Инструменты государственного регулирования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты государственного регулирования



Регионального развития

В настоящее время в Российской Федерации имеет место тот самый процесс регионализации, который в свое время привел к распаду СССР. Федеральная власть все больше и больше утрачивает контроль за социально-экономической ситуацией в регионах. Регионы все больше обретают черты равноправных партнеров центра и постепенно присваивают хозяйственные полномочия, присущие федеральным органам государственной власти.

Этому процессу необходимо противостоять всеми возможными средствами. Поскольку центробежные тенденции связаны с объективными трудностями регионов, то разработка и реализация программ социально-экономического развития регионов может стать инструментом, помогающим территориальным образования найти выход из сложившейся сложной ситуации. Надо сразу отметить, что разработка и принятие такого рода программ должны опираться на единую целостную концепцию территориального развития экономики страны..

К основным документам,регламентирующим территориальное развитие экономики в стране относятся:

- генеральная схема развития и размещения производительных сил страны;

- схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов);

- схемы районной планировки.

Генеральная схемаразвития и размещения производительных сил страны - комплексный документ отражающий рациональное развитие производства, а также его размещение по территории страны. Разрабатывается СОПС при министерстве экономики.

Схемы размещения и развития отраслей (многоотраслевых комплексов) - документы отражающие рациональное развитие производства той или иной отрасли, а также рациональное размещение производств данной отрасли по территории страны с точки зрения общенациональных интересов. Разрабатывается соответствующими отраслевыми министерствами при участии СОПС.

Схемы районной планировки - конкретные планы организации и размещения производства в рамках административного район, города.

Опираясь на данные этих документов можно обоснованно подойти к обоснованию территориального развития экономики в будущем.

 

Методы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона.

Региональные экономические программыесть одна из важнейших форм государственного воздействия на развитие регионов. Это - один из важнейших инструментов проведения региональной экономической политики, практическое средство выхода из кризиса, обеспечение подъема экономики и повышения жизненного уровня населения в каждом регионе страны.

Можно назвать следующие примеры общенациональных и региональных программ: «Программа структурной перестройки на 1993-95 год вплоть до 2000 года», «Федеральная программа ликвидации последствий радиационных катастроф в значительной части областей Европейской части России, на Урале и в Западной Сибири», «Программа социально-экономического развития малочисленных народов Севера», 1993г - «Программа экономического и социального развития Курильских островов», «Программа развития Дальнего Востока», Региональные программы осуществления экономических реформ в Нижегородской, Самарской, Свердловской областях, «Программа поддержки предпринимательства в Псковской области», «Программа развития экономики Амурской области».

Законодательство России дает основание для разграничения программ экономического развития на федеральные и региональные.

Проблемы финансирования региональных программ. Одним из главных вопросов практической реализации региональной программы является проблема финансирования ее мероприятий. Финансирование программ осуществляется за счет бюджетов соответствующего региона, его внебюджетных фондов, привлеченных кредитов и внутренних инвестиций.

Региональные программы находят также государственную поддержку и могут финансироваться отчасти за счет федеральных источников. Как правило, денежные средства из федерального бюджета направляются на развитие объектов производственной инфраструктуры: строительство и реконструкцию аэропортов, автомобильных и железных дорог, объектов энергетики, развитие морских причалов, транспортных средств, средств связи, объектов социальной инфраструктуры.

Что касается участия местных органов власти, то средств недостаток средств в местных бюджетах может быть компенсирован предоставлением права распоряжаться частью средств от продажи лицензий, штрафов за экологический ущерб, налога на прибыль и добавленную стоимость, акцизов и платежей предприятий за природные ресурсы и средств от приватизации объектов госсобственности, которые перечисляются в бюджетные и внебюджетные фонды.

В отдельных случаях для успешного осуществления региональной программы (например, в части создания и расширения экспортного потенциала) может потребоваться привлечение внешних финансовых ресурсов (кредитов, инвестиций, новых технологий).

 

Ключевые понятия 11:

Территориальное регулирование экономики.

Региональная экономическая политика.

Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики.

Основные документы, регламентирующие территориальное развитие экономики:

- генеральная схема развития и размещения производительных сил страны;

- схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов);

- схемы районной планировки.

Региональные программы: назначение и методы разработки.

Финансирование региональных программ.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1.Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики.

