Тема 23. Государство и гражданское общество: концепция и реальность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Государство и гражданское общество: концепция и реальность



Соотношение государства и гражданского общества:

- общество вообще не тождественно гражданскому обществу;

- гражданское общество не идентично государству;

- государство способно как подавлять гражданские начала общест­ва, так и стимулировать их развитие;

- гражданское общество возникает в процессе демократизации го­сударства, автономии общественной жизни, развития самоуправленческих начал;

- взаимоотношения государства и общества - показатель уровня развития демократии;

- права и свободы человека, идеалы гражданского общества и пра­вового государства - один из основных ориентиров развития государствен­но-организованного общества.

«Гражданское общество» в истории социологической мысли:

- впервые этот термин употребил Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в комментариях к своей «Политике», где дается определенное разделение государства и гражданского общества. «Кто обладает собственностью, -писал он, - тот обладает добродетелью»;

- Т. Гоббс (1588-1679 гг.) рассматривал гражданское общество как относительно автономную часть общества, существующую наряду с госу­дарством, однако отличную от него;

- Д. Локк (1632-1704 гг.) полагал, что гражданское общество в оп­ределенной мере имеет примат перед государством. Основой гражданского общества он считал частную собственность. И поныне актуально утвер­ждение этого английского материалиста о том, что ни для одного человека,

живущего в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества;

- П. Гольбах (1723-1789 гг.) рассматривал гражданское общество как общество с частной собственностью и свободной конкуренцией. Он отмечал, что общество призвано удовлетворять жизненно важные потреб­ности людей, обеспечивать их интересы. Настаивая на том, что суверени­тет принадлежит не государству, а всему обществу, этот французский фи­лософ писал: «Государь подчинен законам, являющимся выражением воли всего общества»;

- Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) попытался соотнести гражданское общество с институтом частной собственности. Он подчеркивал:

«Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому верить, был подлинным основателем гражданского общества». По его мнению, изна­чально все люди жили в природном, «естественном состоянии» и граждан­ского общества не существовало и это стало возможным только с появле­нием частной собственности, которая несет людям неравенство, неспра­ведливость, эксплуатацию и т. д. Его вывод: частная собственность и нера­венство являются причинами возникновения гражданского общества и го­сударства;

- Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) различал законы гражданские и го­сударственные. Первые, по его мнению, регламентируют отношения непо­литические, а вторые регламентируют, главным образом, политические права и свободы. Гражданское общество, по Монтескье, — важнейшая га­рантия от произвола и диктатуры;

- Гегель (1770-1831 гг.) впервые провел четкую грань между госу­дарством и гражданским обществом. Последнее он рассматривав как сферу реализации частных интересов и целей отдельных индивидов, которые своим трудом и стараниями извлекают для себя пользу, в то время как го­сударство преследует всеобщий интерес, в нем представлена всеобщая во­ля граждан. И, если государство вторгается в пределы гражданского обще­ства (например, поручая армии полицейские функции или вмешива­ясь в дела судебных органов), то оно выступает против этого общества Он считал гражданское общество производным от государства, поэтому ста­вил его в зависимое положение от последнего. При этом Гегель исходил из того, что гражданское общество в отличие от государства возникло лишь на современном этапе. Государство «есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество», — отмечал это философ;

- К. Маркс ставил государство в подчиненное положение по отно­шению к гражданскому обществу. Именно это, по его мнению, является «истинным очагом и ареной всей истории». Гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, основу его са­модвижения. «Возьмите определенную ступень развития производства, -писал он, - обмена и потребления, и вы получите определенный общест­венный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов, оп­ределенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который яв­ляется лишь официальным выражением гражданского общества»;

- Антонио Грамши (1891-1937 гг.) рассматривал гражданское об­щество как совокупность независимых от политической власти организа­ций. «На Востоке, - писал он, - государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На западе между го­сударством и гражданским обществом были упорядоченные отношения и, если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества». Этот вывод А. Грамши дает возмож­ность лишний раз показать, почему судьба нашей страны сложилась столь драматично. Иными словами, неразвитое гражданское общество обуслав­ливает и соответствующий политический строй, накладывает отпечаток на взаимоотношения классов, сословий, на психологию населения.

Существует три возможных варианта взаимоотношений государства и граж­данского общества (по А. Грамши):

- подчинение государства гражданскому обществу. При этом до­пускается возможность сохранения государства, как подчиненной полити­ческой структуры внутри гражданского общества;

— установление баланса сил между государством и гражданским обществом за счет равномерного распределения их функций;

- гражданское общество становится почвой для развития гегемонии государства, противостоящей гражданскому обществу, приводящей в ито­ге к гибели общества как гражданского.

Таким образом:

- «Гражданское общество есть дифференциация, которая возникает между семьей и государством, ибо в качестве дифференциации оно пред­полагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное», - Гегель. Философия права. М., 1990. С. 228;

- «Гражданское общество обнимает все материальное общение инди­видов в рамках определенной ступени развития производительных сил», - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 55.

В современной науке к понятию гражданского общества выде­ляются четыре подхода:

- как противопоставление дикости (или анархии);

- как противоположность церкви (религиозного общества);

- как комплекс общественных отношений, противопоставленных государству;

- как конкретный феномен современной западной цивилизации, т. е. формы существования буржуазного, рыночно демократического обще­ства.

