Общественный капитал и его воспроизводство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный капитал и его воспроизводство



Воспроизводство капитала. Общественное воспроизводство. Общественный продукт и методы его измерения. Система национальных счетов и ее основные понятия (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, располагаемый доход и проч.). Потребление, сбережения, инвестиции. Их роль в процессе воспроизводства. Реализация общественного продукта. Условия реализации при простом и расширенном воспроизводстве. Экономический рост и его типы: экстенсивный и интенсивный. Капиталистический цикл и его фазы. Материальная основа цикла (массовое обновление основного капитала, его активных элементов). Волны экономической динамики (длинные волны Н. Кондратьева, другие подходы).

Проблема воспроизводства индивидуального капитала нами была рассмотрена в разделе 10, где анализировалось накопление капитала. Новое обращение к этой проблеме связано с изменением уровня ее рассмотрения, а именно: в данной части работы нас будет интересовать воспроизводство не индивидуального капитала (его накопление), а всего общественного капитала как совокупности всех капиталов, участвующих в хозяйственной жизни, в создании прибавочной стоимости.

Общественное воспроизводство предполагает непрерывность процесса общественного производства и постоянное возобновление не только производительных сил, но и производственных отношений капитала, отношений присвоения (собственности на средства производства и продукт труда), отношений найма и проч.

Результатом деятельности общественного капитала за определенный период (месяц, квартал, год) является совокупный общественный продукт (СОП). Очевидно, что измерить СОП мы можем только на основе сопоставимых величин. Такими могут быть только денежные единицы, т. е. СОП может быть определен в млрд. (млн., трлн.) рублей, долларов, марок (в зависимости от страны, чей СОП мы рассчитываем). Статистика разных стран использует схожие методы измерения совокупного общественного продукта. Однако наибольший интерес представляют собой сопоставления во времени (на сколько изменился СОП за определенный период времени) и между странами (как, например, соотносится СОП России и США за 1985 или 1999 год).

Для того чтобы произвести сопоставление во времени, необходимо делать сравнения в единых (неизменных) ценах. Для этого цены и структуру СОП за определенный год используют как базовые, а СОП за другие годы сопоставляют в ценах базового периода. Это позволяет избежать искажений, вызываемых изменением цен и структуры общественного производства.

Международные сопоставления делать сложнее, но общий подход остается тем же. Добавляется еще одна переменная, связанная с необходимостью сопоставления СОП разных стран в единой валюте. Наиболее точным способом сравнения является оценка результата хозяйственной деятельности стран на основе паритета покупательной способности валют. Сохраняя общий подход к базовым ценам и структуре, мы пытаемся оценить, во что, например, обходится та же самая “корзина” представительных товаров при покупке ее, скажем, в США и России. В результате мы получаем определенное соотношение между рублем и долларом, отличное от соотношения рыночных курсов этих валют. Но полученный паритет покупательной способности представляется более точной основой международных сопоставлений1.

Заметим, что концепция совокупного общественного продукта базируется фактически на марксистской концепции стоимости и не получила широкого распространения и признания. Общепризнанной стала концепция, предложенная в системе национальных счетов (СНС)2.

Теперь необходимо проанализировать некоторые важнейшие причинно-следственные связи, которые существуют в народнохозяйственной системе в целом.

Как мы уже говорили, человек не может прекратить производить, так как при этом произойдет прекращение потребления. С другой стороны, производство является собственно потреблением, и наоборот. В связи с этим нам необходимо ввести в анализ такие экономические процессы как потребление (использование полученного дохода в текущем периоде времени) и сбережение (перенесение потребления на будущий период).

Сами по себе и потребление и сбережение не являются чем-то загадочным и необычным. Очевидно, что каждый индивид вправе использовать полученный доход так, как он представляет себе возможным, часть используя в текущем периоде времени (приобретение продуктов питания, одежды и проч.), а часть сберегая, перенося потребление на будущие периоды (приобретение товаров длительного пользования, жилища и проч.). Однако когда речь идет об общественных процессах потребления и сбережения, то здесь происходят очень интересные процессы.

Возникает класс людей, которые в состоянии производительно использовать сбереженное каждым членом общества. Это - предприниматели, которые инвестируют средства в те или иные проекты по созданию новых производственных мощностей и новых рабочих мест соответственно. Таким образом, сбережения людей каким-то неизвестным путем на уровне общества трансформируются в инвестиции, в результате чего происходит возрастание стоимости данных средств (самовозрастание капитала), а упомянутые выше предприниматели - это уже хорошо знакомые нам функционирующие капиталисты.

