Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему данные параметры являются общими, постоянными величинами?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Профессиональная культура: обычно при становлении или развитии той или иной профессии люди, ее практикующие, создают собственную культуру, т.е. определенный набор ценностных установок, соответствующий структуре этических норм данного общества и связанный с той функцией, которую призваны выполнять представители данной профессии как свое предназначение, свою роль в обществе. Ценностными установками всех разновидностей социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности. Международное определение социальной работы «Социальная работа как профессия способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует активизации способностей людей к самостоятельному функционированию в обществе в целях повышения их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа помогает взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы» (Глобальные образовательные стандарты по подготовке специалистов социальной работы (приняты на Генеральной Ассамблее МАШСР и МФСР в Аделаиде, 2004 г.). История мирового сообщества свидетельствует о том, что возникновение социальной работы отвечало в большей степени интересам гражданского общества, нежели интересам отдельной личности. Речь идет о том, что социальная деятельность изначально впитала в себя общечеловеческие ценности, выходящие за рамки интересов конкретных людей конкретного общества. Эти ценностные основания во многом предопределяют цель социальной работы — гармонизацию взаимоотношений между индивидами, между индивидами и социальными институтами общества, а также ее задачи — способствовать утверждению социальной и экономической справедливости, защищать право человека на достойную и свободную жизнь. Факты Проблематика социальной работы как отрасли научного знания теперь является признанным полем академических исследований во многих индустриально развитых странах. В Великобритании, например, проблемы социальной работы изучаются, прежде всего, на факультетах социального администрирования или социального развития автономных университетов, в то время как в США научные исследования в области социальной работы - неотъемлемая часть программы обучения на факультетах или в колледжах социальной работы. Те или иные теоретические аспекты социальной работы изучаются на факультетах политологии, социологии, экономики, государственной службы. Это объясняется междисциплинарным характером проблем социальной работы. Социальные стратегии в рамках социальной работы являются предметом изучения не только университетов, но и многих научно-исследовательских институтов, государственных и общественных исследовательских центров. Система научных и практических знаний — профессиональные знания социального работника: знания о природе человека и его социальном окружении, теории и методы социальной работы, специфические профессиональные знания и умения. Хорошо отлаженная система знаний, навыков и умений социальной работы может помочь развитию общества, сглаживая конфликты и предлагая конструктивные методы социального развития. Развивающиеся на научной основе знания о потребностях человека и об их удовлетворении посредством системы социальных услуг, подкрепленные общественной и индивидуальной практикой, помогают обществу решать многие социальные проблемы и ускорять свое социальное, а вслед за ним и экономическое развитие. Общественное признание, или социальный статус профессии (профессиональная подготовка и ответственность убеждать общественность в полезности социальной работы для общества в целом, профессиональная пригодность). Представители любой профессии стремятся к тому, чтобы социум признал ее как полезную и нужную, т.е. стремятся получить определенный статус в обществе. Как показывает социальная практика, добиться общественного признания можно лишь в том случае, если конкретной профессиональной деятельностью станут заниматься дипломированные специалисты. Однако для завоевания авторитета этого недостаточно. Необходимо также убедить общественность в эффективности и полезности практики социальной работы, как в отношении конкретных людей, так и общества в целом. Этого можно достичь путем делегирования части контрольных функций над деятельностью социальных работников представителям общественности, что в определенном смысле обеспечивает социальную безопасность тем членам общества, которым оказывается помощь. Клиенту нужны гарантии качества социальной помощи, которые могут предоставить лишь дипломированные специалисты, не только наделенные теоретическими знаниями и имеющие достаточный уровень практических навыков и умений, но и обладающие особыми душевными качествами, способные и готовые помочь человеку, руководствуясь чувством милосердия и человеколюбия. Социальная работа — это единственная профессия, в которой определяющим критерием профессиональной пригодности являются личностные качества (в первую очередь доброта и любовь к людям), а затем уже знания, навыки и умения. 