Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок-схема комплексной оценки рисков.

Поиск

 
15. Плановые расчеты и показатели, как инструмент планирования. Под показателем сле­дует понимать выраженную числом плановую характеристику свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. В систему показателей включаются также нормативы и лимиты. Нормативы — показатели в относительном вы­ражении. Лимиты — ресурсные показатели, представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных конечных результатов. Система показателейсостоит из блоков. Основными блоками показателей планирования экономических и социальных процессов являются: показатели про­изводства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фон­дов, капитальных вложений, природных ресурсов, науч­но-технического прогресса, финансов и денежного обра­щения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей. В зависимости от уровня управления экономикой раз­личают макроэкономические показатели, отраслевые, ре­гиональные и внутрихозяйственные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях; например показатели эффективности общественного произ­водства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности. Показатели прогнозирования и планирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость. Система по­казателей должна быть комплексной, то есть отражать раз­витие как экономических, так и социальных процессов. Все показатели подразделяются на натуральные и сто­имостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные. Деление показателей на натуральные и стоимостные вытекает из двойственного характера труда и связано с наличием товарно-денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: тоннах, метрах, штуках, в тысячах условных банок, в тоннах условного топлива и т.д. Сто­имостные показатели определяются в денежном выраже­нии. С их помощью рассчитываются общие объемы произ­водства продукции, затраты на производство, доходы и расходы предприятий и др. Подразделение показателей на количественные и ка­чественные связано с необходимостью характеристики масштабов организации и ее интенсификации. Показатели рассчитываются как в абсолютном выра­жении, так и в относительном. Первые характеризуют сум­марные абсолютные величины показателей, вторые — тем­пы роста и прироста, дают обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени. Отношения низовых звеньев экономики с верхним уров­нем находят свое отражение в системе утверждаемых, ин­дикативных и расчетных показателей. К утверждаемым показателям относятся показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих в качестве заданий на поставку продукции или ограничений по использованию природных ресурсов. К ним можно отнести и экономические нормативы, ис­пользуемые в качестве регуляторов экономики(государственный заказ; лимиты добычи и использова­ния природных ресурсов,став­ки налогов и т.д.) Индикативные показатели носят информационный ха­рактер. С их помощью государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической поли­тике. Они могут служить основой при формировании биз­нес-планов. Расчетные показатели носят вспомогательный характер. Показатели объединяются системой. Система экономических показателей — это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны технологически, организационно и, конечно, экономически. Технология плановых расчетов является составной частью планового процесса и включает в себя методы и логику планирования. Логика планирования — это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расче­тов, упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов. 16. Нормативная база планирования Норматив представляет собой единую, «взвешенную величину расхода экономических ресурсов, сложившуюся в действующих рыночных условиях и обеспечивающую активное их использование. Норма — это научно обосно­ванная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в кон­кретных производственно-технических условиях. Норма устанавливает индивидуальное значение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях организации, ее подразделе­ния или другого уровня. Они образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, классифицируемую по различным признакам. 1. По видам ресурсов необходимо различать нормативы и нормы, регулирующие величину затрат средств производства, предметов труда, рабочей силы на изготовление единицы продукции, выполнение работы или оказание услуги. 2. По времени действия нормативы бывают перспективные, годо­вые и текущие, условно-постоянные и временные, разовые и сезон­ные. 4. По выполняемым функциям нормативы могут быть отнесены к плановым, экономическим, техническим, организационным, социальным, трудовым, экологическим, управленческим, правовым и др. Система трудовых нормативов — это совокупность регламентиро­ванных затрат труда на выполнение различных элементов и комплек­сов работы персоналом организации. Нормы времени — выражают необходимые или научно обоснованные затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции, выполнение одной работы или услуги в минутах иди часах (мин/шт., час/шт.) Нормы выработки — устанавливают необходимый объем изготовления продукции за соответствующий плановый период рабочего времени. Величина нормы определяет в натуральных измерителях (штуках, метрах и других единицах) плановый результат работы за смену, час или иной отрезок времени. Нормы обслуживания — характеризуют количество рабочих мест, размер площади и других производственных объектов, закрепленных за одним рабочим, группой, бригадой или звеном персонала. Нормы численности — определяют необходимое количество работников соответствующей категории для выполнения заданного объема работы. Нормированные производственные задания — устанавливают одному или группе работников плановые объемы выполняемых работ или услуг за данный период рабочего времени (смену, неделю, месяц, квартал). Величина производственных заданий измеряется в натуральных, трудовых, стоимостных единицах (штуках, тоннах, нормо-часах, нормо-рублях). Материальные нормативы характери­зуют величину расхода ресурсов на изготовление продукции, выполнение работ и услуг с учетом действующих законов спроса и предложения. Нормы затрат предметов труда определяют планируемую величи­ну расхода основных материалов, топлива или электроэнергии и других затрат овеществленного труда на производство единицы продукции, либо выполнение заданного объема работы. Норма затрат материалов может быть выражена в килограммах или тоннах на одну деталь (кг/шт., т/шт.), электроэнергии в киловаттах (кВт/шт.), воды в кубометрах (куб.м/шт.) и т.п. Кроме натуральных измерителей, могут быть также использованы и стоимостные, значе­ния которых определяются путем умножения норм расхода материала на цену единицы. Норматив использования ресурсов определяется значением коэффи­циентов, характеризующих отношение полезно расходуемого матери­ала к установленной норме на единицу продукции, например массы детали к массе заготовки. Нормативы затрат средств труда и производства определяют потребность организации в рабочих местах, площади, оборудовании и других основных фондах на выполнение установленного объема работ или услуг. Нормативы запасов материалов определяются в зависимости от величины среднесуточного их расхода и очередного периода закупок или интервала поступления заказанной партии на предприятие. Нормативы организации производства характеризуют оптимальные соотношения между основными элементами трудовых, технологических и производственных процессов, а также величины расхода эко­номических ресурсов в различных единицах измерения и динамику их движения по всем стадиям обработки и подразделениям предпри­ятия. Нормы планирования:1. Перспективные нормы - это нормы, достижение которых планируется в перспективе. Используются при стратегическом планировании. 2. Индивидуальные нормы устанавливаются на конкретный вид готовой продукции, а групповые - на группу однотипной продукции. 3. Специфицированные нормы показывают величину расхода i-го материала на производство единицы продукции, а сводные нормы - расход материалов на единицу продукции по укрупненной номенклатуре материалов.