Загадка разрешается действительно просто. Миллионы потребителей сберегают часть своего дохода, которая, превращаясь во временно свободные денежные средства, “улавливается” банками, предоставляющими ее функционирующим капиталистам в виде кредитов для реализации инвестиционных проектов. Такое развитие событий и позволяет на уровне всего народного хозяйства трансформировать сбережения в инвестиции.

Теперь настало время подробнее рассмотреть проблему реализации общественного продукта. Стоит заметить, что мы будем говорить о реализации совокупного общественного продукта по марксистской концепции. Научная важность такого подхода обуславливается тем, что между двумя концепциями (марксистской и системы национальных счетов) нет непреодолимых преград, особенно когда речь идет о народнохозяйственном уровне. Это касается прежде всего таких понятий, как конечный общественный продукт (КОП) и валовой внутренний продукт (ВВП). В обеих концепциях они интерпретируются одинаково:

КОП = А + V + M, (15)

 

где А - стоимость потребленных средств производства, V - стоимость, затраченная на приобретение рабочей силы (ее найм), M - прибавочная стоимость;

ВВП = ВД – ВИ, (16)

 

где ВД - валовой доход всех экономических субъектов, ВИ - внешние издержки всех экономических субъектов.

Строго говоря, количественно КОП и ВВП совпадают, фактически представляя собой сумму конечной продукции и добавленной стоимости. Другого вывода и не могло быть, так как народнохозяйственная система едина, а существуют различные ее описания, но и та и другая интерпретация касается одного и того же - продукта функционирования всей национальной экономики.

Таким образом, проведение анализа условий реализации совокупного общественного продукта позволит определиться с некоторыми важнейшими народнохозяйственными пропорциями, которые существуют и в рыночной экономике, и в экономике советского типа.

Реализация общественного продукта - это возмещение по стоимости и в натуре всех элементов совокупного общественного продукта. При этом должны быть воспроизведены и соответствующие отношения (присвоения средств производства и продукта труда, отношения собственности на рабочую силу и найма).

Марксов подход исходит из существования двух подразделений национальной экономики - создающих средства производства и предметы потребления (первого и второго подразделения). В применяемых нами понятиях мы имеем следующую формулу:

СОП = 1 (С + V + M) + 2 (C + V + M). (17)

 

Это функциональное деление не зависит от характера экономики. Очевидно, что для реализации совокупного продукта необходим обмен между двумя выделенными подразделениями, так как первое подразделение, производящее средства производства, нуждается в предметах потребления как для наемных работников, так и капиталистов. В свою очередь, второе подразделение, создающее предметы потребления, нуждается в средствах производства для продолжения процесса создания благ, удовлетворяющих те или иные человеческие потребности.

Столь же предсказуемым является то, что такой обмен должен быть обменом эквивалентов (обоснование принципа эквивалентности в обмене см. выше, раздел 2).

Отмеченные положения для общественного капитала соответствуют выводам, сделанным для накопления индивидуального капитала (см. раздел 10). Там мы говорили, что для простого воспроизводства можно всю присваиваемую капиталистом прибавочную стоимость использовать для личного потребления. Для расширенного же воспроизводства обязательно превращение в новые элементы капитала (средства производства и рабочую силу) части присвоенной прибавочной стоимости.

Это означает, что при использовании всей прибавочной стоимости капиталистами первого подразделения на приобретение предметов потребления мы будем иметь дело с простым общественным воспроизводством совокупного продукта (реализацией по стоимости и в натуре, а также соответствующих экономических отношений - капиталисты по-прежнему останутся собственниками средств производства и продукта труда, а наемные работники - собственниками рабочей силы, которую они должны продавать для приобретения необходимых предметов потребления).

Итоговая пропорция реализации при простом общественном воспроизводстве примет вид:

1 (V + M) = 2 C. (18)

 

Если мы переходим к расширенному воспроизводству, то должны часть прибавочной стоимости направить на приобретение дополнительных элементов капитала. В этом случае произойдет нарушение равновесия в представленной выше формуле:

1 (V + M) > 2 C. (19)

 

Равновесие будет восстановлено только в том случае, если первое подразделение произведет больше средств производства, а второе - больше предметов потребления. Для этого в обоих подразделениях имеется все необходимое - дополнительные элементы капитала (как средства производства, так и рабочая сила). В результате произойдет возмещение по стоимости и в натуре всех возросших элементов СОП3.

