Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 25. Государство и право России в начале хх В.

Поиск

Основные социальные предпосылки буржуазных реформ:

- крепостное право сдерживало развитие капитализма, выступало тормозом общественного прогресса;

- поражение в Крымской войне выявило не только отсталость существующего способа производства, но и стимулировало развитие произ­водительных сил общества;

- крестьянские бунты;

- вступление на престол императора Александра П - либерального монарха, образованного и прогрессивного человека (Из его речи пред предводителями дворянства в Москве: «Гораздо лучше, чтобы это (осво­бождение крестьян - А. Ч.) произошло свыше, нежели снизу»).

Форма государства:

Форма правления — абсолютнаямонархия.

Форма государственного устройстваунитарное государство. Политический режим — антидемократический.

Механизм государства:

- император - неограниченный монарх;

- Государственный совет - высший совещательный орган, при ко­тором функционировали различные комитеты;

- Сенат - высший судебный орган государства, выполнявший, кро­ме того, некоторые административно-надзорные функции;

- Совет министров - правительство;

- губернатор - глава органов местного управления.

Основные причины развития конституционной монархии в России:

- экономические (развитие капитализма);

- политические (революция 1905 г., возникновение политических партий, движений, ставящих своей целью изменение существующего об­щественного строя);

- социальные («Все классы общества пришли в смятение», — из донесения М. Бомпар, посла Франции в России в 1904 г.);

- духовные («факт освобождения народа» в сознании многих пред­ставлялся лишь первым шагом к тому окончательному «освобождению», каким они считали народное верховенство в государстве». — Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Санкт-Петербург, 1922. С. 376).

Система представительных органов в России была введена ря­дом нормативных актов:

- Манифест 17 октября 1905 г. («Манифест об усовершенствовании государственного порядка» или «Манифест свобод»). Он сводился к трем обещаниям:

а) даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы совести, свободы сло­ва, свободы собраний и организаций;

б) не откладывая выборы в Думу, обеспечивать участие в них трех слоев населения, которые, согласно указу от 6 августа, были лишены права голоса; новый законодательный орган должен был впоследствии разрабо­тать принцип всеобщих выборов;

в) ввести за непременное правило, что ни один закон не может войти в силу без согласия Думы, дабы избранники народа смогли на деле участ­вовать в контроле за законностью действий государя.

- «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу» от 11 декабря 1905 г.;

- «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г.

В целом они провозгласили:

- свободу совести, слова, собраний и союзов;

- привлечение к выборам широких слоев населения (все мужское население страны в возрасте от 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников);

- обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов;

- легализацию политических партий (РСДРП, социалистов-революционеров, партия Конституционных демократов, Союз 17 октября и др.);

- избрание депутатов избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики из­бирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцев, городских жителей, крестьян и рабочих.

Кроме того, Основные законы (которые были приняты за три дня до открытия Думы):

- лишили Думу законодательной инициативы, она не могла преоб­разоваться в Учредительное собрание;

- запрещали Думе обсуждать вопросы, относящиеся к «ведению го­сударя», такие, как дипломатические, военные, экономические отношения с другими странами, внутренние дела двора, финансовые;

- сохраняли «высшую самодержавную власть» (из официальных документов было исключено лишь слово «безграничную»);

- устанавливали, что в перерывах между сессиями Думы (а во вре­мя сессий определялось государем), только государь мог провозгласить и утвер­дить новый закон, объявить или снять чрезвычайное положение, приоста­новить по своей воле действие любого закона или гражданских свобод;

- устанавливали, что министры назначались и снимались со своих постов по соизволению государя и отвечали за свои действия перед ним одним.

Результаты выборов были обнародованы 20 апреля 1906 г.:

- власти потерпели относительное поражение на выборах. Крайне правые партии и октябристы получили всего лишь 10% голосов. Выборы нанесли жестокий удар по основному догмату самодержавия - нерушимо­му единству царя и народа;

- большинство крестьян проголосовало за своих собственных кан­дидатов или за кандидатуры оппозиции;

- главную победу на выборах одержала партия кадетов, получив­шая более трети всех мест (Это был результат весьма умелой кампании, которую провели лучшие публицисты, юристы, ученые правоведы, орато­ры страны).

