Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Теория и методология↑ Стр 1 из 31Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Глава 1. Теоретические основы, на которых базируется Государственное регулирование экономики 1.1. Основные постулаты общественного воспроизводства в современных условиях 11 1.2. Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики 25 1.3. Содержание государственного регулирования экономики 31 Глава 2. Объект и субъект государственного регулирования 2.1. Экономики страны как объект государственного регулирования 33 2.2. Система показателей общественного воспроизводства 40 2.3. Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие 46 Глава 3. Инструменты и методы государственного Регулирования экономики 3.1. Инструменты государственного регулирования экономики 54 3.2. Методы и инструменты обоснования показателей экономического развития 60 3.3. Модельные аспекты регулирования национальной экономики РАЗДЕЛ 2. ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Глава 4. Прогнозирование экономической динамики 4.1. Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 67 4.2. Методологи и методика экономического прогнозирования 72 4.3. Конкретные методы прогнозирования макроэкономических показателей на перспективу 78 Глава 5. Разработка и реализация концепции Социально-экономического развития 5.1. Основы разработки концепции социально-экономического развития страны 85 5.2. Методологические подходы к разработке концепции развития экономики 89 5.3. Приоритетные проблемы предстоящего периода и пути их решения 94 Глава 6. Комплексный план (программа) Развития национальной экономики 6.1. Индикативный план развития национальной экономики 100 6.2. Планирование развития государственного сектора 105 6.3. Стимулирование частного сектора в целях ориентации его на показатели индикативного плана 108 Глава 7. Обоснование межотраслевой структуры экономики 7.1. Систематизация межотраслевых балансовых построений 111 7.2.Схемы построения межотраслевых балансовых моделей 114 7.3. Проблемы применения межотраслевого баланса в обосновании отраслевой структуры экономики 120 РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЧЕРЕЗ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Глава 8. Прогнозирование и программирование Научно-технического прогресса Задачи разработки и структура Комплексной программы НТП 128 Общие принципы разработки комплексной Программы НТП 130 Глава 9. Государственное регулирование занятости 9.1. Основные понятия и показатели занятости 133 9.2. Методологические основы решения проблемы занятости в условиях рыночной экономики 137 9.3. Характеристика занятости в Российской Федерации 141 9.4. Пути решения проблемы занятости в условиях России 144 Глава 10. Государственное регулирование инвестиций 10.1. Инвестиционный процесс: основные понятия и показатели 151 10.2. Общая оценкаинвестиционной ситуации в России 154 10.3. Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс 159 10.4. Регулирование иностранных инвестиций 160 Глава 11. Территориальное регулирование экономики 11.1. Проблемы территориального регулирования экономики 165 11.2. Инструменты государственного регулирования регионального развития 168 11.3. Методы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона 170 РАЗДЕЛ 4. ТЕКУЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Глава 12. Формирование конкурентной среды И эффективного предпринимательства 12.1. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды 172 12.2. Антимонопольная политика государства 174 Глава 13. Бюджетное регулирование экономики страны 13.1.Теория и методы построениябюджетной системы страны 176 13.2. Процедура разработки и реализации государственного бюджета страны 183 13.3. Бюджетный федерализм: понятие и пути реализации 187 Глава 14. Налоги как инструмент государственного Регулирования экономики 14.1. Теоретические основы построения налоговой системы 193 14.2. Особенности реализации налоговой системы в условиях Российской Федерации 199 Глава 15. Денежное и кредитное регулирование экономики 15.1. Методологические основы денежно-кредитного регулирования экономики 203 15.2. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений 207 15.3. Институты, занятые реализацией кредитно-денежной политики 212 Глава 16. Государственная валютная политика 16.1. Цели и содержание валютного регулирования 215 16.2. Организация обращения валюты внутри страны и за ее пределами 218 16.3. Установление валютного курса 222 Глава 17. Государственное регулирование Внешнеэкономических связей страны 17.1. Общая характеристика внешней торговли России 226 17.2. Внешнеэкономическая политика страны и ее регулирование 228 Глава 18. Правовая база государственного регулирования Экономики в Российской Федерации 18.1. Законодательное установление общего порядка государственного регулирования экономики 236 18.2. Правовое регулирование политики в области формирования конкурентной среды 239 18.3. Правовое регулирование деятельности государственного сектора 244 ГЛОССАРИЙ 247 Рекомендуемая литература 268 Светлой памяти академика АНСССР Александра Ивановича Анчишкина, Учителя, наставника и друга Посвящается Ода учителям Мне очень крупно повезло в жизни - я жил, учился и работалв период расцвета советской и в первую очередь российской экономической науки. Такие титаны экономической науки как С.