Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Правосознание и правовая культураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Правосознание - это система правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, в которых выражается отношение людей как к действующему праву, юридической практике, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям. Основные черты правосознания: - является одной из форм общественного сознания; - состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов; - носителями правосознания являются различные субъекты права; - обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему; - в отдельные периоды развития общества является формой права; - ориентирует субъектов права, позволяет им делать им соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения. Структура правосознания - строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность. Элементы структуры правосознания: - правовая идеология (система проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, концепций и принципов, характеризующих взятую в развитии правовую систему); - правовая психология (сумма правовых психических проявлений - чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, интересов и т.д.- отражающих различные правовые аспекты общественной жизни и характерные для конкретной личности, социальной группы или общества в целом). Виды правосознания: 1. По субъекту: - индивидуальное; - групповое; - общественное. 2. По уровню: - обыденное; - профессиональное (специализированное); - научное (теоретическое). 3. По направленности: - ретроспективное; - адекватное; - перспективное. Функции правосознания: - познавательная (накопление знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности); - регулятивная (регулятор общественных отношений); - прогностическая (предсказание будущего состояния правовой системы); - моделирования (формирование возможных моделей поведения); - коммуникативная (основа социального взаимодействия); - оценочная (возможность оценки поведения людей). Деформация правового сознания (ДПС) - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у его носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку. Формы деформации правового сознания: 1. Правовой инфантилизм — мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в расплывчатости, несформированности, пробельности в правовых знаниях; 2. Правовой нигилизм - пренебрежительное, отрицательное или безразличное отношение к праву, осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, криминальный умысел; 3. Правовой идеализм (фетишизм) - абсолютизация (преувеличение, переоценка) места и роли права в жизни общества. 4. Правовая демагогия - общественно опасное, намеренно обманное, конфликтное по содержанию, ложное, одностороннее, либо извращенное представление правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостоянию государства; 4. Правовой дилетантизм - вольное обращение с текстом закона, либо с оценкой правовых явлений в силу незнания или небрежного обращения к юридическим ценностям; 5.«Перерождение» правосознания - крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному. Пути преодоления деформации правового сознания: 1. методы социально-нормативного воспитания: — нравственное; — эстетическое; — этическое; — политическое; — правовое воспитание и др. 2. методы предупреждения и преодоления ДПС: - общие (мероприятия, связанные с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов); - специальные (специальные меры по недопущению и преодолению ДПС у конкретных субъектов с учетом их психологических и иных качеств). Правовая культура (ПК) - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере (широкое понимание). Правовая культура - это глубокое знание, понимание права и осознанное выполнение его требований как внутренней потребности и необходимости (узкое понимание). Показатели правовой культуры: - уровень развития правосознания, отношение общества, государства, индивидов к праву; - совершенство и демократизм правотворческого процесса; - качество законодательства (степень сбалансированности интересов); - состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы; - профессионализм и высокий общественный статус юридических кадров и учреждений; - состояние правовой науки и юридического образования; - правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности; - состояние законности и правопорядка. Виды правовой культуры: 1. По субъекту: - личности; - социальной группы; - общества. 2. По уровню: - обыденная; - профессиональная (специализированная); - научная (теоретическая). Профессия юриста предполагает: - гражданскую зрелость и высокую общественную активность; - профессиональную этику, правовую и психологическую культуру; - глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина; - твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело; - непримиримость к любому нарушению закона. Итак, профессиональному юристу (теоретику, практику) должна быть присуща четкая и определенная позиция: "плох ли, хорош ли закон, но это - закон". Никакое субъективное мнение не может рассматриваться как правовая норма, коль скоро оно не выражено в соответствующем нормативно-правовом акте. Кроме случаев, разумеется, применения аналогии права. Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Задачи правового воспитания заключаются в формировании: — знаний о системе основных правовых предписаний; — глубокого внутреннего уважения к праву; — умения самостоятельно применять правовые знания на практике; — привычки поведения в точном соответствии с правом; — невосприимчивости к совершению правонарушений. Система правового воспитания - это совокупность элементов, образующих правовоспитательный процесс. Составные части системы правового воспитания: - субъекты (воспитатели); - объекты (воспитуемые); - правовоспитательные мероприятия (формы, средства и методы). Методы правового воспитания: - убеждение (прочно сложившиеся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения); - предупреждение (извещение, предупреждающее о чем-нибудь, предостережение); — поощрение (вознаграждение, награда); — принуждение (осуществление чего-нибудь в принудительном порядке). Формы правового воспитания: - правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе и других учебных заведениях); - правовая пропаганда (распространение правовых идей и правовых требований среди населения средствами массовой информации); - формирование юридических знаний у граждан в процессе их участия в правоприменительной, правотворческой, правоохранительной деятельности и т. п.; - самовоспитание (личный опыт, самообразование, собственный анализ правовых явлений).
Вопросы для самоконтроля: 1. Какую роль играет правосознание в построении правового государства? 2. В чем отличие правовой культуры в широком понимании этого слова от узкого подхода к данному социальному явлению? Какова ее структура? 3. Каковы задачи, методы и формы правового воспитания?
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.01 с.) |