Реконструированные системы социального обеспечения государств всеобщего благосостояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реконструированные системы социального обеспечения государств всеобщего благосостояния



Системы социального обеспе-чения Остаточная Промежуточная Институциональная корпоративная (социальное страхование)
Характери- Ограничен- Мини- Относитель Высокий
стики ный диапа- мальные но высокий диапазон
  зон социаль- пенсии, на- уровень со- социального
  ных выплат циональный циальных страхования
  и социально- контроль за дотаций  
  го страхова- выплатами и выплат,  
  ния и платежами подкреплен-  
    нуждаю- ных законо-  
    щимся дательством  
Страны Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Германия (остаточное обеспечение бедных) Великобритания Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Голландия, Франция (высокие детские пособия) Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания Голландия, Австрия

 

Итак, в социальной политике ЕС происходят существенные изменения. Раньше в ней преобладал англосаксонский неолиберальный подход. Теперь наметились новые тенденции, которые заметно усиливают социальную составляющую. Происходит, если не примирение экономического и социального, то их движение в сторону большего равновесия. Растет понимание того, что социальное не следует рассматривать как некий эпифеномен экономического или же, как нежелательные издержки, которые по возможности надо сокращать. Напротив, социальное необходимо рассматривать как самостоятельную цель и важную сферу продуктивного вложения в человеческий капитал, который по своему значению соперничает с финансовым капиталом.

Данные тенденции свидетельствуют о сближении социальной политики ЕС со скандинавской моделью занятости и социальной защиты.

 

2.2.4. Повышение роли гражданского общества в системе социальной защиты населения

Как идеал гражданское общество олицетворяет собой общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих свои потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае - когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам.

Современные модели социальной политики показывают, что в качестве ее самостоятельных и полноценных субъектов наиболее отчетливо позиционируются гражданские инициативы и институты общественного сектора.

В основном институты гражданского общества в сфере социальной политики имеют организационную форму общественных организаций и объединений. Они получили название «третьего или общественного сектора». Расширение и распространение деятельности общественных организаций, а также новые формы их деятельности указывают на существование в обществе специфических потребностей, которые не могут удовлетворить ни избранная демократическим путем власть, ни даже рынок, который обычно чутко реагирует на новые потребности в товарах и услугах. Особый социальный статус данных организаций сочетается с их специфическим экономико-правовым статусом, который заключается в том, что они:

■ организованные, т.е. в некотором смысле институционализированные;

■ независимые от государства;

■ не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками (именно поэтому данные организации именуются неправительственными или некоммерческими организациями (НПО или НКО);

■ самостоятельные, т.е. способные сами контролировать свою деятельность;

■ добровольческие, т.е. привлекающие немалое число добровольцев к непосредственной деятельности организации или к управлению ею.

Точка зрения

«НПО есть альтернатива, и даже оппозиция государственному сектору и его политике, что продолжает историческую традицию таких организаций. Задачи НПО:

мотивировать личность проявлять большую гражданскую активность во всех областях общественной жизни, а не зависеть от расположения власти и государства;

создавать возможность для высказывания собственного мнения и заставлять обращать внимание на сложные потребности общества; поощрять плюрализм и разнообразие в обществе, сохраняя и усиливая культурные, этнические, религиозные, лингвистические и другие иден­тичности;

создавать альтернативу государственным учреждениям для того, чтобы услуги НПО были более гибкими и давали большую независимость их получателям» (Siege) D., Yancey J. The Rebirth of Civil Society. New York, 1992).

Несмотря на то, что выделение общественного сектора в качестве самостоятельного субъекта социальной политики и общественной активности в целом произошло лишь во второй половине XX в., предпосылки и основы его функционирования были заложены гораздо раньше в виде разнообразных форм благотворительной деятельности, традиций меценатства и общественной взаимопомощи.

