Регулирование рынка ценных бумаг



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование рынка ценных бумаг



 

Регулирование рынка ЦБ - это упорядочение отношений, возникающих в процессе деятельности на нем всех его участников, организациями, уполномоченными на эти действия.

Регулирование проводится в целях выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности каждого профессионального участника рынка ценных бумаг, начиная с регистрации выпуска ценных бумаг и завершая правами Комитета по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка РК.

Процесс регулирования распространяется как на первичный, так и на вторичный рынки.

На первичном рынке задача государственного регулирования заключается в поддержании единых требований при выпуске финансовых инструментов в обращение и их регистрации.

На вторичном рынке проводится выдача квалификационных свидетельств, лицензий на право осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг основывается на следующих принципах:

– разделение подходов в регулировании отношений эмитентов, инвесторов и профессиональных участников;

– максимальное раскрытие информации;

– обеспечение конкуренции;

– оптимальное распределение функций регулирования между государственными и негосударственными органами;

– гласность и разделение полномочий при разработке законодательных и нормативных актов.

Принято выделять виды регулирования РЦБ, исходя из следующих критериев:

– исходя из целей и способов регулирования:

¨ внешнее;

¨ внутреннее;

– в зависимости от стороны, осуществляющей регулирование:

¨ государственное;

¨ регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ или саморегулирование рынка;

¨ общественное регулирование.

– в зависимости от способов регулирования:

¨ прямое;

¨ косвенное.

Внутреннее регулирование - подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам (уставам, внутренним правилам, должностным инструкциям и другим нормативным документам).

Внешнее регулирование - подчиненность деятельности организации нормативным законодательным актам государства, других организаций, а также международным соглашениям.

Однако, на макроэкономическом уровне внешним регулированием будет выполнение нормативных актов международного характера, а внутренним для страны будет исполнение законодательных и нормативных актов своего государства.

При этом, если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе РК «О рынке ценных бумаг», то применяются правила международного договора.

Государственное регулирование– это регулирование отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, уполномоченными органами государственной власти (УО).

Государственное регулирование может осуществляться в виде прямого вмешательства (административное регулирование) или в виде мер косвенного воздействия на рынок (экономическое регулирование)

Саморегулирование– это регулирование рынка со стороны объединений профессиональных участников рынка.

Саморегулируемая организация (СРО)– это юридическое лицо, созданное профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме ассоциации (союза) с целью установления единых правил и стандартов их деятельности на рынке ценных бумаг.

Общественное регулирование – это регулирование рынка через общественное мнение.

Прямое регулирование осуществляется через принятие нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность участников рынка, регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, применение санкций за нарушение законодательства, организацию систем повышения квалификации участников рынка и др..

Косвенное регулирование осуществляется через находящиеся в распоряжении государства экономические рычаги: налоговую политику, денежно-кредитную, процентную, внешнеэкономическую и др.

Целями регулирования рынка ценных бумаг являются:

– поддержание порядка, создание для эффективной работы всех участников рынка;

– защита участников от недобросовестной конкуренции и мошенничества отдельных лиц или организаций;

– обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на финансовые инструменты на основе спроса и предложения;

– создание эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

- воздействие на рынок в целях достижения общественных целей.

Функции государства как регулятора рынка ценных бумаг:

– разработка концепций развития рынка ценных бумаг и программ ее реализации

– совершенствование и разработка законодательных актов для развития рынка;

– разработка норм функционирования рынка и периодическое их обновление;

– контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

Государственное регулирование РЦБ осуществляетсяКомитетом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка РК (УО) являющимся государственным органом.

Основные направления деятельности УО в области государственного регулирования определены статьей 3 закона РК «О рынке ценных бумаг» (2003 года).

