Производство и продукт труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство и продукт труда



Акулов Владимир Борисович

Акулова Ольга Витальевна

Экономическая теория

Предисловие

В условиях трансформации российской экономики от административно-командной к рыночной резко возрастает роль и значение экономической теории. Она должна дать ответы на злободневные вопросы, стоящие перед обществом.

Заметим, что попытка абсолютизации одного-единственного подхода при решении столь масштабных задач неизбежно обедняет не только хозяйственную жизнь страны, но и интеллектуальную деятельность общества по переосмыслению собственной и чужой истории и обрекает наше Отечество на очередное повторение чужих ошибок.

Стремление объяснить все экономические проблемы при помощи неоклассического подхода не только не может быть признано плодотворным, но и порождает ряд достаточно опасных иллюзий. Особенно это относится к молодому поколению, для которого при такой постановке вопроса ненужным становится само осмысление истории России, ее хозяйственного опыта, появляется неверие в собственные силы. Все многообразие мировой экономической мысли сводится к набору достаточно простых и незатейливых формул, примитивизирующих хозяйственное поведение.

Представляется, что будущее за разносторонне грамотными специалистами, которые не только в курсе современных проблем, но знакомы и с теоретическим и практическим опытом предшественников. Все это делает очень важным для будущих экономистов, менеджеров, финансистов, бухгалтеров изучение экономической теории как методологической основы практического экономического знания.

В представленном учебном пособии авторы предлагают рассмотреть основные положения экономической теории с точки зрения историко-логической концепции. Эта работа - лишь первая часть большого раздела теории, необходимой для изучения будущими специалистами-экономистами высшей квалификации. Нам кажется, что обеднение теории недопустимо. Именно поэтому в Петрозаводском государственном университете на экономическом факультете рассматриваются разные теоретические концепции, описывающие хозяйственную жизнь общества (см. Введение).

Работа начинается достаточно подробным перечислением основных проблем, исследуемых в книге. Далее следует содержательная часть, которая заканчивается воспроизведением общей логики (схемы) развития экономической системы и списком основной литературы.

В Приложении 1 содержатся планы семинарских занятий, которые рекомендуются студентам 1-го курса, с указанием вопросов и необходимой для изучения литературы.

В Приложении 2 приводится краткий словарь основных экономических терминов, который облегчит начинающим студентам понимание текста пособия.

Теперь подробно перечислим те вопросы, которые будут анализироваться в учебном пособии.

Содержание

Предисловие
1. Введение
2. Производство и продукт труда
3. Товар и стоимость
4. Товарное производство и товарный обмен
5. Возникновение и сущность денег
6. Функции денег (1)
7. Функции денег (2)
8. Функции денег (3)
9. Капитал и прибавочная стоимость
10. Накопление капитала
11. Кругооборот и оборот капитала
12. Средняя прибыль и цена производства
13. Промышленный капитал
14. Торговый капитал и торговая прибыль
15. Ссудный капитал и торговая прибыль
16. Фиктивный и реальный капиталы
17. Капитал и сельское хозяйство
18. Капитал-монополия (монополистический капитал)
19. Финансовый капитал и финансовая олигархия
20. Вывоз капитала и финансовая олигархия
21. Общественный капитал и его воспроизводство
22. Государство и экономика
23. Мировое хозяйство и система мирохоозяйственных институтов
24. Исторический генезис экономической системы
25. Общая схема развития экономической системы в рамках историко-логической концепции
Основная литература
Приложение 1
Приложение 2

Введение

Общий подход к экономической теории, многовариантность (историко-логическая концепция, неоклассический подход, институциональный и др.), подход, который будет реализован в процессе подготовки на факультете, его особенности, преимущества. Смысл историко-логической концепции.

Хозяйственная деятельность - это фактически материальная основа существования человеческой цивилизации. Человечество не может прекратить производить, так как это связано с существованием самого рода человека разумного.

Люди справедливо считают, что необходимо не только заниматься хозяйством, но следует делать это как можно эффективнее (чтобы результат деятельности превышал затраты, связанные с ней). Такой подход неизбежно приводит к тому, что человек, пытаясь построить модель окружающего его мира и объяснить механизмы, лежащие в основе бытия, начинает рассматривать не только проблемы мироздания, но и проблемы собственной хозяйственной деятельности. Возникает объективная необходимость в специальной области знания (науки), которая своим предметом анализа имеет именно хозяйственную деятельность человека, причинно-следственные связи и отношения, которые здесь возникают.