В истории развития НПО, работающих в сфере предоставления социальной помощи в Европе, можно выделить три основных периода их развития. В течение первого периода, начиная с конца XVIII в., европейские государства не брали на себя ответственности за решение социальных проблем, и потому опеку бездомных, обездоленных детей, больных и инвалидов взяли на себя и осуществляли неправительственные организации. Таким образом, предоставление социальной помощи развивалось первоначально из гражданской инициативы. Вплоть до второй половины XIX в. функции государства по социальной защите были весьма ограничены и подразумевали только выдачу некоторых пособий для бедняков. Вся остальная социальная работа перекладывалась на плечи благотворительных организаций.

Во втором периоде, с начала XX в., началось формирование государственной социальной политики. Государственный сектор принимает на себя больше ответственности за заботу о бедняках, начинает выплачивать универсальные пособия и предоставлять некоторые услуги, оставляя на попечении НПО лишь те социальные группы, помощь которым, в силу их специфических потребностей, тяжело регламентировать при помощи общих законов. В то же время государство начинает больше контролировать деятельность по оказанию услуг неправительственными организациями. Неправительственные организации и общественные движения получают средства и легитимируются политической системой. Поскольку государство берет на себя ответственность за благосостояние своих граждан и начинает создавать систему социальной опеки, деятельность НПО в этой области заметно сузилась и стала более ограниченной и конкретной.

Историческая справка

Неправительственные организации возникли задолго до появления государства, основанного на демократических ценностях. В XVIII веке в Европе заметно усилились различные организации и сообщества, при помощи которых население стало принимать участие в решении различных общественных вопросов и социальных проблем. Эти организации и сообщества преследовали общественные цели, в них собирались люди, движимые общими интересами и желанием принести пользу обществу. Здесь обсуждались экономические, культурные, социальные проблемы, определялись цели и разрабатывались программы по их достижению. В конце XVIII века в любом городе Англии или Франции, население которого превышало 10 тыс. человек, было несколько таких общественных (гражданских) организаций, а в начале XIX в. в Англии каждый второй взрослый мужчина был членом какого-либо сообщества (Wendt W.R. Geschichte der sozialen Arbeit. Stuttgart, 1990).

Во время третьего периода, в конце XX в., значение НПО в сфере оказания социальных услуг снова начинает расти. Расширение роли сектора неправительственных организаций в области социальных услуг можно объяснить рядом причин: увеличение требований и стандартов и соответственно издержек на предоставление услуг; увеличение количества нуждающихся в социальной опеке в связи с демографическими изменениями и изменениями в структуре семьи.

Однако возрастание потребности в деятельности НПО не означает возврата в XIX в., когда такие организации оказывали помощь беднякам, без всякого вмешательства и регламентации их деятельности со стороны государства. В современных условиях, создавая и развивая рынок социальных услуг, в рамках которого эти услуги могут предоставляться как государством, так и неправительственными или частными организациями, государство по возможности старается регламентировать эту деятельность. В силу этого на рынке социальных услуг, с одной стороны, увеличивается возможность получения неправительственными организациями помощи от государства для оказания социальных услуг, с другой стороны, такая помощь означает большую возможность государства влиять и контролировать процесс предоставления услуг такими организациями.

В настоящее время общественные организации являются не только дополнительной, но и весьма действенной силой в реализации социальной политики. Они выступают в качестве средства преодоления, как изъянов рынка, так и недочетов государства в социальной сфере. К числу отличительных особенностей НПО можно отнести следующие:

■ способны проникать в те сферы жизнедеятельности общества, которые не затрагиваются либо слабо затрагиваются существующими государственными структурами;

■ обладают способностью максимально активизировать характер деятельности и поведения их членов в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем.

Общественные организации способствуют вовлечению индивидов в социальную деятельность, в результате чего осуществляется процесс их превращения из нуждающихся пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности. Именно этими особенностями НПО определяется то, что одной из основных сфер их активности является социальная сфера.

