Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комбинация стратификационных систем↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ) Еще раз подчеркнем, что все девять типов стратификационных систем - не более чем "идеальные типы". Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Так, на Руси в XI веке бок о бок сосуществовали холопы, которые мало чем отличались от рабов, закупы, более походившие на крепостных крестьян, и смерды, которые отдаленно напоминали класс свободных землепашцев. То, как сочетаются и переплетаются разные стратификационные системы в конкретном обществе, мы попытаемся коротко показать на примере советской России. После 1985 г. мы стали свидетелями множества попыток описать советскую Россию в терминах сословного общества, "государственного рабовладения", этакратизма и т.д. Понятно, что одни явления укладываются в эти схемы, другие нет. На наш взгляд, эти периодически предпринимаемые попытки свести природу социальной стратификации в советской России (СССР) и прочих обществах советского типа к какому-то одному принципу остаются на положении более или менее удачных метафор. Понять эту природу можно лишь через анализ российского общества как комбинации различных стратификационных систем и рассмотрение конкретного содержания, которым наполняются эти системы в течение семидесятилетнего периода истории. Конечно, значение стратификационных систем в обществе советского типа отнюдь не одинаково. И принципиальную стержневую роль в данном обществе, по нашему мнению, играет этакратическая система. Степень огосударствления собственности и проникновения государства во все сферы общественной жизни чрезвычайно высока. И поэтому чем ближе социальная группа к кормилу государственной власти, тем выше ее социальное положение и шире возможности практически во всех областях. Полученные образование и профессия, манеры поведения и стиль жизни (дисциплинированность, демонстративный аскетизм), приятные внешние данные, а в некоторых регионах (Закавказье, Средняя Азия) - этническая принадлежность и материальная обеспеченность, - все это может облегчить продвижение вверх по ступеням властных учреждений, но не способно его гарантировать. А достигнутое положение во властной иерархии оказывается важнее всевозможных дипломов, наличия или отсутствия профессиональных навыков, размера получаемых доходов. Социально-экономические различия (размеры личной собственности, получаемых доходов) в данном обществе, разумеется, не устраняются, но ликвидирована сама база классового разделения - негосударственная собственность на средства производства. Классовые черты, таким образом, подчинены, производны, второстепенны. Формы внегосударственной хозяйственной активности (личное подсобное хозяйство, "теневое" производство) ущербны и, в конечном счете, тоже тесно связаны с государственным сектором и зависят от его. Применительно к даному обществу правомерно в принципе обсуждать вопрос и об элементах сословной стратификации (они соседствуют с каждой этакратической системой). В данном случае сословные элементы проявляются в принадлежности к определенным политическим или экономическим корпорациям. Например, существенную роль для социального продвижения здесь играет деление на членов партии и беспартийных, которое напоминает членение сословного характера, увязанное с объемом прав и обязанностей перед партократическим государством. Правда, это скорее аналогия, чем строгое определение. Потому что формально-юридически роль членства в партии в занятии престижных постов нигде не фиксируется. И партийность как статус по наследству не передается. В несколько большей степени походят на сословные деления установленные различия между работниками государственных предприятий и колхозниками. Ибо приниженное положение последних, обложение их дополнительными государственными повинностями официально увязывались с "недоразвитой" колхозно-кооперативной собственностью. Вдобавок, до выдачи паспортов это "сословное" положение колхозника было фактически пожизненным и наследственным. Впрочем, силу исторических аналогий и в этом случае не стоит. Черты кастового строя встречаются относительно редко. Можно, впрочем, привести пример дозированного антисемитизма и недопущения евреев в определенные сферы занятий, а также говорить о социальных преимуществах титульных национальностей в республиках бывшего Союза. Но до поры эти различия старательно сглаживались. Не совсем точны аналогии с рабовладельческой системой. Хотя огромные массы заключенных в ГУЛАГе (осужденных по статьям и военнопленных), действительно, находятся на положении рабов. Но распоряжается этими абсолютно бесправными массами само же государство и, следовательно, мы не можем говорить о рабовладении в чистом смысле слова. Есть свидетельства того, что элементы рабовладения воспроизводятся в среднеазиатской глубинке (дело Адылова и т.