В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг УО:

1. определяет по согласованию с Правительством РК приоритеты в области формирования и развитияРЦБ, проводит государственную политику по обеспечению функционирования РЦБ, формированию его инфраструктуры, защите прав интересов инвесторов на РЦБ;

2. принимает нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования РЦБ, обязательные к соблюдению субъектами РЦБ; а также признает активы финансового рынка ценными бумагами;

3. определяет условия и порядок выпуска, обращения и погашения негосударственных ЦБ и производных ЦБ, осуществляет государственную регистрацию их выпусков, присваивает им НИН или МИН, рассматривает отчеты об итогах их размещения и погашения, утверждает эти отчеты либо отказывает в их утверждении, аннулирует выпуски негосударственных ЦБ, в т.ч. производных ЦБ, приостанавливает и возобновляет их размещение и обращение;

4. устанавливает условия и порядок ведения Государственного реестра эмиссионных ЦБ, реестра лицензий и разрешений на осуществление деятельности на РЦБ;

5. определяет виды и требования к средствам массовой информации, которые могут быть использованы для публикации информации о деятельности субъектов рынка ценных бумаг;

6. устанавливает условия и порядок выдачи и выдает лицензии на осуществление профдеятельности на РЦБ, деятельности ОТ и других видов деятельности на РЦБ, подлежащих лицензированию по законодательству РК, приостанавливает и возобновляет действие лицензий и отзывает их;

7. устанавливает виды пруденциальных нормативов и иных показателей или критериев (нормативов) финансовой устойчивости лицензиатов, порядок и методику их расчета;

8. признает деятельность на РЦБ в качестве профессиональной, определяет правила осуществления профессиональной деятельности и других лицензируемых видов деятельности на РЦБ, в том числе требования к условиям и порядку совершения сделок с ЦБ, учету этих сделок и отчетности по ним;

9. устанавливает условия и порядок выпуска и обращения негосударственных ЦБ, производных ЦБ нерезидентов РК и ЦБ международных организаций, подлежащих выпуску и размещению в РК;

10. дает согласие на назначение кандидатур руководящих работников депозитария и лицензиатов;

11. осуществляет надзор и контроль за деятельностью эмитентов, центрального депозитария, лицензиатов, профессиональных участников РЦБ;

12. определяет порядок представления отчетов центральным депозитарием м лицензиатами и формы счетов;

13. публикует информацию по вопросам РЦБ с использованием находящихся в его распоряжении сведений о субъектах РЦБ (за исключением сведений, составляющих коммерческую, банковскую, служебную и иную охраняемую законом тайну), а также информацию о мерах, принятых им к субъектам РЦБ;

14. взаимодействует с иностранными органами регулирования РЦБ по вопросам координации принимаемых мер по регулированию РЦБ, предотвращения и пресечения правонарушений на РЦБ и иным вопросам, представляющим взаимный интерес;

15. определяет условия и порядок приостановления и возобновления торговли на фондовой бирже.

В случаях обнаружения уполномоченным органом нарушений пруденциальных нормативов и других, обязательных к соблюдению норм и лимитов, нарушений нормативных правовых актов уполномоченного органа, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников субъектов рынка ценных бумаг уполномоченный орган вправе применить к субъектам рынка ценных бумаг одну из следующих ограниченных мер воздействия:

1) давать обязательное для исполнения письменное предписание;

2) ставить вопрос перед акционерами об отстранении руководящих работников субъекта рынка ценных бумаг;

3) отстранять членов инвестиционного комитета от исполнения обязанностей в составе инвестиционного комитета;

4) направить требование о представлении письма-обязательства;

5) составить с субъектом рынка ценных бумаг письменное соглашение, которое подлежит обязательному подписанию.

Эти меры могут также применяться в отношении лиц, обладающих признаками крупного участника.

Уполномоченный орган вправе применить санкции к субъекту рынка ценных бумаг вне зависимости от примененных ранее к нему мер воздействия.

В качестве санкций уполномоченный орган вправе применить следующие меры:

1) налагать и взыскивать штрафы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

2) приостанавливать действие лицензии;

3) лишать лицензии;

4) отзывать согласие уполномоченного органа на назначение руководящих работников центрального депозитария и лицензиатов.

Меры раннего реагирования. В целях защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и обеспечения финансовой устойчивости организаций, осуществляющих брокерскую или дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг или деятельность по управлению инвестиционным портфелем, уполномоченный орган осуществляет анализ деятельности указанных организаций для выявления факторов, влияющих на ухудшение их финансового положения.

В случае выявления нарушений по итогам проверки уполномоченный орган направляет требование в письменной форме по представлению плана мероприятий, предусматривающего меры раннего реагирования по повышению финансовой устойчивости организации, недопущению ухудшения ее финансового положения и увеличения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.011 с.)