Стимулирование частного сектора в целях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулирование частного сектора в целях



ориентации его на показатели индикативного плана

Для стимулирования частного сектора применяются различные средства, такие как система государственных заказов, меры поощрительного характера ( разного рода преференции, налоговые ставки, налоговые льготы и пр.), меры ограничительного характера.

Государственные заказы. Государственное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется через систему государственных рынков, что выражается в широкомасштабном участии государства на особом рынке государственных закупок и заказов, который является важнейшим элементом и составной частью общенационального рынка.

На рынке государственных заказов устанавливаются и реализуются экономические и договорные связи государства как заказчика продукции с его подрядчиками - государственными унитарными предприятиями и частным капиталом. В основе этого сложнейшего механизма хозяйственно-договорных связей лежит система государственных закупок и заказов.

Используя государственные заказы как важный инструмент воздействия на хозяйствующие субъекты, государство может решать определённые социально-экономические задачи. Так, например, оно может увеличивать совокупный спрос, стимулировать те или иные отрасли народного хозяйства, обеспечивать поддержку проведению научных исследований, созданию и внедрению новых технологий, проведению научных исследований и разработок в области здравоохранения, экологической безопасности и т.д.

Таким образом, государство в лице его различных органов выступая в качестве крупнейшего потребителя продукции целого ряда отраслей, превращает государственный спрос в важный стимул развития рыночной экономики. Государственные заказы частному сектору выступают одновременно как инструмент ориентации его на выполнение показателей индикативного плана.

Государственные закупки осуществляются как в форме прямых закупок товаров и услуг на рынке, так и в форме предварительных заказов. Прямыми закупками приобретаются товары, имеющиеся на массовом рынке. Через систему предварительных заказов - уникальная (в особенности, военная) продукция.

Государственные заказы реализуются на разных уровнях государственного рынка: центральном (федеральном), региональном, муниципальном.

Основные принципы формирования государственных заказов:

- конкуренция в получении государственного заказа,

- экономичность,

- эффективность,

- подотчётность при проведении открытых торгов (тендеров).

На этих торгах в условиях открытости государство реализует свои заказы среди фирм-участников торгов на принципах конкуренции. Эта конкурентная система, адекватная самой сути рыночного хозяйствования, позволяет обеспечить как наиболее выгодные экономические условия, так и решение поставленных задач при выполнении заказов. Открытость торгов определяется широким распространением информации и рекламы среди предприятий.

Меры поощрительного характера как инструмент стимулирования предприятий частного сектора придерживаться показателей индикативного плана

В их числе можно назвать следующие:

- финансовая помощь предприятиям, активно содействующим выполнению ориентиров индикативного плана;

- различные виды государственной помощи отдельным предпринимателям и бизнесменам (например, частичное возмещение расходов, возмещение расходов на переобучение персонала, снижение отпускных тарифов на газ и электроэнергию),

- предоставление налоговых льгот различного характера (налоговые каникулы при погашении государственного кредита, пониженные ставки налогообложения, льготы по налогообложению и пр.).

Меры ограничительного характера направлены на предупреждение предполагаемых действий предпринимателей, ведущие к конфронтации с показателями индикативного плана. Они менее эффективны, поэтому применяются редко.

 

Ключевые понятия 6.

Индикативный план.

Особенности индикативного планирования:

Структура индикативного плана.

Выходные показатели индикативного плана.

Логика разработки индикативного плана

Выходные показатели индикативного плана

План развития государственного сектора

Государственные предприятия: организационно-правовые формы:

- унитарные предприятия.

- казенные предприятия.

Средства стимулирования частного сектора рыночной экономики

Государственные заказы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Роль индикативного плана, его отличие от комплексных программ экономического развития страны.

2. Особенности государственного сектора как объекта регулирования.

3. Пути повышения роли государства в управлении предприятиями государственного сектора.

4. Управление унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.

5. Управление казенным предприятием, основанным на праве оперативного управления.

 

 

Глава 7. Обоснование межотраслевой структуры

Экономики

Систематизация межотраслевых балансовых

Построений

Обоснование планов развития национальной экономики с использованием инструментария межотраслевого баланса (МОБ) было в свое время очень широко распространено в нашей стране. Исторически сложилось так, что именно эта форма получила наибольшее распространение.

Начиная, примерно с 40-х годов межотраслевой баланс начал активно использовать для анализа, прогнозирования и планирования взаимосвязей в экономике. К этому времени был разработан методический аппарат такого анализа, и появилась электронно-вычислительная техника, позволяющая решать многоразмерные системы линейных уравнений. В последующем большое распространение получили эконометрические методы прогнозирования (построение регрессий, исследование рядов на зависимость, выявление различных трендов и т.д.), которые так или иначе интегрированы с системой «затраты-выпуск»..

В настоящее время ученые снова обращают свое внимание на построение моделей, используя МОБ, причем не только в России, но и в Голландии, Швеции, Венгрии, Китае, Испании, Италии и в других странах. Получило распространение такое явления как комбинированный подход - то есть использование эконометрических методов в анализе МОБ, а также применение этого метода для анализа и прогноза небольших аспектов экономики, например экологической ситуации в стране.

Само обоснование перспектив экономического развития с использованием МОБ принципиально отличается от всех других видов планирования тем, что этот инструментарий позволяет увидеть, а, следовательно, и спланировать экономическое развитие с учетом отраслевой структуры.

История межотраслевого анализа. Как же все начиналось? Еще в середине 18 века лейб-медик короля Франсуа Кенэ, начавший заниматься политической экономией в 60 лет, создал первую количественную модель экономики.

Таблицы Ф.Кенэ - это теоретическая основа анализа наиболее общих пропорций, складывающихся в процессе производства и распределения совокупного общественного продукта. Заслуга Ф.Кенэ состоит в том, что он создал впервые макроэкономическую картину взаимосвязей в экономике, выделив при этом три основных класса (отрасли). В экономической таблице Кенэ представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабах всего общества.

Идеи Кенэ получили дальней шее развитие в схемах общественного воспроизводства К.Маркса и В.И.Ленина. Они образуют основу при построении баланса народного хозяйства и СНС.

Определение межотраслевых пропорций - отправная точка составления народнохозяйственного плана (то есть плана развития экономики в целом). Однако в современной экономике, характеризующейся большой сложностью необходимо устанавливать плановые пропорции не только в самом общем виде, но и в более детальном разрезе. Так как в годы советской власти господствовала плановая экономика, то именно балансовый метод планирования получил наибольшее развитие. Его сущность состоит в увязке потребностей и ресурсов в масштабе всей экономики.

Идея комплексного изучения производства и распределения продукции в комплексном разрезе получила развитие во многих работах советских экономистов. Впервые отчетная шахматная таблица, описывающая связи между отраслями народного хозяйства была построена при составлении отчетного баланса народного хозяйства за 1923/24 хозяйственный год.

Эта первая попытка отражения в одной таблице всего многообразия связей между отраслями была высоко оценена В.Леонтьевым, который в последующем развил эту идею, довел ее до практического инструментария анализа и прогнозирования межотраслевых связей и потоков.

Главная заслуга Леонтьева в том, что он сочетал схему балансовой взаимоувязки межотраслевых пропорций народного хозяйства с математической моделью, характеризующей взаимосвязи, между затраты на производство и выпуском продукции различных отраслей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.01 с.)