Задачи научно-технического и социального развития предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи научно-технического и социального развития предприятия.



Научно-техническое и социальное развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, техно­логии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производств, повышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников и их жилищных и культурно-бытовых условий.

Необходимость разработки плана научно-технического и социального развития предприятия (НТ и СРП) вызывается дей­ствием следующих основных факторов:

  • рост сложности выпускаемых изделий, повышение качест­ва продукции и выпуск принципиально новых видов продукции;
  • моральное и физическое старение техники и технологии;
  • потребность в сбережении всех видов ресурсов;
  • необходимость охраны окружающей среды;
  • изменения в организации производства, условий труда;
  • необходимость решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д.

Цель планирования НТ и СРП создать материальные ус­ловия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются. Достижение этой цели обес­печивается решением комплекса задач:

  • внедрения в производство новых орудий и средств труда для производства соответствующей продукции;
  • внедрения средств механизации и автоматизации произ­водства;
  • совершенствования действующей и применения новых прогрессивных технологий;
  • использования новых предметов труда, топлива и энерго­носителей;
  • совершенствования систем и средств в управления произ­водством и реализацией продукции на основе современных технологий управления;
  • обеспечения охраны окружающей среды;
  • повышения квалификационного уровня работников;
  • оптимизация структуры «основное — вспомогательное про­изводство»;
  • расширения производства за счет нового строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;
  • повышения жизненного уровня своих работников и т.д.

Показатели плана НТ и СРП систематизируются на:

  1. натуральные показатели (номенклатура всех планируемых мероприятий);
  2. экономические показатели (затраты на внедрение, эконо­мический эффект, рентабельность);
  3. технически показатели (уровень специализации, уровень механизации и автоматизации, технический уровень, удельный вес прогрессивного оборудования);
  4. социальные показатели (численность, структура кадров, заработная плата, удельный вес рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и т.п.)

Система показателей эффективности производства:

  • эффективность использования основных фондов (фондоотдача, фондоёмкость, коэффициент использования мощности, рен­табельность основных фондов);
  • эффективность использования трудовых ресурсов (произ­водительность труда, выработка, фондовооружённость);
  • эффективность использования оборотных средств (обора­чиваемость, продолжительность оборота);
  • эффективность использования материальных затрат (материалоемкость, рентабельность продукции);
  • эффективность использования капитальных вложений (срок окупаемости, дисконтированный доход и др.).

Для проведения и финансирования плана НТ и СРП могут быть использованы:

1) собственные средства предприятия,2) привлеченные средства

Планирование создания, освоения и повышения качества продукции.

Под качеством продукции понимается совокупность ее свойств обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество выражает потребительские свойства изделий, обнаруживаемые в процессе их потребления.

Повышение качества продукции выражается в любом улучшении потребительских свойств изделий производственного назначения или народного потребления. В результате меньшее или равное количество продукции удовлетворяет больший объем потребностей.

Качество изделий закладывается при проектировании, Поэтому проблема улучшения качества - это комплексная проблема, которая решается на основе совершенствования конструкций изделий, применения новых материалов, внедрения новой прогрессивной технологии, повышения квалификации кадров, улучшения системы кооперированных связей и др.

По мнению работников ОТК предприятий, наиболее существенными причинами появления брака являются недостаточное знание исполнителями технологии, а также ошибки, допускаемые в них; невнимательность при контрольных осмотрах. Такие причины, как нехватка или недостаточное количество контрольного оборудования, ограничение во времени контроля или неопытность, они считают второстепенными.

Пути повышения качества

Непосредственно улучшение качества продукции достигается прежде всего, совершенствованием конструкции изделий. В каждой отрасли существуют научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, занимающиеся разработкой новых видов продукции, унификацией и нормализацией входящих в конструкцию деталей и узлов, изучением достоинств и недостатков образцов.

Качество изделия, запущенного в производство, зависит от трех важнейших факторов - оборудования, технологии изготовления и квалификации кадров плюс характеристики получаемых со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов. Чтобы обеспечить строгое соблюдение регламентированных требований ко всем факторам производственного процесса, важно установить и постоянно поддерживать установленный порядок разработки, утверждения и изменения технической документации.

Существенные возможности улучшения качества кроются в повышении культуры производства - поддержании в цехах и на складах порядка, чистоты, постоянных температуры и влажности (в частности, путем кондиционирования воздуха, борьбы с газо- и пылевыделениями), рациональном освещении, предупреждении шума и т. д.

