Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное производство и его элементы. Общественный продукт и его стадии 5,6 билеты

Поиск

Общественное производство и его элементы. Общественный продукт и его стадии 5,6 билеты

Эволюция производстваКак известно, многочисленные потребности людей не могут быть удовлетворены только с помощью даров природы. Абсолютное большинство потребностей обеспечивается производством необходимых изделий и услуг.

Процесс создания продуктов и вся деятельность, необходимая для того, чтобы произведенные продукты были доступны потребителям, называется производством.

В развитии производства сегодня важную роль играет научно-технический прогресс. Он охватывает фундаментальные теоретические исследования, конструкторские разработки и создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение в хозяйство.

Ныне разделение труда приводит к выделению отдельных производств и формированию отраслей.

Отрасль хозяйства - это качественно однородная совокупность предприятий, объединений и других хозяйственных единиц разных форм собственности, которые выполняют одинаковые функции в системе общественного разделения труда.

Вся история развития производства непосредственно связана с разделением труда - специализацией отдельных производителей, территорий, стран по выпуску определенных продуктов

Первичное, вторичное и третичное производствоОдни виды производственной деятельности тесно связаны с другими или являются их производными, поэтому различают первичное, вторичное и третичное производство.

К первичному производству относят отрасли, которые стоят ближе к использованию природных ресурсов, например, сельское хозяйство, рыболовство, лесозаготовка, добыча полезных ископаемых.

Вторичное производство составляют отрасли, занятые переработкой продукции отраслей первой группы. Нефть очищают и перерабатывают на бензин или полимеры, из муки выпекают хлеб, из винограда получают сок, из руды выплавляют металл, а из древесины изготавливают мебель или бумагу.

Третичным производством заняты отрасли, которые обслуживают производство первой и второй групп. Это разнообразнейшие услуги:

транспорт, хранение сырья и готовой продукции, торговля, реклама.

Сосредоточение производства на больших предприятиях называется концентрацией. Она дает возможность полнее использовать современную технику и улучшать качество продукции.

Фактором производства выступает общественный продукт, который с одной стороны является результатом производства, а с другой, оказывает влияние на производство в следующем году. Маркс рассматривал совокупный общественный продукт как сумму стоимостей потребленных средств производства, заработной платы работников материального производства и прибавочной стоимости.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.
Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.
В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)


где: С - стоимость израсходованных средств производства;
Y - заработная плата;
m - прибавочная стоимость.
Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).
При этом условии производство получит необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.
Завершающей стадией движения общественного продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.

 

Стадии движения общественного продукта:

  1. производство – процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения различных общественных потребностей, где происходит соединение факторов производства – труд, капитал, земля и предпринимательская способность. распределение – стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в произведенном продукте;
  2. обмен – обеспечение непрерывной связи производства. Продукт для себя – натуральное хозяйство. Продукт для обмена – торговое хозяйство (деньги);
  3. потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. «потребность» состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные материальные и духовные богатства. Желание потреблять какую-либо продукцию или услугу имеет различную степень интенсивности.

Воспроизводство и его формы - 7 билет.

Воспроизводство – это процесс общественного производства, который постоянно и непрерывно повторяется и возобновляется. Он охватывает все стороны и элементы способа производства. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений называется общественным воспроизводством.

Для существования человечества производство должно постоянно возобновляться через свои стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Поскольку потребление непрерывно, то и производство материальных благ должно происходить неспрерывно.

  1. Элемент воспроизводства – совокупный продукт – основа богатства общества;
  2. Воспроизводство всех факторов производства: рабочей силы, предметов труда, средств труда;
  3. Воспроизводство производственных отношений.

Воспроизводство рабочей силы – это воспроизводство ее трудоспособности, формирование определенных качеств людей. На смену работников, выбывших из производства, должны приходить более квалифицированные и образованные. Этого можно достичь постоянным воспроизводством предметов потребления, развитием системы социальной защиты, подготовкой специалистов соответствующей квалификации. Важнымым элементом процесса воспроизводства сейчас является воспроизводство природных ресурсов, всей окружающей среды в целом (восстановление лесов, плодородия земли, поддержание чистоты воды и воздуха). Особое значение имеет рациональное использование невоспроизводимых ресурсов (нефть, уголь) и поиск новых источников энергии.

Различают два вида воспроизводства:

  1. Простое – это возобновление производства в неизменных масштабах относительно количества и качества изготовленной продукции. Факторы производства не изменяются в каждом последующем цикле. Весь дополнительный продукт направляется на потребление.
  2. Расширенное – воспроизводство, при котором размеры продукта в каждом последующем цикле возрастают и повышается качество продукта. Для этого используются дополнительные факторы производства. Источником их увеличения или качественного совершенствования является дополнительный продукт.

Билет11 Функции денег

Деньги — это способ общественного выражения экономической ценности блага. Такое выражение обеспечивается тем, что деньги выполняют три функции:

— средства обращения (платежа) товаров и услуг,

— средства измерения ценности реализуемых благ,

— средства накопления (сбережения денег для будущих рыночных актов).

Реализация каждой функции связана с решением особых проблем.