Строго говоря, экономическая наука (наука о ведении хозяйства) - одна из самых древних областей человеческого знания. Достаточно вспомнить греческого мыслителя Аристотеля, который пытался ответить на ряд очевидных вопросов, которые выдвигала хозяйственная деятельность. Заметим, что в ходе профессиональной подготовки студенты будут слушать (изучать) курс “История экономических учений”, в котором будет представлена достаточно широкая гамма взглядов и представлений на хозяйственную деятельность человека в различные периоды истории его развития. Поэтому мы специально не будем анализировать различные взгляды и представления ученых о хозяйственных (экономических) процессах, которые сопровождают жизнь человека.

Несерьезно утверждать, что существует одна (или единая) точка зрения на хозяйственные (экономические) процессы. Взгляды исследователя, конечно же, зависят от его позиции, от тех явлений, которые им рассматриваются или сознательно опускаются. Вспомним, какими разными будут наши представления, если мы вначале днем просто посмотрим на Солнце, а затем сделаем то же самое ночью. Столь же различными будут результаты наших наблюдений, если сначала мы посмотрим на звездное небо невооруженным глазом, а потом используем пусть самый простой, но астрономический инструмент1.

Это, безусловно, усложняет нашу задачу. Однако попытаемся все-таки найти выход из этой непростой ситуации. Для того чтобы у нас сложилось более-менее целостное представление о хозяйственной деятельности, мы должны определиться с принципиальным подходом к экономическим процессам (выявить некую объективную основу, которая даст возможность увидеть экономическую деятельность как известную целостность, имеющую собственную логику развития, описывающую хозяйственную деятельность как определенную модель, в основе которой причинно-следственные связи, возникающие между участниками хозяйственных процессов).

По мнению авторов, для начинающих изучение экономической науки (экономической теории, экономики) такой базой может стать историко-логическая концепция, в основе которой лежит подход, отражающий общее развитие (усложнение) экономической системы (появление новых экономических субъектов, новых отношений, причинно-следственных связей и проч.). Материальным базисом развития хозяйственной (экономической) деятельности является прогресс материально-вещественных элементов, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности.

В науке данный процесс представлен усложнением и развитием научных категорий, отражающих реальные хозяйственные (экономические) процессы. Изложение материала в данном учебном пособии построено с учетом этого важнейшего принципа. Мы начнем рассмотрение экономических отношений с самых простых и примитивных форм, приближаясь по мере изучения к наиболее сложным и развитым, соответствующим более поздним этапам развития экономической системы и человеческого общества, и в конечном итоге сможем построить модель современной высокоразвитой экономики.

Общая экономическая подготовка в Петрозаводском государственном университете представляет собой многоступенчатую систему, которая позволяет будущим специалистам-экономистам сформировать научное представление о процессах, протекающих в хозяйственной (экономической) деятельности человека.

Первый шаг - общая экономическая теория на базе историко-логической концепции (предмет рассмотрения данного пособия). Результатом изучения будет формирование у студентов общего представления о существе, движении, усложнении, развитии экономических процессов, экономических субъектов, причинно-следственных связей между ними и т. д.

Следующая экономическая концепция - неоклассическая - подробно рассматривается в курсе микроэкономики. Она основывается на изучении конкретных рыночных процессов, протекающих на уровне фирмы (производителя) или потребителя, описывает принцип ограниченности ресурсов и обязательный выбор, который возникает у каждого экономического субъекта, стремящегося максимизировать собственную выгоду (разницу между результатом и затратами).

Естественным представляется и следующая ступень, когда экономические процессы рассматриваются на уровне всего народного хозяйства. Это - предмет курса макроэкономики. В рамках данного раздела экономической теории анализируются основные процессы, протекающие в целом в экономической системе, общая совокупность отношений, возникающая между экономическими субъектами, и возможности воздействия на них, которые имеются у регулирующих субъектов, коими являются на национальном уровне - государство, на международном - так называемые мирохозяйственные институты.

Макроэкономика как раздел науки - поле противостояния двух основных традиций - классической и кейнсианской (школ в макроэкономике гораздо больше). Адепты каждой из указанных традиций имеют достаточно аргументированную позицию по основным вопросам, решаемым данным разделом науки. Хозяйственная практика развитых стран, как правило, демонстрирует конкретную макроэкономичекую политику, которая исходит или из преимущественно кейнсианских рецептов, или преимущественно из рецептов, описываемых противоположной традицией (так называемой классической). В различные периоды времени и при различных внешних обстоятельствах практика показывает преимущества того или иного подхода. Единственного подхода здесь не было и не будет!

