Регулирование денежной массы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование денежной массы.



Количество денег в обращении жестко контролируется государственными органами. На практике эту функцию осуществляет государственный банк совместно с министерством финансов. Для отслеживания за массой денег в обращении применяются различные денежные агрегаты. В качестве таковых используются: М0, М1, М2, М3, М4.

Денежная база (МО) - количество наличных денег в обращении, включая деньги в кассах предприятий.

Деньги М1 - "деньги в узком смысле" - сумма наличных денег в обращении (МО) плюс вклады населения и предприятий до востребования и дорожные чеки; т.е. совокупное количество денег, используемых как средство обращения и обслуживающих текущий платежный оборот.

Деньги М2 - сумма денежных средств, обслуживающих текущий оборот (М1), плюс срочные вклады населения и предприятий.

Деньги МЗ - "деньги в широком смысле" - совокупная денежная масса, включающая в себя денежные средства, обслуживающие текут оборот, плюс срочные вклады, а также ликвидные ценные бумаги (облигации, сертификаты, казначейские обязательства) и средства на счетах бюджетных, общественных организаций и средства для финансирования капиталовложений.

Деньги М4 - совокупная денежная масса (МЗ) плюс неденежные ликвидные средства, хранящиеся в банках.

В макроэкономическом анализе чаще всего используются агрегаты М0, М1 и М2.

 

Таблица 15.1. Количество денег в на 1 января (трлн.руб.)

1994 1995 1996 1997 1998

Денежная масса М2 33,2 97,8 220,8 295,2 384,5

в т.ч.:

Наличные деньги (М0) 13,3 36,5 80,8 103,8 130,4

Безналичные средства 19,9 61,3 140,0 191,4 254,1

----------------------------------------------------------------------------------------

Удельный вес М0 в М1

(в %) 40,0 37,3 36,6 35,2 33,9

 

Объем и динамика денежных агрегатов зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать уровень дохода, скорость обращения денег, процентная ставка.

 

Механизм регулирования денежно-кредитных

Отношений

Центральный банк страны реализует цели денежно-кредитной политики, проводя либо жесткую, либо гибкую монетарную политику. Жесткая монетарная политика связана с поддержанием на определенном уровне объема денежной массы. Гибкая монетарная политика связана с использование ставки процента как инструмента достижения намеченных целевых установок.

Выбор вариантов монетарной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, то в этом случае уместней всего будет проведение жесткой монетарной политики по поддержанию оптимального уровня денежной массы. Если же необходимо застраховать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанная с инвестиционной активностью.

Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

Инфляция - постоянно существующая повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен в экономике.

Для характеристики инфляции используют следующие показатели:

- уровень инфляции - процентное изменение уровня цен за период времени (месяц, год); гиперинфляция - очень высокий уровень инфляции (обычно более 200%), сопровождающийся резким падением объемов производства и усилением социальной напряженности в обществе.

- подавленная (скрытая) инфляция - специфическое проявление инфляционных процессов в экономике с жестко регулируемыми или фиксированными ценами. Проявляется в нарастании избытка денег в обращении и обесценении их покупательной способности, а как следствие - в ажиотажном спросе и растущем дефиците товаров и услуг, а также накоплении отложенного спроса населения.

- хроническая инфляция - экономическая ситуация, при которой в течение длительного периода времени поддерживается относительно стабильный высокий или низкий уровень инфляции.

Центральный банк проводит денежно-кредитную политику в соответствии с приоритетами экономических целей страны путем применением следующих инструментов регулирования денежного обращения: учетная (дисконтная) и ломбардная политика, операции на открытом рынке, проведения политики обязательных резервов.

Учетная (дисконтная) политика центрального банка как инструмент денежно-кредитной политики основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении проводится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении дисконта - политика "дешевых" денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.

Так, официальные учетные ставки центральных банков ведущих промышленно развитых стран установлены на разных уровнях (см. табл.15.1).

Наиболее низкие процентные ставки были установлены в Японии, где созданы условия для получения более дешевого кредита, чем, например, в Великобритании, и, следовательно, более благоприятные условия для инвестиций.

 

Таблица 15.2. Официальные учетные ставки центральных

банков развитых стран мира (в %)

----------------------------------------------------------------------------------------

Великобритания - 5 1/8

Франция - 5

ФРГ - 4 1/2

США - 3 1/2

Япония - 1 3/4

----------------------------------------------------------------------------------------

Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение "горячих денег", т.е. капиталов, ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значительное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок можно использовать одновременно и как метод валютного регулирования.

Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая, политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент (на 1-2% выше), чем по учету векселей

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Условия рефинансирования в рамках учетной (дисконтной) политики определяются следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного банка; учетной ставкой центрального банка.

Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконтной и ломбардной политики принимает также меры избирательного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем установления определенных лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерческим банкам и государственным кредитным институтам.

Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету или в залог, центральный банк снижает объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В связи с этим общеэкономический эффект дисконтной и ломбардной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату М2).

Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка - это механизм его прямого воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.

Операции на открытом рынке как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики известны давно. Механизм действия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцировано, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.

Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями - с другой. Эти операции по сравнению с учетной политикой больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он тем самым увеличивает сумму на резервном счете этого банка. Соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается мультипликативный процесс расширения денежной массы.

Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие также одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.

Политика обязательных резервов. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является "административным" и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими "рыночными" методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.

Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. Обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке страны.

В настоящее время обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (что было задумано изначально), сколько служат для осуществления Центральным банком страны контрольных и регулирующих функций.

В разных странах мира наблюдаются существенные различия в величине и механизме расчета резервных ставок. Так, ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах были установлены в следующих пределах (См. табл. 15.3).

 

Таблица 15.3. Норма обязательных резервов

в ведущих промышленно развитых странах

----------------------------------------------------------------------------------------

Великобритания - 0,45%,

США - 12% по вкладам до востребования,

- 3% по прочим вкладам;

Франция - 5,5% по вкладам до востребования,

- 3% по прочим вкладам; прочие,

ФРГ - от 4,15 до 12,1%,

Швейцария - 2,5%,

Япония - от 2,5 до 0,125%.

----------------------------------------------------------------------------------------

 

Можно отметить существенную разницу между ставками по минимальным резервам в различных странах. Так, например, Банк Англии установил для кредитных институтов ставку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует минимальные резервы как инструмент денежно-кредитной политики. В тоже время во Франции этот показатель на порядок выше. В России ставка резервирования находится на уровне 15-20 %.

В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами (Франции, Испании, Швеции, Италии, ФРГ) часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов.

Таким образом, изменение норм обязательных резервов во всех промышленно развитых странах является действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.

Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется центральными банками также как инструмент повышения конкурентоспособности своих коммерческих банков. Так, Немецкий федеральный банк с целью предотвращения оттока вкладов на еврорынок существенно снизил ставки по срочным и сберегательным вкладам, а также по вкладам до востребования нерезидентов.

Одним из элементов денежно-кредитной политики можно рассматривать валютную политику. Это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны. Более подробно проблемы валютной политики будут рассмотрены ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.018 с.)