Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичный и вторичный рынок ценных бумаг

Поиск

 

В зависимости от роли, которую играет рынок ценных бумаг в процессе воспроизводства капитала, его принято делить на первичный и вторичный.

Первичный рынок – рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценные бумаги. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. На первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам экономики. Критерием этого распределения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Первичный рынок служит средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики.

Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. При этом в качестве эмитентов могут выступать акционерные общества, федеральное правительство, муниципалитеты. Покупателями ценных бумаг могут являться индивидуальные и институциональные инвесторы. Хотя основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок, его объем в развитых капиталистических странах в настоящее время относительно невелик. Выпуск акций с целью финансирования инвестиций в производственную деятельность связан с учреждением новых компаний и реорганизацией частных компаний в отраслях «высокой технологии». Для большинства мелких фирм реальной возможности достичь размеров, позволяющих выпускать акции, не существует. Основными причинами выпуска акций в развитых странах в настоящее время являются финансирование поглощения и необходимость снижения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций. Поглощение осуществляется в форме обмена акций поглощаемых компаний на акции поглощающих. Что касается снижения доли заемного капитала, то во всем мире существует четкое представление о предельных размерах заемных средств. Переход этой грани связан для компании со значительным риском. Корпорация регулирует структуру своего капитала путем эмиссии новых акций, замещая ими свои долговые обязательства.

Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется в двух формах.

1. Путем прямого обращения к инвесторам. Эмитент самостоятельно осуществляет размещение эмитированных ценных бумаг. При этом, с одной стороны, эмитент размещает ценные бумаги по цене выше номинальной, получая таким образом эмиссионный доход (разницу между ценой размещения и номиналом), присоединяемый к добавочному капиталу, и не затрачивает средств на оплату услуг посредников, но, с другой стороны, эмитент несет риск неполного размещения эмиссии, то есть может недополучить необходимые средства.

2. Через посредников. Фирма-посредник берет на себя определенные обязательства в соответствии с договором на размещение ценных бумаг (договор андеррайтинга). При этом все доходы от эмиссии и риски делятся между эмитентом и посредником в размере, зависящем от условий договора.

Основные виды андеррайтинга:

1. «На базе твердых обязательств». Фирма-посредник полностью выкупает весь объем эмиссии эмитента, как правило, по номиналу. При этом эмиссия считается размещенной, эмитент не получает эмиссионный доход. Посредник ищет покупателей ценных бумаг и несет все риски по их размещению, но может получить доход в размере разницы между ценой продажи ценных бумаг инвесторам и ценой их покупки у эмитента.

2. «На базе лучших усилий». Фирма-посредник принимает ценные бумаги эмитента на комиссию и прилагает усилия по их размещению среди инвесторов, получая за каждую размещенную ценную бумагу комиссионное вознаграждение. Неразмещенные ценные бумаги возвращаются эмитенту. При этом действия посредника снижают риски эмитента от неразмещения ценных бумаг.

3. Договорный андеррайтинг. Все условия размещения ценных бумаг предусмотрены договором, заключаемым между эмитентом и андеррайтером.

4. Конкурентный андеррайтинг. Эмитент принимает конкурсные заявки от посредников с условиями размещения эмиссии и выбирает из них наиболее выгодную. Такой андеррайтинг имеет место при эмиссии крупным надежным эмитентом ценных бумаг высокого качества.

Вторичный рынок – рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных. Основными участниками рынка являются спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Таким образом, вторичный рынок, в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение средств между различными субъектами хозяйственной жизни и постоянную структурную перестройку экономики в целях повышения ее эффективности, поскольку участники заинтересованы в продаже ценных бумаг менее перспективных предприятий, приносящих низкий доход, и в покупке ценных бумаг более перспективных предприятий.

Кроме того, вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность их реализации по приемлемому курсу и тем самым создает благоприятные условия для первичного размещения.

Существуют две основные организационные разновидности вторичного рынка ценных бумаг: биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный) рынки.

Традиционной формой организованного вторичного рынка ценных бумаг выступает фондовая биржа – финансово-посредническое учреждение, где совершаются торговые сделки между продавцами и покупателями фондовых ценностей с участием биржевых посредников по правилам, установленным уставом биржи.

К основным функциям фондовой биржи относятся:

· мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг,

· инвестирование государства и иных хозяйственных субъектов посредством организации покупки их ценных бумаг,

· обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.

При заключении сделки биржа принимает на себя многие риски, выступая гарантом надежности ценных бумаг и обеспечивая исполнение договора.

Для биржевого рынка характерны следующие черты.

1. Ограниченное число участников. Осуществлять на бирже сделки купли-продажи могут только профессиональные участники – члены биржи.

2. Ограниченное количество финансовых инструментов, обращающихся на бирже. К торгам на бирже допускаются только ценные бумаги, соответствующие определенным установленным биржей требованиям.

3. Формирование единого курса каждой ценной бумаги, обращающейся на бирже, образующегося в результате взаимодействия спроса и предложения.

4. Открытость информации о сделках с ценными бумагами. Информация о курсах ценных бумаг, объемах продаж ценных бумаг каждого вида и динамика их изменения публикуются ежедневно по результатам торгов на бирже в биржевом бюллетене.

Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже. Многие компании не могут выйти на биржу со своими ценными бумагами, так как их показатели не соответствуют требованиям, предъявляемым для регистрации на бирже. Внебиржевой оборот по ценным бумагам осуществляется в виде «уличной торговли» – заключения единичных сделок купли-продажи между покупателями и продавцами в рамках брокерских и дилерских фирм. В современных условиях доступным инструментом внебиржевой торговли являются внебиржевые системы электронных торгов, представляющие собой своеобразную «доску объявлений», место, где фиксируется факт заключения сделки. К электронным внебиржевым рынкам относятся в международной практике – система NASDAQ, в российской практике – РТС (российская торговая система, организованная Профессиональной ассоциацией участников фондового рынка ПАУФОР), торговая сеть Сберегательного банка РФ, системы Интернет-трейдинга.