Важнейший вывод, который можно сделать после рассмотрения марксова подхода к проблеме реализации совокупного общественного продукта, сводится к необходимости поддержания пропорциональности между отраслями в народном хозяйстве, и прежде всего между производством средств производства и предметов потребления. Он особенно актуален для рыночной экономики, где общественное признание продукт получает только после процесса производства, когда выясняется, по каким ценам и в каком количестве рынок готов принять товар, будь то средства производства или предметы потребления. Данное стихийное выравнивание потоков продукции двух подразделений неизбежно создает условия для кризисов и прочих народнохозяйственных коллизий (подробнее см. далее).

Процесс расширенного воспроизводства общественного продукта, взятый в реальном времени, представляет собой экономический рост. Это - господствующая тенденция общественного развития. Она связана с общим прогрессом человеческого общества, средств производства, самого человека. Этой тенденции не могут помешать ни крупные экономические потрясения (например, Великая депрессия 1929 - 1933 гг.), ни войны (мировые или гражданские).

Существуют два типа экономического роста.

Первый - экстенсивный, когда возрастание общественного производства обуславливается увеличением количества используемых в народном хозяйстве ресурсов.

Второй - интенсивный, когда возрастание общественного производства обуславливается увеличением эффективности использования имеющихся в экономике ресурсов (заметно растет производительность общественного труда).

Заметим, что при рассмотрении реального экономического роста в конкретной экономической системе можно найти как элементы экстенсивного, так и интенсивного типов роста. Поэтому необходимо стремиться к преимущественно интенсивному типу роста, так как в этом случае общественные ресурсы используются наиболее эффективным способом. Исторически преимущественно интенсивный тип проявил себя в полной мере в последние 20 - 30 лет в развитых странах мира. Это дало возможность даже при низких (относительно) темпах экономического развития повышать жизненный уровень населения, создавать систему, которая “встраивает” материальное и нематериальное производство в систему взаимоотношений человек - природа с наименьшей нагрузкой на биосферу. Такой подход дал возможность вести разговор об экологизации производства (некоторые исследователи даже заговорили о новом разделе знания - эконологии, неком симбиозе экономики и экологии).

Несмотря на очевидно господствующую тенденцию к росту объемов производимой продукции, в движении развитой экономики достаточно четко прослеживается чередование периодов роста производства и его спада. Этот феномен обосновывается цикличностью экономического развития4. Цикл (хозяйственный) выглядит следующим образом:

Рис. 1. Хозяйственный цикл товарно-денежной (капиталистической) экономики

Выделяют четыре фазы цикла: 1 - кризис, сопровождающийся спадом производства, 2 - депрессия, когда общественное производство топчется на месте, 3 - оживление, растущее производство восстанавливается до докризисного уровня, 4 - экономический подъем, сопровождаемый быстрым экономическим ростом. Капиталистический цикл можно рассматривать и в иной плоскости: в фазе кризиса происходит временное насильственное и разрушительное восстановление нарушенных ранее экономических пропорций (вспомним, что рынок не дает никаких гарантий ни производителям, ни потребителям), затем в результате роста производства пропорции вновь приходят в неравновесное состояние, что делает непреодолимым последующий кризис с его очистительной для экономики миссией.

Однако пока непонятно: что же все-таки является материальной основой собственно циклического развития? Не ответив на данный вопрос, мы не можем утверждать, что в состоянии воздействовать на циклическое развитие с целью сокращения амплитуды колебания объема производства. Напомним, что любой спад производства обостряет весьма серьезно социальные проблемы и грозит самой стабильности общества.

Материальной основой цикла является массовое обновление основного капитала. Почему данный процесс, вполне естественный для предпринимателей, принимает характер массового явления? Напомним, что наши предприниматели (капиталисты) независимы, суверенны, самостоятельны в принятии своих решений и конкретных действиях. Но есть серьезные объективные обстоятельства, которые заставляют независимых субъектов действовать фактически в резонанс. Таковым представляется угроза морального износа второго рода. Как мы уже отмечали выше, в этом случае потери предпринимателя столь очевидны, что замена устаревшего оборудования происходит до истечения его срока службы, сразу же по мере появления новых по производительности и качеству средств труда.

Такие периоды, как правило, совпадают с фазой депрессии и запускают механизм циклического подъема. Очевидно, что замена средств труда требует значительных инвестиций, а инвестиции - это залог будущего роста производства, т. е. не только перехода к оживлению, но и выхода на траекторию экономического подъема. Ограниченный срок службы элементов основного капитала предполагает их периодическую замену и, следовательно, собственно циклическое развитие национальной экономики.

