Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 Социальная работа в глобальном мире

Поиск

Основные понятия

Гражданское общество — совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

Институционализация — образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах.

Профессионализм — это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

Секуляризация (от франц. secularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.

Социальная адаптация — приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

Социальная защита — стратегия государственной политики в переходный период в 1990-е гг. в РФ по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения, таких как дети, инвалиды, пенсионеры, женщины, малоимущие, и др.; система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Социальная поддержка — предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная помощь — система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды социальной помощи: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

Социальное обеспечение — система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».

1.1. Методологические проблемы институционализации исторических моделей социальной работы

Социальная работа представляет собой когнитивный комплекс духовно-исторических практик, сложившийся в процессе социально-исторического развития (рис. 1.1).

Практика помощи

Концепты помощи

Духовные, моральные ценности

Рис. 1.1. Когнитивный комплекс духовно-исторических практик

 

В процессе институционализации происходит расширение системы практик и теоретических представлений о сущности помощи и поддержки нуждающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а позднее, на этапе профессионализации данной работы, оформляется система подготовки специалистов.

Пройдя цикл исторических трансформаций, в XXI в. социальная работа понималась как:

■практическая деятельность;

■научная дисциплина;

■область профессионального образования.

Процесс становления и оформления практики социальной работы в науку начинается с родового общества, когда формируются механизмы редистрибуции (перераспределения) и реципрокации (взаимообмена), историческое подтверждение которых можно обнаружить с первых этапов развития цивилизации, начиная с самых древних времен (XXIV в. до н.э.) и продолжающихся по сей день.

Достаточно широкий географический ареал этих проявлений наблюдался от Египта и Месопотамии до Античной Греции и Рима, от цивилизации инков до периода расцвета и упадка Каролингов в Европе и т.д. Этот процесс имеет свое развитие и в наши дни, образуя профессиональную глобальную сеть социальной работы в мировом сообществе.

Социальная работа как теория проходит свой путь развития, непосредственно отражаясь на практике помощи. На сегодняшний день не существует однозначного мнения о том, что явилось началом становления теории социальной работы.

Одни исследователи считают, что первым теоретическим «кирпичиком» социальной работы послужил вышедший в свет в Европе «Декретум» (1100) — первое католическое руководство для священников по практике благотворения. В России таким официальным документом являлись «Наставления Владимирского собора» (1238). По мнению других ученых, теоретическая основа социальной работы начала закладываться еще во времена Платона, Сократа и Аристотеля. Третьи — связывают становление теории социальной работы с практической деятельностью благотворительных организаций в начале XX в.

Социальная работа как область образования начинает формироваться в начале XX в., а в отдельных странах Европы, как, например, в Голландии, учения о благотворительности появляются раньше, в 80-е гг. XIX в. Однако мировая система школ социальной работы начинает складываться во второй половине XX столетия.

Сформировавшись в социальную услугу, когнитивно-духовный комплекс практик начал проявляться в различных сегментах государственного хозяйства — от образования и здравоохранения до промышленности и сферы свободного времени, что не только усложнило, но и дифференцировало виды практики. Эти изменения вызвали потребность в появлении новой группы профессионалов, социальных работников, имеющих специальное образование и обладающих определенными компетенциями, в том числе знаниями, позволяющими адекватно реагировать на социальные изменения.

1.2. Родовые модели помощи в мировой цивилизации

В процессе исторического развития можно выделить несколько этапов развития данного познания — практики. Развиваясь от древних мифологических представлений о мире, где языческие боги определяли степень и меру помощи, а люди лишь принимали и следовали этим принципам, научная и практическая основа социальной работы усложнилась до ранних государственных форм помощи и поддержки, на основе обычного и государственного права. С точки зрения цивилизаций и исторического пространства можно выделить такие формы практик, как маат в Египте, филантропию в Греции и Риме, минку в государстве инков.

