Тема 5. Правовое государство: концепция и реальность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Правовое государство: концепция и реальность



«Поскольку капитализм является подго­товительной и предшествующей стадией со­циализма, то правовое государство должно быть признано прямым предшественником того государства, которое осуществит социальную справедливость».- Б. А. Кистяковский.

Правовое государство - это государство с верховенством закона как главного принципа регулирование общественных отношений при разделе­нии государственных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) в качестве необходимого условия существования данного государства.

Основной причиной возникновения этой концепции послужило извечное стремление человека к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе наивысшей человеческой справедливости, что и нашло отражение в его трудах.

Основатели теории правовой государственности:

- Платон: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях...» - Платон. Соч. Т.З. Ч. 2. М, 1972. С.188.

- Аристотель: «Кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент».- Аристотель. Политика. М., 1911. С.145.

- Цицерон: «Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных

между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».-Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 20.

- Д. Локк («Свобода людей, находящихся под властью правительства заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем». - Локк Д. Избр. философ. произвед. М., 1960. С. 16);

- Ш. Л. Монтескье - первый ввел в научный оборот термин «правовое государство». («Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их». - Монтескье Ш. Л. Избр. произвед. М., 1955, С. 290);

- К. Маркс: «Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона» - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62;

- И. Кант: «Государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». - Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233.

В истории русской правовой мысли первым идею правового государства сформулировал М. М. Сперанский. В подготовленной им для Александра I записке «Введение к изложению государственных законов» подчеркивалось:

- государственная власть должна быть построена на прочной конституционной основе;

- государственная власть должна действовать строго в пределах очерченных законом;

- правовое государство - гарант безопасности, свободы гражданина;

- законы существуют для обеспечения безопасности людей, имущества. Последнее - естественное право, неотъемлемое достояние человека, входящего в общество;

- неприкосновенность человека и имущества - суть гражданской свободы, которая имеет два главных вида: свободу личную иимущественную;

- содержание личной свободы сводится к следующему: а) никто не может быть наказан; б) никто не обязан отправлять службу, иначе как по закону;

- содержание вещественной свободы состоит в том, что: а) всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону;

без суда собственности лишен быть не может; б) никто не обязан ни отправлять вещественной службы, ни платить повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произволу другого;

- принцип разделения властей - условие подчинения власти праву, т.е. закону («…нельзя основать правление на законе,- писал он,- если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его»);

- децентрализация законодательной власти как важнейшее условие, гарантия от произвола исполнительной власти (т. е. наряду с Государственной думой необходимо создавать и думы местные на различных уровнях).

Либеральная программа П. А. Столыпина, изложенная им 6 марта 1907 г. в большой речи в Думе. Центральное место в ней занимали следующие вопросы:

- народ должен быть достоин свободы, ее достойны только – граждане;

- религиозная терпимость и свобода совести (были разработаны регламенты перехода из одного вероисповедания в другое, создания религиозных общин и др.);

- неприкосновенность личности (арест, обыск и цензура могли иметь место только на основании судебного постановления; адвокат допускается к подзащитному на предварительном следствии);

- совершенствование системы самоуправления;

- административная реформа;

- аграрная реформа;

- совершенствование трудового законодательства (введение различных видов страхования, разрешение экономических забастовок);

- народное просвещение;

- «либеральные реформы плюс сильная власть».

«Преобразованное … отечество наше должно превратиться в государство правовое».- П.А.Столыпин.

Концепция правового государства в работах виднейших представителей русской философии права:

- Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904 гг.) крупнейший представитель русского правового либерализма;

- Павел Николаевич Новгородцев (1866 - 1924 гг.) – глава московской школы русской юриспруденции

- Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920 гг.) — основатель программ либеральных правовых реформ;

- Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) — философ, историк, правовед, автор научных трудов мирового значения;

- Леон Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.) — глава петербургской школы юриспруденции, основатель всемирно известной концепции правовой психологии;

- Иван Александрович Ильин (1882—1954 гг.) — выдающийся русский философ, государствовед, писатель и религиозный мыслитель.

Их основные теоретические позиции:

- жизнь человека — абсолютная ценность для общества и гoсударства;

- свобода и независимость человека возможна только в его связи с государством и обществом,

- права человека «естественны», т. к. эти права носят неполитический характер, изначально присущи людям как человеческим существам, а не членам той или иной социально-политической системы;

- право человека на достойное его существование, которое государство обязано обеспечить, гарантировать гражданам;

- идея «правового социализма» или «цехового социализма»;

- закон выше политической или экономической власти. Его главная задача- подчинение и политики, и экономики либеральным ценностям, ставящим во главу угла высшую значимость жизни человека. Закон не должен отождествляться с какими-то внешними, вольными установлениями государства в области прав человека;

- терпимость к инакомыслию, уважение каждым человеком жизни,достоинства, свободы и независимости другого человека;

- в обществе необходимы как минимум две независимые политические силы;

- государство - есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, самостоятельной и ни от кого заимствованной властью;

- для государства главное - отстаивание солидарных интереса людей в обществе.

Концепция правого государства и советская действительность:

- «Никто так не знаком с полицейским государством, как мы, русские...». — Б. А. Кистяковский;

- полное отрицание идеи о правовом государстве как буржуазной, реакционной, антисоциалистической, абсолютно не пригодной для строительства коммунизма;

- право было сведено к полицейскому праву, т. е. к волюнтаристским приказам партийных и государственных чиновников, партийным ре­шениям и государственным установлениям, которые затем облекались в форму закона. (Однако, право — это не всегда действующее законодательство. Сталинский закон, обрекавший на смерть миллионы невинных людей, тоже закон, но не право);

- господствовали представления о государстве как творце права и о правовой не связанности поведения самого государства, его чиновников, правящей партии действующим законодательством;

- человек низводился до уровня средства («винтика») решения «грандиозных задач» (утопических по своей сути) строительства «социализма и коммунизма»;

- государство по-своему усмотрению «даровало» гражданские права и свободы, так и ущемляло их. И это рассматривалось как нормальное (для безнравственного государства) явление.

Принципы правового государства:

- ограничение государственной власти правами и свободами чело­века и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

- верховенство права (правового закона) во всех сферах общест­венной жизни;

- конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие развитого гражданского общества;

- правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанно­сти, взаимная ответственность) государства, общества и гражданина;

- верховенство и прямое действие конституции;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

- независимость суда;

- высокоразвитая экономика.

6

Принципы правового государства
Верховенство закона, суверенитет права Демократия
Разделение властей   Независимость суда
Верховенство прав и свобод человека и гражданина     Гражданское общество
  Равенство граждан и государства Суверенитет личности как условие суверенитета общества

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите сущность теории правовой государственности и ее роль в развитии общества?

2. Какие концепции устройства государства Вам известны?

3. Почему любое тоталитарное государство отвергает теорию правового государства?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.028 с.)