Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков.
Содержание. 1.Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков. 2. Основные функции рынка. 3.Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка). 4. Структура и инфраструктура рынка. 5. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики. 6.Характеристика основных рыночных моделей.
Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков. Рынок представляет собой общественную форму системы отношений, возникающих между хозяйственными агентами по поводу обмена ценностями. Это многоплановый экономический процесс, который через предложение и спрос приводит к образованию цены.
Условия действия рынка 1.Самостоятельность экономических субъектов, их способность самим заключать контракты, принимать и размещать заказы, свободно расходовать хотя бы часть своих доходов; 2.Экономическая ответственность за использование ресурсов. Субъекты должны в полной мере ощущать ограниченность средств, находящихся в их распоряжении, и необходимость расплачиваться из них по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения. В этом смысл так называемого жёсткого бюджетного ограничения. 3.Достаточное количество производителей и потребителей как условие их взаимного выбора и конкуренции. Количество производителей в разных отраслях будет разным, но не менее 5 – 7, при праве других предприятий выходить на рынок данной продукции. 4.Производство на неизвестный рынок, принципиальная неопределенность в смысле нахождения потребителя. 5.Право контрагентов самим устанавливать цены на продукцию.
На современном этапе экономического развития эти условия модифицируются и должны обеспечить: - остановку монополизма; - регулирование не цен, а спроса и предложения; - обострение конкуренции не за счёт снижения издержек, а за счёт роста качества, технического уровня, улучшения послепродажного обслуживания и т.п.; - усиление конкурентоспособности мелких и средних предприятий; - разнообразие собственно рыночной инфраструктуры (информационные системы, маркетинг, финансовые институты и т.п.); - государственное влияние через финансовую политику, регулирование кредитов и денежного обращения, систему государственных заказов. þ В настоящее время в рамках государственных заказов обеспечивается около 33% производства в США и Японии и около 60% - в Нидерландах и Швеции. Виды рынка – выделяются в зависимости от предмета обмена:
1.Рынки факторов производства (факторные рынки): а) земельных участков и недвижимости; б) труда; в) ссудного капитала – рынок долгосрочных кредитов и капиталовложений (ссуды, ипотеки, кредитные ценные бумаги и ценные бумаги паевого участия); г) денежный – в узком смысле относятся краткосрочные ссуды межбанковские, в широком – все деньги, выдаваемые в качестве краткосрочных кредитов.
2.Товарные рынки: а) потребительских товаров; б) инвестиционный рынок.
Типы рынка: Совершенный рынок – все участники торговых сделок действуют исключительно в соответствии с экономическими принципами и выполняются следующие условия: а) гомогенность товаров; б) отсутствие преференций пространственного, личностного и временного характера; в) полная прозрачность рынка. Несовершенный рынок – одно или несколько условий совершенного рынка не выполняются. Такими рынками являются большинство реально существующих рынков.
Принципы, позволяющие характеризовать экономику как рыночную: - наличие в экономике разнообразных форм собственности; - обеспечение свободы хозяйственной деятельности; - формирование механизма свободного ценообразования; - свободное маневрирование ресурсами; - полнота и доступ информации о состоянии рынка всех хозяйствующих субъектов; - наличие рыночной инфраструктуры; - сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений; - последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей; - обеспечение со стороны государства социальных гарантий, предоставление всем равных возможностей и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Многоплановость рынка как экономического процесса проявляется в множественной классификации рынков.
Классификации рынков
Рыночный механизм, посредством которого реализуются закономерности рыночного развития, неоднозначен и проявляется как в позитивных, так и в негативных общественных явлениях, отражённых в Таблице 1.
Таблица 1
Основные функции рынка. Сущность рынка находит своё выражение в его главных экономических функциях, к которым можно отнести следующие:
Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».
Стимулирующая функция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая функция – это установление ценностных зквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.
Контролирующая функция выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке.
Функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязьинтересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в общественном производстве: - выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объёме и какой структуре следует производить; - уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; - дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; - «санирующая» роль рынка – сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств.
3.Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка). Рынок берёт своё начало в обмене. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов – продавцов и покупателей. Развитие рынка предполагает, естественно, и развитие его субъектов –домашние хозяйства, фирмы, государство. Поведение субъектов рынка представляет собой парадигму рынка.
