Тема 7. Регулирование рынка ценных бумаг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Регулирование рынка ценных бумаг



 

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг имеет целью:

1. Поддержание порядка на рынке, создание условий для работы всех его участников;

2. Защита участников от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

3. Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4. Создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы предпринимательской деятельности, и риск адекватно вознаграждается;

5. Воздействие на рынок с целью достижения общественно-экономических целей (повышения темпов роста экономики, снижение уровня безработицы...).

Регулирование может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование – подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организации, международным соглашениям. Внутреннее регулирование подразумевает подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение этих функций, поэтому различают:

1. Государственное регулирование.

К органам государственного регулирования в РФ относятся:

– Федеральная служба по финансовым рынкам. Основными ее задачами являются координация, разработка стандартов деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование и т.д.

– Министерство финансов осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг акционерных обществ, субъектов федерации, муниципальных органов; лицензирование фондовых бирж, инвестиционных компаний, фондов; установление правил бухучета операций с ценными бумагами; выпуск государственных ценных бумаг и регулирование их обращения.

– Центральный банк РФ производит регистрацию выпусков ценных бумаг кредитных организаций; регулирование деятельности кредитных и клиринговых организаций на рынке ценных бумаг; контроль экспорта-импорта капитала.

– Антимонопольный комитет РФ устанавливает антимонопольные правила и контролирует их исполнение.

– Комитет по управлению госимуществом.

– Министерство по налогам и сборам.

– Министерство юстиции.

– Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование осуществляется мерами прямого и косвенного воздействия.

К мерам прямого воздействия относятся:

· законотворческая деятельность по созданию единой правовой основы,

· постановления и распоряжения Правительства РФ,

· меры других государственных органов по введению норм функционирования рынок ценных бумаг.

Косвенное или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через экономические рычаги и капталы, такие как:

· система налогообложения (ставки налогов, льготы, освобождения),

· денежная политика (процентные ставки, минимальный размер оплаты труда),

· государственные капиталы (госбюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов),

· государственная собственность и ресурсы (предприятия, природные ресурсы, земли).

Государственное регулирование осуществляется в соответствии с ГКРФ, Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”, ФЗ “О рынке ценных бумаг”, ФЗ “О банках и банковской деятельности”, ФЗ “О центральном банке РФ”, ФЗ “О товарных биржах и биржевой торговле”, ФЗ “Об акционерных обществах”, а также постановлениями и указами Президента и Правительства РФ.

2. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг (саморегулирование рынка). Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляется саморегулируемыми организациями. Ими признаются некоммерческие негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе присвоения им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемые организации имеют следующие права:

– разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке,

– осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требование работы на данном рынке,

– контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил,

– информационная деятельность на рынке.

Саморегулируемыми организациями обычно являются биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников (ассоциации). В настоящее время в России существуют три крупные саморегулируемые организации: НФА (Национальная фондовая ассоциация), ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев) и НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка).

3. Общественное регулирование, то есть регулирование через общественное мнение, которое стимулирует те или иные регулятивные действия государства или профессиональных участников рынка.

ТЕМА 8. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Общая характеристика рынка

 

Началом формирования фондового рынка Челябинской области, как и России в целом, можно считать 1992 год, связанный с чековой приватизацией. По состоянию на 01.04.2000 г. на территории Челябинской области зарегистрировано 687 открытых акционерных обществ (ОАО), являющихся «потенциальными» поставщиками ценных бумаг на рынок корпоративных акций и облигаций.

В течение 1 квартала 2000 года наиболее ликвидными корпоративными ценными бумагами были акции предприятий металлургии (ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»), связи (ОАО «Связьинформ» Челябинской области), энергетики (ОАО «Челябэнерго», ОАО «Газпром»), Сбербанка России.

Всего по состоянию на 1 апреля 2000 г. в области зарегистрировано 1529 выпусков акций, в том числе дополнительных эмиссий 299.

Кроме того, начиная с апреля 1995 г., администрация области зарегистрировала восемь выпусков областных краткосрочных облигаций, общим объемом в 650 млн. руб. С 1998 года находятся в обращении облигации администрации г. Челябинска для финансирования жилищного строительства.

