Вопрос 6. Общественный сектор экономики. Производство и размещение общественных благ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Общественный сектор экономики. Производство и размещение общественных благ.



Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг.

Общественный сектор – это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

· рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

· производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

· экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

Общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Таким образом, одним из главных направлений исследования общественного сектора является изучение нерыночных механизмов с целью сравнения достигнутых ими результатов с теми, которые могли бы быть получены на основе добровольных взаимовыгодных сделок экономических агентов, то есть рыночным путем.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

· признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага

· признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим

· признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы

Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:

· маяк, направляющий моряков ночью светит всем, до кого доходит его свет.

· обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

К общественным благам относятся: образование, медицина, оборонная, уличное освещение и т.д.

Производством общественных благ занимается государство. Для рыночной экономики общественные блага производить нецелесообразно, т.к. они не дают той прибыли. Но и без них экономика и общество развивать не может.

Дефицит государственного бюджета возникает, когда расходы превышают доходы, а профицит наоборот. Государство покрывает дефицит с помощью:

· Печать денег (наличные деньги обесцениваются – инфляция, рост цен). Скрытая инфляция – цены стабильные, но дефицит товаров.

· Займы (внешние – у других государств; внутренние – государство выпускает облигации на какой-то срок).

Все инвесторы нуждаются в стабильном законодательстве, максимальной открытости, создавая условия конкуренции.

Вопрос 7. Цели и содержание рыночных реформ в России. Определяющие признаки переходной экономики в России.

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

Для рыночных реформ в России характерно использование в самом их начале (1992-1993 г.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994-1998 г. В ходе рыночных реформ в России в целом имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами постепенных преобразования.

С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфраструктуры) при явной недооценке промышленной политики и другим мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992 – 1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.

Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.

 

После длительного господства административно-командной системы (государственная собственность на все экономические ресурсы; сильная монополизация и бюрократизация (сосредоточение власти в руках государства); централизованное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Гигантские монополии, поддерживаемые министерствами при отсутствие конкурентности не заботятся о внедрении новинок и технологий) в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам:

· Крайне высокая степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике» (экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта);

· Длительное существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

· Крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

· Неконкурентноспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями такой экономики являются: преобладание частной собственности, создание конкурентной среды, эффективное государство (надежная защита прав собственности + условия для экономического роста), эффективная система социальной защиты, открытая конкурентноспособная на мировом рынке экономика.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Поэтому, в экономическом плане Россия имеет черты: огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; неразвитость частной собственности (земля); отсутсвие автономного от государства гражданского общества; неразрывная связь власти и собственности; слабость личной инициативы при довольно сильных тенденциях.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.005 с.)