ТОП 10:

Государственные и муниципальные ценные бумаги



 

Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего долга. Они являются долговыми ценными бумагами, эмитентом которых выступает государство в лице Министерства Финансов, органы самоуправления субъектов федерации и местные органов власти.

Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды.

Выпуск государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих основных задач:

· финансирование дефицита государственного бюджета без дополнительного выпуска денег в обращение,

· финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения,

· регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс.

Ценные бумаги государства с точки зрения инвестора имеют два преимущества перед другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями инвестирования капитала.

Размещение государственных ценных бумаг осуществляется через Центральный банк или Министерство финансов путем аукционных торгов, открытой продажи всем желающим по установленным ценам, закрытого распространения среди определенного круга инвесторов.

Выпускаются государственные ценные бумаги в документарной (бланковой) или бездокументарной (записи на счетах в уполномоченных депозитариях) формах.

Рынок ценных бумаг федерального правительства составляют: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД), облигации внутреннего валютного займа Внешэкономбанка (ОГВВЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Этим ценным бумагам, наряду с облигациями федерального займа, принадлежит ведущая роль среди государственных ценных бумаг по объему в обращении, по емкости рынка, по ликвидности и динамичности развития. Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года. Важнейшей задачей этих ценные бумаги являлось финансирование дефицита госбюджета по минимальной цене.

Параметрами выпуск ГКО, согласно Постановлению Правительства РФ от 8.02.93 № 107 являются:

– номинальная стоимость облигации – 1 000 000 рублей,

– срок обращения 3месяца, 6 месяцев, 1 год,

– облигации дисконтные,

– эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками (траншами),

– владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе нерезиденты,

– облигации именные, бездокументарные.

Эмитентом ГКО выступает Министерство финансов РФ. Банк России проводил размещение, обслуживание и погашение облигаций через аукционы на ММВБ (Московскую межбанковскую валютную биржу).

Первичное размещение проводится по принципу американского аукциона. Претенденты подают два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Конкурентные заявки подаются с указанием количества ценных бумаг и цены приобретения облигаций. В неконкурентной заявке указывается только сумма денег, направляемых на покупку облигаций. Заявки поступают в торговую систему. Министерство финансов в зависимости от необходимого объема размещения определяет минимальную цену продажи облигаций (цену отсечения). Конкурентные заявки удовлетворяются, если заявленная цена не ниже цены отсечения. Неконкурентные заявки удовлетворяются по средней взвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок. Остальные заявки снимаются.

Ликвидность ГКО обеспечивается наличием постоянно функционирующей торговой системы в рамках ММВБ, где проводятся вторичные торги и размещаются дополнительные транши.

Погашение облигаций осуществляется так же через торговую систему. Дилеры вводят заявки на погашение с указанием номера серии, количества ценных бумаг и номинальной стоимости. Центральный банк выкупает весь объем заявок.

Первоначально ГКО были для государства эффективны. Так, в 1995 чистый доход бюджета от них составил почти 13 млрд. руб. Доля ГКО (вместе с ОФЗ) в общем финансировании дефицита бюджета составляла 50%, достигая в некоторые месяцы 85–95%. Однако по мере роста объема эмиссии ГКО, росли и расходы бюджета по обслуживанию этого долга. К лету 1998 они достигли около 30% всех его доходов. Рынок ГКО превращался в «финансовую пирамиду» и становился все более рисковым. Объявленный дефолт по ГКО нанес сильнейший удар по коммерческим банкам, общая сумма инвестиций которых в ГКО превышала 30 млрд. руб. Многие инвесторы, в том числе и физические лица, были разорены. Рынок ГКО значительно сократился. В настоящее время ГКО перестали выполнять фискальную функцию, а являются одним из инструментов финансового рынка.

Облигации федерального займа.

