Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Временные границы экономического прогнозирования.

Поиск

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный - на 7-10 лет, и среднесрочный - на период от трех до пяти лет, краткосрочный - до одного года.

Долгосрочный прогноз служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики, данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, а также концепции и программ социально-экономического развития страны.

В целях всеобщего ознакомления данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных.

Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы.

Первое послание после вступления в должность вновь избранного Президента страны должно содержать специальный раздел, посвященный оценке предшествующего развития и концепции социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

В послании формулируются стратегические цели и приоритеты экономической политики, направления и средства реализации указанных целей, важнейшие задачи, достижение которых намечается к выполнению на федеральном уровне.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и является основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством страны Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:

- итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года,

- прогноз социально-экономического развития на предстоящий год,

- проект сводного финансового баланса на территории России,

- перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ,

- перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета,

- перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре,

- проектировки развития государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты Законов, которые оно считает необходимым принять для реализации намеченных задач.

Процедура экономического прогнозирования

Основанием для разработки прогноза является постановление Правительства, которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному периоду. Опираясь на этот документ министерство экономики, разрабатывает основные показатели прогноза (включающие около 10 основных макроэкономических показателей), как правило, в двух-трех вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до министерств, ведомств и регионов в начале весны.

С учетом этих исходных показателей министерства, ведомства и регионы разрабатывают более детальные прогнозы и направляют их в Минэкономики к концу весны – началу лета. На следующем этапе Минэкономики обобщает полученную информацию, уточняет и согласовывает прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития. Он направляется в правительство и может быть уточнен, исходя из новых установок.

После этого прогноз одобряется решением правительства и становится основой для разработки проекта бюджета. Этот этап завершается примерно в июне.

Министерство финансов на основе согласованных прогнозных показателей разрабатывает проект государственного бюджета и направляет его в федеральное правительство.

В начале осени комплект документов из прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета направляется правительством в Государственную Думу. Дума рассматривает, вносит изменения и затем утверждает показатели федерального бюджета.

С учетом уже утвержденного бюджета и текущей информации по экономической ситуации Минэкономики проводит уточнение параметров прогноза и в конце года направляет итоговый документ в правительство.

Как следует из вышеизложенного, технология разработки прогнозов многое заимствовала из технологии обоснования народнохозяйственных планов.

Информационное обеспечение прогнозной работы.

Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и администрации ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере - Центральный банк, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Она обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что адекватно раскрывает сущность экономики рыночного типа. Наконец, она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой. Надо отметить, что система национальных счетов не вполне полно и адекватно характеризует движение вещных и личных факторов производства, поэтому в лучшем случае должна быть дополнена показателями баланса народного хозяйства.

Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Перспективы совершенствования экономического прогнозирования.

В настоящее время в сфере экономического прогнозирования необходимо более широко использовать экономико-математический инструментарий, наработанный как советскими, так и зарубежными учеными. Это касается, прежде всего, системы моделей перспективного прогнозирования, примененные в работе «Ресурсы США в будущем», системы уравнений общественного производства приспособленных для расчета взаимосвязанного набора макроэкономических показателей на будущее, системы квартального прогнозирования экономики на основе эконометрических моделей.

 

 

Методологи и методика экономического

Прогнозирования

Методология экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических подходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов.Баланс народного хозяйстваслужит методологической и информационной основой прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных. Система национальных счетов служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовых показателей.

Методика экономического прогнозирования - набор рабочих приемов, формирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов в своей работе. Применяемые в настоящее время методические подходы к разработке прогнозных показателей главным образом основываются на системе прямых расчетов и экспертных оценок. Лишь по отдельным блокам показателей проводятся модельные расчеты, с использованием производственных функций различного вида и сложности, а также системы эконометрических моделей малой размерности.

Методологические подходы к прогнозированию экономического развития страны.

Возможны по крайней мере два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и теологический.

Генетический подход исходит из анализа предистории развития объекта, фиксирует его основополагающе факторы, определяющие особенности развития и на этой основе делает выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли и не принимаются во внимание. Наиболее ярким представителем данного подхода являлся Н.Д.Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход («телео» - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике явлений. Он исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г.Струмилин.

Методологические и методические вопросы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым Правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается министерством экономики России. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Практика проведения макроэкономических прогнозных расчетов показывает, что ее главные проблемы связаны с недостаточной разработанностью системы национальных счетов. Лежащая в основе прогнозных расчетов методология пока фрагментарна и не позволяет получить системное представление об экономических процессах, происходящих в рыночных условиях.

Система прогнозных расчетов, которая по степени охвата и комплексности соответствовала бы используемой ранее системе баланса народного хозяйства, но которая позволила бы осуществлять взаимоувязанное прогнозирование и проведение вариантных расчетов методологии национальных счетов, пока находится в стадии формирования. Отсутствие такой методологически взаимоувязанной системы приводит к недостаточной обоснованности прогнозов.