История циклического развития товарно-капиталистического хозяйства начинается с экономического кризиса в Англии в 1825 году. К середине 19 века цикличность проявилась как объективная реальность и в мировой экономике. Кризисы и подъемы стали носить практически всемирный характер, охватывая с периодичностью раз в 8 - 10 лет капиталистическое производство.

Современная развитая экономика также подвержена цикличности. Однако она содержит ряд новых моментов, связанных с деятельностью государства (см. раздел 22) и научно-технической революцией5.

Помимо коротких волн (8 - 10 лет), существуют и длинные волны экономической динамики - периоды более высоких темпов экономического роста чередуются с периодами его общего замедления. Наиболее известной трактовкой причин существования таких волн в экономике является интерпретация нашего соотечественника Н. Кондратьева6.

Материальной основой такой цикличности обычно является массовое обновление основных элементов инфраструктуры, которые, как правило, “живут” 30 - 50 лет. Угроза морального износа второго рода синхронизирует деятельность большинства предпринимателей, создавая само явление массового обновления элементов инфраструктуры. Переход к новым инфраструктурным объектам сопровождается ускорением инвестиционного процесса и ускорением темпов экономического роста, и наоборот - сохранение существующего типа инфраструктуры не стимулирует инвестиционный процесс и негативно сказывается на динамике экономического развития (темпы роста замедляются).

Вопросы, поставленные в данном разделе, нами рассмотрены, поэтому мы вправе перейти к следующей части исследования, где специально будет анализироваться государство в качестве экономического субъекта.

1 Студентам будет интересно ознакомиться с международными сопоставлениями результатов хозяйственной деятельности (в форме валового внутреннего продукта (ВВП)). См.: Вопросы экономики. 1997. №5. С. 149-158.
2 Подробно система национальных счетов рассматривается в курсах "Статистика" и "Макроэкономика". Определения основных понятий СНС даны в Приложении 3 (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, располагаемый доход).
3 Представляется, что студентам будет весьма полезно познакомиться со схемами К. Маркса и их интерпретацией, см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. Гл. 20, 21.
4 Цикличность развития свойственна всем видам материи: неживой, живой, общественной.
5 Определение см. в Приложении 2.
6 Подробнее см.: Курс экономической теории. Гл. 15 (п. 5).

Государство и экономика

Роль государства в современной экономике. Государство как экономический субъект. Становление государства в качестве экономического субъекта. Его отличие от иных типов экономических субъектов. Главные функции государства в экономике (регулирующая, эффективности, справедливости). Прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы. Государственная собственность, национализация, приватизация. Государственный заказ. Косвенные методы регулирования (фискальная и денежная политики). Основные подходы к вопросу о регулировании государством экономических процессов (кейнсианская и классическая традиции). Государственный бюджет, государственный долг, налоговая система и основные виды налогов (общий подход).

Современная высокоразвитая экономика является не только многоукладной (см. раздел 4), но и многосубъектной. В ней действует огромное количество как разнообразных производителей (фирм, предприятий), так и потребителей. Кроме непосредственных независимых, суверенных и самостоятельных субъектов, осуществляющих процесс производства и обращения, в экономике заметную (и все более возрастающую) роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Самым важным субъектом такого рода, конечно, является государство1. Ему принадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной (и возрастающей) части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.

Даже беглого взгляда достаточно для того, чтобы убедиться, что государство является в экономике регулирующим субъектом, оно стремится изменить условия функционирования всех без исключения субъектов хозяйственных отношений. Обычно это называется регулированием среды обитания экономических субъектов.

Однако государство не сразу стало таким специфическим экономическим субъектом. Период превращения в регулирующий субъект - достаточно длителен. Первоначально государство фактически сводило свое участие в экономической жизни к сбору налогов2. Вероятно именно это и дало основание назвать государство “ночным сторожем” экономики.

По мере усложнения системы экономических отношений государство стало тем субъектом, который начал вырабатывать рамки действий экономических субъектов (законодательные акты, другие правовые ограничения). Однако выполнение государством отмеченных выше функций еще не дает оснований утверждать, что оно становится экономическим субъектом. Такие возможности возникают в связи со становлением капитала-монополии и необходимостью защиты института конкуренции от разрушающего действия монополистической силы на рынке.