Система исторических смыслов раскрывается в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Родовые модели помощи

 

Субъект помощи Социальные изгои Практика помощи Этические смыслы
■ фараон; ■ вдова; ■ поддержка ■ справедливость;
■ государст-вен ■ бедный; в период голода; ■ спасение;
ные чиновники ■ неимущий; ■ организация ■ благополучие;
  ■ дочь бед- работ; ■ милосердие;
  няка ■ утешение плачущих; ■ обогащение жителей; ■ раздача продук­тов питания; ■ кормление ■ отказ от мести за причиненное зло

1.3. Античная модель помощи и поддержки

Данная модель зарождается и развивается в период античности. Для нее характерно оказание помощи и поддержки свободным гражданам, а также появление гражданских традиций в городах-полисах, проявляющихся в виде бесплатной раздачи зерна, вина, реже — денежных выплат.

В Римской империи существовали аналогичные практики, когда властью жаловалась определенная сумма денег населению или внесенным в списки отдельным гражданам. Такие мероприятия могли проходить периодически или быть приуроченными к каким-либо важным событиям или памятным датам.

1.4. Конфессиональная модель помощи и поддержки

В период оформления мировых религий и усложнения общественных отношений, концепты когнитивно-помогающих практик претерпевают значительные изменения. Речь идет о появлении сложных духовных комплексов на основе религиозных представлений о мире, роли и положении человека в этом мире, его отношении к Богу. Именно в этот период формируются новые системы помощи и поддержки, а также когнитивные комплексы, связанные с практикой применения нормативных канонов помощи в жизни, с точки зрения требований религий. Такие подходы наблюдаются в буддизме — в концептах даны, в иудаизме — при описании цдаки, христианстве — принципы милосердия, в исламе — садака и закят.

Данная модель помощи и поддержки связана с деятельностью церкви и развитием местного самоуправления в городах, формированием государственных законов, регламентирующих помощь различным сословиям.

Церковная помощь в западной цивилизации главным образом осуществлялась через монастыри, которые выступали в качестве благотворительных учреждений. Примечательным является тот факт, что в монашеских орденах в деле помощи существовала специализация: тринитарии — те, кто занимался освобождением пленных, сепулькринки — те, кто покровительствовал найденышам и больным детям. Также можно отметить деятельность религиозных братств из мирян средних и низших слоев населения, которые оказывали помощь вдовам, сиротам, больным и умирающим. В городах среди ремесленников организовывались цеховые фонды взаимоподдержки.

Далее появились государственные подходы в отношении регламентации профессионального нищенства, вышли законы о нищих, помощи бедным, введении общенациональных налогов на бедных.

В Древней Руси деятельность русских князей была связана с практикой благотворительности церкви. Для данной модели характерна опека некоторых слоев населения, которые законодательно брались под княжеский и церковный патронаж. В эту категорию входили не только люди церкви, но и изгои, не связанные кровно-родственными отношениями, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения было «питание», т.е. сохранение образа жизни подопечного. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов и находила свое выражение в изменении объема «десятины», которая жертвовалась князьями. Постепенно возник новый вид помощи на основе остаточного принципа, когда поддержка оказывалась исходя из «избытка чего-либо».

В связи с неразвитой системой хозяйствования помощь на уровне власти носила временный, непостоянный характер. Однако, возможно, она была адресной и конкретной, поскольку действия князя были регламентированы определенными традициями и законами. Также следует отметить, что в те времена церкви и монастыри предприняли первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, и заложили основы медицинской помощи и просветительской деятельности.

1.5. Государственно-административная модель помощи социально уязвимым слоям населения

В период Реформации в Европе процессы секуляризации привели к десакрализации моделей помощи. Закрепление концептов социальной справедливости со стороны светской государственности, концентрация внимания на антропоцентризме в научной сфере, а также переход ряда церковных функций к гражданскому обществу внесли новые принципы и объяснительные схемы в систему помогающих практик.

Когнитивно-духовные помогающие практики, став частью государственного механизма и гражданского общества, где приоритеты последнего в деле помощи и поддержки были существенно значимы, впоследствии претерпевают изменения, когда капитализация отношений ставит вопрос о необходимости помощи как функции и атрибута государства, выведение ее до уровня необходимой и легитимной социальной услуги.

В данный период происходит разрушение церковно-монастырской системы благотворительности. Оформляется система государственных превентивных мер в деле локализации профессионального нищенства: законы, налоги, полицейские меры, система образования и воспитания.

Начинают оформляться первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Складываются территориальные модели локализации социальных патологий, такие как эльберфельдская система в Германии, оформляется закрытая (в специальных учреждениях) и открытая (помощь на дому) системы помощи в Англии. Государство начинает проводить мероприятия по локализации проблем нищенства, вводя и распространяя систему страхования.

