Форма государственного устройства: понятие и виды



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного устройства: понятие и виды



Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Существуют следующие формы государственного устройства:

- унитарное государство;

- федеративное государство;

- конфедеративное государство;

- региональное государство.

Унитарное государство- это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Виды унитарного государства:

а) простые, т.е. государства, не имеющее автономных образований (Болгария, Польша);

б) сложные, т.е. государства, имеющие одну или несколько самоуправляющихся частей территории, отличающихся национальными, бытовыми или географическими условиями (Финляндия, Дания).

в) централизованные - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.

г) децентрализованные (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы;

д) относительно-централизованные (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24 федерации.

Виды федераций:

а) договорные и конституционные. Федерации, созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (РФ, США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Мексика).

б) национальные, территориальные и комплексные. Федерации, созданные на основе или с учётом национального(языкового, лингвистического) признака, получили название национальных (Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще всего в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты. Такие федерации носят комплексный характер.

в) симметричныефедерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия).

г) асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США, Российская Федерация).

Конфедерация(лат. - объединение,союз) - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. (лат. - объединение,союз).

Конфедерациями были:

- Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г. г., Швейцария с 1815 по 1848 гг., Египет и Сирия (ОАР) с 1958 по 1961 гг., Сенегамбия с 1982 по 1988 гг.

Единственнаядо недавнего времени существовавшая конфедерация – это Сербия и Черногория, созданная в январе 2002 г.

Признаки конфедерации:

- субъекты обладают суверенитетом в полном объеме;

- образуется на основе соответствующих договоров, носит добровольный характер;

- субъекты имеют право свободного выхода (в федерации сецессии рассматривается как подрыв целостности государства);

- в предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, об­щие системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами);

- образуются только те государственные органы, которые необхо­димы для осуществления задач конфедерации;

- постоянно действующие органы лишены властных полномочий;

- субъектам принадлежит право нуллификации, т. е. отказа призна­ния, либо отказа в применении актов союзной власти;

- отсутствует единые союзное гражданство, конфедеративная собственность и территория;

- субъекты имеют право устанавливать таможенные и иные ограни­чения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

- осуществление обороны конфедерации союзной армией, состоящей из из воинских формирований субъектов конфедерации.

Региональное государство – это государство, территория которого целиком состоит из автономных образований, имеющих право на собственное (местное) законодательство. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

Межгосударственные объединения:

- относятся к весьма специфичной форме политического объединения государств;

- не являются государствами в полном (полноценном) смысле этого слова;

- являются в первую очередь политическими, а не государственными образованиями;

- выступают формами сотрудничества государств, наций в целях решения общих задач.

Историческими примерами могут служить: Британское содружество наций, Содружество Независимых Государств(СНГ), Союз России и Республики Беларусь, Совет Европы и др.

СНГ было создано в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. Оно представляет собой:

- меж­государственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве чле­нов и учете позиции каждого государства и создано для реализа­ции следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам между­народного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, со­вместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государ­ство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех госу­дарств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предуп­реждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь. Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:

- Совет глав государств — членов СНГ;

- Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей пар­ламентов государств — членов СНГ;

- Совет глав правительств;

- Совет министров иностранных дел;

- Координационно-консультативный комитет;

- Экономический совет и Экономический суд;

- Совет министров обороны и Штаб по координации военного со­трудничества;

- Совет командующих пограничными войсками;

- Комиссия по правам человека и др.

Все органы СНГ:

- являются консультативными органами;

- выполняют координи­рующие функции;

- принимают решения с общего согласия членов СНГ и чаще всего все их решения носят рекомендательныйхарактер;

- расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе до­левого участия и устанавливаются специальными соглашениями (основную финансовую «нагрузку» несет Россия).

Примером межгосударственного объединения может служить также Союз России и Республики Беларусь, который был оформлен Договором об образовании Сообщества суверенных го­сударств (СНГ) от 2 апреля 1996 г. Был принят Устав союза и учреж­дены специальные органы:

- Совет глав государств— высший орган, который представлен главами государств, главами правительств и ру­ководителями палат парламентов обоих государств;

- Парламентское со­брание,формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов) и предназначенное для принятия законов, обязательных для государств — участников союза;

- Исполнительный комитет- постоянно действующий орган и др.

К межгосударственным объединениям относится также и Совет Европы:

- старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.;

- Россия является его членом с 1996 г.;

- объединяет в своем составе 45 европейских госу­дарств;

- главная его цель — содействие более тесному евро­пейскому сплочению и укреплению мира.

- для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и защиты, прав человека, подпи­сала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

- приоритетным направлением в работе Совета Европы является за­щита прав и свобод человека.

В уставных документах Со­вета Европы конкретизируются цели следующим образом:

- правовое обеспечение прав и свобод человека;

- содействие осознанию и развитию культурной европейской самобытности;

- поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;

- развитие политического партнерства с новыми демократически­ми странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточ­ной Европы в проведении политической, законодательной и консти­туционной реформ.

Совет Европы имеет собственные органы:

1. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ):

- наделена консультативными функциями и уполномоченна решать любые во­просы, входящие в компетенцию Совета Европы;

- принимать реко­мендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное го­сударство в Совет Европы.

- в ПАСЕ входят делегации от всех госу­дарств — членов Совета Европы. Количество представителей опреде­ляется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Ма­рино, — по 2. Эти представители избираются или назначаются нацио­нальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их манда­та может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют втечение одной сессии, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания от­крытые и проводятся в Страсбурге (Франция).

2. Комитет министров:

- главный орган Совета Европы, уполно­моченный принимать решения от имени Совета Европы;

- его состав — министры иностранных дел государств-членов;

- заседает Комитет два раза в год;

- заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.

3. Конгресс местных и региональных органов власти Европы:

- кон­сультативный орган, который состоит из двух палат: одна представля­ет интересы местного самоуправления, другая — интересы региональ­ных органов власти необходим для обеспечения участия местных и региональных властей в достижении европейского единст­ва, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных мест­ных административных структур.

4. Международный секретариат:

- состоит из 1200 сотрудни­ков, содействующих работе органов Совета Европы. Во главе с Генеральным секретарем, избираемым на срок пять лет.

5. Европейский Суд:

-обеспечивает исполнение Конвен­ции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государства­ми — участниками Совета Европы;

- эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуаль­ных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных ор­ганизаций;

- Европейский Суд не является высшей инстанцией по от­ношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г.

- Ев­ропейский Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение пре­тензий» в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов.

- невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава.

- надзор за исполнением решений Ев­ропейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы.

Со вступлением в Совет Европы Россия:

-получила со­лидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы;

- была включена в европейское политико-правовое пространство;

- расшири­лись возможности для прямого сотрудничества с европейскими стра­нами в гуманитарной сфере — науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

Кроме Совета Европы универсальным объединением государств является ООН, объединяющая около 200 государств мира. Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграци­онных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.008 с.)