ТЕМА 12. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И СИСТЕМА ПРАВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 12. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И СИСТЕМА ПРАВА



Правовая система— это совокупность всех юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

Правовая система включает в себя:

— право как регулятор общественных отношений;

- правовые учреждения, осуществляющие правовую политику го­сударства;

— юридическую практику (судебную, административную);

— механизм правового регулирования (МПР);

- правореализационный процесс (включая и акты толкования пра­ва);

— права, свободы и обязанности граждан, общества, государства;

— правоотношения;

— законность и правопорядок;

— правовую идеологию;

— субъектов права;

- систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целост­ность и стабильность системы;

- иные правовые явления (юридическая ответственность, правовой статус лица, законные интересы и т.п.).

Система права— это строение права, деление его на взаимодейст­вующие части и элементы.

Система права характеризуются:

- единством и согласованностью норм, ее составляющих;

- разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

-объективностью строения;

- иерархичностью;

- непротиворечивостью.

Система права включает в себя:

- норму права - мельчайшая частица («кирпичик», «молекула») права;

- правовой институт - совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

- подотрасль права - совокупность относительно обособленных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

- отрасль права - совокупность относительно обособленных юри­дических норм, подотраслей и правовых институтов, регулирующих обо­собленную и относительно однородную область общественных отношений своим особым методом.

Юридические критерии деления права на элементы:

- предмет правового регулирования, т.е. определенная сфера обще­ственных отношений, на которую направлено правовое регулирование;

- метод правового регулирования, т.е. система определенных прие­мов (средств), при помощи которых регулируются общественные отноше­ния.

Законодательство:

- совокупность нормативно-правовых актов, действующих в госу­дарстве (в широком понимании);

- совокупность нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти (в узком понимании).

Система законодательства— совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями (потреб­ностями) государственного управления в той или иной сфере обществен­ной жизни.

Соотношение системы права и системы законодательства:

-если система права — это внутреннее строение права, то система законодательства — внешняя форма его выражения;

- право не может существовать вне законодательства, законодатель­ство же не может существовать вне права.

Система законодательства делится на:

- отраслевое законодательство (государственное, уголовное, граж­данское, административное, земельное и т.д.);

- внутриотраслевое законодательство (авторское, наследственное право как части гражданского законодательства);

-межотраслевое законодательство (милицейское, хозяйственное, экологическое, военное и др.);

- федеральное и республиканское законодательство;

- конституционное и текущее законодательство.

Система законодательства совершенствуется при помощи:

- систематизации, т.е. проводимой органами государства деятельно­сти по упорядочению действующего законодательства, приведения его в определенную систему.

Основные цели систематизации законодательства:

- устранение противоречий между различными отраслями законода­тельства;

- обеспечение верховенства Конституции, законов государства над подзаконными нормативно-правовыми актами;

- исключение дублирования в процессе регулирования обществен­ных отношений;

- восполнение пробелов в законодательном регулировании общест­венных отношений;

- создание более удобных условий для пользователей и правоприме­нителей.

Формы систематизации:

1. Учет нормативно-правовых актов,т. е. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и т. д. действующих нормативных ак­тов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение.

Виды учета законодательства:

— журнальный;

— картотечный;

- автоматизированный («Консультант-Плюс», «Гарант», Кодекс» и др.)

- ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов.

2. Инкорпорация,т. е. подготовка и издание различного рода соб­раний и сборников нормативно-правовых актов.

Виды инкорпорации:

а) по юридической силе издаваемых сборников:

— официальная;

— официозная (полуофициальная);

— неофициальная.

б) по характеру расположения материала:

— хронологическая;

— систематическая;

в) по объему охватываемого нормативного материала:

— генеральная (полная);

— частичная.

3. Консолидация,т. е. объединение нормативно-правовых актов, из­данных по одному вопросу в один укрупненный акт.

4. Кодификация,т. е. коренная переработка действующих норма­тивных актов определенной сфере общественных отношений.

Виды кодификации:

- всеобщая («кодекс кодексов»);

- отраслевая (Уголовный, Гражданский и т. д.);

- специальная (комплексная) (Налоговый, Таможенный ко­дексы и т. д.).

Виды кодификационных актов:

- основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совме­стного ведения федерации и ее субъектов. (Основы лесного законодатель­ства, Основы законодательства о культуре и др.);

- кодекс- крупный сводный акт, детально и конкретно регули­рующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредствен­ному применению (отраслевые и межотраслевые);

- уставы - комплексные нормативные акты, регулирующие право­вое положение определенных органов или сферу хозяйственной деятель­ности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта), ли­бо определяющие правовой статус субъекта федерации;

- положения - регламентируют правовое положение, задачи и ком­петенцию определенного органа или группы однородных органов и учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.);

- правила - содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Частное и публичное право

Деление права на частное и публичное отражает внутреннюю дихо­томию права (без публичного нет и частного права). Оно берет свое начало в римском праве. Ульпиан писал: «Публично- правовым является все то, что от­носится к положению Римского государства, а частноправовым - все то, что относится к пользе отдельных лиц».

Публичное право— совокупность отраслей права, которые регули­руют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) инте­рес.

Общая характеристика:

— ориентация на удовлетворение публичных интересов;

— одностороннее волеизъявление субъектов права;

— широкая сфера усмотрения;

— иерархические отношения субъектов и соответствующая субор­динация правовых актов и норм;

— преобладание директивно-обязательных норм;

— нормативно-ориентирующее воздействие;

— прямое применение санкций, связанных с ограничениями исполь­зования ресурсов и т. д.

Отрасли публичного права:

— конституционное (государственное право);

— административное право;

— уголовное право;

— финансовое;

— уголовно-исполнительное;

— уголовно-процессуальное и т. д.

Частное право— совокупность отраслей права, регулирующие от­ношения, обеспечивающие частные интересы, независимость и инициати­ву индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их иму­щественной деятельности и в личных отношениях.

Общая характеристика:

- преобладание диспозитивных норм;

- равенство субъектов правоотношения;

- свободное волеизъявление при реализации своих прав;

- личная ответственность по своим обязательствам и действиям;

- широкое использование договорной формы регулирования;

- гарантированная судебная защита;

- преимущественная ориентация на удовлетворение личных, част­ных, корпоративных интересов.

Отрасли частного права:

- гражданское;

- семейное;

- трудовое;

- торговое и др.

Соотношение публичного и частного права:

- имеется гибкое переплетение методов публично-правового и ча­стноправового регулирования в законах и других правовых актах;

- отсутствуют институты поддержки, защиты, характерные для групп отраслей одной правовой семьи, но применяемые в процессе реали­зации норм другой правовой семьи;

- происходит перераспределение сфер регулирования между нор­мами, институтами и отраслями публичного и частного права;

- наблюдается «двойная правосубъектность», когда субъекты публичного права могут выступать субъектами частного права;

- усиливается ответственность государства и его органов перед ча­стными лицами.

  Основания деления права на отрасли, подотрасли и институты
  Предмет правового регулирования   Метод правового регулирования
Группа качественно однородных общественных отношений, регулируемых правом Совокупность приемов, способов воздействия права на определенный род общественных отношений

 

Система законодательства
  Система права
  норма права  
  Правовой институт  
  Подотрасль права  
Отрасль права
             

 

 

 

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятия правовой системы и системы права и прове­дите различия между ними.

2. Есть ли разница между правовой идеологией и правовой психоло­гией? Какие социальные факторы способствуют предупреждению (разви­тию) деформации правосознания личности?

3. Каковы основные формы систематизации законодательства?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.01 с.)