ТЕМА 2 . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2 . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



Историю человечества можно разделить на два периода:

- первобытный;

- классово-организованный (или государственно-организованный).

Первобытнообщинный строй в своем развитии прошел три этапа:

- первобытное стадо;

- родовая община (поздний неолит, 5—-7 тыс. лет назад);

- разложение родовой общины.

Кроме того, по материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю человечества на три «века»:

- каменный век (начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тыс. лет до н.э.);

- бронзовый (длился более 2,5 тыс. лет);

- железный (наступил приблизительно в середине 2 тыс. до н.э. и длится по настоящее время).

Итак:

- большая часть истории человечества приходится на период первобытности;

- общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины;

- в осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом;

- эту общественную власть принято наукой называть потестарной(от лат. potesta – власть);

- это была еще не политическая власть.

Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях:

- семьи, отдельного коллектива и общества в целом.

Организация социального управления в первобытном обществе:
-Родовая община - старейшина и совет, на время войны избирается вождь;
-Племя - вождь, совет, старейшины, совет племени;
-Племенной союз - вождь союза, совет племенных вождей.

Признаки потестарной власти родовой организации:

- общественный характер, т.е. власть исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);

- кровнородственный принцип как основа строения первобытной власти, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;

- отсутствие особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции;

- властные структуры не были отделены от общества); - на занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте;

- выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий.
В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение,которое:

- носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата.

- состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины;

- выражалось в общественной форме или отсутствии особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины рода.

Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне.Следующий эволюционный этап:

- был связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию;

- получил название неолитической революции, т. к. произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы.

Освоение металлов, среди которых не только медь, бронза, железо, но и золото, серебро, было одним из признаков наступления новой эпохи – неолитической.

Неолитическая революция приводит к:

- регулярному появлению прибавочного продукта;

- фактическому увеличению производства во всех отраслях;

- тому, что функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются;

- возникновению реальных условий для имущественной и социальной дифференциации;

- появлению разных форм эксплуатации внутри родового строя;

- общественному разделению труда, которое взорвало родовой строй, привело к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного строя.

Первое крупное общественное разделение труда:

- это отделение скотоводства от земледелия;

- дает возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов. Все их имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме, а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов;

- приводит к проникновению товарных отношений в общину;

- способствует разложению общины, ибо обмен, будучи главным средством обособления индивидов, делает стадное существование ненужным.
Второе крупное общественное разделение труда:

- отделение ремесла от скотоводства и земледелия;

- приводит к значительному имущественному расслоению. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.
- приводит также к возникновению в значительном масштабе товарных отношений, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами.

Третье крупное общественное разделение труда:

- появление сословия купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства;

- приводит к росту производительности труда;

- с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта;

- к появлению частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода, племени.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к:

- экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду;

- тому, что семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.

Таким образом:

- крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними;

- специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними;

- рост производительности труда, переход к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к возникновению рабства;
- первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали;

- возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов;

- органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам;

- перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

Родовая организация общества:

- трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии.

Одной из переходных форм была:

- "военная демократия", где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые государственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые обычаи.

Итак:

- в конце четвертого тыс. до н.э. на юго-западе Ирана, а затем в Египте возникают первые государства. Здесь первобытный образ жизни кончается, но продолжает существовать на большей части заселенной людьми Земли;

- государства возникают в разных регионах в разное время;

- на некоторых территориях его не знали до относительно недавнего времени;

- до прихода европейцев его не было в Австралии, на большей части Америки, во многих районах Африки;

- первобытный, сравнительно простой уклад жизни сохранялся там, куда не проникало влияние государств и где, особые природные условия не позволяли развиваться сложным формам общественной организации;

- общества же тех областей, которые испытывали воздействие государств, уже в древности приобрели новые черты.

Общая характеристика первобытнообщинного строя:

- общественная (потестарная) власть, т.е. осуществлялась без специальных органов управления.

- участие в управлении делами общины всех взрос­лых членов рода;

- личные качества члена рода, племени как основа­ние избрания старейшиной, вождем, предводителем охоты и т. д. (власть авторитета);

- отсутствие специального политического аппарата управления обществом;

- первобытная общинная демократия, не знавшая ни классовых, ни иных социальных различий;

- первобытные обычаи;

- общественная собственность;

- социальное единство;

- коллективное производство;

- кровнородственный признак как форма связи людей.

Любое общество, в том числе и первобытное, требует регуляции, и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы:

- единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права;

- были обусловлены специфичностью первобытного общества, подходили на все случаи жизни, складывались стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов.

Итак, систему социального регулирования в условиях первобытного общества условно можно представить в виде двух групп средств:

1. нормы-запреты (табу) - обеспечивались под страхом кары;

2. нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций.

Все перечисленные регуляторы – ненормативные по своей сути - действовали внутри общины или племени и «держались» на основе авторитета вождя, кровнородственных связей, силы общественного мнения и т.п. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона.

Таким образом, первобытные социальные регуляторы нормы:

- являлись духовными представлениями о правилах поведения людей;

- носили социально-биологический, универсальный, ненормативный характер;

- выступали в виде мононорм;

- характеризовались доминированием запретов;

- не делали различий между правами и обязанностям;

- обеспечивались привычками, силой общественного мнения и принуждения рода, племени;

-были представлены в форме табу (непререкаемых запретов), обычаев, ритуалов, обрядов, религиозных норм, мифов;

- носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов;

- невозможно четко разграничить на этические, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе;

- складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека;

- не имели письменных форм, равно как и вообще особых форм фиксации;

- исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения.

Таким образом, к общеисторическим закономерностям происхождения государства и праваможно отнести:

- общественное разделение труда (неолитическая революция);

- развитие в человеке человеческого (духовное развитие, запрещение инцеста, т. е. кровосмешения), отделение его от животного мира;

- рост производительности труда в результате совершенст­вования орудий труда, овладения огнем и т. п.;

- возникновение семьи (матриархат, патриархат) как пер­вичной ячейки социальной организации;

- появление частной собственности на орудия и средства производства;

- эксплуатация пленных (рабов), а затем и бедных соплеменников;

- углубление имущественного расслоения членов общест­ва;

- раскол общества на антагонистические классы;

-образование территориальной общины, расселение людей в определенной местности.

Следовательно:

- становление государства как особого социального института представляет собой длительный и противоречивый естественноисторический процесс;

- государство являлось единственно возможной альтернативой дальнейшего развития общества. Оно стало объективно обусловленной формой человеческой организации, в силу исторических условий пришедшей на смену родовому строю;

- настоящее «государство и настоящее правительство возникают лишь тогда, когда богатство и бедность становятся очень велики» (Гегель. Философия истории. М.-Л., 1935. С. 82).

Государство — это определенная организация политической власти общества, материализованная в его политической системе и обладающая правом на законное насилие.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.029 с.)