В современной экономической теории особое место занимает институционалистское направление. Специально данный подход рассматривается в рамках двух курсов - “История экономических учений” и “Теория организации”2.

Нам кажется, что изложенный выше подход к изучению экономической теории позволит выработать у будущих специалистов научное представление об общих экономических процессах, их взаимосвязях и зависимостях, мотивах поведения основных экономических субъектов и т. д. При этом в ходе обучения будет изложен и достаточно широкий спектр взглядов и представлений, которые сформировались у исследователей, принадлежащих к различным традициям, школам в экономической теории.

Теперь настало время непосредственно перейти к основным вопросам экономической теории, рассмотренным на основе так называемой историко-логической концепции.

Заметим, что историко-логическая концепция не подменяет сугубо исторического подхода в изложении хозяйственной истории человечества. Данный подход реализуется в специальной области знания - экономической истории.

Нас будет интересовать логика усложнения экономической системы, последовательность смены экономических форм, экономических отношений, причинно-следственных связей, экономических субъектов, подтвержденные Историей человечества. В этом авторы и видят смысл историко-логической концепции.

Начнем с самых простых и примитивных экономических форм и категорий, которые их описывают.

1 Любопытным представляется взгляд на карту мира, изданную, например, в России, в США или Австралии. Первая отражает общепринятое (с нашей точки зрения) видение мира. В США - карта уже иная. В центре не Евразия (как у нас), а американский континент (Северная и Южная Америка). В Австралии же карта фактически перевернута. Кто же в таком случае прав? Три разные карты отражают одну и ту же реальность - мир стран и континентов.
2 Подробнее см.: Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Петрозаводск, 1999.

Товар и стоимость

Товар как специфическая общественная форма продукта труда. Товар как благо, услуга, удовлетворяющие человеческие потребности. Товар как объект обмена деятельностью. Меновая стоимость. Сопоставление товаров на основе принципа эквивалентности обмена, в основе которого приравнивание разнокачественных видов труда различных производителей. Стоимость как определенная историческая форма бытия затрат труда на производство товара. Двойственный характер труда, производящего товар.

Товар - это иная общественная форма бытия продукта труда. Его качественное отличие от рассматриваемого нами выше продукта натурального хозяйства состоит в том, что товар изначально производится для удовлетворения потребностей других людей (не непосредственных производителей данного продукта). Формой существования продуктов труда в виде товаров может быть только обмен ими. Итак, товар - это продукт труда, предназначенный не для личного потребления, а для обмена. Продукт труда вне обмена товаром не является.

Легко заметить, что товар в определенном нами виде, с одной стороны, является благом или услугой, удовлетворяющими те или иные человеческие потребности, с другой стороны, он является объектом обмена деятельностью в виде собственно продуктов труда. Таким образом, мы должны признать, что товар как экономическая форма является двойственным по своей природе1.

Нам представляется, что рассмотрение товара в качестве продукта труда, удовлетворяющего определенные человеческие потребности, также достаточно плодотворно, так как науке в конечном итоге удалось доказать, что и потребитель, являясь экономическим субъектом, так же, как и другие (производители), сопоставляет в своей деятельности результат (получаемую полезность, определяемую им субъективно в денежной форме) и затраты в виде оплаченной цены товара. Этот подход последовательно изучается в соответствующем разделе микроэкономики, в основе которой уже упоминавшийся выше неоклассический подход к рассмотрению экономических реалий на уровне отдельного экономического субъекта.

Мы же в рамках данного пособия подробнее остановимся на анализе второй стороны товара - объекта обмена деятельностью.

Итак, обмен товаров является не только объективной реальностью, но и результатом естественного развития всей экономической системы, ее материально-вещественных элементов и соответствующих отношений между людьми. Этот обмен выступает как обмен эквивалентов, поэтому теперь мы вправе в практической плоскости поставить вопрос: что же является основой обмена разнокачественных благ и услуг (товаров)? Здесь уже анализируется достаточно развитый обмен, участники которого, опираясь на собственные представления об эквивалентности обмена, все-таки учитывают и общепринятые представления об эквивалентности конкретных сделок. То есть действуют уже определенные, признаваемые всеми правила. Выше мы уже говорили о становлении института рынка.