Правовой статус Государственной Думы:

- избиралась на 5 лет;

- избиратели были разбиты на четыре курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую;

- землевладельческая курия избирала одного выборщика от 2 тыс. избирателей; городская - от 7 тыс.; крестьянская - от 30 тыс.; рабочая - от 90 тыс.;

- для имущих классов выборы были двухстепенными, а для кресть­ян и рабочих – 3-4-х степенными;

- обладала законодательными правами («Никакой новый закон,-указывалось в «Основных законах», - не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора»).;

- при Думе создавали комиссии из ее членов: распорядительную, бюджетную, по государственной обороне и др.;

- руководил работой Думы председатель, переизбиравшийся еже­годно общим собранием Думы. Он имел двух заместителей (товарищей);

- деятельность Думы регулировалась следующими нормативно-правовыми актами: «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 г. и «Основные законы» от 23 апреля 1906 г.

Правовой статус императора:

- особа императора признавалась священной и неприкосновенной;

- обладал законодательными функциям («неограниченное право»);

- являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами страны;

- ему принадлежала высшая исполнительная и распорядительная власть;

- обладал правом вето на решения Государственной Думы;

- обладал правом законодательной инициативы;

- имел право вводить военное положение, жаловать титулы, ордена и т.д.

Таким образом, Россия в начале XX века:

- стояла на пороге формирования конституционной монархии, фе­деративного государственного устройства, демократического политиче­ского режима;

- роспуск первой и второй Думы положил конец парламентским иллюзиям, доказал невозможность политического обновления «естествен­ным» путем;

- период, который открывался Манифестом 17 октября 1905 г., ко­гда была сделана первая в истории государства попытка сочетать само­державный режим с конституционной формой правления, пришел к концу в результате объявленного Николаем П 3 июня 1907 г. роспуска Думы и коренных изменениях в законе о выборах. Новый закон ужесточал избира­тельный ценз, сокращал представительство крестьян, национальных мень­шинств и т.п. Он полностью противоречил Основным законам, принятым в 1905 г., согласно которым любые изменения требовали предварительного согласия двух палат;

- государственный переворот 3 июня 1907 г. знаменовал собой по­ражение революции 1905 г. и явное восстановление самодержавия, кото­рому удалось отказаться от большинства уступок, вырванных под давле­нием оппозиции 17 октября 1905 г.;

- однако 1907 г. никоим образом не был возвратом к 1904 г. По словам Витте (бывший премьер-министр), «революция в умах» сверши­лась, и сила ее превосходила силу существующего режима. Страна про­будилась к политической жизни, самодержавие не представлялось отныне единственно возможной формой правления, вопрос о выборе ре­жима стоял на повестке дня».

Правительственная реакция (премьер-министры: Витте, И. Горемыкин, П.А. Столыпин) на происходящие в стране события в правовой сфере представляла из себя принятие серии следующих нормативных актов:

— «Указ о даровании населению облегчений по уплате продовольст­венного по обсеменению полей долгов» (апрель 1905 г.);

— «Указ об уменьшении и последующем прекращении всех плате­жей с крестьян» (ноябрь 1905 г.);

— «Указ об облегчении задачи Крестьянского Подземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных кре­стьян» (ноябрь 1905 г.);

— «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения» (ноябрь 1905 г.);

— «Указ о предназначении казенных земель к продаже для расшире­ния крестьянского землепользования» (август 1906 г.);

- «Указ о передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенче­ских участков» (сентябрь 1906 г.);

- «Указ об отмене некоторых ограничений в правах сельских обы­вателей и лиц других бывших податных сословий» (октябрь 1906 г.).

