Вопрос 4. Основные характеристики рынка (цена, спрос, предложение, конкуренция)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Основные характеристики рынка (цена, спрос, предложение, конкуренция)



Рынок - совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Элементы рынка – цена, спрос, предложение и конкуренция. Рыночная экономика – соответствует человеческой природе, она естественное состояние экономике. И он не нуждается во внешних вмешательствах. Рынок обладает способностью саморегуляции. В условиях рынка каждый стремится к своей выгоде. Но рынок направляет его так, что он приносит обществу большую пользу, нежели он стремился к ней сознательно.

К функциям рынка относятся:

· информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

· посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

· ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

· регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

· стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник.

К объектам рынка относят: рабочую силу; потребительские товары и услуги; средства производства; финансовый капитал; интеллектуальную собственность.

Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т. д.

Виды рынков:

· По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой

· По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений

· По объектам обмена: рынки факторов производства, рынок товаров и услуг, финансовый

· По формам хозяйства: государственный, кооперативный, товаров и индивидуально-трудовой деятельности, арендный рынок, рынок совместных предприятий

· С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный

· По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой)

· чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

· По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный(спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение)

· По степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый

Цена. Цена – денежная характеристика блага; Денежное выражение стоимости; Инструмент рыночной конкуренции. Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

К ценообразующему фактору относятся: затраты, ценность товара, спрос и его эластичность, конкуренция, государственное влияние.

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Спрос (D). Это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.

Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот.

Эластичность спроса. Если изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса, — то это эластичный спрос. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным.

Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.

Совокупный спрос (AD) - стоимость всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос в течение определенного промежутка времени.

Совокупное предложение (aggregate supply) — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП (или ВВП).

 

Закон спроса и предложения. Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и ценой. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл.

Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Предложение (S) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Объем предложения — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.

Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Конкуре́нция — соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели.

Основные аспекты: степень состязательности на рынке; саморегулирующий элемент рыночного механизма;

критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Виды конкуренции:

Совершенная - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорции. (Единственный продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена).

Монополистическая конкуренция - осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Олигополия - тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм.

Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.006 с.)