Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Социальное и светское государство: концепция и реальностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальное государство — это политико-нравственный, духовный союз граждан, обладающих зрелым правосознанием и осуществляющих солидарные интересы. Иначе говоря, социальное государство – это новый этап развития правового государства, когда его социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) "социального государства". Принципы (высшие ценности) социального государства: - свобода; - справедливость; - равенство; - социально-политический (экономический, духовный) плюрализм; - народовластие (демократия); - принципы правового государства. Социально-политические условия формирования социального государства: - стабильность (прочность) демократии и верховенства Закона (Права); - высокоразвитая экономика; - эффективный государственный аппарат; - «средний» класс общества, т.е. высокий уровень жизни членов общества, граждан данного государства; - "народный капитализм"; - широкое участие граждан в политической, экономической и социальной организации общества; - развитая культура общества. Понятие (теория) "социального государства" ("государства всеобщего благосостояния", "общества потребления", "государства социальной справедливости", "конституционного государства" и т.п.) возникло: - в государствах Древнего мира (Так, Аристотель определял государство как "союз свободных для достижения счастливой жизни". Один из принципов Древнего Рима гласил: "Благо народа — высший закон"). - правовое государство и конституционное — это не синонимы. Конституционное "государство есть наилучшее...". (Г.Ф. Шершеневич); - принцип сочетания законов естественных и социальных (Н.М. Коркунов); - независимость личности (в пределах нравственной и правовой свободы) от общества и государства (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий и др.); - благо граждан, достойная жизнь и свободное развитие человека - главная задача (цель) социального государства (Л.И. Петражицкий: "Под... социальными властями мы разумеем такие власти, с которыми сочетаются (правовые) обязанности заботиться о благе подвластных или об общем благе известного общественного союза (семьи, рода, племени и т.д.) и которые подлежат осуществлению в пределах этой обязанности и как средство ее исполнения"); - суверенитет права ("... когда суверенитет фактического господства заменяется суверенитетом права, тогда для господства..." не Права "утрачивает смысл" существования...", - Б.А. Кистяковский); - равенство между гражданами и государством (П.И. Новгородцев); - "не закон дает силу праву, а право дает силу закону" (А.С. Алексеев); - свобода (суверенитет) отдельной личности как условие свободы (суверенитета) общества в целом (М.А. Рейснер); - социальное государство выражает само социальное, политическое, и правовое экономическое его настроение (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский и др.) История становления концепции социального государства: - в основе идеи социальной государственности лежало противоборство двух важнейших философских принципов: а) индивидуальной свободы человека (Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Джон Локк и др.): главная обязанность государства охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от самого государства; свобода - высшая ценность. б) социального равенства (Ж.Ж. Руссо): все должно быть подчинено принципу равенства; обеспечение социального равенства - задача государства; - в период становления буржуазного общества, экономической мощи государства, приоритет отдавался первому принципу; - в конце XIX - начале XX вв., по мере расслоения буржуазного общества, его поляризации и угрозы социального взрыва, на первый план выходит принцип социального равенства; - в дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощается в практике и конституциях современных государств. (Впервые в Конституции ФРГ 1949 г., затем Франции, Португалии, Греции, Дании, Швеции, Японии и др. государств). Современное представление о социальном государстве: - подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этого слова; - правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может быть не правовым. Теория и практика правового государства предшествовала идее и практическому воплощению социального государства, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее, в его классическом либеральном (формальном) варианте, опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к существенному фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике иклассовой борьбе. Все это потребовало от государства его перехода в новое качественное состояние, выполнение им новых функций. П.И. Новгородцев обоснованно рассматривал социальное реформирование (формирование социального государства) как «новую стадию развития правового государства». В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов. О социальном государстве, как об особой политико-правовой реальности, можно говорить лишь тогда: - когда оно имеет высокий уровень экономического развития и социально-ориентированная политика, которого фактически становится основным направлением его деятельности. Реально социальные государства: - возникли к 60-м годам XX в.и было связано с обязанностью государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни; - их становление сложный процесс, связанный спостоянным налаживанием трудно достижимого баланса между свободной рыночной экономикой и необходимостью воздействия на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства; - «Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства». — Е.А. Лукашева. Итак, становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и глубоко нравственный, требующий «человеческого подхода». Признаки социального государства: - демократическая организация государственной власти; - высокий нравственный уровень граждан и - прежде всего - должностных лиц государства; - мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников; - социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства; - правовая государственность; - существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики; - ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации; - наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности; г) наличие развитого социального законодательства; д) закрепление формулы "социальное государство" в конституции страны. Специфические функции социального государства: —поддержка социально незащищенных категорий населения; —охрана труда и здоровья людей; —поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; —сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специфические социальные программы; - поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем представления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность). - финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; - борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; - поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; - участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; - забота о сохранении мира в обществе. Конституция РФ в ст. 7 закрепляет принцип социального государства: " Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Однако, пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Основного Закона— расценивать как программную установку. Проблемы формирования социального государства в России: - наша страна еще не приобрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание правового государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); - в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности; - отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; - не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; - отсутствует зрелое, развитое гражданское общество; - снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. - в общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой стороны - политики и экономики («политика - дело грязное»); - существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлении о путях реформирования общества; - в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства; - в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка. Несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для формирования свободного общества, каковым хочет стать Россия. Светское государство — это демократическое государство, где общепризнанная религия (религии) не является официальной идеологией и соответствующие религиозные объединения отделены от государства. Принципы светского государства: - равноправие граждан независимо от их вероисповедания; - запрет на дискриминацию граждан по признакам религиозной принадлежности; - свобода совести граждан; - невмешательство государства во внутреннюю организацию и деятельность религиозных объединений. В Российской Федерации: - к основным концессиям относятся: православие, ислам, буддизм, иудаизм; - активно действуют такие религиозные объединения как «Свидетели Иеговы», баптисты, евангелисты и др.; - государственные органы не занимаются пропогандой как атеизма, так и любой религии; - в государственных школах на факультативных началах в ряде мест осуществляется преподавание основ религиозных верований. В ряде современных стран: - определенная религия признается государственной (например, в государствах Ближнего и Дальнего Востока государственной религией признается мусульманство.) Иран, как записано в его Конституции, является исламским государством. Иудаизм признан в Израиле государственной идеологией. Официальное положение англиканской церкви закреплено в законодательстве Великобритании, лютеранской церкви - в Скандинавских государствах); - в тоже время в европейских государствах существуют и другие конфессии, гарантирована свобода вероисповедания. Современное правовое понимание «светского государства»: - «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14 Конституции РФ); - «Франция является неделимой светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» (Конституция Французской Республики); - В Итальянской Республике все религиозные исповедания равно свободны перед законом. Деятельность религиозных организаций, отличных от католической церкви, не должна противоречить итальянскому правовому порядку (Конституция итальянской Республики).
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем сущность теории «социального государства»? 2. Почему концепции «правового», «социального» и «светского» государства отвергает любой антидемократический политический режим? 3. Перечислите специальные функции социального государства.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.009 с.) |