Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III/18. Понятие и виды издержек производства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Издержки производства представляют собой совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство конкретного вида продукции. При переходе к рыночным отношениям издержки производства определяются затратами постоянного и переменного капитала (c+v). Экономическая сущность издержек производства заключается в том, что в условиях последовательной интенсификации и научно-технического прогресса в с/х происходит изменение соотношения между затратами живого и прошлого труда. Это достигается за счет увеличения количества применяемых машин, оборудования, материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, средств защиты растений, инструментов и др.), а также при значительном удорожании их по отношению к стоимости использованного живого труда. Виды издержек: 1. общественные издержки состоят из трех частей: прошлый или овеществленный в средствах производства труд (с); стоимость продукта, созданного для себя (v) и стоимости продукта, созданного для общества (m). Они соответствуют стоимости продукта. Общий вид общественных издержек производства составляет с + v + m. 2. Индивидуальные издержки производства представляют собой издержки производства отдельного предприятия. Они состоят из стоимости потребленных в процессе производства материальных ресурсов (износ основных средств производства, стоимость семян, кормов, удобрений, ядохимикатов) и затрат на оплату труда работникам. Они соответствуют себестоимости продукции. Экономические издержки, представляют собой выплаты и доходы, которые предприятие обязано сделать или обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Понятие экономических издержек основывается на редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Отличаются от бухгалтерских – в их состав включаются только внешние издержки. Альтернативные издержки - количество одного вида продукта, от которого необходимо отказаться для получения дополнительной единицы другого вида продукта. Внешние издержки - денежные расходы, которые предприятие выплачивает поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, энергии, а также организациям, оказывающим транспортные и другие услуги. Это плата за ресурсы, не принадлежащие данному предприятию.
Внутренние (неоплачиваемые) издержки - денежные расходы на собственные и самостоятельно используемые ресурсы. Они равны денежным платежам; которые могли бы быть получены за самостоятельно используемые ресурсы при оптимальном их применении. Вмененные издержки - сумма внешних и внутренних издержек, нормальный размер прибыли (минимальная плата, которая необходима для удержания ресурсов в рамках данного предприятия) предприятия. В краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены к: - постоянным; их величина не меняется в зависимости от объема производства (плата обязательств по ценным бумагам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы). Находятся вне контроля администрации предприятия. - переменным; это затраты, которые меняются в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, оплата по трудовым ресурсам). В начале процесса производства возрастают медленнее, а затем увеличиваются более быстрыми темпами (закон убывающей отдачи ресурсов). Это издержки, которыми предприниматель может управлять путем изменения объема производства. Они являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объема производства. Средние постоянные издержки определяются путем деления их суммы на соответствующее количество произведенной продукции. Они снижаются по мере роста количества производимой продукции. Фиксированный размер постоянных издержек - разница между суммой общих и суммой переменных издержек (Ипос. = Иоб. – Ипер.). Изменение суммы общих издержек равно изменению суммы переменных издержек для каждой дополнительной единицы продукции. Средние переменные издержки рассчитываются как частное от деления суммы переменных издержек на количество произведенной продукции. В начале производства средние переменные издержки снижаются и достигают своего минимума, а затем начинают возрастать. Средние общие издержки находят путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции. Предельные издержки - дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Они могут быть рассчитаны для каждой добавочной единицы продукции путем вычитания из общих издержек последующего количества продукции издержек, израсходованных на производство предыдущего объема продукции. Ипр. = ∆Ио/∆О, где ∆Ио - изменение общих издержек производства, руб.; ∆До — изменение количества произведенной продукции, т.
Концепция предельных издержек позволяет определить издержки, величину которых товаропроизводитель может контролировать непосредственно. Показатели средних издержек не дают такой информации.
ΙΙΙ/20. Понятия, источники и показатели расширенного производства. Если размеры производства на следующих стадиях не изменяются – простое воспроизводство. При расширенном воспроизводстве достигается непрерывное увеличение объемов производства продукции, и требуются дополнительные материально-денежные средства. Обязательное условие - наличие в хозяйстве накопления. Характер расширенного воспроизводства и темпы его развития определяются формой собственности на средства производства. Его необходимость зависит от роста потребностей населения в продуктах питания, товарах и услугах при росте численности населения. Расширенное воспроизводство в с/х включает в себя воспроизводство общественного продукта, средств производства и квалифицированной рабочей силы. Признаки и характеристики: увеличение валовой продукции, валового дохода и чистого дохода; рост производительности труда; сокращение фонда возмещения в валовой продукции; рост отчислений в фонд накопления и фонд потребления; повышение уровня рентабельности. Главной формой расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве выступает интенсификация отрасли при неуклонном повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особенности: - процессы производства тесно связаны с почненно-климатическими факторами, биологическими условиями развития растений и животных, наличием земли, как средства производства; - медленная оборачиваемость оборотных средств (сезонный характер производства, несовпадение периода производства с рабочим периодом→для производства с/х продукции предприятия должны быть обеспечены семенами, кормами, хим. средствами защиты); - высокая потребность отрасли в капиталовложениях при низкой их окупаемости; - неэффективное использование трудовых ресурсов в течение года; - часть полученной продукции не реализуется, а в натуральной форме принимает участие в следующем производственном процессе; - создаются средства производства и предметы потребления→необходимость опережающего роста производства семян, посадочного материала, кормов, органических удобрений для увеличения объемов производства основных видов продукции. Главное средство производства – земля. Особенности: территориально ограничена→ невоспроизводима как другие средства производства; восстановление и повышение плодородия за счет рационального использования участков земли, проведения химизации и мелиорации, внедрения научно-обоснованной системы земледелия в каждом регионе страны. Процессу производства характерна годичная длительность цикла и сезонный характер→ неблагоприятно сказываются на экономике с/х. Оборотные фонды длительное время находятся в форме производственных запасов (семена, посадочный материал, корма), а для их авансирования затрачиваются большие денежные средства. Возможности расширенного производства зависят от паритетности цен на продукцию с/х и цен на средства производства, работы и услуги, предназначенные для отрасли. Объемность и скоропортящийся характер с/х продукции затрудняют сбыт, а необходимость создания резервных фондов сокращает товарооборот. Для продукции отрасли характерна низкая эластичность спроса.
