Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные органы Российского государства

Поиск

Правовой статус Президента Российской Федерации:

- является главой государства;

- является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

- принимает в установленном Конституцией РФ порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государ­ственной целостности;

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

- определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государ­ства;

- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в между­народных отношениях.

Президент Российской Федерации — глава государства:

- избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном го­лосовании;

- им может быть избран гражданин Российской Федерации не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

- обладает неприкосновенностью;

- одно и то же лицо не может занимать должность Президента Рос­сийской Федерации более двух сроков подряд;

- порядок выборов Президента Российской Федерации определяет­ся федеральным законом;

- при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Феде­рации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации присягу;

- издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ и которые не должны противоречить Конституции РФ.

Президент Российской Федерации — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Пра­вительства РФ;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокуро­ра РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от долж­ности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

- утверждает военную доктрину РФ;

- формирует Администрацию Президента РФ;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президен­та РФ;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

- решает вопросы гражданства РФ, политического убежища, награ­ждения государственными наградами, званиями РФ, помилования.

Президент Российской Федерации принимает в установленном Конституцией РФ порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности:

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Сила­ми РФ;

- в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрес­сии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местно­стях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- режим военного положения определяется федеральным конститу­ционным законом;

- при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной вла­сти:

- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Кон­ституцией РФ и федеральным законом;

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, преду­смотренных Конституцией РФ;

- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении страны, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

- использует согласительные процедуры для разрешения разногла­сия между органами государственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами го­сударственной власти субъектов РФ. В случае не достижения согласован­ного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соот­ветствующего суда;

- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответст­вующим судом.

Президент Российской Федерации определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики:

- осуществляет руководство внутренней и внешней политикой РФ;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

- подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представительств.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий:

- с момента принесения им присяги.

Президент РФ прекращает свои полномочия:

- с истечением срока его пребывания в должности с момента при­несения присяги вновь избранным Президентом РФ;

- досрочно, в случае его отставки, стойкой неспособности по со­стоянию здоровья, осуществлять принадлежащие ему полномочия или от­решения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состо­яться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения испол­нения полномочий;

- во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права:

а) распускать Государственную Думу;

б) назначать референдум;

в) вносить предложения о поправках и пересмотре положений Кон­ституции РФ.

Президент РФ может быть отстранен от должности Советом Федерации:

- только на основании выдвинутого Государственной Думой обви­нения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступ­ления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Кон­ституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвиже­ния обвинения;

- решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и ре­шение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа и каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государст­венной Думой;

- решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок по­сле выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента;

- если в трехмесячный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Конституционные основания роспуска Президентом РФГосу­дарственной Думы РФ:

- трехкратное отклонение представленных кандидатур Председате­ля Правительства РФ Государственной Думой;

- в течение трех месяцев повторное выражение недоверия Государ­ственной Думой Правительству РФ;

- в течение семи дней Президент принимает решение об отставке либо Правительства РФ, либо роспуске Государственной Думы и назначе­нии новых выборов.

Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации:

- парламент РФ;

- является представительным и законодательным органом РФ;

- состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы;

- является постоянно действующим органом.

Правовой статус Совет Федерации РФ:

- входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти;

- одно и то же лицо не может одновременно являться членом Сове­та Федерации и депутатом Государственной Думы;

- члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью;

- заседания являются открытыми (за исключением случаев, преду­смотренных регламентом палаты) и проводятся раздельно от заседаний Государственной Думы (за исключением заслушивания посланий Прези­дента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководи­телей иностранных государств);

- избирает из своего состава Председателя и его заместителей;

- образует из своего состава комитеты и комиссии, проводит по во­просам своего ведения парламентские слушания.

Функции Совета Федерации относятся:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного положе­ния;

- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного по­ложения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента РФ от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности замести­теля Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

- вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ;

- постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решения не предусмотрен Конституцией РФ.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

- федерального бюджета;

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния, денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации международных договоров РФ;

- статус и защиты государственной границы РФ;

- войны и мира. Государственная Дума РФ:

- состоит из 450 депутатов;

- избирается сроком на четыре года;

- депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

- одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и Государственной Думы, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- депутаты работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на иной государственной службе, заниматься другой оп­лачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

- депутаты обладают неприкосновенностью;

- собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания (Президент РФ может созвать заседание ранее этого срока);

- первое заседание открывает старейший по возрасту депутат;

- заседания проводятся раздельно (за исключением - для заслуши­вания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств) и открыто (за ис­ключением случаев, предусмотренных регламентом палаты);

- избирает из своего состава Председателя и его заместителей;

- образует из своего состава комитеты и комиссии, проводит по во­просам своего ведения парламентские слушания.