Формирование современного гражданского общества началось:

- после французской революции ХУП века, уничтожившей сослов­ность и провозгласившей «Декларацию прав человека и гражданина»;

- «гражданин» стал явным политическим вызовом королям, дворянам и т. п. как символ равноправия личности.

К настоящему времени в развитых странах мира гражданское обще­ство уже сложилось. Для этого потребовалось почти два столетия.

Структурные элементы гражданского общества:

- добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные само­управляющиеся общности людей (семья, кооперация, ассоциация, корпо­рация, общественные организации и другие объединения);

- частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

- сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная законом от вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Отдельные институты гражданского общества способны по мере развития превращаться в органы государства. Так, политические партии, возникшие в противовес абсолютизму, в дальнейшем превратились в ключевые элементы государственной системы управления. Подобную ме­таморфозу претерпела, например, КПСС.

Роль гражданского общества в современном демократическом государстве:

- разрушает монополию на власть государственных чиновников;

- уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций;

- обеспечивает значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства.

Для этого в его структуре формировались мощные защитные ас­социации — общества защиты прав человека, прав потребителей и т. п.;

- в гражданском обществе не человек существует ради государства, а государство — ради человека.

Практика ряда государств современного мира показывает:

- чем сильнее гражданское общество и не испытывает страха за свое благополучие, тем незаметнее роль государства;

- чем слабее гражданское общество, тем сильнее государство. При этом оно, как правило, бывает сильно репрессивной стороной, а не созида­тельной.

Не следует противопоставлять гражданское общество и государ­ство:

- они не могут существовать друг без друга, ибо они - «две стороны одной медали»;

- они взаимно дополняют друг друга. Однако их соотношение мо­жет быть: а) близко к оптимальному; б) не совсем оптимальным; в) совсем не оптимальным. В последнем случае государство откровенно тормозит развитие гражданского общества и между ними устанавливаются антаго­нистические отношения;

- гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Однако оно развивается гораздо успешнее, когда государство создает для этого благоприятные условия.

Гражданское общество и российское государство:

- сам термин «гражданин» возник именно в нашей далекой исто­рии. Гражданами, т. е. горожанами, называли себя еще участники вечевых собраний в русских средневековых республиках Новгорода и Пскова. Здесь впервые сформировались общественные институты гражданского общества (собрания, сходы, вече и др.) Не случайно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля гражданин отождествляется с по­нятием городского жителя, горожанина, посадского человека;

- определенные предпосылки для формирования гражданского об­щества в России возникли в период реформы 60—70 гг. XIX в. Было отме­нено крепостное право, организованы земства, городские думы, проведена судебная реформа (введены институты следователей, адвокатуры, присяж­ных) и т. д. Был начат переход к индустриальному обществу, к рыночной экономике, к парламентской демократии. Однако этот процесс был пре­рван контрреформами 80-х годов того же столетия;

- особый интерес вызывают реформы, проведенные под руководством П.А.Столыпина. Именно ему Россия обязана тем, что были окончательно ликвидированы остатки крепостничества. Он уравнял крестьянство в гражданских правах, вывел рабочее законодательство на европейский уровень. Если бы рефор­мы выдающегося политика увенчались успехом, то это привело бы Россию на путь Конституционной монархии, так как это произошло в свое время с Великобританией, Швецией и Норвегией. Вряд ли произошла бы и Ок­тябрьская революция 1917 г., за которой последовала братоубийственная Гражданская война;

- октябрьский переворот привел к тому, что государство почти полностью поглотило гражданское общество. В итоге были подорваны экономи­ческая и социальная его основа, разрушена социальная сфера и т.д. Все это вместе взятое привело к серьезному застою общества в целом. Сложил­ся устойчивый механизм социального торможения, социально-политической, экономической и духовной стагнации, блокирования институтов гражданского общества. Так, к примеру, в экономической области наблюдались невиданные огосударствление и монополизация производства, ограничение негосудар­ственной собственности, деловой активности, предприимчивости; в об­ласти социально-политической - политизация и огосударствление со­циальных институтов и структур; в области духовной - жесткая регла­ментация духовной жизни общества, литературы, искусства, культуры граждан;

- строительство демократического государства в современной Рос­сии предполагает развитие гражданских общественных институтов. Нашей стране предстоит заново осваивать общечеловеческие ценности, формировать человека как Гражданина, свободного от рабства, холопства, покорно­сти перед своим бесправием, перед чиновничьим беспределом.

- гражданское общество начинается с гражданина, правовое госу­дарство - с верховенства права, с прав человека.

Таким образом:

- гражданское общество - наивысшая и наиболее развитая форма человеческой общности.

- гражданское общество - это часть общества, находящееся вне по­литической, публичной власти как совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные цен­ности цивилизации, интересы и потребности людей.

- гражданское общество – это общество свободных людей, живущих в свободной стране.

Структурные элементы гражданского общества  
Добровольные самоуправляющиеся общественные организации Частная жизнь людей Сфера самоуправления, ограниченная законом от вмешательства государства  
  семья   обычаи   Частная собственность, коммерческая тайна, тайна личной переписки, телефонных разговоров и т.д.  
церковь традиции  
Ассоциации, союзы и другие объединения нравы  
 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие идеи и принципы лежат в основе гражданского общества?

2. Какова история развития концепции «гражданского общества» в философии и правоведении? Что явилось началом формирования граждан­ского общества в современный период?

3. Каковы особенности развития гражданских отношений в России? Что является препятствием, тормозом в становлении гражданского обще­ства, правового государства в современный период?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.018 с.)