Субъекты рынка могут выступать как: Физические лица – это граждане страны, выступающие в качестве либо продавцов, либо покупателей товаров и услуг. Иностранные граждане должны иметь специальные права на занятие предпринимательской деятельностью, а как покупатель – действует на равных основаниях (кроме таможенных ограничений). Юридические лица: в качестве юридических лиц могут быть представлены предприятия, организации, а также государства, продающие или покупающие товары и наделённые специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Объекты рынка: земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность, рабочая сила и т.п., то есть все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи, идет борьба между производителями за внимание потребителей (покупателей) к их товарам и услугам, имеет место выявление цены в соответствии со спросом и предложением, конъюнктурой рынка в целом.
ПАРАДИГМА РЫНКА – совокупность понятий и принципов, раскрывающих эффективность функционирования рыночных процессов. Ключевые моменты парадигмы рынка структурированы в Таблице 2.
Таблица 2
Структура рынка. Существуют различные подходы к определению структуры рынка, но наиболее признанной считается структура с выделением в ней трех крупных звеньев рыночных отношений: рынок труда, сам рынок, как сфера обращения товаров, и рынок валюты и ценных бумаг. Такое деление наиболее полно отражает структуру рынка, вместе с тем используется также критерий объекта рыночных отношений. Рынок труда представляет собой систему весьма сложных отношений, в которой переплетаются интересы многих субъектов. Так внешний рынок труда – это обычный рынок профессий, ориентированный на законченную профессиональную подготовку и выдачу сертификата об образовании, а внутренний рынок ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для него характерна курсовая система подготовки кадров, более экономная и рациональная с точки зрения руководства фирм и предприятий. Рынок, как сфера обращения товара, существует в двух формах – оптовый и розничный рынок. Оптовый рынок – это продажа товаров партиями для дальнейшей перепродажи непосредственным потребителям данного товара, т.е. субъектам розничного рынка. При этом сохраняется товарная форма продуктов труда. Розничный рынок связан с продажей товаров как населению, так и предприятиям и фирмам, в этом случае товар теряет свою товарную форму и превращается либо в средство удовлетворения потребностей личности или в сырье для дальнейшего производственного процесса. Таким образом, оптовый рынок связывает производителя товара с розничным рынком, на котором в качестве покупателя функционирует непосредственный потребитель данного товара. Схема движения товара от производителя к потребителю может быть представлена в следующем виде: Инфраструктура рынка. Применительно к рынку, как самостоятельной подсистеме, инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции: 1) облегчает участникам рыночных отношений реализации их интересов; 2) повышает оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; 3) организационное оформление рыночных отношений; 4) облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; 5) подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: - биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; - аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; - кредитная система и коммерческие банки; - эмиссионная система и эмиссионные банки; - система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); - информационные технологии и средства деловой коммуникации; - налоговая система и налоговая инспекция; - система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; - специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; - торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; - таможенная система; - профсоюзы работающих по найму; - коммерческо-выставочные комплексы; - система высшего и среднего экономического образования; - аудиторские компании; - консультативные (консалтинговые) компании; - общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; - специальные зоны свободного предпринимательства.
Содержание. 1.Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков. 2. Основные функции рынка. 3.Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка). 4. Структура и инфраструктура рынка. 5. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики. 6.Характеристика основных рыночных моделей.
Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков. Рынок представляет собой общественную форму системы отношений, возникающих между хозяйственными агентами по поводу обмена ценностями. Это многоплановый экономический процесс, который через предложение и спрос приводит к образованию цены.
Условия действия рынка 1.Самостоятельность экономических субъектов, их способность самим заключать контракты, принимать и размещать заказы, свободно расходовать хотя бы часть своих доходов; 2.Экономическая ответственность за использование ресурсов. Субъекты должны в полной мере ощущать ограниченность средств, находящихся в их распоряжении, и необходимость расплачиваться из них по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения. В этом смысл так называемого жёсткого бюджетного ограничения. 3.Достаточное количество производителей и потребителей как условие их взаимного выбора и конкуренции. Количество производителей в разных отраслях будет разным, но не менее 5 – 7, при праве других предприятий выходить на рынок данной продукции. 4.Производство на неизвестный рынок, принципиальная неопределенность в смысле нахождения потребителя. 5.Право контрагентов самим устанавливать цены на продукцию.