п.). Но обстоятельными исследованиями этого явления мы пока не располагаем. А формально догматы ислама запрещают обращение в рабство правоверных. Физико-генетическая стратификационная система в порах советского устройства выступает сразу в нескольких характерных чертах: - Геронтократии как типичном принципе регулирования доступа к наивысшим властным позициям, ограничивающем притязания молодежи; - Патриархальности отношений, ограничивающей доступ к этим позициям женщин; - Культивировании спортивной закалки и физической силы, связанной с общей милитаризованностью общества. Крайне важна роль культурно-символической системы, ибо для обществ советского типа характерны одновременно стремление к крайней идеологизации и научной рационализации совершаемых и планируемых действий. В этом обществе реально управляют те, кто способен к "правильному", "научному" истолкованию священных текстов классиков марксизма-ленинизма применительно к любому явлению и событию, кто способен указать приемлемые формы поведения, не противоречащие генеральной партийной линии, кто дает установку, подсказывает наиболее точные слова и лозунги текущего момента. Обычно общество советского типа принято представлять как общество двоемыслия и двойной морали. Нам же кажется, что культурно-нормативная система воплощается здесь даже не в двух, но в трех сосуществующих стандартах поведения и жизни, вокруг которых складываются свои слабо пересекающиеся стратификационные иерархии. К ним относятся официальные стандарты (поведение на публике), формальные неофициальные стандарты (скрытые от постороннего глаза, неписанные, но строго регламентированные нормы) и неформальные стандарты (нормы поведения в своем узком кругу). Так, поведение одного и того же человека на открытом партийном собрании столь же резко отличается от поведения на закрытом партийном бюро, как последнее от его вечерних кухонных разговоров. Официальные стандарты пропагандируются в качестве универсальных эгалитарных норм. Если кто и превозносится здесь, то мудрые руководители партии и правительства, а также те, кто демонстрирует примеры самоотверженного служения по официальному стандарту. Пример - стахановцы, передовики производства. А осуждению подлежат отступники, тунеядцы и преступные элементы. Формальные, но неофициальные стандарты характерны в большей степени для групп, причастных каким-то властным позициям. Для этой неписанной, но крайне заформализованной иерархии характерна дробность позиций и детальная регламентация профессионального и неслужебного поведения. Причем, чем выше положение группы, тем строже предъявляемые нормативные требования - как и что говорить на-людях, как "решать вопросы", как одеваться, как и где проводить свой отдых. Но и прав дается, конечно, больше. То, что можно высшему начальнику, лишь изредка доступно для среднего начальника и недопустимо для низшего начальника. Здесь профессиональные и моральные качества отходят на второй план. Главными становятся политическая и личная лояльность руководству. Именно поэтому уголовник, например, закономерно оказывается "социально близким", в отличие от политического ревизиониста, однозначно заклеймляемого как "враг народа". Попадая же в координаты неформальных норм поведения, скрытого от досужих глаз, все обретают относительную свободу. Хотя властвующие группы, конечно, имеют много больше возможностей - потребительских, информационных, культурных. Причем, их стиль жизни охраняется как монопольная привилегия. Субъективно же дифференциация чаще всего остается на уровне двойных противопоставлений типа "мы" и "они", "те, кто у власти" и "простой народ" или "образованные" и "простые люди". В заключение отметим, что данный фрагмент приводится как иллюстрация, пример того, как в одном обществе пересекаются различные стратификационные системы. К более обстоятельному описанию природы социального расслоения в советской и постсоветской России мы вернемся в одной из наших заключительных глав.
[1] Тойнби А. Постижение Истории. — М.: Прогресс, 1990. [2] Шпенгер О. Закат Европы. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. [3] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.,: Политиздат, 1992.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.007 с.) |