Несовершенство продукции в известной степени обусловливается и такими причинами, как предпочтение технического надзора при недостаточности инструктирования и повышенном внимании к поиску дефектов, тогда как усилия следовало бы сконцентрировать на их профилактике. Устранение неисправности обходится несравненно дороже, чем усилия по ее выявлению на ранних стадиях изготовления продукции.

Мероприятия по повышению качества разрабатываются с учетом экономической эффективности и сроков окупаемости дополнительных затрат на эти цели.

План повышения качества продукции охватывает, как правило, обширный комплекс работ: создание новых опытных образцов продукции; освоение выпуска этих образцов; организацию производства ранее освоенных в других системах прогрессивных образцов изделий; модернизацию выпускаемой продукций; ужесточение требований стандартов и технических условий к ней; внедрение высоко эффективных методов контроля за ее качеством.

    1. Использование и составление бизнес-плана в других странах.

В месте с тем, зарубежный опыт и пока еще недостаточный опыт отечественных предприятий показывают, что даже в условиях переходного периода составить бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся экономическим и правовым воздействиям.

Функционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования проекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния или финансового оздоровления (санирования).

Многие бизнесмены, проштудировавшие много зарубежным книг по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не указанными в них, да и не известными на Западе трудностями. Деловое планирование в России имеет ряд особенностей. Специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. У отечественных предприятий пока нет большого опыта разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Условия, в которых работают российские предприятия, зачастую не позволяют им при составлении бизнес-планов напрямую использовать зарубежные методические разработки. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим ситуациям.

Американская специфика. Следует помнить, что при переносе любых зарубежных рекомендаций на российскую почву необходима их корректировка с учетом российских реалий. Наиболее существенными представляются следующие аспекты.

Первый аспект. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. В США для предпринимателя начало собственного дела означает резкое снижение уровня жизни в первый период, по сравнению с уровнем при продолжении работы в чужой фирме.

Как следствие многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес» русскому понятию «дело».

Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически постоянно находится под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его фирму, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.

Различно в США и России отношение к бухгалтерскому учету. В России учет - это прежде всего средство удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США - инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется в первую очередь соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам баланса, как соотношения расходов и доходов.

Второй аспект - гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.

Третий аспект - отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чел если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.

 

Начинающий американский предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что государство ему оказывает всемерную поддержку. Это в первую очередь информационное обслуживание и консультирование. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью. Кстати, иностранные организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию.

 

    1. Финансовый план – раздел бизнес-плана предприятия.

В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах бизнес-плана находит количественную оценку, позволяющую оценить выгодность разрабатываемого бизнес-плана в конкретных категориях эффективности.

Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому к его составлению следует относиться с особой тщательностью, регулярно и периодически контролируя изменения в деятельности фирмы и внося корректировки в расчеты. Разработка финансовых аспектов требует особых знаний, прежде всего в области финансового менеджмента, бухгалтерского учета и анализа. Поэтому. если предприятие настолько мало, что у нее нет финансовой службы, для подготовки данного раздела приглашается специалисты из консалтинговых фирм, специализирующихся на бухгалтерском учете и аудите.

В зарубежной практике сложились достаточно строгие формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточности деятельности предприятия. Российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран, но начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание в сфере предпринимательства, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие - на подходе к ней.

Если бизнес-план разрабатывается для расширения деятельности уже функционирующего предприятия, то начинать данный раздел рекомендуется с анализа реального финансового состояния организации. Цель такого анализа - предоставление объективной информации об уровне сбалансированности структурных элементов активов, капитала и обязательств организации и уровне эффективности их использования. Информационная база для анализа финансового состояния организации - бухгалтерская отчетность. Существует большое количество методов проведения анализа, которые подробно рассмотрены в специальной литературе. Так, при изучении бухгалтерского баланса целесообразно использовать методы горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополнительными относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов). Это позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения, что важно для характеристики финансового состояния организации. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Так, динамика стоимости имущества организации дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи организации. Однако важно заметить, ценность горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.

Вариант горизонтального анализа - анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ имеет перспективный прогнозный характер.

Большим значением для оценки финансового состояния обладает и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса. Такой анализ дает представление баланса в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. с помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения организаций. К тому же относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Широко используемый способ оценки финансового состояния организации - расчет и оценка специальных финансовых коэффициентов. Они представляют собой систему финансовых показателей, характеризующих соотношение между отдельными статьями бухгалтерскоой отчетности, соотношение основных результатов финансовой деятельности организации.Использование финансовых коэффициентов повышает полезность информации и дает возможность сравнивать полученные результаты с установленными нормативами, с данными за прошлый период, с соответствующими показателями организаций - конкурентов, а также со среднеотраслевыми данными, избегая влияние инфляции.