Функции Государственной Думы:

- дача согласия Президента РФ на назначение Председателя Прави­тельства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председа­теля Центрального банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председа­теля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполно­моченного по правам человека, действующего в соответствии с федераль­ным конституционным законом;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

- принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ;

- постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия ре­шений не предусмотрен Конституцией РФ.

Исполнительный орган Российского государства -Правитель­ство РФ:

- осуществляет исполнительную власть;

- состоит из Председателя, заместителей и федеральных министров;

- Председатель назначается Президентом РФ с согласия Государст­венной Думы;

- предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ, либо в течение не­дели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

К функциям Правительства РФ относятся:

- вопросы разработки, представления Государственной Думе феде­рального бюджета и обеспечения его исполнения;

- отчет Государственной Думе об исполнении федерального бюд­жета;

- обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществление управления федеральной собственностью;

- осуществление мер по обороне страны, государственной бе­зопасности, реализации внешней политики РФ;

- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с пре­ступностью;

- осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ;

- издание постановлений и распоряжений, обеспечение их испол­нения.

Судебные органы (судебная власть) Российского государства:

- правосудие осуществляется только судом;

- судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

- судебная система устанавливается Конституцией РФ и федераль­ным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допус­кается;

- судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профес­сии не менее пяти лет;

- судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и феде­ральному закону;

- судьи несменяемы (его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и на основании, установленным федеральным законом);

- судьи неприкосновенны;

- разбирательство дел во всех судах открытое (за исключением слу­чаев, предусмотренных федеральным законом);

- заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом;

- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;

- в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроиз­водство осуществляется с участием присяжных заседателей;

- финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Конституционный Суд РФ:

- состоит из 19 судей;

- по запросам; а) Президента РФ; б) Совета Федерации; в) Государ­ственной Думы; г) одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; д) Правительства РФ; е) Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; ж) органов законодательной и исполни­тельной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конститу­ции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных норма­тивных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к веде­нию органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

—договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. договоров между органами госу­дарственной власти субъектов РФ;

—не вступивших в силу международных договоров РФ;

—разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органа­ми государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

—по жалобам (на нарушения конституционных прав и свобод граж­дан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применен­ного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, уста­новленном федеральным законом;

— по запросам президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ;

—акты или их отдельные положения, признанные неконституцион­ными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ междуна­родные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению;

—по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении ус­тановленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государст­венной измене или совершения иного тяжкого преступления.

Верховный Суд РФ:

- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процес­суальных формах судебный надзор за их деятельностью;

- дает разрешения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ:

- является высшим судебным органом по разрешению экономиче­ских споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процес­суальных формах судебный надзор за их деятельностью;

- дает разрешения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ:

- составляет единую централизованную систему с подчинением ни­жестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

- Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобож­дается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;

- прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;

- иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;

- полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

Право современного Российского государства - возведенная в за­кон воля народа, опирающаяся на достигнутый обществом материальный и духовный уровни развития, международное право и направленная на соз­дание условий, обеспечивающих достаточную жизнь и свободное развитие человека.

Общая характеристика:

- закрепляет основы демократического, федеративного, социально­го, светского, правового государства;

- человек, его права и свободы признаются и утверждаются как высшие ценности. Их соблюдение и защита - обязанность государства;

- закрепляется принцип естественности прав человека и граждани­на;

- закрепляется равенство всех перед законом и судом;

- закрепляется право частной собственности, в том числе и на зем­лю;

- закрепляется презумпция невиновности, взаимной ответственно­сти государства и гражданина;

- закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, об­ратной силы не имеет;

- права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства

Субъекты законодательной инициативы в РФ (ст.104 Конституции РФ)
Президент РФ
  Совет Федерации Федерального Собрания РФ
  Члены Совета Федерации РФ
Депутаты Государственной Думы РФ  
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ  
Конституционный Суд РФ По вопросам их ведения
Верховный Суд РФ  
Высший Арбитражный Суд РФ
Законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ

Вопросы для самоконтроля:

1.Каковы наиболее принципиальные отличия механизма современ­ного Российского государства от механизма Советского государства? Проведите сравнительный анализ механизма государства РФ до и после при­нятия ныне действующей Конституции РФ

2. Каковы функции, права и обязанности Президента РФ? В чем главное отличие президентской республики от парламентской? Являлся ли бывший Верховный Совет РФ парламентом в классическом понимании этого слова?