Г.Струмилин, Н.А.Цаголов, В.С.Немчинов, Н.П.Федоренко, М.В.Солодков, Л.Я.Берри, С.С.Шаталин так или иначе оставили свой след в моем становлении как ученого и преподавателя. Именно благодаря им, я стал тем, чего достиг в жизни, и им я посвящаю свой скромный труд. Особая благодарность моему научному руководителю, наставнику и другу Александру Ивановичу Анчишкину. Расскажу о нескольких эпизодах в моей жизни, оставивших глубокий след на моей научной карьере. Первый поучительный случай связан с ответом С.Г.Струмилина на вопрос аспиранта экономического факультета МГУ на одной из «профессорских сред». (Да, да, да!!! Когда-то на экономическом факультете МГУ регулярно проводились профессорские среды. Какие это были замечательные моменты общения студентов, аспирантов и преподавателей!). Так вот на одной из таких встреч, молодой человек, желая, по-видимому, получить подсказку при определении темы своего будущего исследования задал маститому ученому - можно даже сказать - мастодонту советской экономической науки вопрос: «Какие проблемы советской экономической науки Вы считаете не решенными». Ответ 80-и летнего Струмилина прямо-таки поразил меня (и не только меня одного, судя по шуму в аудитории): «Я не вижу нерешенных проблем в советской экономической науке. Все научные проблемы, которые мне виделись значимыми, я решил». Такое заявление по первому восприятию показалось мне грубо говоря бахвальством выжившего из ума старика. Однако по мере знакомства с тем, что сделал и сколько сделал академик Станислав Густавович Струмилин за свою долгую и плодотворную жизнь, это представление постепенно развеялось. Действительно эта плеяда ученых: Г.М.Кржижановский, С.Г.Струмилин, Н.Д.Колосовский, В.С.Немчинов, Л.В.Канторович, В.В.Новожилов, Н.П.Федоренко, А.И.Анчищкин, находясь на переднем крае прорывной по своему характеру и назначению в мире науки, обязаны были заниматься решением всех тех задач, которые возникали перед советской экономической наукой. Второй случай, связан с посещением коллективом нашей кафедры (тогда мы отвечали за подготовку специалистов в области планирования народного хозяйства) студенческого общежития МГУ. Когда заведующий отделом перспектив экономического развития Госплана СССР Анчишкин А.И. рассказывал анекдоты из госплановской жизни, а зам. министра финансов Бабашкин Л.Е. пел под гитару студенческие песни своего времени. Студенты «разогретые» соответствующим поведением своих наставников, решили провести своего рода «тестирование» профессуры и задали «нешуточный» вопрос, каким образом можно в три приема поместить слона в холодильник. Отвечали все присутствующие, было много интересных ответов, Однако, больше всего понравился и запомнился участникам встречи ответ академика А.И.Анчишкина. По его мнению, надо: во-первых, уложить слона, во-вторых, накрыть его холодильником, убрать лишние его части, в-третьих закрыть дверцу холодильника. Главная проблема при этом состоит в том, чтобы уложить слона. Считаю, что такого рода встречи молодых исследователей и профессоров в общежитиях университета - одно из важных средств подготовки специалистов. Их непременно следует возобновить. Наконец, еще один поучительный эпизод, который мне хотелось бырассказать, связан с именем Николая Прокофьевича Федоренко. Вернее его высказыванием в одной из своих лекций, которое перевернуло мои представления о месте ученого в мире. Надо сказать, что в те времена в Академии народного хозяйства при Правительстве СССР читались лекции для высшего руководящего состава страны. Эти лекции иногда публиковались с грифом «для служебного пользования». Эти публикации были откровением для любого молодого исследователя, поскольку отражали реальное положение дел в нашей экономике, высказанное умными людьми. Выражение Н.П.Федоренко приведенное в опубликованном тексте лекции, что ученый от попа отличается тем, что у священнослужителя все ясно и очевидно с самого начала, а ученый, решив какую-либо одну задачу, в результате получает десяток новых проблем. Это выражение поразило меня своей необычностью и заставило смелее подходить к постановке и решению новых задач. Главное детище Федоренко - система оптимального функционирования экономики (СОФЭ). На мой взгляд, СОФЭ - то направление экономической мысли, которое не потеряло своей актуальности до настоящего времени,несмотря на коренные преобразования в экономической жизни страны. Я тешу себя надеждой, что отчасти причастен к проведению идеологии поиска оптимальных вариантов экономического развития среди подрастающих экономистов - студентов экономического факультета МГУ, где Николай Прокофьевич Федоренко оставил след, будучи долгое время заведующим кафедрой математических методов анализа экономики. Так давайте же будем ценить наших предшественников, будем помнить тех, кто сделал советскую экономическую науку признаваемой и признанной в мире. Будем еще при их жизни отдавать им должное в деле решения содержательных экономических проблем, в деле подготовки научных кадров.