На современном этапе экономического развития эти условия модифицируются и должны обеспечить: - остановку монополизма; - регулирование не цен, а спроса и предложения; - обострение конкуренции не за счёт снижения издержек, а за счёт роста качества, технического уровня, улучшения послепродажного обслуживания и т.п.; - усиление конкурентоспособности мелких и средних предприятий; - разнообразие собственно рыночной инфраструктуры (информационные системы, маркетинг, финансовые институты и т.п.); - государственное влияние через финансовую политику, регулирование кредитов и денежного обращения, систему государственных заказов. þ В настоящее время в рамках государственных заказов обеспечивается около 33% производства в США и Японии и около 60% - в Нидерландах и Швеции. Виды рынка – выделяются в зависимости от предмета обмена:
1.Рынки факторов производства (факторные рынки): а) земельных участков и недвижимости; б) труда; в) ссудного капитала – рынок долгосрочных кредитов и капиталовложений (ссуды, ипотеки, кредитные ценные бумаги и ценные бумаги паевого участия); г) денежный – в узком смысле относятся краткосрочные ссуды межбанковские, в широком – все деньги, выдаваемые в качестве краткосрочных кредитов.
2.Товарные рынки: а) потребительских товаров; б) инвестиционный рынок.
Типы рынка: Совершенный рынок – все участники торговых сделок действуют исключительно в соответствии с экономическими принципами и выполняются следующие условия: а) гомогенность товаров; б) отсутствие преференций пространственного, личностного и временного характера; в) полная прозрачность рынка. Несовершенный рынок – одно или несколько условий совершенного рынка не выполняются. Такими рынками являются большинство реально существующих рынков.
Принципы, позволяющие характеризовать экономику как рыночную: - наличие в экономике разнообразных форм собственности; - обеспечение свободы хозяйственной деятельности; - формирование механизма свободного ценообразования; - свободное маневрирование ресурсами; - полнота и доступ информации о состоянии рынка всех хозяйствующих субъектов; - наличие рыночной инфраструктуры; - сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений; - последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей; - обеспечение со стороны государства социальных гарантий, предоставление всем равных возможностей и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Многоплановость рынка как экономического процесса проявляется в множественной классификации рынков.
Классификации рынков
Рыночный механизм, посредством которого реализуются закономерности рыночного развития, неоднозначен и проявляется как в позитивных, так и в негативных общественных явлениях, отражённых в Таблице 1.
Таблица 1
Основные функции рынка. Сущность рынка находит своё выражение в его главных экономических функциях, к которым можно отнести следующие:
Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».
Стимулирующая функция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая функция – это установление ценностных зквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.
Контролирующая функция выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке.
Функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязьинтересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в общественном производстве: - выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объёме и какой структуре следует производить; - уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; - дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; - «санирующая» роль рынка – сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств.
3.Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка). Рынок берёт своё начало в обмене. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов – продавцов и покупателей. Развитие рынка предполагает, естественно, и развитие его субъектов –домашние хозяйства, фирмы, государство. Поведение субъектов рынка представляет собой парадигму рынка.
Субъекты рынка могут выступать как: Физические лица – это граждане страны, выступающие в качестве либо продавцов, либо покупателей товаров и услуг. Иностранные граждане должны иметь специальные права на занятие предпринимательской деятельностью, а как покупатель – действует на равных основаниях (кроме таможенных ограничений). Юридические лица: в качестве юридических лиц могут быть представлены предприятия, организации, а также государства, продающие или покупающие товары и наделённые специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Объекты рынка: земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность, рабочая сила и т.п., то есть все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи, идет борьба между производителями за внимание потребителей (покупателей) к их товарам и услугам, имеет место выявление цены в соответствии со спросом и предложением, конъюнктурой рынка в целом.
ПАРАДИГМА РЫНКА – совокупность понятий и принципов, раскрывающих эффективность функционирования рыночных процессов. Ключевые моменты парадигмы рынка структурированы в Таблице 2.
Таблица 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.149 (0.011 с.) |