2.2.2. Основные подходы к решению социальных проблем и их влияние на формирование моделей социальной работы К началу XX века социальная помощь в основном осуществлялась через церкви, общины, семьи. Однако в результате происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни эти каналы начинают разрушаться. В связи с этим в первой половине XX столетия происходит перераспределение ролей: одним из главных гарантов социальной защищенности человека становится государство. Историческая справка Социальная работа как профессиональная деятельность формируется в конце XIX - начале XX в. Само понятие «социальная работа» производно от термина «социальный работник», который был предложен С. Паттеном в 1900 г.; в профессиональном значении оно впервые начало употребляться в Англии, США, а затем в разное время и в странах Западной Европы. Интенсивное развитие капитализма, характеризующее этот период, сопровождалось включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием работников наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений трудящихся. Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной защиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, внедрять активную социальную политику. В XX веке развитие европейской и американской цивилизации характеризуется тем, что наряду с репрессиями появляется и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей. Поиск теоретических решений возрастающих социальных проблем начался еще в XIX в. Возникают первые социальные теории и доктрины, которые и поныне определяют социальную политику некоторых государств. Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX — начале XX в. в США и Западной Европе способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед личностью, о том, что наиболее рациональным способом решения возникших социальных проблем являются социальные реформы в совокупности с индивидуальным подходом к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. В результате этих теоретических изысканий сформировалось три подхода к решению социальных проблем. Первый подход — революционно-преобразовательный (марксистское направление). Суть его: решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. На практике такой подход нашел свое воплощение в бывшем СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в XX в. Второй подход — реформистский. Его представители также считали, что причины социальных невзгод заложены в обществе, но выход видели не в революционном преобразовании социума, а в его постепенном реформировании. Данный путь социальных преобразований и развития выбрало большинство стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом процессе скандинавские страны. Третий подход — антропологический, сторонники которого исходят из положения, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения — Мэри Ричмонд, автор классической теории социальной работы, описанной в книге «Социальные диагнозы» (1917). Основываясь на американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Человек выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.
Точка зрения «В Великобритании дискуссия о том, что представляет собой социальная работа, ведется на протяжении многих лет и является предметом экзистенциальной важности. Ответы могут быть разными по сути - это финансируемая государством деятельность, связанная с рядом „тяжелых случаев", в отношении которых необходимо повседневно применять правила, законы, политику. Социальная работа усиливает права, которые не были замечены в другом месте, и обязанности, которые клиентура социальных работников отменила. Поэтому социальная работа является институтом, ориентированным на государство, а не на клиента» (Harris R. Beyond rhetoric: A challenge for international social work // International Social Work. 1990. 33 (3). P. 204-205). В начале XX века благотворительные общественные организации стали пополняться уже профессиональными кадрами социальных работников, которых готовили многие высшие и средние учебные заведения. Так, постепенно оказание помощи незащищенным слоям населения теряет характер неорганизованной благотворительности и филантропии и приобретает профессиональное качество и соответствующее начинание под названием «социальная работа». Одновременно возникают новые формы деятельности: например, движение сеттльментов (The settlement house movement) — организация поселений для иммигрантов в США и Англии, эльберфельдская система оказания помощи бедным (Elberfeld system) в Германии, Финляндии, Швеции, с частичным участием государственных служащих и др. Но главным игроком на социальном поле, безусловно, становится государство. Во все большей степени оно начинает осознавать необходимость вмешательства в социальную сферу, а значит, и иметь на государственной службе профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. практически все развитые государства проводят активную экспансию в социальную сферу: выстраивают социальную политику, создают правовую базу, разрабатывают модели и системы социальной поддержки населения. В это же время вырисовываются и различия в моделях социальной поддержки населения в разных странах Запада. Точка зрения Считается, что в США социальная работа излишне сосредоточена на сфере микропрактики с индивидами и семьями, опираясь в этой сфере в основном на клиническую модель. В 1990 году американский теоретик социальной работы Г. Шпехт предостерегал: «Исходя из существующего положения дел, можно ожидать, что профессия будет полностью поглощена психотерапией в ближайшие 20 лет и функции социальной работы в государственных социальных службах станут незначительными... Психотерапия отвлекла социальную работу от ее первоначальной мечты, мечты о совершенствовании общества, создании „города прекрасного", „нового общества" и „новых границ"» (Specht Н. Social work and the popular psychotherapies // Social Service Review. 