Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Нормативно-правовой акт: понятие, сущность, видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативно-правовой акт — это официальный акт субъектов правотворчества, содержащий нормы права. Общая характеристика нормативно-правового акта: - является основным источником права современного государства; - издается субъектами правотворчества; - принимается в определенном процедурном порядке; - имеет строго установленную форму, реквизиты; - имеет определенный порядок вступления в законную силу, временные, пространственные и субъектные границы действия; - обеспечивается принудительным воздействием государства. Виды нормативно-правовых актов: - законы; - подзаконные акты. Закон — это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, принимаемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и направленный нарегулирование наиболее важных общественных отношений. Признаки закона: - акт высшего государственного (представительного или законодательного) органа; - обладает высшей юридической силой, т.е.: а) все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать «духу» и «букве» закона; б) все иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе закона и в его исполнение; в) в случае противоречия между законом и подзаконным нормативно-правовым актом силу имеет закон; - принимается в особом процедурном порядке; - направлен на регулирование наиболее важных (типичных) общественных отношений; - имеет прямое действие; - применяется на всей территории государства; - не должен противоречить Конституции страны, т.е. Основному Закону государства; - имеет обязательное всеобщее юридическое значение; - подлежит официальному опубликованию (неопубликованные законы не применяются); - общепринятые принципы инормы международного права имеют верховенство над законами иподзаконными актами демократического государства. Классификация законов: 1. По юридической силе: - конституционные; - текущие (обычные). 2. По сфере действия: - федеральные; - субъектов федерации. 3. По субъектам правотворчества: - принятые референдумом; - принятые органами власти. 4. По сроку действия: - постоянные; - временные. 5. По кругу лиц: - общие; - специальные. 6. По внешней форме выражения: - конституции; - кодексы; - уставы; - законы и др. 7. По отраслевой принадлежности: - отраслевые; - межотраслевые. Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт субъекта правотворчества, основанный на законе и направленный на регулирование общественных отношений. Признаки подзаконного акта: - акт субъекта правотворчества; - обладает меньшей, чем закон, юридической силой: а) основан на законе; б) не должен противоречить закону; - конкретизирует общие положения закона; - носит локальный характер; - не подлежит обязательному опубликованию в открытой печати; - имеет прямое действие. Классификация подзаконных актов: - общие подзаконные акты (акты высших органов исполнительной власти государства); - местные подзаконные акты (акты местных органов представительной власти и органов местного самоуправления); - ведомственные подзаконные акты (приказы, инструкции министерств и иных ведомств); - внутриорганизационные подзаконные акты (приказы и т.п., издающиеся различными организациями для регламентации своей внутренней деятельности). Процедура (порядок) принятия закона: 1. Законодательная инициатива; 2. Подготовка законопроекта; 3. Обсуждение законопроекта; 4. Принятие закона; 5. Опубликование закона. 1. Законодательная инициатива - это предложение субъектов законотворчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона. Субъекты законодательной инициативы (в соответствии с Конституцией РФ ст. 104): - Президент РФ; - Совет Федерации; - члены Совета Федерации; - депутаты Государственной Думы; - Правительство РФ; - представительные органы субъектов РФ; - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ; - Высший Арбитражный Суд РФ. Высшие судебные инстанции обладают правом законодательной инициативы исключительно по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: - проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; - законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ; - поправок к законопроектам. 2. Подготовка законопроекта - это процесс создания модели будущего закона. Законопроекты готовятся: - комитетами, комиссиями Государственной Думы; - научными учреждениями, коллективами, учеными. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. 3. Обсуждение законопроекта - это решение вопроса о целесообразности, юридическом качестве представленного законопроекта. Законопроект обсуждается: - в комиссиях, комитетах, заседании Государственной Думы РФ; - открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации. 4. Принятие закона: - федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 106 п. 1 Конституции РФ); - рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством; - «датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральные конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»); - «датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных...); - федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 105 п. 2 Конституции РФ); - принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 п. 3 Конституции РФ); - федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст. 105 п. 4 Конституции РФ); - в случае несогласия Государственной Думы, с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 п.5). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим вопросам: - федерального бюджета; - федеральных налогов и сборов; - финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; - ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; - войны и мира. 5. Опубликование закона: - принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования; - Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его; - если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон; - если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию; - официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Особой формой принятия закона выступает всенародное голосование, т.е. референдум: - выносятся законопроекты большой социальной важности; - законопроекты публикуются в прессе, освещаются по радио и телевидению; - отводится достаточно длительный срок для обсуждения законопроекта; - все предложения и замечания, поступающие от граждан, общественных организаций, государственных органов, обобщаются и рассматриваются в установленном порядке специальной комиссией, созданной для работы над законопроектом. Таким образом, референдум — это важнейший правовой институт непосредственной демократии, являющийся частью законодательного процесса. Основные причины проведения референдума: - необходимость в высшей легитимности принятия тех или иных решений; - необходимость осуществления контроля со стороны народа, общества за деятельностью государства, его чиновников. Основные типы референдумов: - контрольные, проводимые в соответствии с нормой, закрепленной в Конституции страны; - факультативные, проводимые по требованию определенного числа избирателей; - плебисцитарные, проводимые с целью выяснения отношения граждан к конкретному политическому лидеру, правительству или правящей партии; - консультативные, т.е. референдумы, результаты которых не обязательны для исполнения, носящие совещательный, рекомендательный характер. Действие нормативно-правовых актов: 1. Во времени: а) с момента принятия; б) с момента, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования, с момента начала календарного года); в) по истечении установленного срока после их опубликования (обнародования). «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», - (ст. 6 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»). г) прекращает свое действие по истечению срока, на который они были приняты или с отменой данных актов новыми актами. 2. В пространстве: - общие нормативно-правовые акты действуют на всей территории государства, т.е. территории, находящейся под его суверенитетом (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы, а также морские и воздушные суда, космические корабли и станции и т.п.); - региональные, внутриведомственные нормативно-правовые акты действуют на определенной территории государства, т.е. территории, находящейся под юрисдикцией определенных субъектов права (например, субъектов федерации). 3. По кругу лиц: - нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории государства, а также в отношении граждан, находящихся за его пределами, если иное не установлено межгосударственными соглашениями; - не подлежат юридической ответственности лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, недееспособные лица. Обратная сила закона - это действие закона, направленное на общественные отношения, возникшие до его принятия, вступления в законную силу. Общая характеристика обратной силы закона: - общее правило - «закон обратной силы не имеет»; - исключение: уголовный закон имеет обратную силу, если он устраняет наказуемость того или иного деяния или смягчает наказание.
Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте сущность нормативного акта. Каковы его признаки? 2. Назовите признаки закона? Какова процедура его принятия? 3. Охарактеризуйте действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц?
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.011 с.) |