Тема 21. Механизм правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Механизм правового регулирования



Механизм правового регулирования (МПР) - это система право­вых средств, с помощью которых осуществляется регулирование общест­венных отношений.

Правовое регулирование направлено на:

- регулирование общественных отношений, т.е. отношений между членами соответствующего общества, гражданами конкретного государства и их взаимоотношений с гражданами других государств, госу­дарственными и общественными органами, должностными лицами как российскими, так и иностранными, лицами без гражданства;

- регулирование общественных отношений, проходящих через во­лю и сознание человека;

- регулирование общественных отношений между субъектами пра­ва;

- регулирование индивидуально-конкретных общественных отно­шений;

- регулирование наиболее социально-важных, типичных общест­венных отношений между людьми;

- регулирование тех социально-важных, типичных общественных отношений, которые объективно поддаются юридическому регулированию (отношения любви, дружбы, неприязни и т.п. не входят в предмет правово­го регулирования).

Итак, предмет правового регулирования — это индивидуально-конкретные общественные отношения, регулируемые правом или объек­тивно требующие правового регулирования.

Социальные возможности (пределы) правового регулирования:

- уровень экономического развития общества;

- уровень духовного развития общества;

- уровень политического развития общества;

- уровень правового развития общества.

Стадии МПР:

- возникновение общественных отношений, объективно требующих правового урегулирования;

- правовая регламентация общественных отношений, т.е. создание правовой нормы — закона или подзаконного акта;

- возникновение правоотношений (например, реализация сотрудни­ком милиции своих профессиональных обязанностей);

- применение права (в случае уклонения обязанной стороной правоотношения от исполнения своих юридических обязанностей, обеспечения управомоченной стороне возможности для реализации своих прав, свобод, законных интересов).

Структура МПР:

- нормы права, т.е. общие правила поведения субъекта права;

- юридические факты, которые приводят в действие уже сущест­вующую норму права;

- правоотношения как конкретная модель поведения для конкрет­ных субъектов, вытекающая из соответствующих норм права;

- акты применения права, которые служат фактически юридиче­ским основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотно­шений;

- акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей (в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права) субъектами права.

Правовое регулирование может быть:

— эффективным;

— малоэффективным;

— неэффективным.

Эффективность правового регулирования зависит от:

- соответствия правовой нормы, права, правовой системы уровню, интересам и потребностям экономического, политического и духовного развития общества;

- наличия совершенного законодательства;

- способности законодателя оперативно реагировать на возни­кающие потребности в правовом регулировании тех или иных обществен­ных отношений;

- способности законодателя учитывать в процессе правотворчества достижения юридической науки и практики;

- уровня правовой культуры населения;

- четкой и слаженной работы всех звеньев государственного аппарата, уровня профессиональной подготовленности конкретного государственного служащего.

Стадии механизма правового регулирования
возникновение общественных отношений, объективно требующих правового урегулирования;
правовая регламентация общественных отношений, т.е. создание правовой нормы — закона или подзаконного акта;
возникновение правоотношения
применение права

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность и основные цели правового регули­рования общественных отношений?

2. Почему право не может регулировать все без исключения общест­венные отношения? Зависят ли пределы правового регулирования от существующего в государстве политического режима?

3. Какова теоретическая модель процесса правового регулирования? Всегда ли правовое регулирование проходит все вышеперечисленные эта­пы?

ТЕМА 22. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Поведение субъектов права, требующее правового регулирования и регулируемое нормами права, является юридическим значимым

Поведением.

Виды юридически значимого поведения:

- правомерное;

- противоправное (правонарушение).

Правомерное поведение — это поведение субъектов права, соответствующее нормам права.

Юридическая характеристика правомерного поведения:

— это поведение, которое всегда соответствует правовым предписа­ниям и находится в сфере правового регулирования;

— это социально-полезное поведение;

— это социально-нейтральное поведение;

— это поведение субъектов права;

— это поведение, которое поощряется государством;

— это всегда реализованная правовая норма.

Виды правомерного поведения:

— действие или бездействие;

— активное или пассивное поведение;

— соблюдение, исполнение, использование или применение;

— поведение личности, основанное на ее убеждении в необходимости выполнения правовых предписаний;

— поведение личности, основанное на ее подчинении правовым предписаниям без их глубокого осознания («так делают все»);

— поведение личности, основанное на ее страхе перед наказанием в случае нару­шения правовых предписаний.

Правонарушение - это общественно-опасное, виновное, противо­правное деяние лица как субъекта права, наносящее вред государству, об­ществу, социальным группам, отдельной личности.