Оставив в стороне субъективные представления, которые, безусловно, могут быть важными и значимыми, нам необходимо выделить объективную основу сопоставления разнокачественных благ и услуг. Что же все-таки делает сравнимыми, например, булавку и костюм? Очевидно, что мы имеем дело с различными благами, удовлетворяющими различные человеческие потребности. Они изготовлены из различных материалов, на их производство затрачены различные виды труда, требующие разной квалификации. Но все-таки остается одно общее, что, вероятно, и позволит нам определиться с объективной основой сопоставления в рамках обменных сделок. И булавка, и костюм являются результатами, пусть разнокачественного, но человеческого труда. Поэтому именно в приравнивании разнокачественных видов труда мы и можем искать некую объективную основу эквивалентности обмена товаров.

Решением этого важного вопроса занималось целое направление экономической мысли, представленное выдающимися исследователями, такими как У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кене, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Это классическая школа политической экономии. Все представители этого направления, анализируя поставленную выше проблему, фактически рассматривали стоимость товара2.

Получается, что любой товар, созданный производителем, может быть представлен в виде определенного “сгустка” человеческого труда, лишенного определенной формы и содержания, предстающего перед нами в виде определенного количества среднеобщественного рабочего времени (часов среднеобщественного, или общественно необходимого, времени)3.

Рассматривая проблему сопоставимости разнокачественных товаров в процессе обмена, мы фактически решаем задачу сопоставимости и размерности в экономической теории. Заметим, что данная проблема принципиальна для любой области научного знания. Экономическая теория здесь не является исключением. Другое дело, что в экономических отношениях мы не можем пользоваться килограммами, метрами, амперами, молями и проч. Все это будет заменять нам определенное количество среднеобщественного труда в качестве затраты труда вообще. Именно здесь речь и будет идти о стоимости.

Мы можем определить ее как известное количество общественно необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, или определенную историческую форму бытия затрат труда на производство продукта труда, вступающего в процесс обмена и принимающего в силу этого форму товара.

В реальной действительности стоимость проявляется в определенной количественной пропорции, в которой товары приравниваются друг к другу в конкретном процессе обмена. Эта пропорция чаще всего определяется как меновая стоимость.

Если у нас 3 товара А обмениваются на 2 товара В, то меновая стоимость будет равна 3: 2, т. е. в 3 товарах А заключено столько же общественно необходимого труда, что и в 2 товарах В. Заметим, что конкретные условия обмена товаров могут, конечно же, искажать рассмотренные выше пропорции (имеет место неэквивалентность в обмене), поэтому, провозглашая принцип эквивалентности в обмене, рассматривая общественно необходимый труд, стоимость, меновую стоимость и проч., мы утверждаем, что данный принцип проявляет себя в конечном итоге, а также тогда, когда мы рассматриваем совокупность общественных процессов обмена всех товаров. Кстати, в последнем случае эквивалентность кажется достаточно очевидной, так как ничто из ничего не возникает и, вероятно, не исчезает бесследно. То есть действует определенная экономическая форма бытия известного закона естествознания - закона сохранения энергии и массы4.

В заключение данного раздела мы вправе вернуться к проблеме труда, производящего товар. Если товар является продуктом труда и предстает перед нами имеющим известную двойственность (блага, удовлетворяющего человеческие потребности (потребительной стоимости), а также блага, в определенной пропорции обменивающегося на другое благо (стоимости, материализующейся в конкретном акте обмена в меновой стоимости или пропорции, в которой товары обмениваются)), то и труд, производящий товар, должен быть двойственным. Заметим, что логически это кажется очень простым. Но если мы попытаемся вспомнить, сколько человечество шло к обоснованию вывода о двойственном характере труда, производящего товар, то увидим, что это очень непростая проблема. Практически никто из всей школы классической политической экономии не смог достоверно ответить на данный вопрос. Это сделал фактически последний представитель этой школы - К. Маркс.

С одной стороны, труд, производящий товар, создает конкретное благо (потребительную стоимость), с другой стороны, он создает стоимость, представляющую собой (напомним) определенное количество среднеобщественного, или общественно необходимого, труда. В данной двойственности и состоит внутреннее противоречие товара (между частной и общественной его сторонами (конкретное благо - частное, затраты общественно необходимого труда, стоимость - общественное)), которое неизбежно требует своего разрешения, что происходит в процессе выделения из товарного мира специфического товара - денег.

