнения плана по договорным обязательствам:

Кд = (ОПпл – ОПнед) / ОПпл,

где

ОП­пл – отгрузка продукции по плану;

ОПнед – недовыполнение отгрузки.

 

Ресурсов

 

Производительность труда может быть охарактеризована обратным показателем (трудоёмкостью), который показывает затраты труда (времени) на единицу выпущенной продукции.

Прямой показатель (выработка) может быть рассчитан как среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка, приходящаяся на 1 рабочего, и среднегодовая выработка, приходящаяся на 1 работающего.

Среднегодовая выработка, приходящаяся на 1 работающего, рассчитывается по формуле:

ГВппп = Уд * Д * П * ЧВ,

где

Уд – удельный вес рабочих в общей численности;

Д – количество дней, отработанных 1 рабочим за год;

П – продолжительность рабочей смены в часах;

ЧВ – часовая выработка рабочего.

Среднегодовая выработка, приходящаяся на 1 рабочего, рассчитывается по формуле:

ГВ = Д * П * ЧВ

Влияние данных факторов на годовую выработку может быть оценено методом абсолютных разниц.

Среднегодовая и среднедневная выработка зависят от среднечасовой выработки, которая меняется под воздействием фонда рабочего времени.

Изменение в структуре выпускаемой продукции в сторону увеличения её трудоёмкости приводит к росту фонда рабочего времени.

Изменение фонда рабочего времени за счёт структурного фактора определяется следующим образом:

ΔФРВУд = Σ(ΔУд i * Те i) * Вобщ,

где Те i – трудоёмкость i-го вида работ.

Изменение часовой выработки за счёт изменения фонда рабочего времени:

ΔЧВУд = (ВПфакт + ΔВПУд) / (ФРВфакт + ΔФРВУд) – ЧВфакт

Резерв увеличения часовой выработки:

Р↑ЧВ = (ВПфакт + Р↑ВП) / (ФРВфакт – Р↓ФРВ + ФРВдоп) – ВПфакт / ФРВфакт

Р↑ВП чв = Р↑ЧВ * ФРВвозм

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается с помощью показателя рентабельности промышленно-производственного персонала. Он позволяет увязать воедино производительность труда с численностью персонала:

Rппп = Пр / ЧРппп,

где Пр – прибыль.

Преобразуем эту формулу с помощью методов детерминированного факторного анализа:

Rппп = Пр / Вреал * Вреал / ВП * ВП / ЧРппп = Rпродаж * Дв * ГВппп,

где

Вреал – выручка от реализации;

ВП – валовая продукция;

Rпродаж – рентабельность продаж;

Дв – доля выручки в общем объёме выпуска продукции.

Этот показатель анализируется с помощью метода абсолютных разниц:

Rппп = ГВппп * Дв * Rпродаж

 

Анализ прибыли

 

Основным финансовым результатом деятельности организации является прибыль.

Существует два подхода к определению прибыли:

1) традиционный подход – прибыль определяется как выручка за вычетом всех затрат:

Преал = Вреал – С = В * Цi – В * Сi = В * (Цi – Сi)

2) маржинальный анализ­ – общие затраты определяются исходя из суммы постоянных и переменных затрат:

Преал = Вреал – Зперем i * В – Зпост

Прибыль анализируется по следующей зависимости:

П = Σ(Робщ * Уд i * (Цi – Сi))

Пi = Σ(Рi * (Цi – Сi)),

где Робщ – общий объём реализованной продукции.

Величина прибыли зависит от системы учёта материальных затрат, методов амортизации (линейный, ускоренные), метода учёта выручки (кассовый, начисления) и других факторов.

Цена как основной фактор, влияющий на величину прибыли, зависит от качества продукции, сорта, удельного веса, рынков сбыта, инфляции и т.д.

Изменение средней цены за счёт качества:

ΔЦср. кач. = Σ(Цнк – Цск) * Рнк / Р,

где

Цнк – цена продукции нового качества;

Цск – цена продукции прежнего качества;

Рнк – объём реализации продукции нового качества.