Показатели расширенного воспроизводства. Характеризует возможность расширенного производства - норма расширенного воспроизводства: Нр = (Фн /(Фо+Со)) х 100%, где Фн - фонд накопления предприятия, руб.; Фо - стоимость основных производственных фондов, руб.; Со - стоимость оборотных средств, руб. Показывает достаточно ли имеется собственных средств на предприятии для нормального его функционирования и наращивания производства. Норма накопления - процентное отношение фонда накопления к размеру чистого дохода предприятия: Нн = Фн/ЧД х100 %, где ЧД — размер чистого дохода предприятия, руб. Показывает, какая доля фонда накопления содержится в чистом доходе хозяйства. Норму пропорциональности рассчитывают путем деления суммы фонда накопления на размер валового дохода предприятия: Нп = ФН/ВД х100 %, где ВД - валовой доход предприятия, руб. Определение данных показателей необходимо при анализе производственной деятельности хозяйства и выявления резервов расширенного воспроизводства рабочей силы и средств производства . ΙΙΙ/22. Рынок рабочей силы в АПК. Это специфич. рынок, где в кач-ве товара выступает труд. Его носителем явл-ся работник, личность, к-ый обладает не только определен. способностью трудиться, но такими особенностями как психофизиологические, жизненный опыт, мотивация. Превышение предложения раб. силы над ее спросом проявляет себя в рынке раб. силы труда. Рынок труда – это система отношений по поводу формир-ия спроса на раб. силу, ее предлож-ия, реализ-ых через действующ. систему воспроиз-ва, распередел-ия и трудоустройства работников. Рынок раб. силы – это форма движения раб. силы. Развитой рынок труда обеспечивает полноценную его оплату, стимулирует предприимчивость, инициативу, повышает кач-во раб. силы, обуславливает высокую ее мобильность. Рабочая сила – составная часть трудовых ресурсов. Рабочая сила – совокупность людей, обладающих умственными и физическими способностями, и непосредственно занятых в экономике гос-ва. К рабочей силе относятся и безработные, т.е. люди, потерявшие, не имеющие работы, но занятых ее поиском и готовых, при наличии вакансии приступить к работе. Рынок рабочей силы - совокупность отношений, возникающих в сфере найма рабочей силы, совокупность отношений между работодателем и рабочей силой по поводу трудоустройства (условия работы, условия заработной платы, воспроизводства и повышения квалификации рабочей силы). Основные элементы рынка: спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, цена, регулирование соотношения спроса и предложения (в качестве цены заработная плата). Спрос на рабочую силу – количество рабочей силы, которое могут нанять работодатели при соответствующих экономических и технологических условиях. Экономические условия зависят от коньюктуры рынка (хорошая коньюктура→ высокое количество найма). Факторы, определяющие величину спроса на рабочую силу: техническая оснащенность производства, спрос на конечную продукцию, доходность производства конечной продукции, соотношение цен на средство производства и рабочую силу, влияние профсоюзов. Предложение рабочей силы – количество рабочего времени в чел.-ч., которые могут быть отработаны потенциальной рабочей силой при соответствующих экономических условиях. Факторы, определяющие величину предложения рабочей силы: уровень заработной платы, состав семьи, уровень квалификации, условия труда, желание работать. Цена рабочей силы с учетом минимального уровня заработной платы (1100 руб.).