Прежде чем мы перейдем к анализу денег, этого сложнейшего качества, необходимо специально рассмотреть производство товаров, или товарное производство. Выше уже отмечалось, что обмен продуктов труда, принимающих форму товара, может быть нерегулярным, спорадическим. Это и дает нам основание разделить товарный обмен и товарное производство.

1 Здесь мы хотим отметить, что, сделав вывод о двойственной природе товара, К. Маркс в дальнейшем своем анализе отказался от рассмотрения товара как блага, удовлетворяющего определенные человеческие потребности (потреби-тельной стоимости товара в марксовой интерпретации), сконцентрировавшись на второй стороне товара, связанной с его обменом (стоимости).
2 Заметим, что в русском языке имеется синоним термина стоимость - ценность, который сейчас употребляется достаточно часто некоторыми авторами, которые таким образом пытаются, к сожалению, отбросить многое, что было сделано экономистами-предшественниками. Стоимость все-таки была предметом изучения не только К. Маркса, но и упомянутых исследователей. С другой стороны, К. Маркс - не только основатель направления в экономической науке (марксизма), но и один из ярких представителей классической политической экономии.
3 Среднеобщественный, или общественно необходимый, труд - это труд при средних общественных условиях, средней производительности и интенсивности труда.
4 Заметим, что закон сохранения энергии и массы реально действует в хозяйственных отношениях, когда человек взаимодействует с веществом природы по поводу его трансформации в элементы собственной жизнедеятельности. Вещество природы переходит из одной формы в другую, при этом происходит затрата энергии в различных формах (от мускульной до энергии расщепляющихся атомных ядер), а также потеря энергии и вещества. Вот почему невозможным представляется безотходное производство. Утилизация (или переработка) отходов требует дополнительных затрат энергии, которые в конечном итоге могут привести к меньшему дополнительному результату, поэтому производитель от таких затрат и отказывается, а земной шар наполняется новыми отходами производства и человеческой деятельности.

Функции денег (1)

Деньги как средство обращения и возможность их фальсификации. Бумажные деньги. Уравнение обмена. Инфляция как переполнение каналов обращения обесцененными бумажными деньгами.

Выше мы уже сделали вывод о том, что, выполняя эту функцию, деньги фактически становятся посредником в процессе обмена, который принимает вид Т - Д - Т’. Это означает, что они мимолетно присутствуют в процессе обращения, переходя из рук в руки, не превращаясь при этом в цель товарного обмена. Это дает основание заменить их в данном процессе неким общепризнаваемым символом (знаком стоимости). Правомерность этого подкрепляется и тем, что золотые слитки и монеты в процессе перехода из рук в руки все-таки теряют часть своей массы, кроме этого, существует и стремление (кстати, реализуемое в действительности!) фальсифицировать золото, понизив содержание благородного металла в слитках и монетах.

Таким образом, создаются объективные основания для вытеснения золота из непосредственного процесса обращения, замены его неким признаваемым знаком стоимости. Сначала это были монеты, которые чеканили не из золота, но на них присутствовал символ государства, которое эмитировало их в обращение. Заметим, что государственный институт является общепризнаваемым. После достаточно длительной эволюции заменителей полноценных золотых денег появляются бумажные деньги, которые фактически, будучи лишенными внутренней стоимости, выступают именно как знак стоимости, который признается всеми участниками экономических отношений.

Сделаем вывод: возможность появления бумажных денег заключена в функции денег как средства обращения. История не сохранила нам точные дату и место появления первых бумажных денег, но уже в 1286 году известный путешественник Марко Поло, посетив Пекин, столкнулся с бумажными деньгами. В современных развитых странах бумажные деньги появились значительно позже - в XII веке в Новом Свете (в штате Массачусетс), с ХVIII века - в Европе, а в России - только в последней четверти ХVII века начинают печатать бумажные деньги.

Бумажные деньги, в отличие от полноценных золотых, имеют принудительную силу хождения только в рамках государства. Золото же, напомним, выполняет данную функцию естественно в силу концентрации в нем определенного количества стоимости. Для золота национальные границы не являются преградой для выполнения отмеченной функции (вспомним функцию мировых денег).