В России секуляризация монастырских хозяйств была связана не только с формированием абсолютизации власти, но и со средневековой урбанизацией, когда городам были необходимы определенные слои населения, обеспечивающие их процветание. В этой связи характерны первые запреты на постриги «людей торговых и мастеровых».

Власти стремятся через законодательные меры инициировать деятельность церкви по помощи нищим, убогим, создать институт социальной помощи нуждающимся. Государство берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих.

Растет роль государства в деле борьбы с голодом. В этих целях организуются различные приказы (например, Житный приказ ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода). Издается ряд законов, регламентирующих действие местных властей, церкви, феодалов и «скудных людей» в период голода. В частности, предусматривалось введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли.

Под государственный контроль переходят мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги в оказании поддержки вдовам и детям, чьи мужья и отцы погибли на «государевой службе».

Постепенно складываются территориальные подходы к помощи и поддержке нуждающихся, происходит формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи.

Развиваются благотворительные общества и организации, которые, как и приказы,- находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью различным категориям нуждающимся, но и включает в себя меры по воспитанию и профессиональному, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению инвалидов. Для данной модели характерны децентрализация в области финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, волюнтаризм в вопросах социальной поддержки, периодический характер деятельности.

В то же время наблюдаются новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, оказывающие не только сословную поддержку, но и решающие достаточно большой спектр проблем: от борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация социальных акций в проведении мероприятий в области социальной политики — характерные черты данной модели.

На развитие профессиональной социальной работы в XX в. оказали влияние следующие важнейшие факторы.

Макрофакторы эволюции:

■ промышленная революция начала века;

■ изменения социальной политики в области прав человека и его защиты;

■ организация системы социального страхования для больных и престарелых.

Мезофакторы эволюции:

■ смещение акцентов помощи с материальной поддержки на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы;

■ изменение практических интересов социальных работников, переход от классовых интересов в направлении к личности клиента.

Микрофакторы эволюции:

§ концентрация внимания социальных работников на работе со случаем;

■ обоснование и внедрение в практику психодинамических подходов со случаем;

■ становление техник и методов индивидуальной работы, где деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.

В данный период организуется сеть профессиональных заведений, которые охватывают все мировое пространство. Сегодня имеются не только национальные школы социальной работы, но и национальные модели помощи и защиты. Социальные службы формируют не только определенный сектор права, экономики, но и общественных связей. Социальная помощь осуществляется в агентствах, школах, армии, церкви. К этой деятельности подключены государственные, общественные, благотворительные организации, объединения.

Российская Федерация переходит к практике социальной работы только в начале 1990-х гг. Особенностью концепции государственной социальной политики в эти годы становится ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан, тогда как в предшествующее время она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

В социальной сфере как особой области государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте. В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированная поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслуживания становятся нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т.д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечении средств граждан.

В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учет среднедушевого совокупного семейного дохода и т.д.

На рисунке 1.2 показан процесс институционализации, становления социальной работы как практической деятельности, теории и системы профессионального образования.

XXI в. до н.э. Практика социальной работы XXI в.

--------------------------------------------------------- —*>

IV в. до н.э. Теория социальной работы XXI в.

XIX в. Социальное образование XXI в.

Социальная Социальная Социальная

Р А Б О Т А

 

 

------------------------------------------------------------ ►

Рис. 1.2. Историческая динамика процесса институционализации социальной работы

Общие выводы

Процесс институционализации социальной работы имеет тенденцию постоянного развития и обновления. В процессе исторического развития когнитивно-духовнопознавательных практик постепенно происходило становление практического, теоретического и образовательного комплекса социальной работы, приобретая контуры глобальной профессии.

Контрольные задания

1. Сравните систему образования современных социальных работников в России с подготовкой добровольных помощников в начале XX в.

2. Проанализируйте отечественные образовательные стандарты II и III поколения (конца 1990-х гг. и начала XXI в.) по направлению «социальная работа».

3. Сравните исторические модели конфессиональных практик по следующим характеристикам:

—приоритеты в помощи нуждающимся;

—как понимается идеологема помощи;

—какие финансовые механизмы лежат в основе помощи и поддержки;

—какие санкции и ограничения имеются в отношении отдельных социальных групп.

