Понятие и классификация органов государства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация органов государства



Государственный орган- это часть аппарата государства, наделённая государственно-властными полномочиями, участвующая в осуществлении его функций и наделенная в этих целях соответствующими властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

- часть единой государственной системы;

- выступает от имени государства;

- состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом;

- имеет внутреннюю структуру и систему подчиненности;

- обладает определённой компетенцией, т.е. властными правомочиями;

- обладает властными полномочиями;

- имеет определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования, территориальный масштаб деятельности;

- активно участвует в реализации функций государства;

- образуется в порядке, установленном законами.

Классификация органов государства:

По способу возникновения:

1. Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей.

2. Производные органы - создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

По месту в иерархии государственного аппарата:

1. Центральные.

2. Региональные.

3. Местные.

По широте компетенции:

1. Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).

2. Органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По способу формирования:

1. Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость.

2. Назначаемые - при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.

По порядку принятия решений:

1. Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.

2. Коллегиальные - такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.

С точки зрения теории разделения властей государственная власть делится на следующие «ветви»:

1. Законодательная власть. Цель данной власти - издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения.

2. Исполнительная власть. Главная цель - исполнять законы принятые законодательными органами. В системе органов исполнительной власти существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение нижестоящих органов вышестоящими.

3. Судебная власть. Цель - установление истины в юридическом смысле слова.

4. Учредительная власть. Функции публичной власти могут быть осуществлены народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются основополагающие нормативно-правовые акты.

5. Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.

6. Информационная власть. Средства массовой информации.

Функции(лат. -functio - исполнение) государства- особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом, в которых выражается его сущность и социальное назначение. Они тесно связаны с характеристиками государства, его типом, формой, эволюцией и т.д.

Признаки функций государства:

- непосредственно выражают и конкретизируют его сущность;

- воплощают и раскрывают практическую деятельность государства;

- возникают и развиваются в соответствии с историческими целями и задачами;

- отражают закономерности и особенности исторических типов государств.

Классификация функций:

1. По времени осуществления:

- постоянные;

- временные.

2. По выражаемым интересам:

- классовые;

- общесоциальные.

3. По сферам общественной жизни:

- внутренние (налогообложение и сбор налогов, охрана прав и свобод граждан, собственности, обеспечение правопорядка и др.) и - внешние (оборона государства, обеспечение мира и поддержание международного порядка, сотрудничество в различных областях и др.);

- экономические, политические, идеологические, социальные.

Формы осуществления функций:

1. По деятельности основных звеньев госаппарата:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная;

- контрольно-надзорная;

- информационная

2. По формам деятельности госаппарата:

- правовая (правотворческая);

-организаторская (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая);

- незаконная.

  Структура Правительства РФ
Федеральные министерства
Федеральные службы
Федеральные агентства

Вопросы для самоконтроля:

1.Раскройте сущность механизма государства?

2. В чем заключается социально-политическое значение функций государства?

3. Классифицируйте функции государства?

ТЕМА 10. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Существует два подхода к форме государства:

а) элементный. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

б) системный.Форма государства- это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также функциональные элементы (методы деятельности).

Таким образом,форма государства (ФГ) — это совокупность его внешних признаков, раскрывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

- форма правления(ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением;

- форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориалъное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

- политический режим (ПР), т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Классификация государств:

1. с точки зрения формы государства в целом:

а) монократическая (единовластная) форма государств:

- главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет);

- разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует;

- права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Независимое общественное мнение как средство воздействия на органы государственной власти фактически отсутствует.

Выделяют следующие подвиды монократической формы государства:

а) теократическая (Саудовская Аравия).

б) экстремистская (фашистская).

в) милитаристская (правление военного центра).

г) социалистическая (в условиях тоталитарного социализма).

б) поликратическая (многовластная) форма государства:

- главным является принцип многовластия;

- принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют.

Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:

а) традиционная (США, Англия).

б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего «соцлагеря»).

в) сегментарная (смешанная) форма государства.Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль здесь принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

2. с точки зрения формы правления:

- монархии (неограниченные и ограниченные);

- республики (аристократические, парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические,фашистские).

3. с точки зрения формы государственного устройства:

- унитарные;

- федеративные;

- конфедеративные;

- региональные.

3. с точки зрения политического режима:

- демократические;

- антидемократические (автократические — самодержавные, абсо-

тистские, деспотические, тиранические; тоталитарные — фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; истократические (олигархические) — монархические, режимы «просвещенного абсолютизма»; клерикально-феодальные; теократические: христианские, исламские и т. п.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.56.11 (0.009 с.)