Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 21. Механизм правового регулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизм правового регулирования (МПР) - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовое регулирование направлено на: - регулирование общественных отношений, т.е. отношений между членами соответствующего общества, гражданами конкретного государства и их взаимоотношений с гражданами других государств, государственными и общественными органами, должностными лицами как российскими, так и иностранными, лицами без гражданства; - регулирование общественных отношений, проходящих через волю и сознание человека; - регулирование общественных отношений между субъектами права; - регулирование индивидуально-конкретных общественных отношений; - регулирование наиболее социально-важных, типичных общественных отношений между людьми; - регулирование тех социально-важных, типичных общественных отношений, которые объективно поддаются юридическому регулированию (отношения любви, дружбы, неприязни и т.п. не входят в предмет правового регулирования). Итак, предмет правового регулирования — это индивидуально-конкретные общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Социальные возможности (пределы) правового регулирования: - уровень экономического развития общества; - уровень духовного развития общества; - уровень политического развития общества; - уровень правового развития общества. Стадии МПР: - возникновение общественных отношений, объективно требующих правового урегулирования; - правовая регламентация общественных отношений, т.е. создание правовой нормы — закона или подзаконного акта; - возникновение правоотношений (например, реализация сотрудником милиции своих профессиональных обязанностей); - применение права (в случае уклонения обязанной стороной правоотношения от исполнения своих юридических обязанностей, обеспечения управомоченной стороне возможности для реализации своих прав, свобод, законных интересов). Структура МПР: - нормы права, т.е. общие правила поведения субъекта права; - юридические факты, которые приводят в действие уже существующую норму права; - правоотношения как конкретная модель поведения для конкретных субъектов, вытекающая из соответствующих норм права; - акты применения права, которые служат фактически юридическим основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношений; - акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей (в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права) субъектами права. Правовое регулирование может быть: — эффективным; — малоэффективным; — неэффективным. Эффективность правового регулирования зависит от: - соответствия правовой нормы, права, правовой системы уровню, интересам и потребностям экономического, политического и духовного развития общества; - наличия совершенного законодательства; - способности законодателя оперативно реагировать на возникающие потребности в правовом регулировании тех или иных общественных отношений; - способности законодателя учитывать в процессе правотворчества достижения юридической науки и практики; - уровня правовой культуры населения; - четкой и слаженной работы всех звеньев государственного аппарата, уровня профессиональной подготовленности конкретного государственного служащего.
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается сущность и основные цели правового регулирования общественных отношений? 2. Почему право не может регулировать все без исключения общественные отношения? Зависят ли пределы правового регулирования от существующего в государстве политического режима? 3. Какова теоретическая модель процесса правового регулирования? Всегда ли правовое регулирование проходит все вышеперечисленные этапы? ТЕМА 22. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Поведение субъектов права, требующее правового регулирования и регулируемое нормами права, является юридическим значимым Поведением. Виды юридически значимого поведения: - правомерное; - противоправное (правонарушение). Правомерное поведение — это поведение субъектов права, соответствующее нормам права. Юридическая характеристика правомерного поведения: — это поведение, которое всегда соответствует правовым предписаниям и находится в сфере правового регулирования; — это социально-полезное поведение; — это социально-нейтральное поведение; — это поведение субъектов права; — это поведение, которое поощряется государством; — это всегда реализованная правовая норма. Виды правомерного поведения: — действие или бездействие; — активное или пассивное поведение; — соблюдение, исполнение, использование или применение; — поведение личности, основанное на ее убеждении в необходимости выполнения правовых предписаний; — поведение личности, основанное на ее подчинении правовым предписаниям без их глубокого осознания («так делают все»); — поведение личности, основанное на ее страхе перед наказанием в случае нарушения правовых предписаний. Правонарушение - это общественно-опасное, виновное, противоправное деяние лица как субъекта права, наносящее вред государству, обществу, социальным группам, отдельной личности. Юридическая характеристика правонарушения: — это поведение, выражающееся в действии или бездействии (мысли человека, его мировоззрение, убеждения и т.п. не могут рассматриваться в качестве противоправных, если они не проявляются в его поведении); — это поведение противоправное, т.