Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация органов государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственный орган - это часть аппарата государства, наделённая государственно-властными полномочиями, участвующая в осуществлении его функций и наделенная в этих целях соответствующими властными полномочиями. Признаки государственного органа: - часть единой государственной системы; - выступает от имени государства; - состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом; - имеет внутреннюю структуру и систему подчиненности; - обладает определённой компетенцией, т.е. властными правомочиями; - обладает властными полномочиями; - имеет определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования, территориальный масштаб деятельности; - активно участвует в реализации функций государства; - образуется в порядке, установленном законами. Классификация органов государства: По способу возникновения: 1. Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей. 2. Производные органы - создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. По месту в иерархии государственного аппарата: 1. Центральные. 2. Региональные. 3. Местные. По широте компетенции: 1. Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство). 2. Органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). По способу формирования: 1. Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость. 2. Назначаемые - при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности. По порядку принятия решений: 1. Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления. 2. Коллегиальные - такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом. С точки зрения теории разделения властей государственная власть делится на следующие «ветви»: 1. Законодательная власть. Цель данной власти - издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. 2. Исполнительная власть. Главная цель - исполнять законы принятые законодательными органами. В системе органов исполнительной власти существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение нижестоящих органов вышестоящими. 3. Судебная власть. Цель - установление истины в юридическом смысле слова. 4. Учредительная власть. Функции публичной власти могут быть осуществлены народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются основополагающие нормативно-правовые акты. 5. Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы. 6. Информационная власть. Средства массовой информации. Функции (лат. -functio - исполнение) государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом, в которых выражается его сущность и социальное назначение. Они тесно связаны с характеристиками государства, его типом, формой, эволюцией и т.д. Признаки функций государства: - непосредственно выражают и конкретизируют его сущность; - воплощают и раскрывают практическую деятельность государства; - возникают и развиваются в соответствии с историческими целями и задачами; - отражают закономерности и особенности исторических типов государств. Классификация функций: 1. По времени осуществления: - постоянные; - временные. 2. По выражаемым интересам: - классовые; - общесоциальные. 3. По сферам общественной жизни: - внутренние (налогообложение и сбор налогов, охрана прав и свобод граждан, собственности, обеспечение правопорядка и др.) и - внешние (оборона государства, обеспечение мира и поддержание международного порядка, сотрудничество в различных областях и др.); - экономические, политические, идеологические, социальные. Формы осуществления функций: 1. По деятельности основных звеньев госаппарата: - законодательная; - исполнительная; - судебная; - контрольно-надзорная; - информационная 2. По формам деятельности госаппарата: - правовая (правотворческая); -организаторская (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая); - незаконная.
Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте сущность механизма государства? 2. В чем заключается социально-политическое значение функций государства? 3. Классифицируйте функции государства? ТЕМА 10. ФОРМА ГОСУДАРСТВА Существует два подхода к форме государства: а) элементный. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. б) системный. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также функциональные элементы (методы деятельности). Таким образом, форма государства (ФГ) — это совокупность его внешних признаков, раскрывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Элементы (части) ФГ: - форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением; - форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориалъное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом; - политический режим (ПР), т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти. Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР Классификация государств: 1. с точки зрения формы государства в целом: а) монократическая (единовластная) форма государств: - главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет); - разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует; - права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Независимое общественное мнение как средство воздействия на органы государственной власти фактически отсутствует. Выделяют следующие подвиды монократической формы государства: а) теократическая (Саудовская Аравия). б) экстремистская (фашистская). в) милитаристская (правление военного центра). г) социалистическая (в условиях тоталитарного социализма). б) поликратическая (многовластная) форма государства: - главным является принцип многовластия; - принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства: а) традиционная (США, Англия). б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего «соцлагеря»). в) сегментарная (смешанная) форма государства. Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль здесь принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко. 2. с точки зрения формы правления: - монархии (неограниченные и ограниченные); - республики (аристократические, парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические,фашистские). 3. с точки зрения формы государственного устройства: - унитарные; - федеративные; - конфедеративные; - региональные. 3. с точки зрения политического режима: - демократические; - антидемократические (автократические — самодержавные, абсо- тистские, деспотические, тиранические; тоталитарные — фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; истократические (олигархические) — монархические, режимы «просвещенного абсолютизма»; клерикально-феодальные; теократические: христианские, исламские и т. п.)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.006 с.) |