К финансовым показателям предприятия относятся:

- коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);

- коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств);

- коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);

- коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).

 

Анализ коэффициентов - эффективный подход к анализу финансового состояния организации, однако ему присущи следующие недостатки:

- коэффициенты воспроизводят существовавшие ранее условия, поскольку основаны на фактических данных, а потому отражают характеристики прошлых событий. Использование альтернативных методов учета может повлиять на значения коэффициентов (разные методы оценки запасов, способы начисления амортизации и так далее);

- изменения учетных оценок и методов могут повлиять на коэффициенты в том году, в котором они произошли;

 

- виды деятельности могут быть разными, и ее порой сложно отнести к конкретной отрасли экономики, что усложняет процесс сравнения с другими организациями;

- коэффициенты обычно рассчитывают по фактическим данным, что не отражает влияния колебаний цен и текущих рыночных условий.

К числу плановых и отчетных форм, которые целесообразно разработать и представить в бизнес-плане, относятся:

- оперативные планы (отчеты) за каждый период по каждому товару и рынку;

- планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров(услуг), которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки от продажи каждого вида товаров;

- план (отчет) о движении денежных средств, показывающий поступление и расходывание денег в процессе производственной деятельности;

- балансовый отчет, подводящий итог деятельности фирмы за определенный период времени.

Важный элемент финансового плана - прибыльность каждого вида продукции. Основные инструменты оценки продукции - это “точка безубыточности” и “порог рентабельности”.

Анализ безубыточности - это простой и эффективный способ моделирования ситуации с определенными допущениями.

Недостатки ''условности'' разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами, которые дает анализ безубыточности.

Точка безубыточности - это величина объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли.

Объем продаж в точке безубыточности (Tmin) в стоимостном выражении равен:

Tmin = Cпост +Cперем,

где Cпост - постоянные затраты;

Cперем - переменные затраты в точке безубыточности.

В стоимостном выражении уровень безубыточности продаж полезен для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.

В натуральном выражении уровень безубыточности продаж полезен для того, чтобы знать, сколько продукции необходимо продать, чтобы покрыть затраты.

В стоимостном выражении уровень безубыточности определяется по формуле:

Tmin = Cпост / (1 - Cперем / V),

где V - объем продаж в стоимостном выражении;

Cпост - постоянные затраты;

Cперем - переменные затраты.

В натуральном выражении количество единиц проданных товаров в точке безубыточности равно:

Qmin = Tmin / Цена единицы продукции

Точка безубыточности позволяет определить, за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельностью продаж. Для анализа аппроксимируем кривую поведения суммарных затрат. В результате она будет предсавлять собой прямую.

График безубыточности составляется в основном для наглядности. На нем прекрасно видно положение точки безубыточности относительно существующего уровня продаж.

Порог рентабельности продукции - это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и косвенные постоянные затраты. тогда разность между критическими объемами продаж, соответствующими порогу рентабельности и точке безубыточности, определяет величину дополнительного объема продаж продукции, позволяющего компенсировать расходы на управление предприятием.

Рассчитав, какому количеству производимой продукции соответствует порог рентабельности, можно определить критическое значение физического объема производства.

Прибыль до уплаты налогов равна нулю. Ниже критического объема производства производить невыгодно.

Таким образом, когда достигается уровень безубыточности, прибыль равна нулю, то есть выручка от продаж составляет переменные или накладные издержки плюс расходы, которые потребовались для производства проданного товара. Анализ безубыточности позволяет определить минимально приемлемый объем продаж при данном установленном уровне цены; уровень цен, при котором фирма может реализовать запланированный объем производства продукции.

В процессе формирования финансового плана обязательно нужно предусматривать некоторые механизмы для осуществления мониторинга. Один из его процессов - регулярное сравнение планируемого уровня доходов и расходов с фактически достигаемыми результатами. при этом любые несоответствия, возникающие в результате сравнения действительных и планируемых значений, незамедлительно должны выполнять функцию системы сигнализации, стимулируя анализ причин таких расхождений, а также приводя к принятию соответствующих мер. Мониторинг должен выполняться, по крайней мере, раз в месяц и как можно ближе к концу предыдущего месяца, чтобы в случае появления проблем была возможность оперативно на них реагировать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.109 с.)