Применяемая ныне технология прогнозирования не позволяет обеспечить достаточную взаимную увязку макроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развития экономики и показателей развития институциональных единиц. Расчеты макроэкономических, отраслевых, секторальных показателей и показателей институциональных единиц проводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется.

Требуются дальнейшие усилия по разработке нового инструментария прогнозирования физических объемов макроэкономических показателей, а также финансовых показателей воспроизводства в их взаимосвязи.

Баланс народного хозяйства необходимо использовать как информационную основу прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных. Обычно речь идет о долгосрочных расчетах.

Ориентация на практическое использование в прогнозной работе баланса народного хозяйства определяет принципы и возможности, которые должны быть заложены в разрабатываемую систему таблиц:

сопряжение сводных макроэкономических таблиц с показателями частных прогнозов, для чего разрабатываются таблицы сопряжения и определяется соответствующая номенклатура показателей;

обеспечение увязки сводных макроэкономических таблиц с укрупненным межотраслевым балансом;

возможность макроэкономических модельных расчетов путем обеспечения функциональных связей между показателями таблиц.

Исходя из сформировавшихся требований по широте охвата и комплексности отражения экономических процессов в аналитических и прогнозных расчетах, сводные макроэкономические таблицы должны отражать: основные стадии процесса воспроизводства: производство, распределение и использование продукции, динамику ресурсов; взаимодействие между факторами производства в процессе создания продукта; связь характера распределения продукта с динамикой ограниченных производственных ресурсов.

Систему национальных счетов необходимо использовать как информационную основу при прогнозировании взаимосвязи и динамики финансовых показателей. Обычно речь идет о среднесрочных и краткосрочных расчетах.

Важной проблемой является взаимоувязка финансовых параметров развития экономики и параметров развития реального сектора. Решение этой проблемы требует совершенствования методологии прогнозных расчетов, формирует требования к построению и обобщению таблиц системы национальных счетов.

Исходя из принципов методологии системы национальных счетов, комплекс сводных макроэкономических таблиц формируется на основе: интеграции сферы услуг в систему расчетов как производительного сектора; соблюдения при построении агрегатных таблиц принципа двойной записи; подробного раскрытия финансового аспекта развития экономики и финансовых потоков.

Поэтому должна быть выделена группа таблиц, которая раскрывает структуру валового внутреннего продукта в разрезах производства добавленной стоимости, по источникам формирования доходов, по направлениям использования продукта (на потребление и накопление). Это группа обобщающих сводных счетов, целостно отражающих различные стороны экономической деятельности хозяйства страны и основные стадии воспроизводственного процесса. В таблице производства валового внутреннего продукта показываются объемы производства добавленной стоимости. Таблица валового внутреннего продукта и дохода определяет общую структуру доходов, получаемых в экономике. Использование валового внутреннего продукта характеризует направления и объемы использования ресурсов. Эти таблицы обобщенно отражают основные показатели воспроизводственного процесса.

Другая группа таблиц призвана давать более детально экономическую деятельность институциональных единиц и функциональных направлений.

Баланс доходов и расходов домашних хозяйств отражает источники формирования доходов населения, направления их использования, а также объем сбережений населения, выступающих как один из основных источников накопления.

Счета доходов и расходов государства представляются в виде счета доходов и расходов федерального бюджета, внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Федерации. В данных счетах представлены в агрегированном виде доходные статьи и функциональные направления расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Сальдирующие статьи данных счетов характеризуют избыток или дефицит финансовых ресурсов федерального правительства и местных органов исполнительной власти.

Счет внешнеэкономических операций отражает внешнеэкономические взаимоотношения, определяемые на основе платежного баланса. Основной функцией данного счета является определение взаимосвязей национальной экономики и остального мира. Балансирующая статья данного счета (чистое кредитование или чистое заимствование) соответствует величине финансовых ресурсов переданных или полученных от остального мира.

Счет операций с капиталом характеризует валовые сбережения и накопления и показывает, какими источниками сбережений (население, предприятия, государство и остальной мир) финансируется валовое накопление.

Счет денежно-кредитной сферы отражает взаимодействие институциональных единиц, включая банковскую сферу в части денежных потоков кредитных операций.

Целесообразна разработка также сводной таблицы доходов, расходов, в обобщенной форме показывающей потоки финансовых ресурсов между институциональными единицами.

Названные выше таблицы недостаточно полно раскрывают воспроизводственные связи в отраслевом разрезе. Решение этой задачи обеспечивает одновременная с системой макроэкономических таблиц разработка межотраслевого баланса в методологии национальных счетов.

Применительно к субъектам Российской Федерации представляется оправданным и необходимым использование элементов национальных счетов на региональном уровне. Базой для этого являются отчетные показатели валового регионального продукта (ВРП), методика расчета которого была разработана Госкомстатом России и уже использовалась для определения этого показателя по регионам.

Поскольку каждый субъект Федерации составляет свой бюджет, то с учетом некоторых корректировок он может стать основой счета доходов и расходов органов государственной власти региона. Разработка остальных счетов затруднена, прежде всего, проблемами учета ввоза-вывоза и импорта-экспорта товаров и услуг в региональном разрезе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.015 с.)