Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Показатели основных целей и направлений экономической политики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для условий Японии, по мнению разработчиков плана, главная задача социально-экономического развития на этот период могла быть сформулирована следующим образом: закрепление концепции экономики, гармонирующей с природой и делающей упор на внутренний спрос. Тем самым подчеркивались такие важнейшие приоритеты развития, как экологическая проблема и проблема ограничения внешнеэкономической экспансии Японии. В части внутренних ориентиров развития экономики особое внимание уделялось проблемам: - переход от приоритета эффективности к решению проблемы социальной справедливости, - от модели, в основе которой производство благ и услуг к модели развития, в основе которой интересы простых людей, потребителей, - от акцента внимания проблемам оборота продукции и ресурсов к концепции накопления, как фактору экономического роста, - пересмотр концепции размещения производства по территории страны: переход от концепции концентрации производства и населения в Токио, к концепции развития самобытности в регионах страны. Б. Мероприятия по развитию экономики и социальной сферы. Эти мероприятия можно сгруппировать в три блока: а. Меры по обеспечению базиса для будущего развития. б. Реформы для построения передовой по условиям жизни страны. в. Гармонизация взаимоотношений с мировым сообществом. Относительно первого блока показателей - мер по обеспечению базиса будущего развития - можно привести следующий набор целевых установок и показателей: - проведение реформ, направленных на обеспечение эффективной деятельности предприятий в ХХ1 веке, - развитие концепции экономики, гармонирующей с природой, - развитие науки и техники на пути скорейшего увеличения правительственных капиталовложений в исследовательскую сферу, - повышение индустриального уровня и развитие нацеленных в будущее сельского, лесного и морского хозяйств, - проведение рациональной энергетической политики. В целях создания удобных условий жизни населения намечено: - сокращение рабочего времени для обеспечения более комфортной жизни, ориентир - достижение совокупного годичного рабочего времени, равного 1800 часам. (В России ныне около 2100час.) - решение жилищного вопроса, ориентир приобретение жилья примерно за 5 годичных заработков. (В условиях нынешней России профессор имеет возможность приобрести примерно третью часть жилья). - особое внимание формированию социальных фондов, связанных с бытом населения (Разработка и реализация примерно 27 целей, сформированных исходя из потребностей населения). - реализация образа жизни гармонирующего с природой, - выравнивание разницы в ценах внутри страны и за ее пределами. - обеспечение спокойной и достойной старости, - содействие участию женщин, пенсионеров и инвалидов в общественной жизни страны, - развитие самобытности земель на пути развития многообразных по своим чертам регионов страны, пересмотра концепции концентрации производства и населения вокруг Токио, перемещения функций столицы. Для гармонизации взаимоотношений с мировым сообществом намечались следующие ориентиры: - закрепление концепции экономического развития, делающей упор на внутренний спрос как основной фактор экономического развития, - построение общества с высокой восприимчивостью к гуманитарным и культурным достижениям мировой цивилизации, к развитию гуманитарных связей, - создание условий для международной интеграции рабочей силы. В части вклада Японии в мировое сообщество предусматривались следующие мероприятия: - участие Японии в решении глобальных экономических проблем; - помощь странам в переходе к рыночной экономике; - участие в осуществлении программы ОДА (международная помощь развитию); - вклад в дело мира и стабильности во всем мире. В. Выходные показатели плана социально-экономического развития страны (на примере Японии). 1. Показатели экономической динамики: темпы экономического роста составят примерно 3,5% в год, в том числе за счет удовлетворения внутреннего спроса - 3,75%. 2. Показатели инфляции: темпы прироста потребительских цен составят примерно 2 % в год,, темпы роста оптовых цен - 0,75 % в год. 3. Показатели безработицы: процент абсолютной безработицы составит примерно 2,25% самодеятельного населения. Такова общая структура двенадцатого плана развития Японской экономики. Опыт его построения, на наш взгляд, может быть успешно применен у нас, конечно же с учетом специфики нашей страны. Выходные показатели индикативного плана для условий России должен быть существенно расширен по сравнению с японским вариантом и включать в свой состав следующие составные элементы: А. Важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны: 1. Показатели уровня жизни 2. Показатели потребительского рынка 3. Лимитные цены на продукцию естественных монополий (верхний и нижний предел). 4. Макроэкономические показатели развития страны (ВВП,ВНП и темпы их прироста) 6. Динамика валового продукта отраслям, многоотраслевым комплексам, крупным государственным предприятиям и регионам. Б. Рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие следующие: - объем и структура государственного заказа, - лимиты государственных инвестиций в экономику, в первую очередь объем капитальных вложений и их распределение, - ставки налогообложения (а также льготы по налогообложению), - показатели, отражающие уровень социальной защищенности граждан (минимальный потребительский бюджет, показатели индексации пенсий, стипендий, пособий). В. Необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов. - показатели объемов применяемых трудовых ресурсов, капитала, материальных оборотных средств, природных ресурсов; - финансовые показатели, характеризующие состояние государственного бюджета, величину государственного долга, объемы внутренних и иностранных инвестиций.