Иными словами, модернизация страны, согласно концепции П.А. Столыпина, требовала трех условий:

1. Сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы наибо­лее «крепкие и сильные», освободились от опеки общины, могли обойти «убогих и пьяных»;

2. Осуществить всеобщее обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе («только грамотность поможет распро­странению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров», - П.А. Столыпин);

3. Добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Вместе с тем, в виду усиливающейся террористической деятель­ности, революционного движения и т.п., правительством были приня­ты следующие юридические меры:

- «Положение об учреждении военно-полевых судов» - август 1906 г. Его действие прекратилось весной 1907 г., но на его основании было казнено около семисот человек. Вместе с тем, это положение было принято в строгом соответствии со ст. 87 «Основных государственных законов»;

- закон «О мерах к сокращению времени производства наиболее важных уголовных дел» - март 1906 г. (усилились санкции за сопротивле­ние представителям власти и др.);

- «Указ о временных правилах об обществах и союзах» - март 1906 г. (МВД представлялось право закрывать общества, если «их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию);

- «Мнение Государственного Совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности пра­вительственных установлений и должностных лиц» - февраль 1906 г.;

- «Указ о временных правилах наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющихобщественное или государственное значение» — декабрь 1906 г. (виновные наказывались заключением на срок от восьми месяцев до полутора лет).

Первая мировая война (с Германией, Австро-Венгрией, Турцией, Болгарией) обусловила:

- процесс милитаризации экономики России;

- введение чрезвычайных мер государственного регулирования об­щественных отношений;

- сельскохозяйственные, финансовые сложности;

- падение жизненного уровня народа, рост социальной напряжен­ности (число бастующих выросло с 35 тыс. человек в 1914 г. до 1100 тыс. в 1916г.).

Под воздействием военного и экономического кризиса начали создаваться различные комитеты как новые звенья государственного механизма:

- военно-промышленные комитеты, комитет Красного Креста, зем­ский и городской союзы (Земгор) и др.;

- особые совещания по обороне.

Однако эти меры приводили не к укреплению государства, а к разбуханию государственного аппарата, к потере властью контроля за обществом.

Развитие права

Система источников (форм) права в этот период пополняется новыми элементами:

- постановления правительства (Совета Министров);

- мнения Государственного Совета;

- «временные права», т.е. нормативные акты, носящие временный, чрезвычайный характер и направленные на конкретные ситуации;

- учреждения (нормативно-правовые акты, направленные на созда­ние или реформирование государственных органов).

Продолжают применяться и известные ранее нормы права:

- указы;

- законы.

Законы применялись, если выражали волю трех субъектов:

- Государственной Думы;

- Государственного Совета;

- Императора.

Законы делились на:

- общие (действовавшие на всей территории империи);

- местные (действовавшие на части империи);

- особенные (действовавшие в отношении особого рода дел);

- специальные (действовавшие в отношении особых категорий лиц).

Закон вступал в юридическую силу:

- с момента получения на данной территории сенатского издания «Собрания Указаний и Распоряжений правительства»;

- с момента указанного в законе срока его вступления в силу.

Толкование законов осуществляли:

— законодатель (Государственная Дума);

— Сенат;

— суд;

— ученые-правоведы.

Впервые в этот период разрабатывается и вводится в научный оборот понятие юридического лица. Последние делились на:

- публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного само­управления и др.);

- частные.

Юридические лица могли возникать путем:

- соглашения нескольких лиц;

- концессий (т.е. получения специального разрешения органов власти);

- регистрации (т.е. явочным порядком).

Либерализация судебного процесса:

- отмена публичной казни;

- расширение прав присяжных;

- обязательное назначение защитника (с 1899 г.);

- появление института уголовно-досрочного освобождения (с 1909 г.);

- зачет в срок заключения времени, проведенного арестованным в местах предварительного заключения (с 1910 г.);

- представление суду права восстановления лица в гражданских правах, его реабилитации.

Вместе с тем война внесла в этот процесс свои коррективы:

- осуществление судопроизводства в военно-полевых судах в ис­ключительном порядке: а) краткосрочность слушания дела; б) отсутствие защиты; в) корпоративный состав суда; г) отказ в обжаловании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные предпосылки буржуазных реформ в России?

2. Какова форма государственного устройства России в рассматри­ваемый период? Можно ли утверждать, что страна фактически представ­ляла из себя, с точки зрения устройства, федерацию?

3. Каковы тенденции развития права в России с начала века?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.014 с.)