17. Зачем нужен Бизнес-план?

Бизнес – план – это план предприятия на будущее. Он отражает цели и перспективы предприятия. В нём содержатся оценка, анализ и прогноз рынка сбыта, слабых и сильных сторон производства.

Бизнес – план может составляться как отдельно по инвестиционным проектам, так и по деятельности предприятия в целом. Он имеет огромную ценность для определения эффективности производства и часто служит основанием для принятия инвесторами решения относительно финансирования.

Сейчас всё больше российских банков требуют бизнес – план, на который и опираются при рассмотрении организаций в качестве кредитозаёмщика.

Бизнес – план выступает главным инструментом планирования, на основании его формируются все остальные виды планов. Он даёт представление о состоянии дел на сегодняшний день и о том, чего может достичь предприятие или отдельный проект в будущем. Грамотно составленный бизнес – план не только отражает экономическую ситуацию на предприятии, но и прогнозирует развитие или деградацию, а также помогает привлечь внешнее финансирование.

Бизнес – план помогает:

  • получать ясную картину финансового состояния предприятия;
  • принимать важные управленческие решения;
  • получать представление о рынке сбыта и системе маркетинга;
  • предвидеть и избегать трудности в процессе деятельности;
  • ставить конкретные задачи;
  • расширять производство;
  • привлекать внешнее финансирование при недостатке собственных ресурсов.

Таким образом, бизнес – план представляет собой информативную базу для принятия решений управленческого характера по подъёму эффективности деятельности предприятия и получения максимальной прибыли. Бизнес – план включает в себя прогноз выручки предприятия, себестоимости по изготовлению продукции, оказанию услуг, финансового результата, налоговых платежей; позволяет определить возможность увеличения кадрового состава и т. д.

 

 

18. Основные разделы Бизнес – плана

Расчетные показатели сводятся в таблицы, помещаемые в тексте и приложениях. Технико-экономические показатели приводятся за:

  1. отчетный год;
  2. по плану текущего года;
  3. в прогнозных расчетах на предстоящие 1–3 года, а в более сложных, затратных проектах – на более длительную перспективу.


В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, основные разделы и приложения.
Титульный лист. Титульный лист имеет следующее содержание: заголовок плана; дата его подготовки; кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон; для кого подготовлен план; иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению,- так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.

Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель. Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной страницы. Резюме- это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.

История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие существует и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

Описание продуктов/услуг Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень: Конкретное описание товара и способов его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей. Тенденция применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшатся, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара? Каков диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами?

Анализ положения дел в отрасли. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и сезонным колебаниям и т. д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их применение. Если предприниматель всерьёз решил изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов: степень вероятности ответных действий; их возможное воздействие на фирму; когда это может произойти; насколько агрессивными они будут; есть ли возможность уклонится от особо агрессивных воздействий.

План производства. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы: Возможно ли достижение преимущества в операциях? Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков. Какое сырьё и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Какие мощности необходимы для организации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты (издержки), связанные с расширением мощностей, и период расширения? Как осуществляется контроль качества? Описание оборудования, как существующего, так и необходимого, как осуществляется его выбор? Где будет расположено производство? Требования к производству со стороны месторасположения и географических условий. Какова рабочая сила, необходимая для ведения производства сегодня и в будущем? Соответствует ли квалификация работников возможностям и специфике оборудования?

План маркетинга. Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы: Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т. п. можно выделить, другими словами, каковы основные сегменты данного рынка? На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?

Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

Финансовый план. Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности. Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.

Анализ чувствительности -это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости(чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта- затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.

Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес- плана- это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала. Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.

План исследований и разработок. Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.

19. Долгосрочное планирование применяется в большинстве крупных организаций. В себя оно включает при этом среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочный план обычно охватывает трех-, пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспектив.
Основные области долгосрочного планирования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.008 с.)