Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия



Введение

 

Анализ хозяйственной деятельности предприятия является одной из основных функций в системе управления. На основе финансово-экономического анализа изыскиваются внутренние резервы повышения эффективности функционирования предприятия, которые в процессе планирования реализуются через разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих рентабельное производство, устойчивое финансовое положение платежеспособности предприятия и конкурентоспособность продукции.

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных), параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

- изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

- исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;

- выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;

- выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»). В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода по стр. 190).

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

- горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателем фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стахостатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как бы прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

 

Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Порядок расчета исследования влияния факторов на валовую прибыль

Важнейшим направление анализа прибыли – определение влияния факторов на невыполнение плана по прибыли осуществляется по методике факторного анализа, разработанной А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным. Наряду с такими факторами, как объем и структура затрат на производство продукции. Ее себестоимость, структура затрат на производство продукции, необходимо исследовать влияние экономии или перехода по прямым материальным и трудовым затратам, расхода на обслуживание производства, управление, а также величины потерь от брака. В целом это позволит расширить поиск внутрихозяйственных резервов по оптимизации прибыли.

Для определения и оценки влияния факторов на отклонение фактически полученной валовой прибыли от запланированной необходимо провести следующие расчеты:

1. Расчет общего изменения валовой прибыли (Δ Р):

Δ Р = Р1 - Р0,

 

Где Р1 и Р0, - плановая и фактическая валовая прибыль соответственно.

2. Расчет влияния на снижения (увеличение)валовой прибыли, изменений объема выпука продукции (Δ Р1):

Δ Р1 = Р0*(S1,0/ S0 – 1)

Где S0 – производственная себестоимость продукции по плану;

S1,0 - производственная себестоимость продукции по плану на фактический ее выпуск.

3. Расчет влияния на снижения (увеличение)валовой прибыли, изменений объема выпуска продукции (Δ Р2):

Δ Р2 = Р0 * (B1,0/В0 - S1,0/ S0).

Где В0 – плановый объем выпуска продукции в оптовых ценах;

B1,0 - фактический объем выпуска продукции в плановых ценах.

4. Расчет влияния на снижения (увеличение)валовой прибыли, изменений объема выпуска продукции (Δ Р3):

Δ Р3 = В1 – В1,0,

Где В1 – фактический объем выпуска продукции.

5. Расчет влияния на снижения (увеличение)валовой прибыли, изменений объема выпуска продукции (Δ Р4):

 

Δ Р4 = S1,0пмс – S1пмс

Где S1,0пмс - прямые материальные затраты по плану на фактический объем продукции;

S1пмс - фактические прямые материальные затраты.

6. Расчет влияния на снижения (увеличение)валовой прибыли, изменений объема выпуска продукции (Δ Р5):

Δ Р5 = S1,0птз – S1птз

Где S1,0птз - прямые трудовые затраты по плану на фактический объем продукции;

S1птз - фактические прямые материальные затраты

7. Расчет влияния на снижения (увеличение)валовой прибыли перерасхода по расходам на обслуживание производства и управления (Δ Р6):

Δ Р6 = S1,0ропу – S1ропу

Где S1,0ропу - расходы на обслуживание производства и управления по плану (смете) на фактический объем продукции;

S1ропу - Фактически расходы на обслуживание производства и управление.

8. расчет влияния на снижение (увеличение) прибыли производственной себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δ Р7):

Δ Р7 = S0 * B1,0/В0 - S1,0

9. Расчет совокупного влияния факторов на изменение валовой прибыли (Δ Р) выполняется по формуле:

Δ Р= Δ Р1+ Δ Р2+ Δ Р3+ Δ Р4+ Δ Р5+ Δ Р6+ Δ Р7

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Исследование влияния факторов на валовую прибыль

Факторный анализ рентабельности продаж, активов и финансовой рентабельности

 

Анализ показателей рентабельности

РвПв=Пв/В*100%

РвПв1=514/2604*100=19,74%

РвПв2=709/3502*100=20,25%

∆РвПв=20,25-19,74=0,51%

РвПдонал=Пдонал/В*100%

РвПдонал1=524/2604*100=20,12%

РвПдонал2=707/3502*100=20,19%

∆РвПдонал=20,19-20,12=0,07%

 

РвЧП=Пчп/В*100%

РвЧП1=50/2604*100=1,92%

РвЧП2=60/3502*100=1,71%

∆РвЧП=1,71-1,92=-0,21%

 

Заключение

Как было рассмотрено в данной работе, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства

и сбыта продукции.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы); изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.(интенсивные); снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. (внепроизводственные факторы).

