Б. Прямые иностранные инвестиции 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Прямые иностранные инвестиции



В массе своей западные инвестиции в Россию являются прямыми. Прямые инвестиции - долгосрочные вложения капитала, не столь подверженные влиянию краткосрочных политических изменений. Как правило, они идут на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Осуществление большинства проектов прямого инвестирования сопряжено с высокими постоянными издержками, которые не позволяют инвесторам быстро изъять вложенный капитал.

В целях формирования в экономике страны благоприятной инвестиционной среды необходимо проведение следующих мероприятий:

(1) Четкое определенные налоговых ставок и порядка предоставления лицензий. В настоящее время органы власти различных уровней, особенно местные, обладают правом устанавливать самые разнообразные налоги и лицензионные сборы.

Обсуждаемый в настоящее время Налоговый кодекс дает возможность несколько улучшить ситуацию. Он предусматривает существенное уменьшение количества взимаемых налогов. При этом необходимо было бы четко определить, какие органы власти (какого уровня) выдают какие лицензии или разрешения.

(2) Инвесторы, приобретающие значительную долю собственности действующей компании, должны иметь возможность получать более полную информацию о своих деловых партнерах. Они должны иметь доступ к информации, проясняющей отношения собственности в российских компаниях.

Задача в области государственной политики в отношении к иностранным инвесторам состоит в первую очередь в привлечении прямых иностранных инвестиций в отрасли промышленности, выпускающие экспортозамещающую продукцию, а также в топливно-энергетический сектор. К сожалению, доля прямых иностранных инвестиций продолжает расти недостаточно быстрыми темпами.

Ключевые понятия 10:

Инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность

Инвестиционная ситуация в России.

Источники финансирования инвестиций

Пути повышения инвестиционной активности:

Налоговое законодательство в области инвестиций,

Прямые иностранные инвестиции

Портфельные иностранные инвестиции

Методы активного вмешательства государства в инвестиционный процесс.

Методы обоснования приоритетных направлений инвестирования:

Критерии оценки финансовой эффективности инвестиций.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности переходного периода в инвестиционной сфере.

2. Активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс.

3. Способы активного вмешательства государства в инвестиционный процесс.

4. Налоговое регулирование инвестиций.

5. Инструменты и методы обоснования приоритетных направлений государственного инвестирования.

6. Методы финансовой и экономической оценки эффективности инвестиций.

7. Методы регулирования иностранных инвестиций. Какие условия должны быть созданы государством для привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций.

 

Глава 11. Территориальное регулирование экономики

 

Проблемы регулирования регионального развития

Экономики

Территориальное регулирование экономики- процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны, способ проведения региональной экономической политики.

В структуре народного хозяйства страны необходимо выделять отдельные элементы, отражающие территориальное развитие. В качестве таковых можно выделять экономические районы. Общее их число составляет 18 единиц.

Однако , такая территориальная разбивка территории страны не вполне приемлема в условиях развития федерализма в управлении экономикой РФ. Особенно это касается перспективных расчетов. В этом случае целесообразно вести речь об укрупненных регионах, число которых составляет порядка 7-8 единиц.

Региональная экономическая политика представляет собой комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны.

Новые проблемы территориального регулирования экономики вытекают из объективно сложившихся экономических и политических условий.

Объективные предпосылкиповышения роли регионального подхода к регулированию экономики связаны со следующими объективными моментами:

- обострение социальных проблем, лучше всего решать на региональном уровне;

- развитие идей федерализма в государственном устройстве страны, что обуславливает необходимость делегирования прав и ответственности за развитие социально-экономической сферы с федерального уровня на региональный;

- обострение экологических проблем, которые имеют региональную привязку и лучше решаются на региональном уровне.

- обострение проблемы устойчивости национальной экономики, которая раньше трактовалась под углом зрения устойчивости функционирования в чрезвычайных (военных) условиях, теперь проблема устойчивости экономического развития становится одной из повседневных проблем задач правительства;

- объективная неравномерность в размещении природных ресурсов, производительных сил и населения. Если рассмотреть некоторые проблемы размещения производительных сил на современном этапе с выделением трех крупных зон: Европейская зона, Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ, то увидим, наличие существенных диспропорций.

Основное объективное противоречие территориального развития российской экономики состоит в нерациональном размещении основных видов ресурсов по зонам страны. Подавляющая часть основных фондов расположена в центре Европейской части страны и на Урале, полезные ископаемые в Сибири, а прирост трудовых ресурсов - в основном в районе Северного Кавказа.

Важнейшая особенность, которую непременно нужно учитывать при решении вопросов территориального развития - неравномерность в распределении трудовых ресурсов и в первую очередь их приростной части. Почти 2/3 прироста трудовых ресурсов в настоящее время приходится на Северный Кавказ, в то время как в этом регионе имеется лишь менее десятой части производственных мощностей промышленного производства страны.

Имеется также проблема размещения производства по городам различного размера: между крупными, средними и малыми городами.

Есть и политический аспект этой проблемы, а именно возрождение идей полновластия местных органов власти и тем самым реализация идей подлинного федерализма.

Таким образом, объективные экономические условия, сложившиеся в настоящее время диктуют необходимость усиления территориального подхода в государственном регулировании экономики.

Б. Задачи территориального регулирования экономики на современном этапе можно свести к следующим основным группам:

Во-первых, необходимо обеспечить эффективную территориальную специализацию, которая ведет к повышению эффективности экономики страны. До сих пор специализация производства осуществлялась с отраслевых позиций. В новых условиях задача состоит в том, чтобы обеспечить рациональную специализацию той или иной территории на выпуске определенной продукции, выгодной с народнохозяйственных позиций. Рациональное размещение производства по территории страны - это в первую очередь задача центральных и региональных органов власти, но отнюдь не отраслевых министерств.

Во-вторых, проблема организации регионального хозяйства как единого целого. Это - одна из главных задач государственных органов управления республиканского уровня. К решению этой проблемы примыкают:

вопросы сбалансированного развития хозяйства на территории региона;

обеспечение пропорциональности в производстве продукции на территории,

обеспечение сбалансированности производства с наличными производственными ресурсами,

задачи рационального использования трудовых и других видов производственных ресурсов.

В-третьих, задачи повышения уровня жизни населения, проживающего в регионе. При этом следует учесть, что сами требования к стандарту жизни различны в разных районах страны в силу разнообразия природно-климатических, национально-этнических и прочих факторов.

К этому кругу проблем тесно примыкают проблемы экологии и охраны окружающей среды, а также проблемы развития социальной инфраструктуры.

Для эффективного решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают по крайней мере тремя формами воздействия:

(1) прямое участие государства в создании и совершенствовании инфраструктуры региона,

(2) трансферты регионам из федерального бюджета на цели социального и экономического развития,

(3) административные меры ограничительного и поощрительного характера,

Прямое государственное участие в создании производственной и социальной инфраструктуры в регионе осуществляется как посредством прямых государственных ассигнований, так и путем участия государства в обществах смешанной экономики. Кроме этого государство влияет на размещение производства в регионах путем финансирования особо важных предприятий и промышленных комплексов. Трансферты из федерального бюджета будут рассмотрены в гл.12. Меры поощрительного и ограничительного характера были рассмотрены нами выше, при рассмотрении вопросов стимулирования предприятий частного сектора к поощрению следования их руслу индикативного плана.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.01 с.)