1997 год стал переломным на фондовом рынке России в связи с приходом на него иностранных портфельных инвесторов, в числе которых были и финансовые институты, целью которых не являлось получение контроля над предприятиями. Более того, они заинтересованы в развитии акционерных обществ и поддержании рынка их акций. В качестве примера выступает покупка акций АО «Связьинформ» в течение 1997 года иностранными инвесторами, которая, хоть и привела к увеличению доли иностранных акционеров, но не повредила стабильной деятельности общества. Появление новых акционеров, имеющих долгосрочные планы, и является одним из существенных факторов, обеспечивающих перспективное, стабильное развитие предприятий Челябинской области и дающее возможность привлечения инвестиций.

В области действует сеть профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших лицензии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), в том числе (по состоянию на 01.04.00):

– на брокерскую деятельность – 5 шт;

– на дилерскую деятельность – 2 шт;

– на брокерскую/дилерскую деятельность – 10 шт;

– на деятельность по управлению ценными бумагами – 1 шт;

– на деятельность специализированного регистратора – 1 шт.

Кроме того, многие профессиональные участники рынка ценных в области являются членами НАУФОР (Национальной Ассоциации Участников Фондового Рынка). Торговая система «Русброкер» успешно функционирует с апреля 2000 г., обеспечивая доступ к биржевым площадкам Москвы и Санкт-Петербурга не только клиентам компании, но и другим профессиональным участникам фондового рынка.

Страхование, как один из элементов рыночной экономики, все больше проникает в экономическую и социальную сферы жизни общества и постепенно становится наряду с банковским бизнесом одним из его главных финансовых институтов.

Страховой рынок области представлен 42 страховыми компаниями, имеющими 141 филиал. Наиболее разветвленную сеть филиалов имеют компании «Росгосстрах-Челябинск» и «ЮЖУРАЛ-АСКО».

Администрация Челябинской области придает большое значение совершенствованию страховой защиты населения, юридических лиц, государственной собственности и координации деятельности органов государственной власти. С октября 1997 года действует Совет по страховому делу при Губернаторе Челябинской области. В состав Совета входят представители администрации области, Уральской инспекции департамента страхового надзора Министерства финансов России и крупнейших страховых компаний, работающих в регионе.

Неотъемлемое место в деятельности страховых компаний области занимают операции перестрахования. Основными партнерами по перестрахованию являются как крупнейшие российские, так и зарубежные компании – MARS-MAXLEON, LLOYD, Кёльнское перестраховочное общество.

Нельзя отрицать факт опосредованного пополнения областного бюджета через операции купли-продажи акций предприятий Челябинской области. Речь идет не только о полученных от местных инвестиционных компаний налогах, но и о денежных средствах, получаемых гражданами от продажи акций. Эти деньги остаются в основном в Челябинской области и обмениваются на товары. Многие продавцы акций решают свои бытовые и житейские проблемы, вплоть до покупки квартир. Всего же объем вырученных юридическими и физическими лицами за акции денег превышает 300 миллионов рублей.

В настоящее время большинство промышленных предприятий испытывает острый недостаток в инвестициях, необходимых для модернизации производственных мощностей. Пока же челябинские компании имеют три основных источника привлечения капиталовложений: это собственные средства, банковские кредиты, а также внешние заимствования. Причем, доля собственных средств в общем объеме инвестиций у предприятий Челябинской области составляет около 60%. Другие рыночные механизмы получения заемных средств не пользуются особой популярностью у челябинских промышленников, в том числе и привлечение средств через фондовый рынок. Основными причинами являются экономическая неграмотность акционеров и менеджмента компаний, и определенные сложности с выходом на фондовый рынок.

Так, свои акции на рынке размещали только три организации: Челябинский трубопрокатный завод, «Челябэнерго» и Челябинский металлургический завод («Мечел»), а облигациями торгует только Магнитогорский металлургический комбинат. Поэтому объем привлеченных таким методом средств составлял около 1% от общей суммы инвестиций предприятий.

К примеру, общая капитализация акций предприятий Челябинской области, участвующих в торговом обороте РТС составляет примерно 0,1% от капитализации всех российских акций, в то время как доля Челябинской области в российском внешнеторговом обороте составляет около 2%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.012 с.)