Введение Учебное пособие представляет собой обобщение конспектов лекций, прочитанных автором для студентов экономического факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова (бакалаврское отделение), расширенное и дополненное теоретическими и методическими материалами, по отдельным наиболее важным темам. Представленное учебное пособие можно рассматривать как базовый вариант данного курса, поскольку оно охватывает только основополагающие моменты данной дисциплины. Продвинутый вариант курса (в рамках подготовки магистров) предполагает рассмотрение конкретных проблем, возникающих перед руководством страны в процессе регулирования социально-ориентированной рыночной экономики. Данное учебное пособие охватывает четыре блока проблем: Во-первых, теоретические, методологические и организационные проблемы государственного вмешательства в процесс функционирования социально-ориентированной рыночной экономики. Во-вторых, обоснование перспектив социально-экономического развития страны, включая такие инструменты государственного воздействия, как: - концепция социально-экономического развития, - система экономических прогнозов, - концепция социально-экономического развития страны, - программы развития экономики и ее отдельных составляющих, - индикативный план развития национальной экономики. В-третьих, проблемы регулирования экономики страны через управление ограниченными производственными ресурсами - факторами производства, включая такие важнейшие составляющие, как: научно-технический прогресс, трудовые ресурсы и инвестиции. В-четвертых, методы и инструменты обоснования и проведения экономической политики в рамках текущего (оперативного) регулирования экономических процессов, включая такие составляющие экономической политики, как: - формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства, - государственное регулирование деятельности банковской системы, - бюджетное регулирование экономики страны, - налоги как инструмент государственного регулирования экономики, - денежное и кредитное регулирование экономики, - государственная валютная политика, - государственное регулирование внешнеэкономических связей страны. В работе нашли отражение также вопросыправовой базы государственного регулирования экономики в Российской Федерации, которая охватывает следующий круг вопросов: - законодательное установление целей экономического развития и задач государственного регулирования экономики; - законодательное определение инструментов и методов государственного регулирование экономики; - правовое установление социальной ориентации рыночной экономики в России; - правовое установление порядка управления государственным имуществом и государственной собственностью; - законодательное регулирование политики в области формирования конкурентной среды. При рассмотрении инструментов государственного регулирования экономики выделяются методов: (1) методы прямого вмешательства в экономическую жизнь страны. К числу таковых относятся такие методы, как государственные закупки товаров и услуг, создание и проведение общественных работ, прямые государственные инвестиции в экономику; (2) методы косвенного, но жесткого воздействия государства на экономические процессы, типа предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты частных организаций; (3) наконец, методы гибкого рыночного воздействия, связанные с использованием монетаристских методов: регулирование денежной массы, варьирование ставкой процента и пр. Главная идея, которая проводится в данной работе, состоит в том, что в условиях перехода от централизованно планируемой к современной рыночной системе необходимо использовать не отдельные методы и инструменты, а весь арсенал методов государственного воздействия, постепенно переходя от прямого и жесткого вмешательства государства в экономические процессы к косвенным методам регулирования.
Автор
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.009 с.) |