Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние процесса глобализации на социальную работуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глобализация воздействует на социальную работу во всех своих трех аспектах: экономическом, политическом и социокультурном. Глобализация экономической сферы способствует приватизации социальной сферы, появлению частного, независимого сектора социального обслуживания населения в развитых капиталистических странах. Таким образом, можно говорить о расширении участников в сфере предоставления услуг. Передача ответственности за решение социальных вопросов из общественного сектора в частный происходит по двум направлениям: 1)часть функций передается на уровень семьи, местного сообщества и добровольных неправительственных организаций на основе так называемого принципа взаимопомощи; 2)коммерциализация социальных услуг: от предоставления платных услуг в рамках государственного сектора до передачи социальных программ в частный сектор. Понятие «частный сектор» включает в себя не только частные коммерческие, но и некоммерческие организации, и внутрисемейные отношения. Можно также констатировать заметные изменения в развитии организационных структур социальной работы. Происходит переход к более гибким моделям работы, что воздействует как на организацию социальной работы, так и на природу ее клиентской базы. Появляется менеджмент социальной работы, ключевой задачей которого является приобретение (покупка) социальных услуг у различного вида частных, добровольческих и некоммерческих организаций. Социальные работники вовлекаются в управление так называемым социальным пакетом (пакет помощи). Речь идет о «ведении случая» как о процессе выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помощи, оказываемой ему группой специалистов, т.е. командой. Одним из существенных структурных изменений стало разделение крупных социальных организаций на более мелкие, концентрирующиеся на определенных вопросах помощи (как, например, в Великобритании). Происходит переход от общей практики к специализации, особенно в сфере диагностики и анализа. Возрастает число некоммерческих и коммерческих организаций, занимающихся отдельными направлениям деятельности: проблемами защиты детей, психических заболеваний, геронтологии, молодежного права, оказывающих различные виды альтернативной помощи. Сферы практики в значительной мере рассматриваются с точки зрения приоритетности, т.е. необходимости работать и финансировать тех, кто входит в группы особо нуждающихся и группы риска. Глобализация социокультурной и политической сферы оказала влияние на социальную политику стран. Социальная политика, основанная на низком уровне налогов и бюджетном сокращении, снижает ресурсы, необходимые для социальных служб. Средства могут отвлекаться от высокозависимых групп на образование и обучение для привлечения крупных инвестиций. Усиливается интеграция в сфере социального образования. С одной стороны, это привело к обобщению принципов и универсализации понимания социальной работы, в фокусе которого — проблемы человека и общечеловеческие ценности, такие как свобода, ненасилие, права человека и др., которые через профессиональную деятельность претворяются во многих странах мира. С другой стороны, международная интеграция социальной работы сталкивается с противоречиями, порождаемыми неравномерностью социально-экономического развития стран. Поскольку глобализация несет в себе не только тенденции унификации, но и элементы нивелирования, размывания самобытности общностей в различных культурных регионах, перед социальной работой встает ряд задач, связанных с сохранением культурной идентичности. В условиях глобализации профессиональной деятельности усиливается роль социальной работы в сохранении, поддержании и развитии национальной идентичности в целях экономической и общественной безопасности стран. Наконец, становится возможным развивать и усиливать обмен в сфере теоретических, практических и научных открытий между профессиональными сообществами социальных работников по вопросам решения различных социальных проблем — охраны детства, демографии, преступности, наркомании среди молодежи, групп риска, физиологического и морального старения и т.п. 2.2. Социальная работа как составная часть общественного устройства глобального мира Основные понятия «Третий (общественный) сектор» — совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса. Государство всеобщего благосостояния — общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан. Государство предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и т. п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное неравенство посредством перераспределения ресурсов. Гражданское общество — совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства. Неправительственные организации (НПО) — частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества. Профессиональная культура — набор ценностных установок определенной профессии, соответствующий структуре этических норм данного общества. Социальная поддержка — система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения. Социальное благосостояние — система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества. Социальный статус профессии — признание профессии обществом как нужной и полезной. Универсальные паттерны культуры — структуры, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре. 2.2.1. Социокультурное измерение социальной работы: общее и особенное Историческая справка Известно, что социальная работа в самом начале своего развития опиралась на христианские традиции. Несмотря на то, что многие их них отражали общечеловеческие ценности, социальные службы многих стран, где господствовала другая религия (например, мусульманство), учитывали местные культурные традиции, т.е. несколько иное, чем в христианстве, понимание таких категорий, как равенство и справедливость, благотворение и воздаяние. Например, понимание попечения в западной и восточной культурах разительно различаются. Социальная работа в большинстве западных стран ориентирована на индивида, его личностное начало, индивидуальные права, и социальные службы изначально создавались по месту жительства людей и обслуживали в основном только тех, кто не имел другой возможности получить помощь. В восточной же культуре человек по традиции воспринимается в основном как элемент общества, коллектива, семьи, как часть малой группы, без акцента на индивидуальность или в качестве отдельной личности. В Индии, к примеру, социальная работа с семьей проводится в соответствии с их национальным пониманием функции этого института: прочные семейные связи непоколебимы на протяжении всей жизни человека, поэтому основная работа с семьей направлена на сохранение и упрочение этих связей, несмотря на возможное ущемление, по западным меркам, индивидуальных интересов личности. В США же, как и в большинстве европейских стран, социальная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида к независимой от нее самостоятельной жизни в обществе. В соответствии с традицией западной культуры социальные работники поощряют многообразие, плюрализм посредством конкуренции, а в восточных и азиатских странах - руководствуются идеями единения, униформности, сплоченности, стараясь обходить острые углы, конфликты и жесткую конкурентную борьбу. В каждом государстве социальная работа несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, политической практики, что свидетельствует о ее уникальности. Разные культуры порождают свои ценностные ориентации, которые выражаются в специфическом отношении к природе, времени, пространству, характеру общения, личной свободе, природе самого человека. Понимание значений нормы, разумного, рационального может быть совершенно различным в различных культурах. Все эти особенности находят свое отражение в профессиональной деятельности, и существование многообразной практики социальной работы в разных странах тому подтверждение. Вместе с тем имеются и универсальные черты, которые можно обнаружить во всех культурах. Американский культуролог Кларк Уислер выделил девять таких черт, присущих всем культурам: 1) речь (язык); 2) материальные черты; 3) искусство; 4) мифология и научное знание; 5) религиозная практика; 6) семья и социальная система; 7) собственность; 8) правительство; 9) война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) народности, или иначе их называют культурными темами. Одни культуры основаны на таких темах, как равенство и социальная справедливость, другие — на индивидуальной ответственности и денежном успехе, третьи — на военной доблести и охоте и т.п. Итак, анализ мирового опыта свидетельствует о том, что наряду с уникальностью, обусловленной, как отмечалось выше, социально-экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традициями каждой страны, социальной работе свойственны также и универсальные паттерны. Они позволяют определить ее как всеобщее явление в контексте общественного развития современного мира, которому присущи формы уникального проявления в различных странах. Такими универсальными паттернами в социальной работе выступают: ■ профессиональная культура, включающая в себя единые общечеловеческие ценности, а также общие стандарты профессионального поведения; ■ система научных и практических знаний; ■общественное признание или социальный статус профессии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.190.74 (0.01 с.) |