Влияние сортности продукции оценивают:

ΔЦср. стр. = Σ(Уд факт. – Уд пл.) * Цпл. / 100%

Влияние сортности продукции на объём выпуска оценивается по следующей формуле (методом цепных подстановок):

ВП = Σ(Вобщ. * Уд i * Цi)

ΔВПстр. = ВПусл. 2 – ВПусл. 1

ΔЦср. стр. = ΔВПстр. / Вобщ.

 

Анализ рентабельности

 

Все показатели рентабельности делятся на 3 группы:

1) рентабельность издержек;

2) рентабельность капитала;

3) рентабельность продаж.

Примером рентабельности издержек может служить рентабельность продукции:

Rпродукции = Преал / Среал = Σ(Робщ * Уд i * (Цi – Сi)) / Σ(Робщ. * Уд i * Сi)

Общая формула рентабельности издержек:

Ri = Рi * (Цi – Сi) / (Рi * Сi) = (Цi – Сi) / Сi

Общая формула рентабельности капитала:

Rкап. = Пд/н / СК,

где

Пд/н – прибыль до налогообложения;

СК – совокупный капитал.

Прибыль до налогообложения зависит от нескольких факторов: объёма реализованной продукции, структуры производства, цены, себестоимости и финансовых результатов от прочей деятельности.

Совокупный капитал зависит от: объёма реализованной продукции, структуры производства, цены, себестоимости и коэффициента оборачиваемости оборотного капитала.

 

Управленческий анализ

 

Как изменяется величина прибыли, какие факторы на неё влияют, исследует управленческий анализ, который является частью экономического анализа и составляющей управленческого учёта. Его основная цель – изучение прошлой, текущей и будущей деятельности различных сегментов бизнеса.

Управленческий анализ носит оперативный характер. Его отличие от экономического анализа состоит в том, что он проводится по решению администрации, а экономический анализ (в частности, финансовый) проводится в обязательном порядке.

Пользователями информации управленческого анализа являются руководители (достаточно узкий круг специалистов).

Управленческий анализ использует множество данных, имеющих вероятностный характер.

Все затраты предприятия в разрезе управленческого анализа делятся на постоянные и переменные; прямые и косвенные.

CVP-анализ или ЗВП-анализ (ЗВП – затраты, выручка, прибыль) решает вопросы, связанные с зависимостью между объёмом производства, затратами и прибылью, в краткосрочном периоде, т.е. когда предприятие работает на стабильных мощностях.

Существует 2 модели CVP-анализа.

1. Экономическая (теоретическая) модель CVP-анализа. Для того чтобы продавать всё большее количество продукции, предприятие должно снизить цену. Поэтому кривая общих поступлений будет расти не так круто и, в конечном счёте, пойдёт на спад, т.е. снижение цены будет превалировать над увеличением объёма.

Этот график можно условно разделить на несколько участков.

Участок графика AB – стремительный рост затрат. Предприятие работает не на полную мощность, т.е. мощность используется неэффективно.

Участок графика BC – эффективное использование имеющихся мощностей. Используется преимущество от специализации труда и непрерывных графиков производства.

Участок графика CD – максимальное использование производственных мощностей (граница максимального объёма выпуска). В результате такого интенсивного использования происходят перекосы в работе предприятия (например, поломки оборудования), поэтому затраты резко растут.

Из графика видно, что имеются 2 точки безубыточности – В и С. Такая форма затрат обусловлена поведением переменных затрат на единицу продукции.

В данном случае работает положительный эффект масштаба (участок графика KL) – затраты резко сокращаются, предприятие получает дополнительные скидки за счёт оптовых поставок сырья, осуществляется экономия за счёт разделения труда.

Участок графика LM – самая стабильная работа предприятия.

Участок графика MO – резкий рост затрат (отрицательный эффект масштаба).

2. Бухгалтерская (практическая) модель CVP-анализа. В соответствии с бухгалтерской моделью общие затраты и поступления описываются прямолинейно в релевантном периоде, т.е. в течение которого с большей долей вероятности можно говорить об их линейном поведении:

На графике показана примерная модель поведения переменных, постоянных и общих затрат в разных периодах.

CVP-анализ используется для определения маржинальной (валовой) прибыли. Для оценки величины прибыли, получаемой предприятием, используется следующий график:

При нулевом объёме выпуска продукции финансовые результаты будут равны постоянным затратам.

