Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы налоговой системы.

Поиск

Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти (или внебюджетный фонд) установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях определенных законодательством страны. Налоговые платежи - взимаемые с налогоплательщиков налоги, сборы, пошлины.

Объектами налогообложения выступают доходы (прибыль), стоимость товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательством.

При установлении налогов возникает необходимость оперирования такими понятиями, как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя -есть величина налоговой суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, проводимой в тот или иной момент времени, а также уровнем доходов. Величина налогового бремени в развитых странах мира находится в пределах 30-33%. Она имеет тенденцию к снижению с 46 % в 1985г., 36 % в настоящее время.

Налоговая база. Сумма, с которой взимаются налоги называется налоговой базой (в случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом). Налогооблагаемый доход (прибыль) есть разница между объемом полученного дохода и величиной налоговых льгот.

Налоговая ставка. Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога. Обычно ведут речь о минимальных, максимальных и средних налоговых ставках.

Налоговые льготы - основной инструмент оперативного использования налоговой системы в целях государственного регулирования экономики. Как правило, они устанавливаются законодательно. В РФ имеют место следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога,

- изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога, например, затраты на НИОКР,

- понижение налоговых ставок,

- вычет налоговой базы (налоговый вычет),

- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

Виды налоговых систем. Основное различие в налоговых системах состоит в способах налогообложения прибыли корпораций.

А. Классическая система двойного налогообложения, когда налогом облагается как прибыль корпораций, так и дивиденды, полученные физическими лицами, владельцами акций. Эта система характерна для таких стран как Бельгия, Нидерланды, Люксембург, США, Швеция, Швейцария,, Россия.

Б. Система полного освобождения распределяемой прибыли корпораций от корпоративного налога (Греция, Норвегия), или же освобождения акционеров от обложения получаемых ими доходов по акциям (Австралия, Новая Зеландия, Италия, Финляндия).

В. Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония), или же частично освобождается от обложения (Испания, Исландия).

Г. Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды (Дания, Канада, Япония), либо налог уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т.е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция). распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония), или же частично освобождается от обложения (Испания, Исландия).

Функции налогов в экономической системе.

Можно выделить четыре важнейшие функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, стимулирующая.

Фискальная функция, т.е. обеспечение доходов государственного бюджета в целях финансирования государственных расходов.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию, т.е. являлись инструментом обеспечения финансов для общественных расходов, в первую очередь расходов государственных органов власти.

Социальная функция, т.е. поддержание социального справедливости и социального равновесия в целях выравнивания доходов между отдельными социальными и доходными группами.

Налоги играют важную роль в в социальной жизни страны. О них говорят в метро, спорят на заседаниях парламентов, правлений компаний и пр. Их обещают снизить в ходе предвыборных компаний и обычно повышают после выборов. Нет наверное людей или групп населения, которые были бы удовлетворены уровнем налогообложения их доходов.

Возможны различные подходы к налогообложению доходов граждан:

- принцип прогрессивного налогообложения - чем выше доход, тем выше ставка налогообложения этого дохода,

- принцип пропорционального налогообложения - налогообложение осуществляется по единой налоговой ставке вне зависимости от уровня дохода,

- принцип регрессивного налогообложения - налогообложение осуществляется по снижающейся налоговой ставке в зависимости от величины дохода (налоговой базы).

На практике применяются все эти принципы, хотя наибольшее распространение получила в соответствии с реализацией принципа взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика первая система прогрессивного налогообложения.

Регулирующая функция, т.е. государственное регулирование экономики в различных аспектах (отраслевая, территориальная структура).

Стимулирующая функция, т.е. содействие развитию отдельных структурных элементов экономики в целях повышения экономической эффективности производства.

Можно также вести речь о контрольной функции налогов, которая позволяет эффективность каждого канала поступления средств и налоговой системы в целом, выявить нарушения налоговой дисциплины.

Классификация налогов.

Многообразные виды налогов можно классифицировать по разному. Так, можно выделить федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Можно говорить об общих и специфических налогах. Выделяются также прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. Их можно подразделить на два вида реальные прямые налоги и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся поземельный, промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарения, поимущественный и пр.

Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и услуги, они прямо включаются в цену товара (услуги). Косвенные налоги бывают трех видов: акцизы, монопольные налоги, таможенные пошлины. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (раньше был налог с оборота), разного рода акцизы, т.е. налоги прямо включаемые в цену товара или услуги), налоги на наследство, налоги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Эти налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Акцизы устанавливаются на товары и услуги либо индивидуальные на каждый вид конкретного товара (алкогольные напитки, топлив, автомобили) или устанавливается универсальный акциз в виде налога с оборота, в современной форме налог на добавленную стоимость.

Налоги и сборы являются источниками формирования федерального, регионального и местного бюджетов, а также внебюджетных средств государственных и местных органов власти.

Федеральные налоги взимаются центральной властью на нужды федеральных органов. Региональные налоги собираются субъектами Федерации на соответствующие нужды. Местные налоги аккумулируются муниципальными органами власти на соответствующие нужды.

По виду облагаемого объекта можно дать следующую классификацию взимаемых налогов:

Налоги на товары и услуги включают в свой состав:

- налог с оборота или НДС,

- акцизы разного рода,

- налоги на сделки с ценными бумагами.

Налоги на доходы включают:

- подоходный налог с граждан,

- налог на прибыль корпораций,

- налоги и сборы на социальное страхование.

Налоги на имущество:

- налог на собственность,

- налог на земельные участки,

- налог на недвижимость.

Таможенные пошлины устанавливаются на ввозимые (вывозимые) товары ил услуги в целях регулирования внешнеторговых отношений.

Принципы налогообложения.

Любая налоговая система должна базироваться на ряде принципов, общих для всех налогоплательщиков. К числу таковых относятся:

Гласность и открытость. Общественность должна знать какова целесообразность введения того или иного налога, кто его должен платить. Важно, чтобы каждый налогоплательщик видел связь между уплатой данного налога и улучшениями в предоставлении общественных услуг, обеспечиваемых этим налогом.

Простота исчисления и взимания. Налоговая система должна быть простой и понятной для налогоплательщика. Реализация этого принципа необходима по причине уменьшения возможности ухода от уплаты налогов, а также в связи с необходимостью снижения административных расходов по сбору налогов и контролю за их уплатой. Особенно это важно для переходного к рыночным условиям периода, когда еще не сложились традиции и дисциплина уплаты налогов.

Гибкость налоговой системы. Предполагает зависимость уровня налогообложения от уровня доходов, имущественного положения и пр. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов.

Неотвратимость налогов. Налоговая система в стране должна быть построена таким образом, чтобы не оставлять сомнения в неизбежности платежа. Система штрафов и наказаний, а также общественное мнение должны быть настроены на то, чтобы неуплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств по уплате налогов. Для условий переходного периода важно отметить также необходимость стабильности налоговой системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.198.254 (0.009 с.)