Для данного рынка характерно наличие безработицы – превышение предложения рабочей силы над спросом. Уровень безработицы определяется: Уб = Б/РС * 100%. Уровень безработицы различен по регионам. В последнее время снижается (3-5%), особенно высок уровень безработицы у молодежи. III/23. Экономика производства зерна: значение, размещение, экономическая эффективность и передовой опыт. Зерновое хозяйство занимает особое место в АПК: от него во многом зависит развитие ряда отраслей АПК, удовлетворение потребности населения в базовых продуктах питания. Потребление хлеба и хлебных продуктов в России на душу населения составляет ок. 120 кг при рациональной норме 110 кг. Зерно служит сырьем для некоторых отраслей пищевой, комбикормовой, химической, текстильной промышленности и является источником кормов для скота и птицы. Зерно как с/х продукция, в экономическом отношении имеет ряд преимуществ. Оно хорошо хранится в сухом виде, легко перевозится на большие расстояния, имеет высокую степень сыпучести. Все эти особенности зерна используют при строительстве элеваторов, зернохранилищ, а также при транспортировке и создании государственных запасов продовольствия и кормов. Решающая роль в производстве зерна принадлежит 5 экономическим районам России: Северо-Кавказскому (18-22% валового сбора), Поволжскому (20-24%), Уральскому (16-19%), Западно-Сибирскому (10-12%) и Центрально-Черноземному (10-12%). Все зерновые культуры, выращиваемые в РФ, группируются по назначению: продовольственные (хлебные (пшеница, рожь) и крупяные (гречиха, просо, рис)) и фуражные (ячмень, овес, кукуруза на зерно), а также зернобобовые.
В качестве показателей, применяемых для оценки эффективности зернопроизводства, применяются как общеэкономические показатели: себестоимость производства единицы продукции (1ц зерна); выручка от реализации ед. продукции; прибыль от реализации ед. продукции; рентабельность продукции; производительность труда производственных с/х рабочих; выработка зерна на одного работающего; так и специфические: Урожайность отдельных зерновых культур; Количество минеральных удобрений, внесенных на 1 га посевной площади; Товарность зерна и др. Все эти показатели следует рассматривать в динамике с учетом объективных факторов, влияющих на уровень того или иного показателя. Под объективными факторами имеются в виду природно-климатические условия. Факторы эффективности возделывания зерновых культур можно разделить на три большие группы: агротехнические (система семеноводства, использ-е эффективных сортов и гибридов, система обработки почвы и ухода за растениями, размещение зерновых культур в севообороте и др.), технические (система машин по: обработке почвы, по севу зерновых, по уходу за растениями, по уборке урожая и очистке зерна и др.), и организационно-экономические (спрос и предложение, организация труда, материальное стимулирование, экономические отношения, маркетинг, государственное регулирование и т.д.) III/24. Понятие рынка и его функции. Рынок-это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок-это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но и прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на другой товар). Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признается ненужным (бесполезным). Рынок информирует товаропроизводителей состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, указывает направление и характер изменения производства. Через рынок происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей. На рынке обнаруживается, какие условия производства являются общественно необходимыми и определяют величину стоимости товаров, формируют рыночную цену. Через рынок происходит возмещение издержек производства и обеспечивается получение прибыли для каждого нормально работающего товаропроизводителя, создаются стимулы снижения себестоимости, улучшения качества выпускаемой продукции. Рынок-это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. Проще говоря, рынок-это механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Рынок как система хозяйствования выполняет следующие функции: 1. информационная. Через цены, процентные ставки и т.д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимых количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка. 2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией. В первой группе наиболее важное значение в настоящий момент имеет использование перспективных сортов и гибридов, применение научно обоснованных систем земледелия, во второй – применение прогрессивных систем машин, в третьей – маркетинг и государственное регулирование. Учет факторов, способствующих стабилизации и росту эффективности производства зерна, позволит выработать конкретный комплекс мер, направленный на решение проблем развития отрасли. Опыт передовых хозяйств показывает, что применение интенсивных технологий возделывания зерновых культур даже в условиях инфляции и диспаритета цен является экономически выгодным. Непременное условие достижения высокой урожайности – применение минер. удобрений. Как показывают данные НИИ и практический опыт, прибавка урожая от внесения их в научно обоснованных дозах под осн. зерновые культуры составляет в среднем 2-3 ц/га. Урожайность зерновых с 1 га зависит также от качества семян. Посев только кондиционными семенами, соответствующими стандарту, позволит сократить расход семян и повысить урожайность на 20-25%. Значительный прирост урожайности и валовых сборов зерна может быть достигнут в результате сокращения потерь при уборке урожая. Как показывает опыт ведущих зернопроизводящих хозяйств, проведение уборки в оптимальные сроки (10-14 дней) позволяет предотвратить потери 15-20% урожая. Потребитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец -наиболее подходящего покупателя. 3. Ценообразующая. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону сроса и предложения. Согласно исходному определению цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость создается трудом. Но затраты труда на производство однородной продукции могут сильно варьироваться. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, т.е. затрат, которые готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения основывается на действии продавца и покупателя. Первый стремится подороже продать свой товар. Чем выше цены на рынке, тем большую прибыль получает продавец, соответственно он будет стремиться наращивать объем продаж при увеличении цены товара. Типичным покупателя является удовлетворение своих потребностей по возможно более низкой цене. Чем ниже цена, тем больше покупатель готов купить товара. Акт купли-продажи не состоится пока не установится взаимоприемлимая цена, которую называют равновесной, т.к. она уравновешивает спрос и предложение. 4. Регулирующая. Благодаря взаимодействию спроса и предложения рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить? 5. Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.013 с.) |