3. Каковы конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства? Что выступает основами демократии, федерализма, правового государства?

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Аналогия закона - применение к регулированию общественных отно­шений правовых норм, регулирующих сходные, родственные (аналогич­ные) отношения.

Аналогия права - принятие решения по конкретному юридическому делу, исходя из общих принципов, смысла, целей действующего законода­тельства.

Аутентичное (авторское) толкование - это разъяснение смысла пра­вовой нормы, исходящее от принявшего их органа.

Буржуазное государство — это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здо­ровья личности, защиты прав человека и владеющая монополией на закон­ное насилие (современное государство).

Буржуазное право — это возведенная в закон воля буржуазии (на ран­них этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государ­ством.

Власть — это способность (свойство) некого субъекта (индивида, кол­лектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Гарантии законности - это объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством кото­рых обеспечивается законность.

Гипотеза - часть нормы права, которая указывает на условия действия данной правовой нормы.

Государство — это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, издающие веления (НПА), обязательные для населения, обладающая аппаратом управления и взимающая налоги для осуществле­ния своих функций.

Гражданское общество — совокупность внегосударственных и внепо-литических отношений (экономических, социальных, культурных, нравст­венных, духовных, семейных, религиозных и других) и институтов, имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахован-ность» от произвольного вмешательства государства

Государственная дисциплина - установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, организа­ции, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выпол­нять возложенные на них задачи и обязанности.

Государственный орган — это составная часть аппарата государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная для это­го властными полномочиями.

Дееспособность — это правовая способность приобретать своими дей­ствиями юридические права и обязанности, нести юридическую ответст­венность.

Деформация правового сознания - это социальное явление, характе­ризующееся изменением его состояния, при котором у его носителей фор­мируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юриди­ческую действительность и выражают отрицательное отношение к дейст­вующему праву, законности и правопорядку.

Диспозиция - часть нормы права, которая описывает само правило по­ведения.

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Договор нормативного содержания - двустороннее или многосторон­нее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

Доктринальное толкование права — это разъяснение смысла право­вой нормы, осуществляемое специальными научно-исследовательскими учреждениями, научными коллективами, отдельными учеными.

Закон — это нормативно-правовой акт высшего представительного ор­гана государства, принимаемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законность — это государственно-правовой режим, который заключа­ется в точном, строгом и неукоснительном выполнении правовых предпи­саний всеми субъектами права.

Законодательная инициатива - это предложение субъектов законо­творчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона.

Законодательная (нормотворческая) техника - это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформле­ния нормативных актов.

Законодательство — совокупность нормативно-правовых актов, дей­ствующих в государстве (в широком понимании); — совокупность норма­тивно-правовых актов, принятых высшими органами государственной вла­сти (в узком понимании).

Империя — сложное, насильственно создаваемое государство.

Инкорпорация - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов.

Исторический тип государства и права (формационный подход) — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных госу­дарственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Исторический тип государства и права (цивилизационный подход) — относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Казуальное толкование — это разъяснение смысла правовой нормы с

учетом ее применения к конкретному юридическому (судебному, админи­стративному) случаю.

Кодекс — крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному при­менению.

Кодификация - коренная переработка действующих нормативных ак­тов в определенной сфере общественных отношений.

Компетенция - это содержание и объем властных правомочий, кото­рый имеет государственный орган, а также то или иное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе.

Консолидация - объединение нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу в один укрупненный акт.

Конституция - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и госу­дарственного устройства, взаимоотношения между государством и лично­стью, организацию и деятельность государственных органов.

Конфедерация — это временный союз суверенных государств, создан­ный для достижения определенных целей.

Легальное (делегированное) толкование — это разъяснение смысла правовой нормы, осуществляющееся теми субъектами, которым это пору­чено, разрешено.

Методы теории государства и права — это приемы и способы изуче­ния конкретных государственно-правовых явлений.

Механизм государства (государственный аппарат) - система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внутрен­них и внешних функций государства.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отно­шений.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная госу­дарственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Национальная правовая система — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих на основе общих принципов и целей юридических явлений конкретного государства, входящего, в свою очередь, в ту или иную группу правовых систем, правовую семью.