Для оценки максимально возможного уровня объёма продаж на график CVP накладывается кривая спроса. Точка пересечения этой кривой с прямой выручки (точка Е на графике) показывает оптимальный объём продаж, в котором определятся цена, которая позволяет реализовать продукцию с максимальной прибылью.

Математический расчёт точки безубыточности. Точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

ТБст. = А / Дмд,

где Дмд – доля маржинального дохода в выручке:

Дмд = (Вреал. – Зперем.) / Вреал.

В натуральном выражении точка безубыточности будет иметь вид:

ТБнат. = А / (Цi – bi)

Зона безопасности – зона, в которой предприятие может изменять объём производства без риска получить убытки. Она показывает, насколько фактический объём реализации превышает точку безубыточности:

ЗБ = (Р – ТБнат.) / Р,

где Р – объём реализованной продукции натуральном выражении.

Используя данные формулы, можно рассчитать критические уровни постоянных и переменных затрат, а также цены.

Критическая цена:

Цi = А / Р + bi

Критический уровень постоянных затрат:

А = Р * (Цi – bi)

Критический уровень переменных затрат:

bi = Цi – А / Р

CVP-анализ используется для обоснования управленческих решений при выборе оптимального варианта оборудования с целью сокращения затрат на производство продукции и максимизации прибыли. Для этого затраты по двум вариантам оборудования приравниваются и находится критический объём:

З1 = a1 + b1 * x

З2 = a2 + b2 * x

З1 = З2

a1 + b1 * x = a2 + b2 * x,

где х – критический объём.

Также CVP-анализ используется при принятии решения между покупкой или собственным производством.

Затраты на покупку:

Зп = Цi * х

Затраты на производство:

Зпр = a + bi * x

Зп = Зпр

Цi * х = a + bi * x,

где х – критический объём.

Пример. Обосновать, при каком грузообороте выгодно применять тот или иной грузовик. Обосновано ли использование грузовика №3 при объёме грузооборота в 120000 т./км.?

Грузовик Постоянные затраты, руб. Переменные затраты, руб.
     
     
    1,5

По грузовику №1: y1 = 120000 + 4 * x

По грузовику №2: y2 = 250000 + 3 * x

По грузовику №3: y3 = 610000 + 1,5 * x

Приравниваем данные между собой: y1 = y2; y2 = y3.

Получаем два критических объёма:

120000 + 4 * x1 = 250000 + 3 * x1

х1 = 130000 т./км.

250000 + 3 * x2 = 610000 + 1,5 * x2

х2 = 240000 т./км.

То есть грузовики следует распределить следующим образом:

– грузовик №1 используется при объёме грузооборота до 130000 т./км.;

– грузовик №2 используется при объёме грузооборота от 130000 до 240000 т./км.;

– грузовик №3 используется при объёме грузооборота более 240000 т./км.

Следовательно, использование грузовика №3 для объёма 120000 т./км. необоснованно. Потери составят:

610000 + 1,5 * 120000 – 120000 + 4 * 120000 = 190000 руб.

Пример. Определить объём комплектующих, при котором их выгоднее покупать, чем производить. Цена покупки – 75 руб./шт., производство потребует 200000 руб. постоянных затрат в год и переменных затрат на единицу продукции в размере 50 руб./шт. Определить потери от решения производить при потреблении в 4000 изделий в год.

Зп = Зпр

Цi * х = a + bi * x

75 * х = 200000 + 50 * х

х = 8000

Критический объём, при котором выгоднее покупать, чем производить, равен 8000 изделий.

Потери от решения производить 4000 изделий в год:

75 * 4000 – (200000 + 50 * 4000) = 100000 руб.


Пассивы фирмы

 

Анализируются разделы III, IV и V Бухгалтерского баланса.

Анализируя раздел III, можно сразу выделить первоначально инвестированную часть капитала (уставный или складочный капитал) и накопленную в процессе финансово-хозяйственной деятельности часть.

Статья «Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров». В данной статье суммы отражаются в скобках, т.е. приводят к уменьшению раздела III Баланса.

Статья «Добавочный капитал». Добавочный капитал включает в себя: эмиссионный доход, переоценку имущества, имущество, безвозмездно полученное организацией. Добавочный капитал может быть использован компанией для погашения балансового убытка, распределён между участниками организации, а также использован на увеличение уставного капитала.