Осуществление бумажными деньгами своей главной функции — средства обращения — предполагает, во-первых, приемлемость применяемой системы денежных знаков в качестве средств платежа. Речь идет об удобстве пользования (например, формат и цвет купюр, размер монет), удачности номиналов. Во-вторых, опасным врагом денег в функции средств обращения является товарный дефицит, который немедленно возрождает допотопный товарообмен. В условиях дефицита бартерная сделка может оказаться эффективнее для отдельных партнеров, чем платежи в обесценивающихся денежных знаках, но для экономики в целом она просто губительна.

В-третьих, невозможность использования денег как средства обращения часто вызывается инфляцией; обеспечение условий, поддерживающих деньги в функции средства обращения, — одно из главных направлений денежной политики государства.

Реализацию функции «меры стоимости» по-настоящему осложняет лишь один фактор — инфляция. Ведь измерение ценности блага осуществляется только через его «цену», т. е. количество денежных знаков, выражающее экономическую ценность данного блага. Поскольку же цены в рыночной экономике находятся в постоянном движении, то для измерения стоимости блага приходится разграничивать «номинальную» и «реальную» цены.

Номинальная цена — это то количество денег, которое требуется для оплаты данного блага по сложившимся на данный момент рыночным ценам. Реальная же цена показывает

количество денег, которое потребовалось при оплате того же блага по ценам «базового» периода (иными словами, реальная цена равна номинальной, но за вычетом содержащегося в последней инфляционного прироста).

Денежное накопление (сбережение денег) — жизненно необходимая для рыночной экономики функция денег, потому что без этого невозможен экономический рост. Но чтобы реализовать эту функцию, деньги должны сохранять исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода. накапливаемые деньги — это временное изъятие из процесса обращения средств обращения. Очевидно, что и здесь главный враг — инфляция, делающая бессмысленным собирательство обесценивающихся денежных знаков.

Функции рынка

Регулирующая – сигнализирует о нарушении необходимых пропорций между объемом общественных потребностей в определенных товарах и объемом их производства, а, следовательно, о необходимости перераспределения ресурсов и труда между отраслями и видами производства.

Стимулирующая – стимулирует производство тех товаров, которые необходимы потребителю. Посредством конкуренции рыночные отношения активно влияют на уровень затрат на производство товаров, стимулируют научно-технический прогресс, оказывают содействие более полному удовлетворению потребностей потребителей.

Факторы, влияющие на спрос.

Их условно принято делить на ценовые и неценовые.

Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).

Виды цен

Цены мировые, цены международных региональных рынков, внутренние, внешнеторговые цены формируют группу видов цен в зависимости от масштабов обслуживания рынка.

По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования уровней, структуры указанных видов цен.

Общественное производство и его элементы. Общественный продукт и его стадии 5,6 билеты

Эволюция производстваКак известно, многочисленные потребности людей не могут быть удовлетворены только с помощью даров природы. Абсолютное большинство потребностей обеспечивается производством необходимых изделий и услуг.

Процесс создания продуктов и вся деятельность, необходимая для того, чтобы произведенные продукты были доступны потребителям, называется производством.

В развитии производства сегодня важную роль играет научно-технический прогресс. Он охватывает фундаментальные теоретические исследования, конструкторские разработки и создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение в хозяйство.

Ныне разделение труда приводит к выделению отдельных производств и формированию отраслей.

Отрасль хозяйства - это качественно однородная совокупность предприятий, объединений и других хозяйственных единиц разных форм собственности, которые выполняют одинаковые функции в системе общественного разделения труда.

Вся история развития производства непосредственно связана с разделением труда - специализацией отдельных производителей, территорий, стран по выпуску определенных продуктов

Первичное, вторичное и третичное производствоОдни виды производственной деятельности тесно связаны с другими или являются их производными, поэтому различают первичное, вторичное и третичное производство.

К первичному производству относят отрасли, которые стоят ближе к использованию природных ресурсов, например, сельское хозяйство, рыболовство, лесозаготовка, добыча полезных ископаемых.

Вторичное производство составляют отрасли, занятые переработкой продукции отраслей первой группы. Нефть очищают и перерабатывают на бензин или полимеры, из муки выпекают хлеб, из винограда получают сок, из руды выплавляют металл, а из древесины изготавливают мебель или бумагу.

Третичным производством заняты отрасли, которые обслуживают производство первой и второй групп. Это разнообразнейшие услуги:

транспорт, хранение сырья и готовой продукции, торговля, реклама.

Сосредоточение производства на больших предприятиях называется концентрацией. Она дает возможность полнее использовать современную технику и улучшать качество продукции.

Фактором производства выступает общественный продукт, который с одной стороны является результатом производства, а с другой, оказывает влияние на производство в следующем году. Маркс рассматривал совокупный общественный продукт как сумму стоимостей потребленных средств производства, заработной платы работников материального производства и прибавочной стоимости.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.
Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.
В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)


где: С - стоимость израсходованных средств производства;
Y - заработная плата;
m - прибавочная стоимость.
Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).
При этом условии производство получит необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.
Завершающей стадией движения общественного продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.

 

Стадии движения общественного продукта:

  1. производство – процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения различных общественных потребностей, где происходит соединение факторов производства – труд, капитал, земля и предпринимательская способность. распределение – стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в произведенном продукте;
  2. обмен – обеспечение непрерывной связи производства. Продукт для себя – натуральное хозяйство. Продукт для обмена – торговое хозяйство (деньги);
  3. потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. «потребность» состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные материальные и духовные богатства. Желание потреблять какую-либо продукцию или услугу имеет различную степень интенсивности.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.009 с.)