Норма права - это правило поведения субъектов права, которое уста­навливается (или санкционируется) и охраняется государством и, выражая волю его граждан, социальных групп, общества, направлено на регулиро­вание общественных отношений.

Нормативно-правовой акт - официальный акт субъекта правотворче­ства, содержащий нормы права.

Обратная сила закона - это действие закона, направленное на общест­венные отношения, возникшие до его принятия, вступления в законную силу.

Обсуждение законопроекта - это решение вопроса о целесообразности, юридическом качестве представленного законопроекта.

Объект правонарушения — это социальные или личные ценности материального или духовного происхождения, которые находятся под охраной государства и на которые направлено противоправное поведение лица.

Объективная сторона правонарушения — это внешняя сторона пра­вонарушения.

Объекты правоотношений — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Обыденное толкование права — это разъяснение смысла правовой нормы, осуществляемое любым гражданином.

Общественный порядок - это такое состояние общественных отноше­ний, при котором реализуются все социальные нормы.

Общие принципы права - исходные начала правовой системы, на ко­торые юристы ссылаются при восполнении пробелов в праве.

Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совмест­ного ведения федерации и ее субъектов.

«Перерождение» правосознания - осознанное игнорирование и отри­цание закона, сопровождающееся наличием умысла на совершение право­нарушений.

Поводы правонарушений - это отрицательные обстоятельства, яв­ляющиеся толчком, побудительным стимулом для действия причины (рев­ность, обида, вспышка ярости и т. д.).

Подготовка законопроекта - это процесс создания модели будущего закона

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт субъекта право­творчества, основанный на законе и направленный на регулирование об­щественных отношений.

Позитивная ответственность — требование (долг) к будущей активной, инициативной, сознательной правомерной деятельности субъектов права.

Политическая система общества - сложный комплекс взаимосвязан­ных и взаимодействующих между собой государственных и общественных институтов, связанных с организацией и осуществлением политической власти.

Политический режим — совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Положения — регламентируют правовое положение, задачи и компе­тенцию определенного органа или группы однородных органов и учреж­дений.

Права человека — это объективные по своей сущности, естественные, неотъемлемые от личности (а не «подаренные», данные кем-то) притязания на достойную человека жизнь, условия существования, которые государ­ство обязано создавать и охранять.

Правила — содержат процедурные нормы, определяющие порядок ор­ганизации какого-либо рода деятельности.

 

ГЛАВА III. ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (В.В.Радаев)

ОБЩАЯ ТИПОЛОГИЯ.

Существует множество стратификационных критериев, по которым возможно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социальной расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой. Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно анализируют кастовую, рабовладельческую, сословную и клас­совую дифференциацию. При этом принято отождествлять эти страти­фикационные системы с историческими типами общественного устройс­тва, наблюдаемых в современном мире или уже ушедших в безвозврат­ное прошлое. Мы же придерживаемся несколько иного подхода, счи­тая, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различ­ных стратификационных систем и множества их переходных форм. Поэ­тому мы предпочитаем говорить об идеальных типах даже, когда ис­пользуем элементы традиционной терминологии. Хотя, впрочем, мы стараемся выделять именно такие типы, которые имеют широкие осно­вания в истории разных обществ.

Ниже предлагается ДЕВЯТЬ ТИПОВ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ко­торые, по нашему мнению, могут быть использованы для описания лю­бого социального организма, а именно:

- Физико-генетическая

- Рабовладельческая

- Кастовая

- Сословная

- Этакратическая

- Социально-профессиональная

- Классовая

- Культурно-символическая

- Культурно-нормативная

В качестве первого типа выделяется ФИЗИКО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ стра­тификационная система, в основе которой лежит дифференциация со­циальных групп по "естественным", социально-демографическим приз­накам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их по­лом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физи­ческими недостатками считаются здесь ущербными и занимают прини­женное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или путем его фактического применения, а затем закрепляется в обычаях и ритуа­лах. Эта "естественная" стратификационная система господствовала в первобытно-общинных обществах, но продолжает воспроизводиться и по сей день. С особой силой она проявляется в сообществах, борю­щихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладают те, кто спосо­бен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому же насилию - здоровый молодой мужчина - кормилец в кресть­янской общине, пробивающейся плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец нацио­нал-социалистического



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.123.162 (0.019 с.)