Заменитель денег (бумажные деньги) неизбежно связан с вопросом об их количестве, которое требуется для поддержания обращения в нормальном состоянии. Золото же не нуждалось в сознательном поддержании собственного количества в обращении, так как существовал механизм трансформации излишка золота в обращении в средство накопления и образования сокровищ (в случае же недостатка золота в обращении часть накопленного богатства возвращалась в процесс обращения для обслуживания товарного обмена).

Количество денег, которое необходимо для нормального обращения, определяется следующей формулой (ее называют еще уравнением обмена):

, (3)

 

где - стоимость всех товаров, произведенных за год, V - скорость оборота денег.

Однако государство, будучи непроизводительным и расточительным (по своей природе) институтом, реально эмитирует в обращение денег больше, чем необходимо. Это приводит к обесценению бумажных денег, к подрыву доверия к ним со стороны экономических субъектов. Данное явление получило название инфляции (переполнение каналов обращения обесцененными бумажными деньгами)1. История человечества знает множество примеров, когда процессы обесценения денег (инфляция) выходили из-под контроля государства, которое, как правило, и являлось инициатором этого неприятного для товаропроизводителей явления.

Например, во время Великой Французской революции королевские ассигнации обесценились за 1789 - 1795 гг. на 99,5%. Их замена в 1796 году республиканскими ассигнациями не изменила положения. За один год (1796) они обесценились до 2,5% их номинальной стоимости (т. е. на 97,5%)2.

Аналогичные процессы протекали и в России в период революции и гражданской войны, в других странах в периоды революций, войн и прочих серьезных социально-экономических потрясений.

Теперь настало время рассмотреть специально функцию денег как средства платежа.

1 Стоит подчеркнуть, что современная инфляция - это гораздо более сложный социально-экономический феномен, причины которого лежат не только в сфере обращения товаров и денег. Подробно инфляция рассматривается в рамках курса "Макроэкономика", причем в свете обеих научных традиций (кейнсианской и классической), которые по-разному трактуют и причины и последствия инфляции.
2 См.: Политическая экономия / Отв. ред. Д. К. Трифонов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. С. 54 - 55.

Функции денег (2)

Деньги как средство платежа и возможность появления кредитных денег. Доверие как основа отношений между экономическими субъектами. Природа современных денег.

Механизм выполнения золотом данной функции уже был описан в настоящем учебном пособии. Однако эта функция со временем меняет природу денег, превращая их в кредитные, действующие на основе доверия.

Проблема доверия возникла очень давно. Владелец товара передавал его покупателю только под твердые гарантии, что оплата будет произведена не позже определенного срока.

Первоначально этой гарантией была долговая расписка, которая заверялась нотариусом, затем появился вексель, после него банкнота (вексель, выписанный на банк). Эти долговые инструменты со временем зажили собственной жизнью и стали осуществлять собственное движение, которое на первом этапе происходило вместе с оборотом бумажных денег. По мере развития экономики эти долговые инструменты (они превратились в кредитные деньги) попросту вытеснили бумажные деньги, в основе которых функция средства обращения.

Что это означает? Мы имеем дело с теми же бумажными (по форме) деньгами? Это действительно так, но реальные процессы, которые скрываются за современными деньгами, обуславливаются тем, что товары вступают в процесс обмена с отсрочкой платежа. Например, в США действует 90-дневная отсрочка. В течение этого времени необходимо оплатить товар. Зарплата, получаемая в Штатах еженедельно, тоже представляет собой отсрочку платежа за выполненную работу (как раз на неделю) и т. д.

Денежные отношения все более превращаются в кредитные, в основе которых доверие. Именно поэтому резко возрастает роль безналичных, электронных расчетов. Пока экономическая ситуация является прогнозируемой, экономические субъекты строят свои отношения, базируясь не на реалии золота и стоимости, а на доверии. Этот механизм позволяет резко минимизировать затраты общества на денежное обращение и сократить издержки каждого товаропроизводителя.

Современные расчеты на основе кредитных денег практически осуществляются в режиме реального времени. Например, компания “Тексако”, которая проиграла судебный процесс против корпорации “Пензойль” и вынуждена была выплатить штраф в 3 млрд. дол., выполнила судебное решение за 7,5 минуты (именно столько понадобилось времени, чтобы перевести деньги со счета “Тексако” на счет “Пензойль”). При этом были получены и соответствующие подписи, и подтверждения получения денег (!).

