Тема 14. Нормативно-правовой акт: понятие, сущность, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Нормативно-правовой акт: понятие, сущность, виды



Нормативно-правовой акт — это официальный акт субъектов пра­вотворчества, содержащий нормы права.

Общая характеристика нормативно-правового акта:

- является основным источником права современного государства;

- издается субъектами правотворчества;

- принимается в определенном процедурном порядке;

- имеет строго установленную форму, реквизиты;

- имеет определенный порядок вступления в законную силу, временные, про­странственные и субъектные границы действия;

- обеспечивается принудительным воздействием государства.

Виды нормативно-правовых актов:

- законы;

- подзаконные акты.

Закон — это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, принимаемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и направленный нарегулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

- акт высшего государственного (представительного или законода­тельного) органа;

- обладает высшей юридической силой, т.е.:

а) все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать «духу» и «букве» закона;

б) все иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе закона и в его исполнение;

в) в случае противоречия между законом и подзаконным норма­тивно-правовым актом силу имеет закон;

- принимается в особом процедурном порядке;

- направлен на регулирование наиболее важных (типичных) обще­ственных отношений;

- имеет прямое действие;

- применяется на всей территории государства;

- не должен противоречить Конституции страны, т.е. Основному Закону государства;

- имеет обязательное всеобщее юридическое значение;

- подлежит официальному опубликованию (неопубликованные за­коны не применяются);

- общепринятые принципы инормы международного права имеют верховенство над законами иподзаконными актами демократического го­сударства.

Классификация законов:

1. По юридической силе:

- конституционные;

- текущие (обычные).

2. По сфере действия:

- федеральные;

- субъектов федерации.

3. По субъектам правотворчества:

- принятые референдумом;

- принятые органами власти.

4. По сроку действия:

- постоянные;

- временные.

5. По кругу лиц:

- общие;

- специальные.

6. По внешней форме выражения:

- конституции;

- кодексы;

- уставы;

- законы и др.

7. По отраслевой принадлежности:

- отраслевые;

- межотраслевые.

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт субъекта правотворчества, основанный на законе и направленный на регулирование об­щественных отношений.

Признаки подзаконного акта:

- акт субъекта правотворчества;

- обладает меньшей, чем закон, юридической силой:

а) основан на законе;

б) не должен противоречить закону;

- конкретизирует общие положения закона;

- носит локальный характер;

- не подлежит обязательному опубликованию в открытой печати;

- имеет прямое действие.

Классификация подзаконных актов:

- общие подзаконные акты (акты высших органов исполнительной власти государства);

- местные подзаконные акты (акты местных органов представитель­ной власти и органов местного самоуправления);

- ведомственные подзаконные акты (приказы, инструкции мини­стерств и иных ведомств);

- внутриорганизационные подзаконные акты (приказы и т.п., из­дающиеся различными организациями для регламентации своей внутрен­ней деятельности).

Процедура (порядок) принятия закона:

1. Законодательная инициатива;

2. Подготовка законопроекта;

3. Обсуждение законопроекта;

4. Принятие закона;

5. Опубликование закона.

1. Законодательная инициатива - это предложение субъектов законотворчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона.

Субъекты законодательной инициативы (в соответствии с Конститу­цией РФ ст. 104):

- Президент РФ;

- Совет Федерации;

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- Правительство РФ;

- представительные органы субъектов РФ;

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ;

- Высший Арбитражный Суд РФ.

Высшие судебные инстанции обладают правом законодательной

инициативы исключительно по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

- проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;

- законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ;

- поправок к законопроектам.

2. Подготовка законопроекта - это процесс создания модели буду­щего закона.

Законопроекты готовятся:

- комитетами, комиссиями Государственной Думы;

- научными учреждениями, коллективами, учеными. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии за­ключения Правительства Российской Федерации.

3. Обсуждение законопроекта - это решение вопроса о целесооб­разности, юридическом качестве представленного законопроекта.