Юридическая характеристика правонарушения:

— это поведение, выражающееся в действии или бездействии (мыс­ли человека, его мировоззрение, убеждения и т.п. не могут рассматривать­ся в качестве противоправных, если они не проявляются в его поведении);

— это поведение противоправное, т.е. нарушающее нормы права;

— это поведение, наносящее определенный вред государству, обще­ству, социальным группам, личности;

— это поведение субъектов права (как физических, так и юридиче­ских);

— это поведение, которое подавляется государством, обществом и законопослушными гражданами, международными организациями;

— это всегда нарушенная правовая норма.

По степени общественной опасности (социального вреда) все правонарушения делятся на:

- преступления, т.е. общественно-опасные деяния, которые преду­смотрены уголовным законом и влекут применение мер уголовного нака­зания;

- проступки, т.е. все остальные правонарушения, не подпадающие под сферу уголовно-правового регулирования и характеризующиеся меньшей степенью социальной опасности, общественного вреда по срав­нению с преступлениями.

Итак, главное отличие преступления от проступка заключается в степени социальной опасности.

Виды проступков:

- административные, т.е. посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права, свободы, законные интересы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность;

- дисциплинарные, т.е. нарушение субъектами права пра­вил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, не вы­полнение служебных обязанностей;

- гражданско-правовые, т.е. нарушение норм права в сфере имуще­ственных и некоторых личных неимущественных отношений.

Причины правонарушений в обществе:

- экономические;

- духовные;

- политические;

- социальные;

- нравственные;

- юридические.

Правонарушение — это акт поведения субъекта права, состоящий из ряда элементов, совокупность которых образует состав правонаруше­ния.

Элементы состава правонарушения:

- объект;

- субъект;

- объективная сторона;

- субъективная сторона.

Объект правонарушения - это социальные или личные ценности материального или духовного происхождения, которые находятся под охраной государства и на которые направлено противоправное поведение лица.

Субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее нарушение правовых предписаний.

Объективная сторона правонарушения - это внешняя сторона правонарушения.

Элементы объективной стороны:

- деяние как акт волевого поведения лица;

- причиненный данным деянием вред;

- причиненная связь между деянием и вредом как результатом дан­ного деяния.

Субъективная сторона правонарушения — это внутренняя сторо­на правонарушения. Ее центром выступает вина, т.е. психологическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям.

Формы вины:

- умысел;

- неосторожность.

Виды умысла:

- прямой умысел (лицо знало о противоправности своего поведения и желало наступления общественно-вредных его последствий);

- косвенный умысел (лицо сознательно допустило наступление общественно-вредных последствий противоправного поведения).

Виды неосторожности:

- правовая самонадеянность (лицо предвидело, знало об общест­венно-вредных последствиях своего поведения, но легкомысленно надея­лось, что они не наступят);

- правовая небрежность (лицо не предвидело, не знало об общест­венно-вредных последствиях своего поведения, но обязано было их пред­видеть и знать, поскольку это входило в его профессиональные обязанно­сти).

Юридическая ответственность — это государственная мера нака­зания (кара), применяемая к виновному в совершении правонарушения ли­цу и связанная с определенными неблагоприятными для него последст­виями (личными, имущественными, социальными и др.).

Общая характеристика юридической ответственности:

- ее основанием служит доказанное государственными органами правонарушение конкретного лица;

- она связана с государственным, общественным осуждением;

- она связана с государственным принуждением;

- она связана с неприятными лишениями для лица, виновного в со­вершении правонарушения.

Классификация видов юридической ответственности:

1. По органам, возлагающим юридическую ответственность:

- ответственность, возлагаемая органами государственной власти;

- ответственность, возлагаемая судебными и другими юрисдикционными органами;

- ответственность, возлагаемая административными органами (ор­ганами государственного управления).

2. В зависимости от отрасли права юридическая ответственность бывает:

- конституционно-правовой (характеризуется конституционными основаниями наступления, субъектами ответственности и своеобразием санкций);

- уголовно-правовой (характеризуется наиболее жесткими, суровы­ми мерами государственного воздействия на правонарушителя и возлага­ется только судом);

- административной (возлагается органами государственного управления за совершение лицом административного проступка);

- гражданско-правовой (возлагается арбитражными, администра­тивными, судебными органами);

- материальной (возлагается государственными органами, должно­стными лицами за нанесение ответственным лицом материального ущерба при исполнении своих служебных обязанностей);

- дисциплинарной (возлагается должностным лицом за нарушение дисциплинарных норм подчиненным лицом).

Основание возложения юридической ответственности:

- правонарушение;

- наличие правовой нормы, предусматривающей возможность воз­ложения юридической ответственности;

- акт применения права.

Основания освобождения от юридической ответственности:

- в связи с деятельным раскаянием;

- в связи с примирением с потерпевшим;

- в связи с изменением обстановки;

- в связи с истечением сроков давности;

- акты амнистии и помилования;

- в связи с малозначительностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.039 с.)