Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные модели социальной поддержки населения в современном миреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На сегодняшний день состояние социальной политики представляет собой продукт XX в. Предшествующие столетия заложили ее основы, выраженные в следующих постулатах: ■ решение социальных проблем требует продуманной политики; ■ социальные проблемы - это серьезные вопросы, требующие активного участия и деятельности со стороны государства, негосударственных институтов и непосредственно граждан; ■ нерешенность социальных проблем есть путь к социальной и политической дестабилизации и конфликтам. В XX веке формируется широкий спектр программ, путей реализации социальной политики. Среди них примеры политики Швеции и Норвегии, Германии и Франции, Англии и США, СССР и стран бывшего социалистического лагеря, а также Латинской Америки, Азии и др. Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий, и, несмотря на сходство и однотипность решаемых задач, подходы, методы и организационное оформление весьма различны. Точка зрения Английский исследователь Р. Титмусс выделил три модели социальной политики, основу которых составляют различия по концептуальным подходам к роли государства в социальной сфере. 1.Политика благотворительности. Основной акцент социальной политики сделан на благотворительности, общественном вспомоществовании. Социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждающимся». 2.Политика страхования. Сконцентрирована на занятой на производстве части трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются главным образом через страхование работников. Утрата заработка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает потерянный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государственные (бюджетные и внебюджетные) фонды. 3.Политика перераспределения. Объектом целенаправленной социальной политики выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная защита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта. Целевой принцип - перераспределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным группам. Во главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилактики случаев утраты человеком социальной стабильности (Titmuss' R. Social Policy. London, 1974. P. 30-31). Исследователи социальной политики предпринимают попытки сформировать относительно строгую классификацию ее моделей, которые представляются собой некий теоретический образ, в той или иной мере применимый к реальной социальной ситуации определенной страны. Следует отметить, что ни одной стране в мире не удалось воплотить свои модели социальной политики в чистом виде, поскольку экономические условия постоянно меняются, а с ними и подходы к решению социальных проблем. Потому можно сказать, что в мире существует столько описаний и видов социальной политики, сколько и стран мира. Тем не менее, во всем этом многообразии можно выделить определенные формообразующие критерии и схемы, образующие определенную модель. Так, в XX в. совершенно отчетливо выделяется и занимает лидирующее положение социальная политика, основанная на концепции «государства всеобщего благосостояния» («социальное государство» — в немецкоязычных странах). Суть концепции: государство обеспечивает благосостояние всех граждан, развивает систему социальной поддержки, широкий спектр социальных услуг. Финансирование этой системы осуществляется за счет перераспределения доходов через страхование и налоговую политику. Историческая справка Истоки государства всеобщего благосостояния восходят к социальному государству и заложены задолго до реального воплощения этой системы. Наследие Великой французской революции — Декларация прав человека от 1789 г. представляется сводом основных положений политики государства всеобщего благосостояния и общественного договора. Первый вариант социального государства сложился в Германии в 1880-е гг. при Бисмарке. Ему удалось расширить и усилить систему социального страхования, приняв законы о несчастных случаях на работе и о пенсиях для рабочих и крестьян. Вслед за Германией с 1881 по 1903 г. 11 европейских государств (Швейцария, Австрия, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Дания, Италия, Франция, Нидерланды, Швеция, Бельгия) ввели подобные законы. Немецкий вариант программы социального государства позднее был использован Л. Джорджем в Великобритании в 1911 г. при осуществлении национального страхования от болезней и безработицы. Однако широкое вторжение государства в экономику и социальную сферу заметно усиливается лишь после Первой мировой войны. До этого государственный сектор был небольшим - в большинстве стран он составлял 5-10% от ВВП. В США в 1913 г. доля государства в ВВП составляла 9%, тогда как в Германии -18%, в Англии -13%. В России и Японии роль государства также укреплялась, что обеспечивало быстрый экономический рост. Но именно в Германии государство впервые стало социальным (Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модернизма к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. № 7. 2005. С. 4). Модель государства всеобщего благосостояния в каждой стране была своя, адаптированная к конкретным условиям и отличалась как способом, так и результатом решения проблем. Но общим для данных стран оставался принцип перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства. В работе «Три режима капитализма всеобщего благосостояния» (1990) Г. Эспинг-Андерсен характеризует выделенные модели государства благосостояния, которые, собственно, и являлись основными способами осуществления социальной политики, существовавшие в экономически развитых странах Запада. Их основные характеристики отражены в табл. 2.2. Таблица 2.2 Модели государства благосостояния