Статья «Резервный капитал». Резервный капитал служит для покрытия непредвиденных убытков, а также для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостатка или отсутствия прибыли. В соответствии с законодательством резервный капитал образуется путём ежегодных отчислений в размере не менее 5% уставного капитала. Резервные фонды создаются организациями в добровольном порядке (за исключением акционерных обществ).

Статья «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) ». Нераспределённая прибыль –прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия и инвестированная в его деятельность. Она направляется на финансирование имущества предприятия или может быть вложена во внеоборотные активы.

Непокрытый убыток показывает убыток за отчётный период, который формируется как разница между финансовым результатом и суммой налогов и платежей за данный период.

Раздел IV «Долгосрочные обязательства». Долгосрочные обязательства представляют собой займы и кредиты на срок более 1 года, а также отложенные налоговые обязательства, приводящие к увеличению налога на прибыль.

Статья «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов». В данной статье отражаются суммы начисленных, но не выплаченных дивидендов.

Статья «Доходы будущих периодов». Доходы будущих периодов показывают доход, который получен организацией в текущем периоде, но отнесение его приходится на следующие периоды.

Статья «Резервы предстоящих расходов». В данной статье отражаются резерв на оплату отпусков, резерв на ремонт основных средств, резерв, создаваемый предприятием в связи с сезонностью производства и другие резервы.

Анализ активов, обязательств и капитала организации проводится по балансу с использованием одного из следующих приёмов:

1) непосредственно используя все данные баланса;

2) путём агрегирования некоторых однородных статей баланса и формирования уплотнённого аналитического баланса;

3) путём корреляции статей баланса на индекс инфляции и последующим агрегированием статей.

 

Анализ активов

 

Общая оценка динамики активов заключается в сравнении их темпов роста (прироста) с темпами роста (прироста) финансовых результатов. Такая методика широко распространена в финансовом планировании и прогнозировании, а также в коммерческих банках при кредитовании организаций.

Пример анализа активов.

Показатели Фактический период Базовый период Темп прироста, %
1. Средняя за период величина активов   1603,1 30,5
2. Выручка от реализации 3232,6   24,1
3. Прибыль от реализации 708,6   37,9

Если темп роста (прироста) прибыли и выручки больше темпа роста (прироста) активов, то использование активов в текущем периоде более эффективно. Если темп роста (прироста) прибыли и выручки меньше темпа роста (прироста) активов, то использование активов в текущем периоде менее эффективно.

Если темп роста (прироста) прибыли больше, а темп роста (прироста) выручки меньше темпа роста (прироста) активов, то повышение эффективности активов произошло только за счёт роста цен на продукцию (товары, работы, услуги).

Использование предприятием различных финансовых схем (например, взаимозачётов с дебиторами и кредиторами) может повлечь за собой некоторое снижение величины активов. Такое краткосрочное уменьшение не свидетельствует об ухудшении финансовых результатов и положения предприятия.

Структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов:

КОА/ВОА = ОА / ВОА,

где

ОА – оборотные активы;

ВОА – внеоборотные активы.

Данный коэффициент нормативного значения не имеет. Его величина зависит от сферы деятельности предприятия. Значительные отклонения в уровне коэффициента за ряд периодов требует глубокого анализа.

Горизонтальный и вертикальный анализ активов и пассивов проводится в таблицах.

Таблица 1. Анализ динамики и структуры активов.

Наименования вида активов (пассивов) Абсолютные значения (Аi) Удельные веса в % (Увi) Изменения
база отчет база отчет ИАi ИУВi ИСi
               

Таблица 2. Анализ динамики и структуры внеоборотных активов. На основе анализа внеоборотных активов устанавливается стратегия предприятия в отношении долгосрочных вложений. Высокий удельный вес и высокая доля прироста нематериальных активов в изменении общей стоимости внеоборотных активов свидетельствует об инновационной стратегии организации. Высокие показатели по долгосрочным вложениям говорят о том, что предприятие осуществляет финансово-инвестиционную стратегию. Если наибольшая часть внеоборотных активов представлена основными средствами и незавершённым строительством, то стратегия предприятия направлена на расширение собственной деятельности.

Таблица 3. Анализ динами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.012 с.)