е. нарушающее нормы права; — это поведение, наносящее определенный вред государству, обществу, социальным группам, личности; — это поведение субъектов права (как физических, так и юридических); — это поведение, которое подавляется государством, обществом и законопослушными гражданами, международными организациями; — это всегда нарушенная правовая норма. По степени общественной опасности (социального вреда) все правонарушения делятся на: - преступления, т.е. общественно-опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и влекут применение мер уголовного наказания; - проступки, т.е. все остальные правонарушения, не подпадающие под сферу уголовно-правового регулирования и характеризующиеся меньшей степенью социальной опасности, общественного вреда по сравнению с преступлениями. Итак, главное отличие преступления от проступка заключается в степени социальной опасности. Виды проступков: - административные, т.е. посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права, свободы, законные интересы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность; - дисциплинарные, т.е. нарушение субъектами права правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, не выполнение служебных обязанностей; - гражданско-правовые, т.е. нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. Причины правонарушений в обществе: - экономические; - духовные; - политические; - социальные; - нравственные; - юридические. Правонарушение — это акт поведения субъекта права, состоящий из ряда элементов, совокупность которых образует состав правонарушения. Элементы состава правонарушения: - объект; - субъект; - объективная сторона; - субъективная сторона. Объект правонарушения - это социальные или личные ценности материального или духовного происхождения, которые находятся под охраной государства и на которые направлено противоправное поведение лица. Субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее нарушение правовых предписаний. Объективная сторона правонарушения - это внешняя сторона правонарушения. Элементы объективной стороны: - деяние как акт волевого поведения лица; - причиненный данным деянием вред; - причиненная связь между деянием и вредом как результатом данного деяния. Субъективная сторона правонарушения — это внутренняя сторона правонарушения. Ее центром выступает вина, т.е. психологическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Формы вины: - умысел; - неосторожность. Виды умысла: - прямой умысел (лицо знало о противоправности своего поведения и желало наступления общественно-вредных его последствий); - косвенный умысел (лицо сознательно допустило наступление общественно-вредных последствий противоправного поведения). Виды неосторожности: - правовая самонадеянность (лицо предвидело, знало об общественно-вредных последствиях своего поведения, но легкомысленно надеялось, что они не наступят); - правовая небрежность (лицо не предвидело, не знало об общественно-вредных последствиях своего поведения, но обязано было их предвидеть и знать, поскольку это входило в его профессиональные обязанности). Юридическая ответственность — это государственная мера наказания (кара), применяемая к виновному в совершении правонарушения лицу и связанная с определенными неблагоприятными для него последствиями (личными, имущественными, социальными и др.). Общая характеристика юридической ответственности: - ее основанием служит доказанное государственными органами правонарушение конкретного лица; - она связана с государственным, общественным осуждением; - она связана с государственным принуждением; - она связана с неприятными лишениями для лица, виновного в совершении правонарушения. Классификация видов юридической ответственности: 1. По органам, возлагающим юридическую ответственность: - ответственность, возлагаемая органами государственной власти; - ответственность, возлагаемая судебными и другими юрисдикционными органами; - ответственность, возлагаемая административными органами (органами государственного управления). 2. В зависимости от отрасли права юридическая ответственность бывает: - конституционно-правовой (характеризуется конституционными основаниями наступления, субъектами ответственности и своеобразием санкций); - уголовно-правовой (характеризуется наиболее жесткими, суровыми мерами государственного воздействия на правонарушителя и возлагается только судом); - административной (возлагается органами государственного управления за совершение лицом административного проступка); - гражданско-правовой (возлагается арбитражными, административными, судебными органами); - материальной (возлагается государственными органами, должностными лицами за нанесение ответственным лицом материального ущерба при исполнении своих служебных обязанностей); - дисциплинарной (возлагается должностным лицом за нарушение дисциплинарных норм подчиненным лицом). Основание возложения юридической ответственности: - правонарушение; - наличие правовой нормы, предусматривающей возможность возложения юридической ответственности; - акт применения права. Основания освобождения от юридической ответственности: - в связи с деятельным раскаянием; - в связи с примирением с потерпевшим; - в связи с изменением обстановки; - в связи с истечением сроков давности; - акты амнистии и помилования; - в связи с малозначительностью.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.121 (0.01 с.) |