Литература

1.Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.,1992.

2.Григорьев СИ. и др. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

3.Леннеер-Аксельсон Р., Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению.

М., 1995.

4.Основы социальной работы: учеб. / отв. ред. П.Д. Павленок. М., 1997.

5.Фирсов М.В. Методологические проблемы институционализации социальной работы. М., 2000.

6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Академический проект, 2008.

7.Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1994.

8.Энциклопедия социальной работы: в 3 т. Т. 1. М., 1994.

 

Точка зрения

Английский исследователь Р. Титмусс выделил три модели социальной политики, основу которых составляют различия по концептуальным подходам к роли государства в социальной сфере.

1.Политика благотворительности. Основной акцент социальной политики сделан на благотворительности, общественном вспомоществовании. Социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждающимся».

2.Политика страхования. Сконцентрирована на занятой на производстве части трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются главным образом через страхование работников. Утрата заработка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает потерянный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государственные (бюджетные и внебюджетные) фонды.

3.Политика перераспределения. Объектом целенаправленной социальной политики выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная защита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта. Целевой принцип - перераспределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным группам. Во главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилактики случаев утраты человеком социальной стабильности (Titmuss' R. Social Policy. London, 1974. P. 30-31).

Исследователи социальной политики предпринимают попытки сформировать относительно строгую классификацию ее моделей, которые представляются собой некий теоретический образ, в той или иной мере применимый к реальной социальной ситуации определенной страны.

Следует отметить, что ни одной стране в мире не удалось воплотить свои модели социальной политики в чистом виде, поскольку экономические условия постоянно меняются, а с ними и подходы к решению социальных проблем. Потому можно сказать, что в мире существует столько описаний и видов социальной политики, сколько и стран мира. Тем не менее, во всем этом многообразии можно выделить определенные формообразующие критерии и схемы, образующие определенную модель.

Так, в XX в. совершенно отчетливо выделяется и занимает лидирующее положение социальная политика, основанная на концепции «государства всеобщего благосостояния» («социальное государство» — в немецкоязычных странах). Суть концепции: государство обеспечивает благосостояние всех граждан, развивает систему социальной поддержки, широкий спектр социальных услуг. Финансирование этой системы осуществляется за счет перераспределения доходов через страхование и налоговую политику.

Историческая справка

Истоки государства всеобщего благосостояния восходят к социальному государству и заложены задолго до реального воплощения этой системы. Наследие Великой французской революции — Декларация прав человека от 1789 г. представляется сводом основных положений политики государства всеобщего благосостояния и общественного договора. Первый вариант социального государства сложился в Германии в 1880-е гг. при Бисмарке. Ему удалось расширить и усилить систему социального страхования, приняв законы о несчастных случаях на работе и о пенсиях для рабочих и крестьян. Вслед за Германией с 1881 по 1903 г. 11 европейских государств (Швейцария, Австрия, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Дания, Италия, Франция, Нидерланды, Швеция, Бельгия) ввели подобные законы. Немецкий вариант программы социального государства позднее был использован Л. Джорджем в Великобритании в 1911 г. при осуществлении национального страхования от болезней и безработицы. Однако широкое вторжение государства в экономику и социальную сферу заметно усиливается лишь после Первой мировой войны. До этого государственный сектор был небольшим - в большинстве стран он составлял 5-10% от ВВП. В США в 1913 г. доля государства в ВВП составляла 9%, тогда как в Германии -18%, в Англии -13%. В России и Японии роль государства также укреплялась, что обеспечивало быстрый экономический рост. Но именно в Германии государство впервые стало социальным (Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модернизма к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. № 7. 2005. С. 4).

Модель государства всеобщего благосостояния в каждой стране была своя, адаптированная к конкретным условиям и отличалась как способом, так и результатом решения проблем. Но общим для данных стран оставался принцип перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства.