Таким образом, современные деньги являются кредитными по своей природе, они появились в результате выполнения золотом (денежным товаром) функции средства платежа.

Очень интересные процессы происходят и с выполнением золотом функции мировых денег.

Функции денег (3)

Мировые деньги и отказ от золота. Кредитный характер современных денег, в основе которого доверие между экономическими субъектами и стоимость, материализованная в накопленном богатстве каждой страны - участника международного экономического обмена.

Ранее мы сделали вывод, что золото выполняет функцию мировых денег, становясь в процессе международного обмена и мерой мировой стоимости, и средством международного обращения, и средством международного платежа. Однако конкретная история золота в этом качестве в нашем веке, и особенно в наши дни, очевидно демонстрирует положение, когда оно реально не участвует в современных международных расчетах, в современном международном обмене не выполняет функцию посредника и, тем более, не служит мерой мировой стоимости. Это товар, цена на который колеблется не в зависимости от выполнения им денежных функций, а исходя из проблем спроса и предложения на данном рынке.

Означает ли это, что выводы, сделанные нами выше, были неверными или поспешными? Современные деньги, как уже отмечалось, являются кредитными по своей природе. Они базируются на доверии. Какова же все-таки здесь роль стоимости и общественно необходимого труда, воплощенного в конкретном товаре? Что в таком случае служит мерой мировой стоимости, международным посредником и средством международных платежей?

Вопросы более чем серьезные. Они требуют или отказа от сделанных выше выводов, или изменения парадигмы исследования процессов, протекающих в сфере экономики.

Постараемся по порядку ответить на поставленные вопросы.

1. Обоснованность сделанных выше выводов подкрепляется объективным ходом развития и усложнения процессов в мировой экономической системе.

2. Стоимость, являясь конкретной формой бытия общественного труда, затраченного на производство товара, не перестает существовать, если исчезает (или изменяет свои функции) конкретный товар, который позволял ранее осуществлять экономические сопоставления и определять величину стоимости данного товара.

3. Мерой мировой стоимости в условиях стабильной экономической ситуации, когда доверие между субъектами достаточно высоко, является стоимость, созданная в рамках национальных хозяйств и материализованная в накопленном богатстве. Существование механизма определения среднемировых издержек в результате международной конкуренции только подтверждает материальность национальной стоимости и позволяет на ее основе производить международные сопоставления в рамках внешнеэкономического обмена. При этом исчезает конкретный посредник - носитель этих отношений, но сами отношения не исчезают. Они укрепляются, так как величина накопленного обществом богатства возрастает. И никогда еще человек не был собственником такого количества и таких производительных средств производства, которые позволяли бы ему удовлетворять все возрастающие потребности, которые еще совсем недавно существовали разве что в произведениях писателей-фантастов. Международными посредниками и средствами международных расчетов становятся национальные счетные деньги стран - участников международного обмена (за исключением национальных валют тех стран, чья экономика является либо неразвитой, либо закрытой, что не позволяет осуществить прямое сопоставление покупательной способности данных национальных счетных денег).

Теперь мы можем сказать, что сделанные нами ранее выводы не подвергаются сомнению. Изменение экономической системы потребовало от нас корректировки парадигмы исследования (расширения рамок исследуемой системы). Фактически мы столкнулись с ситуацией, с которой периодически сталкивается наука, когда накопленные факты уже “не помещаются” в прежнюю парадигму исследования. Самый простой пример - астрономия. Новые факты практически постоянно корректируют наши представления и о Вселенной, и о ее возникновении и развитии.

Следующим шагом, который мы предпримем и будем изучать в рамках историко-логической концепции, является переход от денег к капиталу. Этому и будет посвящен следующий раздел учебного пособия.

Накопление капитала

Накопление капитала как процесс его самовозрастания (воспроизводства). Превращение прибавочной стоимости в капитал. Непрерывность процесса накопления капитала. Простое и расширенное воспроизводство капитала. Этапы развития капитализма в промышленности. Границы применения машин. Постоянный и переменный капитал. Накопление капитала и образование резервной армии труда. Относительный характер перенаселения. Накопление капитала и образование полюсов богатства и нищеты (всеобщий закон накопления капитала). Распределение текущего дохода, распределение накопленного богатства (развитые страны, развивающиеся страны, Россия). Деятельность государства по сокращению разрыва в текущих доходах как средство сохранения социально-политической стабильности в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.069 с.)