1. Каковы, на ваш взгляд, важнейшие задачи государственного регулирования региональной экономики.

2. Функции федеральных органов государственной власти по регулированию региональной экономики.

3. Задачи региональных органов государственной власти по комплексному развитию региональной экономики.

4. Методы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона.

5. Проблемы финансирования региональных программ. Пути их решения.

 

 

РАЗДЕЛ 4. ТЕКУЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

В рамках данного раздела будут рассмотрены следующие вопросы: формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства, бюджетное регулирование экономики страны, налоги как инструмент государственного регулирования экономики, денежное и кредитное регулирование экономики, государственная валютная политика, государственное регулирование внешнеэкономических связей страны, правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации.

Глава 12. Формирование конкурентной среды

И эффективного предпринимательства

Роль государства в формировании эффективной

Рыночной среды

Эффективная рыночная экономика- экономика функционирующая на принципах рыночных отношений, свободного предпринимательства, когда каждый покупатель свободен в своем выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда и капитала. Эффективная рыночная экономика это в первую очередь система, ориентированная на удовлетворение спроса населения.

Характерные черты рыночной экономической системы, ориентированной на удовлетворение платежеспособного спроса:

1. Ее динамика определяется платежеспособным спросом, когда только платежеспособный спрос потребителей (а не объем возможного предложения товаров и услуг) лимитирует объемы общественного производства.

2. Существуют жесткие бюджетные ограничения для всех агентов рыночных отношений: государства, фирм и домашних хозяйств.

3. Структура экономики при этом рационализируется под влиянием конъюнктуры рынка.

4. Государство в этих условиях действует в рамках общеэкономической конъюнктуры, устанавливая и контролируя правила игры на рынке, стремясь, прежде всего, развивать "отрасли прорывных технологий", чтобы в условиях НТР не отстать от стран-конкурентов.

Альтернативным вариантом является - дефицитная экономика или экономическая система, ориентированная на предложение. Для дефицитной экономики, которая была характерна нашей стране в недалеком прошлом, действуют следующие принципы:

1. Наличие ресурсных ограничений для всех предприятий, в том числе мягкие и подвижные бюджетные ограничения для государственного сектора, в руках которого находится до 98% экономического потенциала страны.

2. Основа дефицитной экономики - внеэкономически сформированная система цен в народном хозяйстве, которая искажает успехи и просчеты как государства вообще, так и предприятий в частности.

3. Непременное наличие антипода дефицита - "неликвидов" (резервов, запасов и др.).

В этих условиях цикличность развития экономики, обусловленная технико-экономическими условиями развития, смягчается и регулируется активной деятельностью государственных структур, которые руководствуясь общегосударственными интересами, перераспределяют ресурсы и прибыль производителей из одной сферы в другую, что способствует решению проблемы кризисов в экономике, но вместе с тем сковывает хозяйственную инициативу предприятий, не позволяет им принимать самостоятельные решения.

Государственная поддержка предпринимательстванаправлена на помощь малому и среднему предпринимательству и преследует следующие цели:

- введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,

- создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов,

- концентрация ресурсов государственной поддержки на формирование в малом бизнесе высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов экономики,

- создание условий для развития кооперации малого предпринимательства с крупным производством,

- формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства,

- создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечения для этих целей иностранных кредитов.

Проблемы создания эффективного собственника.Создание эффективного собственника является главной задачей, которая была поставлена в ходе экономических преобразований в нашей стране. Считалось, что государственная собственность на средства производства обезличивает заинтересованность в эффективном их использовании.

Исходя из этого, по мнению «либералов» необходимо провести разгосударствление собственности, передать ее в руки реальных хозяев, которые будут больше заинтересованы в ее эффективном использовании. К сожалению, следует отметить, что проблема создания эффективного собственника не была решена.

Главными задачами в сфере управления государственной собственностью на современном этапе является:

- облегчение внешней нагрузки на государственные предприятия, связанной с выполнением ими несвойственных функций по содержанию обширной социальной сферы,

- завершение реорганизации всех федеральных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их либо в хозяйственные общества с бессрочным закреплением 100% прав участия в уставном капитале, либо в федеральные «казенные» предприятия.

- формирование эффективного механизма управления предприятиями, частично или полностью находящимися в государственной собственности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.012 с.)