1990. 64 (3). P. 345). В процессе исторического становления социальной работы сформировались три основные сферы практики. В первой сфере социальная работа предстает как инструмент механизма государственного благосостояния. Внутри нее государство эффективно диктует конкретные направления практики, на которых профессия сосредоточивает свои силы. Кроме того, кадровый состав в своем большинстве также напрямую нанимается государством или государственными службами, которые основаны им и поэтому подотчетны государству. Эта сфера практики включает следующие конкретные направления социальной работы: оказание необходимой поддержки и осуществление контроля за условно осужденными, работу с несовершеннолетними правонарушителями и взрослыми преступниками в коррекционных учреждениях, социальное обслуживание семьи, защита и опека детей, работа в системе социального обслуживания, семейной помощи по различным направлениям социальной поддержки. В этой сфере работают сложившиеся механизмы социального контроля и защиты. Вторая сфера практики связана с деятельностью по усилению социального функционирования индивидов и семей, которая напрямую выходит на работу с клиентами. Эта сфера практики имеет несколько ответвлений, включая клиническую социальную работу, семейную терапию, консультирование по вопросам брака, социальную работу в медицине, психиатрии и психотерапии. В данной области практики социальной работы специалисты работают с теми, кто становится их клиентами. Она охватывает как частные службы, так и государственные. Третья сфера практики представляет социальную работу, направленную на повышение благосостояния людей, заботу об укреплении здоровья, сплоченности и дееспособности общества. Диапазон деятельности в рамках данной сферы широк: от развития микросоциальной среды до разработки макросоциальной политики. В целом ее можно определить как социальное развитие, поскольку основные цели деятельности здесь направлены на улучшение окружающей среды и общества, в которых развиваются и живут люди. Главной функцией социальной работы в этой сфере выступает служение обществу со всеми его контекстами, включая сообщества и социальные группы, этнические группы, регионы и нации. Кроме того, здесь отражается созидательная миссия профессии — внесение вклада в строительство лучшего мира на различных уровнях. Большинство социальных работников, занятых в этой сфере практики, работают в общественных организациях, остальные — в государственных учреждениях, в том числе в области социального управления, политики, планирования и программирования. И тех и других объединяют общие цели. Реальный баланс между тремя сферами практики существенно различается в разных государствах. Точка зрения В странах Африки социальная работа подчинена государственной системе социального обеспечения и коррекционным подходам, а социальному развитию как направлению социальной работы уделяется лишь незначительное внимание: «Переход к социальному развитию как сфере практики социальной работы стал следствием низкой эффективности коррекционных подходов, которые в основном решают проблемы на микроуровне практики, а такие проблемы, как безработица, СПИД, беженцы, экология, укрепление порядка, остаются за пределами их воздействия» (Kaseke Е. A response to social problems in developing countries // Social Policy and Administration. 1990. 24 (1). P. 19). В странах Европы существует множество структур, с помощью которых функционируют институты социальной помощи и поддержки. Они отличаются друг от друга, что отражает не только особенности функциональных позиций, которые они занимают в обществе, но и различные взгляды на роль государства в социальном обеспечении граждан, а также на ответственность семьи за выживание и благополучие зависимых ее членов. В процессе институционализации социальной работы в современных обществах сложилось несколько ее типов: ■государственный; ■общественный; ■смешанный. Каждый из них имеет свои достоинства и проблемные стороны. Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением тех членов общества, которые нуждаются в помощи, и ресурсов, выделяемых на оказание поддержки. Минус такого типа социальной работы состоит в том, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности. Общественная организация, или самоорганизация, помощи нуждающимся представляется значительным явлением с точки зрения качества социокультурной жизни. В этом случае более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся в изменяющихся условиях, поиск путей адаптации, организация их социального участия. Если ответственность за помощь нуждающимся в ней возлагать только на добровольные общественные организации, - их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама по себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.009 с.) |