В работе «Три режима капитализма всеобщего благосостояния» (1990) Г. Эспинг-Андерсен характеризует выделенные модели государства благосостояния, которые, собственно, и являлись основными способами осуществления социальной политики, существовавшие в экономически развитых странах Запада. Их основные характеристики отражены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Модели государства благосостояния

Модели Либеральная Социал-демократическая Консервативно-корпоративная
Уровень декоммо- дификации (растоваривание) Низкий Высокий Высокий
Стратификация общества Высокая Низкая Высокая
Государственное вмешательство Регулирова­ние рынка Прямое государ­ственное обеспе­чение социаль­ных программ Прямое предостав-ление финансового обеспечения и регулирования рынка

Эти модели различались в первую очередь формой, в которой государство выполняло свою функцию социальной защиты: экономическая, социальная или семейная.

Либеральная модель (США) отдает безусловный приоритет экономическому или первичному распределению, которое обусловлено прямым участием человека в системе производства. Она предполагает высокий уровень занятости, характеризуется высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов. Для государственного вмешательства более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В либеральной модели социальная форма распределения также присутствует. Однако она занимает весьма скромное место и действует по остаточному принципу, оказывается бедным и малообеспеченным слоям населения, неспособным самостоятельно добывать средства существования. Некоторые социальные риски покрываются частным страхованием. Либеральная модель существует на основе принципа «что ты имеешь», когда оказывается адресная поддержка тем гражданам, которые не имеют дохода. Обязанность государства — предоставлять определенный минимум социальных гарантий всем членам общества

Социал-демократическая модель (скандинавские страны) характеризуется низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Она также предполагает высокий уровень занятости, особенно женской. Именно широкое вхождение женщин на рынок труда избавляет социальную защиту от перегруза и делает ее более эффективной. Исключительно важную роль играет социальное перераспределение доходов, действующее на основе всеобщих социальных прав, которые рассматриваются как прямое следствие гражданской принадлежности. Предоставляемые пособия охватывают практически все возможные риски, являются довольно щедрыми, хотя находятся под строгим социальным контролем. Весьма важным и широким является также спектр социальных услуг, особенно охрана детства и забота о пожилых. Социал-демократический принцип (который также называют либерально-социалистическим), первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада. В социал-демократической модели социальная поддержка реализуется на основе принципа «кто ты есть», где социальные услуги оказываются независимо от доходов и трудового статуса получателя. Все это делает социал-демократическую модель, воплощенную в скандинавских странах, наиболее эффективной и привлекательной.

Консервативно-корпоративная модель (Германия, Италия, отчасти Франция) характеризуется низким уровнем занятости населения, особенно женской его части. Ее система социальной защиты финансируется через социальные взносы с зарплаты наемных работников и прибыли нанимателей. Социальное перераспределение занимает важное место, но в меньшей степени, чем в скандинавском варианте. Профессиональный статус играет при этом определяющую роль в приобретении социальных прав. Большое значение имеет также семейный статус, а вместе с ним — семейное перераспределение. Права трудящегося распространяются на членов семьи, размеры которой определяют число возможных пособий. Социальное страхование направлено на поддержание мужского типа семьи. Глава семейства, кормилец, играет центральную роль, поэтому развод наносит сильный удар, прежде всего по жене и детям. Консервативная модель выстраивается на принципе «что ты сделал». В ее основе — сохранение жизненного уровня, достигнутого в течение трудовой жизни при выходе на пенсию, а также во время болезни или инвалидности. Система социального страхования, социальной помощи не преследует целей перераспределения и ликвидации бедности.

С середины 1970-х гг. активное использование концепции «госу­дарства всеобщего благосостояния» пошло на убыль. Исследования показывали, что многие принятые ранее формулировки должны быть пересмотрены.

Концепции и формы социальной политики различных стран претерпевают изменения. Для первой половины 1990-х гг. характерны общемировые тенденции, связанные с приспособлением социальной политики, ее концепций и инструментария к новым экономическим реалиям — изменившимся условиям экономического развития, ограниченности ресурсов, высокому уровню безработицы. В целом они свидетельствуют о сближении концепций социальной политики в различных странах по следующим ключевым направлениям:

рационализация использования государственных инвестиций в соци­альную сферу — отказ от универсальных программ (на все население) в пользу селективных (на определенные категории населения, например группы риска). Это программы материальной поддержки семей с низким уровнем дохода, программы адаптации к рынку длительно безработных и расширения занятости, программы льготного медицинского обслуживания пожилых людей и т.д.;

приватизация социальной сферы — передача значительной части социальных услуг в частный сектор;

развитие социальных функций крупного бизнеса — из пассивного донора финансовых ресурсов бизнес становится равноправным партнером в социальном развитии.