Общие выводы

■Глобализация многомерна. В экономическом аспекте она означает интернационализацию производства и торговли, возросшую мобильность капитала. В политическом аспекте рассматривается как давление на национальную политику, хотя также может привести к новым наднациональным формам управления. В социокультурном аспекте глобализация отражает уплотнение времени и пространства, усиление мобильности идей под воздействием информационных технологий, и также обостряет проблему становления человека.

■Глобальные проблемы выявили критические рубежи в развитии не отдельных локальных сообществ или культур, а всего человечества. В центре всех глобальных проблем современности находится человек. Они требуют новых подходов и новых решений.

■Глобализация воздействует на социальную работу в экономическом, политическом и социокультурном аспектах, порождая целый комплекс проблем, а, следовательно, и задач для социальной работы.

■Различие параметров социальной работы в зарубежных странах отражает национальные истоки, особенности культур и социальные структуры каждого государства. Вместе с тем она обладает универсальными культурными паттернами, которые придают ей статус профессиональной деятельности.

■В процессе своего профессионального становления социальная работа прошла путь от своих истоков через систему этнической, конфессиональной, сословной, государственной поддержки и стала общественно признанной профессией.

■Модели социальной политики западных государств, базировавшиеся

на концепции государства всеобщего благосостояния, претерпели за последнее время значительные изменения. Современные развитые страны ищут более эффективные альтернативы прежним моделям. Во многих случаях политические и экономические интересы перевешивают общественные потребности, надежды, обязательства.

■В системе социальной политики общественный сектор занимает значительное место и выступает в качестве ее высоко статусных субъектов. Его социальная роль признается современным обществом в качестве существенной, а ответственность за решение социальных вопросов все более смещается от государства в сторону НПО.

Контрольные вопросы и задания

1.Изучите табл. 2.1 и определите, какие критические рубежи в развитии всего человечества выявили глобальные проблемы.

2.На основе изученного материала определите, на какие глобальные социальные проблемы непосредственно или опосредованно выходит социальная работа.

3.Выделите глобальные проблемы человека, которые наиболее остро проявили себя в последние годы в России.

4.Проанализируйте плюсы и минусы коммерциализации социальных услуг. Характерна ли данная тенденция для России?

5.Объясните, как изменяются традиционные каналы социальной помощи в начале XX в. Почему это происходит?

6.Проведите сравнительный анализ сфер практики социальной работы в России и за рубежом.

7.Определите баланс между сферами практики социальной работы в России.

8.Составьте таблицу структурных изменений, которые произошли в социальной политике европейских стран.

9.Опишите модель социальной политики России. Какие элементы из изученных вами моделей могут туда войти?

10. Прокомментируйте следующие высказывания:

«Из взаимодействия и взаимопереплетения государственной деятельности и общественной самодеятельности способна вырастать социальная производительность более высокого и качественно нового уровня» (Й. Штрассер);

«...гражданская самоорганизация выступает альтернативой и дополнением государственной организации» (А. де Токвиль).

Литература

1.Агапов Е.П. Социальная работа как феномен культуры. - Ростов н./Д, 1999.

2.Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу //Полис. - № 5. - 1993.

3.Зарубежный и отечественный опыт социальной работы: учеб.- метод. пособие. - М., 1999.

4.Многогранная глобализация /отв. ред. К.Х. Делокаров. - М., 2003.

5.Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. - М.: ГАСБУ,

1994.

6.Парсонс Т. Человек в современном мире. - М., 1985.

7.Приоритеты социальной политики: Реферативный бюллетень. - М.: РАГС,

2001.

8.Российская энциклопедия социальной работы / под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой: в 2 т. М., 1997.

9.Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Хо-

лостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. Раздел VI.

10.Социальное государство в Западной Европе: Проблемы и перспективы.

Проблемно-тематический сборник. - М.: ИНИОН РАН, 1999.

11.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Академический проект, 2008.

13.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2000.

14.Чорбинский СИ. Социальная работа и социальные программы в США. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

15.Шишкин СВ. Экономика социальной сферы: учеб. пособие. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.82.119 (0.024 с.)