Капитал-монополия, присваивая на устойчивой основе прибыль выше средней, через механизм монопольно высоких и монопольно низких цен перераспределяет в свою пользу созданную в обществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребители вынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны, появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов (структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, где хозяйствуют капиталы-монополии.

Очевидно, что это напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителей структурно-больных отраслей. Такое положение вещей в целом негативно сказывается и на общей хозяйственной ситуации, создавая узлы трудноразрешимых в рамках рынка противоречий.

Преодолеть данное противоречие и призвано государство, превратившееся в регулирующий экономический субъект. Наши потребители, используя свое право избирателя, приводят в законодательные органы власти таких парламентариев, которые принимают антимонополистические законы (законодательная ветвь власти государства). Само же государство в лице правительства превращается в мощного субъекта перераспределения валового внутреннего продукта в пользу структурно-больных отраслей за счет прогрессивного налогообложения капиталов-монополий. Отсюда буквально полшага до осуществления и регулирующих функций в экономической системе.

Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов, с которыми мы познакомились ранее, состоит именно в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. Государство - политическая реальность. В этом плане стоит говорить, что оно есть внеэкономическая сила. Однако при помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.

Приведем простой пример: изменилась (снизилась) ставка налога на прибыль. Очевидно, что этот импульс (информационный) не останется без внимания со стороны предприятий, фирм (производителей в целом), которые воспримут его как снижение собственных издержек и возрастание прибыли при прочих равных условиях. Такое изменение ситуации подтолкнет их к корректировке производственных программ в сторону увеличения производства, в результате чего общее производство в стране должно возрасти (возрастает и ВВП в конечном итоге).

(21)

 

где Тр – ставка налога на прибыль, Тс – издержки производства, Р – прибыль, Q – объем производства фирмы, GDP – ВВП.

Понятно, что при постановке цели изменить динамику производства на положительную (например, на стадии кризиса) государство вполне может пользоваться снижением ставок налогов на прибыль. Очевидно, что на стадии подъема необходимо действовать в противоположном направлении.

Чаще всего в качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости. Приведенный только что простой пример вполне может стать иллюстрацией первой из перечисленных функций. Понятно, что регулирующие воздействия государства гораздо сложнее, многовариантнее, чем приведенный пример (об этом мы скажем чуть позже).

Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство именно экономический субъект. Напомним, что всякий экономический субъект действует, сопоставляя результат и затраты собственной деятельности (см. выше). Государство не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение результата деятельности государства.

Определить его столь же точно, как и затраты, не представляется возможным, так как неочевидным является сам результат деятельности государства. Даже в нашем простом примере, приведенном выше, мы не можем с определенной точностью отметить: производители изменили свои производственные программы, только руководствуясь импульсами, исходящими от государства (снижение ставки налога на прибыль), или в результате других причин и мотивов (скажем, конкретная фирма, выпускающая новую продукцию, и так планировала расширение собственного производства). Напомним, что производителей миллионы и все они независимы, суверенны, самостоятельны в принятии собственных решений.

Все сказанное означает, что в привычных экономических координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат функционирования государства не представляется возможным. Однако стоит отметить, что все-таки можно это сделать косвенным путем, а именно определив существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.

Таким образом, при реализации функции эффективности общество должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.

Говоря о выполнении государством функции эффективности, стоит отметить, что оно (государственные чиновники), конечно же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над интересами общества. Тогда государство превращается в своеобразную “кормушку” для приближенных к нему экономических субъектов и реализация функции эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе.

Выполнение государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей просто не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому общество должно о них позаботиться.

Для этого за счет государственных средств осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем адресно перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Таким образом государство и реализует функцию справедливости.

Выполнение государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые используются данным специфическим экономическим субъектом при воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие при помощи законодательных актов и нормативов, которые принимаются государством (исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование бюджета и денежной массы для изменения поведения экономических субъектов. Рассмотрим их поподробнее.

Государственная собственность играет определенную роль в любой национальной экономике, охватывая в настоящее время 2 - 10% валового внутреннего продукта в развитых странах и до 30 - 40% ВВП в развивающихся странах. Стоит заметить, что объектами госсобственности в основном становятся отрасли народного хозяйства, где норма прибыли не очень высока. Эти важные секторы хозяйства перестают быть интересными монополистическим капиталам, стремящимся к получению прибыли выше средней на устойчивой основе, и немонополистическим капиталам, желающим получить прибыль не ниже средней.