Перемены в социальной политике отражены в табл. 2.3.

Точка зрения

«НПО есть альтернатива, и даже оппозиция государственному сектору и его политике, что продолжает историческую традицию таких организаций. Задачи НПО:

мотивировать личность проявлять большую гражданскую активность во всех областях общественной жизни, а не зависеть от расположения власти и государства;

создавать возможность для высказывания собственного мнения и заставлять обращать внимание на сложные потребности общества; поощрять плюрализм и разнообразие в обществе, сохраняя и усиливая культурные, этнические, религиозные, лингвистические и другие иден­тичности;

создавать альтернативу государственным учреждениям для того, чтобы услуги НПО были более гибкими и давали большую независимость их получателям» (Siege) D., Yancey J. The Rebirth of Civil Society. New York, 1992).

Несмотря на то, что выделение общественного сектора в качестве самостоятельного субъекта социальной политики и общественной активности в целом произошло лишь во второй половине XX в., предпосылки и основы его функционирования были заложены гораздо раньше в виде разнообразных форм благотворительной деятельности, традиций меценатства и общественной взаимопомощи.

В истории развития НПО, работающих в сфере предоставления социальной помощи в Европе, можно выделить три основных периода их развития. В течение первого периода, начиная с конца XVIII в., европейские государства не брали на себя ответственности за решение социальных проблем, и потому опеку бездомных, обездоленных детей, больных и инвалидов взяли на себя и осуществляли неправительственные организации. Таким образом, предоставление социальной помощи развивалось первоначально из гражданской инициативы. Вплоть до второй половины XIX в. функции государства по социальной защите были весьма ограничены и подразумевали только выдачу некоторых пособий для бедняков. Вся остальная социальная работа перекладывалась на плечи благотворительных организаций.

Во втором периоде, с начала XX в., началось формирование государственной социальной политики. Государственный сектор принимает на себя больше ответственности за заботу о бедняках, начинает выплачивать универсальные пособия и предоставлять некоторые услуги, оставляя на попечении НПО лишь те социальные группы, помощь которым, в силу их специфических потребностей, тяжело регламентировать при помощи общих законов. В то же время государство начинает больше контролировать деятельность по оказанию услуг неправительственными организациями. Неправительственные организации и общественные движения получают средства и легитимируются политической системой. Поскольку государство берет на себя ответственность за благосостояние своих граждан и начинает создавать систему социальной опеки, деятельность НПО в этой области заметно сузилась и стала более ограниченной и конкретной.

Историческая справка

Неправительственные организации возникли задолго до появления государства, основанного на демократических ценностях. В XVIII веке в Европе заметно усилились различные организации и сообщества, при помощи которых население стало принимать участие в решении различных общественных вопросов и социальных проблем. Эти организации и сообщества преследовали общественные цели, в них собирались люди, движимые общими интересами и желанием принести пользу обществу. Здесь обсуждались экономические, культурные, социальные проблемы, определялись цели и разрабатывались программы по их достижению. В конце XVIII века в любом городе Англии или Франции, население которого превышало 10 тыс. человек, было несколько таких общественных (гражданских) организаций, а в начале XIX в. в Англии каждый второй взрослый мужчина был членом какого-либо сообщества (Wendt W.R. Geschichte der sozialen Arbeit. Stuttgart, 1990).

Во время третьего периода, в конце XX в., значение НПО в сфере оказания социальных услуг снова начинает расти. Расширение роли сектора неправительственных организаций в области социальных услуг можно объяснить рядом причин: увеличение требований и стандартов и соответственно издержек на предоставление услуг; увеличение количества нуждающихся в социальной опеке в связи с демографическими изменениями и изменениями в структуре семьи.

Однако возрастание потребности в деятельности НПО не означает возврата в XIX в., когда такие организации оказывали помощь беднякам, без всякого вмешательства и регламентации их деятельности со стороны государства. В современных условиях, создавая и развивая рынок социальных услуг, в рамках которого эти услуги могут предоставляться как государством, так и неправительственными или частными организациями, государство по возможности старается регламентировать эту деятельность. В силу этого на рынке социальных услуг, с одной стороны, увеличивается возможность получения неправительственными организациями помощи от государства для оказания социальных услуг, с другой стороны,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.02 с.)