Эти модели различались в первую очередь формой, в которой государство выполняло свою функцию социальной защиты: экономическая, социальная или семейная. Либеральная модель (США) отдает безусловный приоритет экономическому или первичному распределению, которое обусловлено прямым участием человека в системе производства. Она предполагает высокий уровень занятости, характеризуется высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов. Для государственного вмешательства более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В либеральной модели социальная форма распределения также присутствует. Однако она занимает весьма скромное место и действует по остаточному принципу, оказывается бедным и малообеспеченным слоям населения, неспособным самостоятельно добывать средства существования. Некоторые социальные риски покрываются частным страхованием. Либеральная модель существует на основе принципа «что ты имеешь», когда оказывается адресная поддержка тем гражданам, которые не имеют дохода. Обязанность государства — предоставлять определенный минимум социальных гарантий всем членам общества Социал-демократическая модель (скандинавские страны) характеризуется низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Она также предполагает высокий уровень занятости, особенно женской. Именно широкое вхождение женщин на рынок труда избавляет социальную защиту от перегруза и делает ее более эффективной. Исключительно важную роль играет социальное перераспределение доходов, действующее на основе всеобщих социальных прав, которые рассматриваются как прямое следствие гражданской принадлежности. Предоставляемые пособия охватывают практически все возможные риски, являются довольно щедрыми, хотя находятся под строгим социальным контролем. Весьма важным и широким является также спектр социальных услуг, особенно охрана детства и забота о пожилых. Социал-демократический принцип (который также называют либерально-социалистическим), первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада. В социал-демократической модели социальная поддержка реализуется на основе принципа «кто ты есть», где социальные услуги оказываются независимо от доходов и трудового статуса получателя. Все это делает социал-демократическую модель, воплощенную в скандинавских странах, наиболее эффективной и привлекательной. Консервативно-корпоративная модель (Германия, Италия, отчасти Франция) характеризуется низким уровнем занятости населения, особенно женской его части. Ее система социальной защиты финансируется через социальные взносы с зарплаты наемных работников и прибыли нанимателей. Социальное перераспределение занимает важное место, но в меньшей степени, чем в скандинавском варианте. Профессиональный статус играет при этом определяющую роль в приобретении социальных прав. Большое значение имеет также семейный статус, а вместе с ним — семейное перераспределение. Права трудящегося распространяются на членов семьи, размеры которой определяют число возможных пособий. Социальное страхование направлено на поддержание мужского типа семьи. Глава семейства, кормилец, играет центральную роль, поэтому развод наносит сильный удар, прежде всего по жене и детям. Консервативная модель выстраивается на принципе «что ты сделал». В ее основе — сохранение жизненного уровня, достигнутого в течение трудовой жизни при выходе на пенсию, а также во время болезни или инвалидности. Система социального страхования, социальной помощи не преследует целей перераспределения и ликвидации бедности. С середины 1970-х гг. активное использование концепции «государства всеобщего благосостояния» пошло на убыль. Исследования показывали, что многие принятые ранее формулировки должны быть пересмотрены. Концепции и формы социальной политики различных стран претерпевают изменения. Для первой половины 1990-х гг. характерны общемировые тенденции, связанные с приспособлением социальной политики, ее концепций и инструментария к новым экономическим реалиям — изменившимся условиям экономического развития, ограниченности ресурсов, высокому уровню безработицы. В целом они свидетельствуют о сближении концепций социальной политики в различных странах по следующим ключевым направлениям: рационализация использования государственных инвестиций в социальную сферу — отказ от универсальных программ (на все население) в пользу селективных (на определенные категории населения, например группы риска). Это программы материальной поддержки семей с низким уровнем дохода, программы адаптации к рынку длительно безработных и расширения занятости, программы льготного медицинского обслуживания пожилых людей и т.д.; приватизация социальной сферы — передача значительной части социальных услуг в частный сектор; развитие социальных функций крупного бизнеса — из пассивного донора финансовых ресурсов бизнес становится равноправным партнером в социальном развитии. Перемены в социальной политике отражены в табл. 2.3.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.01 с.) |