Государственный же капитал в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и при низкой норме прибыли, и при прямых убытках (за счет перераспределения ресурсов бюджета).

По мере превращения объектов государственной собственности в рентабельные частный капитал начинает проявлять к ним интерес. Между государственным и частным капиталом возникают экономические отношения в виде национализации или приватизации. Отметим, что национализация и приватизация - это специфические формы сделки, одним из участников которой выступает государство. В случае национализации государство является покупателем каких-то активов (средств производства), в случае приватизации - продавцом3.

Сделки подобного рода не являются редкостью. В некоторые периоды в различных странах происходит массовый переход собственности из частных рук в государственные, и наоборот (Великобритания: 60-е годы - национализация, 80-е годы - приватизация и т. д.). Это, конечно, не подрывает устои национальной экономики. Другое дело, когда сделки между государством и частным бизнесом принимают неэквивалентный характер, как, например, в России в 90-е годы. В этом случае происходят существенные коллизии в народном хозяйстве, так как нарушается баланс интересов между государством и частным бизнесом.

Другой формой прямого вмешательства государства в экономику является государственный заказ. Этот вид сделки мало похож на обычную рыночную с участием государства, так как в данном случае получатель государственного заказа имеет полные гарантии того, что созданный им товар будет реализован и оплачен (чаще всего по завышенным против рыночных ценам). Именно это делает борьбу за государственный заказ очень интересной для капиталов-монополий, которые для “победы” используют не только свою экономическую мощь, но и унию с государством (государственными чиновниками, причастными к распределению государственных заказов). Объектом госзаказа чаще всего выступает оборонная продукция и товары, которыми снабжается армия или другие государственные структуры. Общество стремится контролировать сделки подобного рода, но в полной мере это сделать практически невозможно, так как все, в конечном итоге, делается “по закону”, который и формулируется собственно государством.

Теперь остановимся на косвенных методах государственного регулирования экономики4. К ним, как уже говорилось, относят манипулирование при помощи бюджета и денежной массы, которое приводит к изменению поведения основных экономических субъектов. Государство, конечно же, не может ограничиваться только прямыми методами воздействия на экономику, так как народнохозяйственная система представляет собой совокупность независимых, самостоятельных, суверенных субъектов, которые принимают решения, руководствуясь, прежде всего, собственными экономическими интересами.

Считается, что основными способами косвенного регулирования (макроэкономической политики) являются фискальная и денежная политики.

Фискальная политика - такой способ косвенного воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государством используются следующие инструменты: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками5.

Денежная политика - такой способ воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государство (в лице Центрального Банка, не зависимого от правительства) использует следующие инструменты: манипулирование количеством денег в национальной экономике и их ценой (манипулирование учетной ставкой процента Центрального Банка).

Пример фискального импульса (снижения ставки налога на прибыль) и его влияния на поведение экономических субъектов мы уже рассматривали. Теперь настало время дополнить наши представления примерами, связанными с государственными расходами. Увеличение государственных расходов увеличивает доходы каких-то конкретных экономических субъектов, например, производителей оборонной продукции. Они производят соответствующие товары, что ведет к росту объема производства валового внутреннего продукта. Справедливо и обратное.

Однако чрезмерный рост государственных расходов6 может нарушить соотношение между доходами и расходами государственного бюджета и ведет к росту его дефицита. Это означает, что существуют определенные ограничения при использовании фискальных импульсов. Далее по цепочке - рост дефицита бюджета ведет к росту государственного долга и выплат по нему, а это может привести к негативным процессам в народном хозяйстве.

Подытожим формулой:

где G – государственные расходы, DB – дефицит бюджета, GD – государственный долг.

Дефицит же государственного бюджета и выплаты по государственному долгу в определенных рамках могут быть важными рычагами воздействия на народнохозяйственные пропорции, так как сегодня мы платим по вчерашним долгам, а сегодняшние долги относим на будущее. Это означает, что при динамичном развитии национальной экономики государство может тратить чуть больше, чем получает, без видимого негативного эффекта. Эмпирические исследования подтверждают, что при нормальном развитии национальной экономики дефицит бюджета и ежегодные выплаты по государственному долгу до 3% ВВП не сказываются негативно на развитии народного хозяйства (следовательно, обладают в целом положительным регулирующим потенциалом). Если же дефицит и выплаты превышают данный рубеж, то налицо негативное воздействие на макроэкономические пропорции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.051 с.)