Для внебиржевого рынка характерны следующие черты.

1. Множество участников. Совершать сделки купли-продажи может любое заинтересованное юридическое и физическое лицо.

2. Множество ценных бумаг, обращающихся на рынке.

3. Отсутствие единого курса каждой ценной бумаги, поскольку единичные сделки совершаются между покупателем и продавцом непосредственно.

4. Отсутствие всеобъемлющей информации по сделкам, о рынке, о курсах ценных бумаг.

В России рынок ценных бумаг находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создания новых акционерных структур, активной деятельности государства на рынке ценных бумаг – первичный рынок является основным сегментом. Активному развитию вторичного рынка препятствует недостаточное развитие инфраструктуры рынка, законодательной базы, недостаточная активность участников и общая нестабильность экономической ситуации.

В целом можно выделить следующие характерные черты российского рынка ценных бумаг:

• Это рынок крупных институциональных инвесторов, оперирующих значительными средствами и крупными пакетами акций и рынок профессионалов.

• Для российского рынка характерно абсолютное преобладание внебиржевой формы заключения сделок между его участниками, которые не отражаются в торговых и информационных системах.

• Основная доля рыночного оборота приходится на скупку стратегическими инвесторами контрольных пакетов акций приватизированных предприятий. Однако наблюдается рост интереса и портфельных инвесторов к российским акциям.

• Для российского рынка характерно формирование региональных центров фондовой активности. В первую очередь это Москва (где заключается 80% всех сделок), Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Приморский край.

• В последнее время произошли позитивные сдвиги в инфраструктуре рынка. Снизились риски инвесторов в части ведения реестров, хранения ценных бумаг в депозитариях, организации торговли на рынке ценных бумаг.

• Улучшилась информационная среда благодаря установлению требований к раскрытию информации как эмитентами, так и организаторами торговли.

Одним из основных показателей, характеризующих масштабы рынка ценных бумаг и экономики в целом, является капитализация, определяемая как произведение курса ценной бумаги на количество ценных бумаг в обращении (рис. 2).

В настоящее время полная рыночная капитализация российского рынка составляет около 12 % ВНП, что значительно ниже, чем в развитых странах.

Кроме того, имеется структурная несбалансированность капитализации по отраслям. Безусловными лидерами по капитализации являются такие отрасли народного хозяйства, как нефтегазовая (включая переработку), энергетика, связь (телекоммуникации).

 

 
 

Рис. 2. Доли отраслей по капитализации российского рынка

 

Эмиссия ценных бумаг

 

Эмиссия ценных бумаг – это установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Согласно законодательству эмиссионной ценной бумагой признается – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

– закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

– размещается выпусками;

– имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

 

К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, опционы эмитента (варранты).

Эмитентами ценных бумаг выступают юридические лица (акционерные общества), органы исполнительной власти и самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по реализации закрепленных в них прав.

Выпуск ценных бумаг в обращение осуществляется при учреждении акционерного общества, при его реорганизации и при увеличении размера его уставного капитала путем эмиссии акций, а также в процессе привлечения эмитентами заемного капитала посредством эмиссии облигаций и иных долговых обязательств.

Владельцами ценных бумаг являются лица, которым они принадлежат на праве собственности или по иному вещному праву. Ценные бумаги от одного владельца к другому перемещаются на вторичном рынке в результате их обращения.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

– именные ценные бумаги документарной формы выпуска,

– именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска,

– ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска.

Процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

1. Принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг.

2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.

3. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Для регистрации эмитент представляет заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов, документы подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на выпуск ценных бумаг. Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск ценной бумаги или принять мотивированное решение об отказе от регистрации не позднее, чем через 30 дней после получения документов. Проспект эмиссии – это документ, содержащий информацию об эмитенте, о финансовом состоянии эмитента и сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг. Проспект эмиссии утверждается советом директоров, регистрируется в органе исполнительной власти и подлежит публикации в случае открытой подписки.

4. Размещение ценных бумаг. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска. Исключение составляют случаи учреждения акционерного общества или его реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования, когда размещение ценных бумаг осуществляется до регистрации выпуска. Срок размещения – 1 год с даты регистрации выпуска. Количество размещаемых ценных бумаг не может превышать указанного в решении о выпуске.

5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Отчет подготавливается эмитентом не позднее 30 дней после завершения размещения. Отчет должен содержать информацию о дате начала и окончания размещения, фактическую цену размещения, количество размещенных ценных бумаг, общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги (денежные средства, материальные и нематериальные активы). Отчет об итогах эмиссии подлежит публикации.

Законом предусмотрены две формы эмиссии ценных бумаг – закрытое и открытое размещение.

Закрытое размещение допускается при объеме эмиссии не более 50 000 МРОТ, если число владельцев не превышает 500. При закрытом размещении не требуется регистрировать и публиковать проспект эмиссии и раскрывать информацию об итогах выпуска.

Открытое размещение предполагает подготовку, регистрацию и публикацию проспекта эмиссии, отчета об итогах эмиссии ценных бумаг, а также каждый этап процедуры эмиссии сопровождается раскрытием информации.

Недобросовестной эмиссией признают действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии и являющиеся основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг, признания его несостоявшимся или приостановления эмиссии ценных бумаг. В этом случае все ценные бумаги подлежат возврату эмитенту, средства от размещения ценных бумаг возвращаются владельцам. Благоприятное завершение эмитентом процедуры эмиссии означает, что ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг для их дальнейшего обращения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.191 (0.008 с.)