В работе анализируются состав и структура балансовой прибыли, анализ факторов формирования балансовой прибыли предприятия и анализ оценки ее динамики; факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и от прочей реализации; анализ прибыли (убытки) от внереализационных операций, анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

Анализируемое в данной работе ООО «Элегия» в исследуемом периоде получило прибыль от реализации в размере 709 тыс. руб., что на 37,9% больше чем в предыдущем периоде.

Удельный вес внереализованных и операционных расходов фирмы в общем объеме прибыли от реализации невелик и составляет 4,9%, что эквивалентно 35 тыс. руб. Удельный вес внереализованных и операционных доходов составил 33 тыс. руб. или 4,7% от общего объема прибыли от реализации.

Обобщив данную информацию, мы получим еще один важный показатель оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия – балансовую прибыль, принятую для налогообложения. Она составила 707 тыс. р. А чистая прибыль предприятия составила 60 тыс. р. Доля чистой прибыли в прибыли от продаж составила 8,5%, а в предыдущем периоде 9,7%. Произошло снижение доли чистой прибыли за счет увеличения суммы налоговых отчислений.

 

Приложения

Приложение 1

Отчет о прибылях и убытках ООО «Элегия» за 2008 год

тыс. руб.

Наименование показателя Код строки За предыдущий период За отчетный период
       
Доходы и расходы по обычным видам деятельности      
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)      
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг      
Валовая прибыль      
Коммерческие расходы      
Управленческие расходы      
Прибыль (убыток) от продаж      
Прочие доходы и расходы      
Проценты к получению   - -
Проценты к уплате   - -
Доходы от участия в других организациях   - -
Прочие операционные доходы      
Прочие операционные расходы      
Внереализованные доходы      
Внереализованные расходы      
Прибыль (убыток) до налогообложения      
Текущий налог на прибыль      
Чистая прибыль (убыток)      
СПРАВОЧНО      
Постоянные налоговые обязательства (активы)      
Базовая прибыль (убыток) на акцию      
Разводненная прибыль (убыток) на акцию      

 

Приложение 2

Бухгалтерский баланс ООО «Элегия» за 2008 год

тыс. руб.

Актив Код пока- зателя На нач. отч. года На конец отч. года
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Нематериальные активы      
Основные средства      
Незавершенное строительство   - -
Доходные вложения в материальные ценности   - -
Долгосрочные финансовые вложения      
Отложенные налоговые активы   - -
Прочие внеоборотные активы   - -
ИТОГО по разделу 1      
       
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы      
в том числе      
сырье, материалы и другие аналогичные ценности      
животные на выращивание и откорм   - -
затраты в незавершенном производстве      
готовая продукция и товары для перепродажи      
товары отгруженные   - -
расходы будущих периодов      
прочие запасы и затраты   - -
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям      
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)      
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)      
Краткосрочные финансовые вложения      
Денежные средства      
в том числе:      
расчетный счет      
прочие денежные средства      
Прочие оборотные активы   - -
ИТОГО по разделу 2      
       
БАЛАНС      

 

 

Пассив Код пока- зателя На нач. отч. года На конец отч. года
3. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ      
Уставный капитал      
Добавочный капитал      
Резервный капитал   -  
Нераспределенная прибыль прошлых лет      
Нераспределенная прибыль   -  
ИТОГО по разделу 3      
       
4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Заимы и кредиты   - -
Отложенные налоговые обязательства   - -
Прочие налоговые обязательства   - -
ИТОГО по разделу 4   - -
       
5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Займы и кредиты      
Кредиторская задолженность      
в том числе:      
поставщики и подрядчики      
задолженность перед персоналом организации      
задолженность перед государственными внебюджетными фондами      
задолженность перед бюджетом      
прочие кредиторы      
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов   - -
Доходы будущих периодов      
Резервы предстоящих расходов      
Прочие краткосрочные обязательства   - -
ИТОГО по разделу 5      
       
БАЛАНС      

 

Введение

 

Анализ хозяйственной деятельности предприятия является одной из основных функций в системе управления. На основе финансово-экономического анализа изыскиваются внутренние резервы повышения эффективности функционирования предприятия, которые в процессе планирования реализуются через разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих рентабельное производство, устойчивое финансовое положение платежеспособности предприятия и конкурентоспособность продукции.

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных), параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

- изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

- исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;

- выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;

- выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»). В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода по стр. 190).

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

- горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателем фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стахостатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как бы прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

 

Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.04 с.)