Законопроект обсуждается:

- в комиссиях, комитетах, заседании Государственной Думы РФ;

- открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

4. Принятие закона:

- федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 106 п. 1 Конституции РФ);

- рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством;

- «датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральные конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собра­ния»);

- «датой принятия федерального конституционного закона считает­ся день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, ус­тановленном Конституцией Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных...);

- федеральные законы принимаются большинством голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 105 п. 2 Конституции РФ);

- принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 п. 3 Конституции РФ);

- федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Феде­рации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации пала­ты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рас­смотрению Государственной Думой (ст. 105 п. 4 Конституции РФ);

- в случае несогласия Государственной Думы, с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 п.5).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат приня­тые Государственной Думой федеральные законы по следующим вопросам:

- федерального бюджета;

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния, денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации международных договоров Россий­ской Федерации;

- войны и мира.

5. Опубликование закона:

- принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования;

- Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его;

- если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления фе­дерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Феде­рации вновь рассматривают данный закон;

- если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государст­венной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию;

- официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания счита­ется первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Особой формой принятия закона выступает всенародное голосо­вание, т.е. референдум:

- выносятся законопроекты большой социальной важности;

- законопроекты публикуются в прессе, освещаются по радио и те­левидению;

- отводится достаточно длительный срок для обсуждения законо­проекта;

- все предложения и замечания, поступающие от граждан, общест­венных организаций, государственных органов, обобщаются и рассматри­ваются в установленном порядке специальной комиссией, созданной для работы над законопроектом.

Таким образом, референдум — это важнейший правовой институт непосредственной демократии, являющийся частью законодательного процесса.

Основные причины проведения референдума:

- необходимость в высшей легитимности принятия тех или иных решений;

- необходимость осуществления контроля со стороны народа, об­щества за деятельностью государства, его чиновников.

Основные типы референдумов:

- контрольные, проводимые в соответствии с нормой, закрепленной в Конституции страны;

- факультативные, проводимые по требованию определенного чис­ла избирателей;

- плебисцитарные, проводимые с целью выяснения отношения гра­ждан к конкретному политическому лидеру, правительству или правящей партии;

- консультативные, т.е. референдумы, результаты которых не обя­зательны для исполнения, носящие совещательный, рекомендательный ха­рактер.

Действие нормативно-правовых актов:

1. Во времени:

а) с момента принятия;

б) с момента, указанного в самом нормативном акте или в специаль­ном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования, с момента начала календарного года);

в) по истечении установленного срока после их опубликования (об­народования). «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей тер­ритории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», - (ст. 6 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

г) прекращает свое действие по истечению срока, на который они были приняты или с отменой данных актов новыми актами.

2. В пространстве:

- общие нормативно-правовые акты действуют на всей территории госу­дарства, т.е. территории, находящейся под его суверенитетом (суша, внут­ренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, зем­ные недра в пределах государственной границы, а также морские и воз­душные суда, космические корабли и станции и т.п.);

- региональные, внутриведомственные нормативно-правовые акты действуют на определенной территории государства, т.е. территории, находящейся под юрисдикцией определенных субъектов права (например, субъектов федерации).

3. По кругу лиц:

- нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории государства, а также в отношении граждан, находящихся за его пределами, если иное не установлено межгосударственными соглашениями;

- не подлежат юридической ответственности лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, недееспособные лица.

Обратная сила закона - это действие закона, направленное на общественные отношения, возникшие до его принятия, вступления в законную силу.

Общая характеристика обратной силы закона:

- общее правило - «закон обратной силы не имеет»;

- исключение: уголовный закон имеет обратную силу, если он уст­раняет наказуемость того или иного деяния или смягчает наказание.

Виды нормативно-правовых актов
По юридической силе По источнику формирования По сфере действия
  законы   Акты референдума Акты внешнего действия  
  подзаконные акты   Акты, издаваемые или санкционируе-мые государством Акты внутреннего действия

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность нормативного акта. Каковы его признаки?

2. Назовите признаки закона? Какова процедура его приня­тия?

3. Охарактеризуйте действие нормативно-правовых актов во време­ни, пространстве и по кругу лиц?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.240.31 (0.021 с.)