ОФЗ выпускаются как именные бездокументарные процентные среднесрочные государственные ценные бумаги. Облигации федерального займа выпускаются в двух формах – облигации с переменным купоном и облигации с постоянным доходом. Эмиссия ОФЗ осуществляется в форме отдельных выпусков, каждый из которых отличается периодичностью, объемом, сроком обращения, порядком, размером и формой выплаты дохода, условиями погашения, ограничениями на владельцев, номиналом и т.д. В рамках одного выпуска облигации равны по объему прав. Размещение, обращение и погашение ОФЗ аналогично ГКО.

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) выпускаются как среднесрочные ценные бумаги. Размещаются по номиналу и предусматривают получение периодического дохода (купона). Ставка купона определяется отдельно для каждого купонного периода и объявляется до даты размещения облигаций или выплат по предыдущему купону. Размер купона рассчитывается на основе средневзвешенной доходности по ГКО предыдущего периода.

По облигациям федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД) срок обращения не предусмотрен, то есть они могут быть как средне-, так и долгосрочными ценными бумагами. Ставка купона по ним постоянна в течение всего срока обращения.

Облигации внутреннего валютного займа.

В результате банкротства Внешэкономбанка СССР в 1992 г. на его счетах оказались замороженными средства юридических и физических лиц. Задолженность покрывалась облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком погашения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Эмитент – Министерство финансов РФ. ОВВЗ являются документарными ценными бумагами на предъявителя. Частью каждой облигации является комплект купонов, по которым производятся годовые выплаты (3%). Размещение ОВВЗ производилось по номиналу, однако на вторичном рынке они продаются с дисконтом от 10% до 90% в зависимости от срока погашения.

Облигации государственного сберегательного займа.

Выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ), состоящий из десяти серий, был направлен в обращение в 1995 в документарной форме на предъявителя с процентным доходом. Выпуск этих ценных бумаг был рассчитан на мелких частных инвесторов. Размер процентного дохода приравнивался к последней объявленной купонной ставке по ОФЗ-ПК. По каждой серии назначен срок начала погашения. Выплаты по ГСЗ продолжаются, но перспективы этого рынка остаются неясными.

Муниципальные и субфедеральные ценные бумаги являются способом привлечения финансовых ресурсов органами местной власти и субъектов федерации для покрытия дефицита бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

По способу размещения, форме проведения торгов, уровню доходности эти ценные бумаги схожи с ГКО. Как правило, муниципальные облигации имеют более низкий уровень ликвидности по сравнению с государственными облигациями, поэтому эмитенты муниципальных облигаций назначают более высокий доход по ним. Привлекательность этих инструментов усиливалась также установленными налоговыми льготами.

Муниципальные и субфедеральные облигации подразделяются на две основные категории: общего покрытия и доходные. Облигации общего покрытия обеспечиваются всем бюджетом и имуществом эмитента и предназначаются для покрытия дефицита. Доходные облигации выпускаются под конкретный инвестиционный проект и погашаются доходами от его реализации. Большее распространение получили доходные облигации.

Возникновение рынка муниципальных ценных бумаг было связано с тем, что администрации субъектов Федерации, лишившись поддержки федерального центра стали оформлять свои долги в виде облигаций нецелевого назначения. Первые муниципальные займы в России были зарегистрированы в 1992 году. Средний срок займов составлял 1,5 года. К 1997 году более 60% субъектов Федерации выпустили облигационные займы. Наиболее крупные займы выпускались правительством Ленинградской, свердловской областей и Татарстана. На территории Челябинской области в 1997 году обращались следующие облигации:

– областные краткосрочные облигации (эмитентом выступала администрация Челябинской области, всего 3 выпуска);

– муниципальные инвестиционные облигации (эмитент – администрация Челябинской области, 1 выпуск);

– облигации жилищного займа (эмитент – администрация Магнитогорска, 1 выпуск).

Кризис 1998 разрушил рынок муниципальных ценных бумаг. Эмитенты испытывали большие трудности с выполнением обязательств по выпущенным ценным бумагам. Из 11 крупных эмитентов в 1999 году выполнили свои обязательства по облигациям только 4. Остальные были вынуждены реструктуризировать свою задолженность или выкупать облигации с дисконтом. В настоящее время перспективы муниципальных и субфедеральных ценных бумаг остаются неясными.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.004 с.)