Планирование развития государственного сектора Государственный сектор является своеобразным «локомотив» национальной экономики. Посредством управления развитием государственного сектора правительство может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на развитие частного сектора и всей национальной экономики. План развития государственного сектора - составная часть комплексного плана (программы) развития национальной экономики, отражающая развитие государственных предприятий. Этот документ носит императивный характер. Его показатели обязательны для подведомственных предприятий. Государственный сектор в российских условиях представлен следующим набором организационно-правовых форм предприятий: государственное унитарное предприятие, акционерное общество со 100% закреплением акций за государством, акционерное общество с закреплением в собственности государства контрольного пакета акций, акционерные общества с пакетом государственных акций, позволяющими оказывать существенное влияние на управление. Унитарные предприятия. Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий: - основанные на праве хозяйственного ведения; - основанные на праве оперативного управления или так называемые “казённые”предприятия. Обе формы унитарных предприятий обладают общими чертами, которые определяют особенности управления. Унитарные предприятия являются коммерческими предприятиями, собственником имущества которых является государство, а не сами предприятия. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства в лице уполномоченных органов. Органом управления унитарным предприятием является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным органом и им подотчётен. Объём полномочий собственника по управлению унитарными предприятиями зависит от того, на каких основаниях закреплено за предприятием имущество. По отношению к унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, собственник имущества решает вопросы создания предприятия, его реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия. Распоряжение недвижимым имуществом предприятия, включая его продажу, передачу в аренду или залог, внесение в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ возможно только с согласия собственника. Остальным имуществом предприятие на праве хозяйственного ведения вправе распоряжаться самостоятельно. По отношению к предприятиям, основанным на праве оперативного управления, или “казенным” предприятиям полномочия собственника более широкие. “Казенное” предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведённой им продукцией (если иное не установлено нормативными актами). Распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно только с согласия собственника. Производственно-хозяйственная деятельность “казённого” предприятия осуществляется, во-первых, в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, утвержденным вышестоящим органом, а, во-вторых, в пределах разрешенной этим же органом самостоятельной хозяйственной деятельности. Раз в квартал “казённое” предприятие отчитывается перед вышестоящим органом не только за выполнение плана-заказа, но и за разрешенную ему самостоятельную производственную деятельность. Таким образом, вся производственно-хозяйственная деятельность “казённого” предприятия полностью контролируется государством. Финансовая деятельность “казённых” предприятий осуществляется за счёт доходов от реализации продукции, а при их недостаточности выделяются средства из бюджета. Не использованные в течение года средства подлежат возвращению в бюджет. Прибыль от реализации продукции направляется на удовлетворение производственных и социальных нужд предприятия по нормативам, ежегодно устанавливаемым вышестоящим органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход государства. Основные пути повышения роли государства в управлении предприятиями государственного сектора на современном этапе следующие: Во-первых, следует разработать полный реестр собственности государства, включив в его все виды государственной собственности. Такого рода реестр нужен для решения проблемы оптимизации управления государственными пакетами акций. В настоящее время часто бывает так, что пакет акций одного предприятия находится в руках другого, где государство имеет определенный контроль, при этом первое предприятие как бы “выпадает” из государственной собственности. Во-вторых, создавать систему индикативного планирования российской экономики следует на основе четко структурированного сектора государственных предприятий. Только в этом случае, определяя цели, задачи и приоритеты экономического развития, государство будет иметь возможность осуществлять их на практике через систему государственных предприятий. Помимо предприятий чисто государственного сектора действенным рычагом управления экономикой является государственная собственность в широком смысле этого слова. В руках российского государства находится также пакет акций предприятий, находящихся в корпоративно-государственной собственности. Поэтому важным рычагом управляющего воздействия государства на экономику страны является государственное распоряжение государственным имуществом в целях содействия эффективному достижению поставленных экономических задач. Меры управляющего воздействия государственных органов на деятельность данных предприятий могут быть разные: от назначения своих представителей в Советы управляющих соответствующих корпораций до принятия конкретных решений относительно того, кому (какой организации) отдать в доверительное управление государственный пакет акций. Усиление роли государства в переходный период не означает отрицания важности частного сектора, просто сейчас он не в состоянии один, без помощи государства вывести российскую экономику из кризиса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.009 с.) |