![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пространство социальной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе социальной деятельности движение человеческого бытия может приобретать относительно статичные формы в виде координации людей и их действий. Устойчивые совокупности социальных связей, направленные на организацию взаимодействий людей в целях удовлетворения их потребностей, описывают с помощью понятия «социальное пространство». В социальном пространстве реализуется социальная жизнь, оно характеризуется временной компонентой бытия, целостностью, социальным напряжением, тем или иным уровнем социального обустройства и т.д. Сегментом социального пространства выступает пространство социальной работы, где проходят процессы социализации и ресоциализации индивидов, оказания социальной помощи и поддержки, обеспечиваются условия достойного существования человека, в том числе путем его собственной преобразовательной деятельности.
Дайте определение социализации, основываясь на знаниях, полученных в процессе изучения курсов психологии и социологии, а также пользуясь словарем основных терминов в конце учебного пособия.
представляет собой совокупность физических и социальных факторов оптимизации жизнедеятельности личности. Пространство социальной работы, прежде всего, охватывает социальную сферу, которая в широком смысле слова описывается как область проявления социального начала через взаимодействие индивидов и общностей, а также через функционирование социальных институтов. В современном постиндустриальном обществе социальная сфера становится важнейшей сферой общественной жизни. Понятие социальной сферы конкретизирует понятие социальной жизни - она является динамическим аспектом социальной сферы и указывает на возможные направления ее развития. Само общество может быть рассмотрено как социальная жизнь, динамический процесс, претерпевающий периоды усложнения и упрощения, перехода одних форм жизнедеятельности в другие. Содержание социальной сферы составляют два основных компонента -это социальные отношения и социальная деятельность. Следовательно, социальная сфера может быть представлена как область проявления социальных отношений различного качества, а социальная деятельность выступает как основа самоорганизации этой сферы. Структура социальной сферы включает в себя все составляющие, которые служат ее воспроизводству, функционированию и развитию: субъекты социальной сферы - индивиды, общности и само общество как социальный организм; подсистемы социальной сферы - сферы образования, семьи, труда, быта, социальная инфраструктура и пр.; социальные институты и организации, осуществляющие управление социальной сферой; социальные связи и отношения между субъектами, подсистемами и институтами; потребности, ценности и нормы, лежащие в основе этих отношений; процессы в социальной сфере.
Вернитесь к разделу 1.3. и определите, как сферный подход к объектам социальной работы связан с понятием подсистем социальной сферы.
Именно в этом ракурсе социальная сфера, очерченная в конкретных пространственно-временных координатах, выступает сферой социальной работы. Как область социального действия она ограничена рамками социальной политики конкретного государства и развивается по мере расширения и усложнения его взаимосвязей. Функционирование сферы социальной работы осуществляется через деятельность конкретных учреждений социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура - это устойчивая совокупность отраслей и видов деятельности, создающих условия для удовлетворения потребностей человека. Учреждения и предприятия социальной инфраструктуры (медицинские, образовательные, бытовые, досуговые и др.) обеспечивают взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов в целях рациональной организации жизнедеятельности людей (48. С.94). Оптимальные процессы в развитии социальной сферы связаны с активностью ее институтов и организаций, направленной на социальную защиту инте- ресов каждого человека и на обеспечение доступности для членов данного общества его основных ресурсов. Главной функцией социальной сферы при этом выступает воспроизводство и всестороннее жизнеобеспечение личности и социальной группы. Социальное воспроизводство при этом понимают как целенаправленную социальную деятельность по обеспечению благоприятных условий существования и развития социальной сферы. Другие функции социальной сферы позволяют реализовать ее главную функцию. Они служат: социальной интеграции, т.е. консолидации социальных отношений между индивидами и общностями в целях удовлетворения их потребностей; социальной адаптации, т.е. развитию у людей социальных качеств, повышающих эффективность их деятельности в социуме; социальной защите и самозащите, или обеспечению прав людей и социальных гарантий приемлемого для них существования. Кроме того, выделяют социопродуктивную функцию социальной сферы, указывающую на необходимость достижения такой степени удовлетворения потребностей людей, которая явится достаточной для их нормальной жизнедеятельности; социодинамическую функцию, связанную с обеспечением активного, созидательного характера социальной практики; социокультурную функцию, обусловливающую накопление социального опыта и преемственности в воспроизводстве общественной жизни, социорегулятивную функцию, направленную на оптимизацию деятельности институтов и организаций социальной сферы и развития ее потенциала в целом, путем разработки норм ее функционирования и контроля их выполнения (27. С.35-36;48. С.114-118). В целом функции социальной сферы призваны способствовать использованию потенциала общества на благо человека. Одним из основных институтов, где решается данная задача, является институт социальной работы. В связи с этим следует обозначить основные функции социальной работы, эффектив-
Главной функцией социальной работы выступает принятие целесообразных решений проблем человека на основе единства внешних и внутренних факторов его жизнедеятельности (92. С.6). Приоритетной составляющей этой функции является социальная помощь. Вместе с тем, она включает и самопомощь объекта социальной работы, формирование у него навыков и умений решать свои проблемы по мере увеличения степени личностной самостоятельности. Одновременно с функцией помощи в социальной работе присутствует функция социального контроля, которая реализуется путем регуляции социальных взаимодействий при разрешении конкретных проблем, связанных с дезорганизацией деятельности и отклонения от социальных норм.
На основании знаний, полученных при изучении социологии, дайте определение социального контроля.
Необходимость достижения оптимальной взаимосвязи между функциями социальной помощи и социального контроля проявляется в социальной работе в осуществлении целого ряда ее более конкретных, специфических функций. Эти функции выполняют отдельные субъекты социальной работы - специалисты и организации. К ним относятся диагностическая, прогностическая, профилактическая, информационная, правозащитная, рекламная, коммуникативная, организационная и другие функции (рис.2). Основные функции Социальная помощь Социальный контроль Специфические функции
Прогностическая Правозащитная Профилактическая Организационная Информационная Рекламная Коммуникативная и др.
Практическая деятельность, осуществляемая в пространстве социальной работы, реализуется посредством ее основных моделей. Существуют различные основания для их классификации (34. С.192-193; 47. С.16; 80. С.71-77). Так, исходя из соотношения объекта и цели социальной работы, рассматривается: социально-педагогическая модель, в основе которой лежит целенаправленное воздействие на детей, подростков, лиц с девиантным поведением с целью выработать у них определенные социальные качества; когнитивная модель, которая строится на возможностях интеллектуального процесса личности. Объектом здесь выступает человек, способный к ос- мыслению механизмов своего поведения, а целью - социальное конструирование, развитие самосознания клиента, позволяющее ему впоследствии решать свои проблемы; витальная модель, которая имеет целью усиление веры человека в возможность обеспечить нормальный уровень своей жизнедеятельности и одновременно - в способности специалиста, его практическую и теоретическую грамотность. Объектом здесь является любой человек, нуждающийся в социальной поддержке для решения своих проблем. Исходя из уровня, на котором оказывается социальная помощь, выделяется: структурная модель социальной работы, связанная с управлением ее системой, разработкой социальной политики, социальным прогнозированием и проектированием; клиент-центрированная модель, ориентированная в основном на психосоциальную работу, индивидуальное и групповое консультирование и решение проблем клиента. Исходя из соотношения цели и направления деятельности субъекта социальной работы, определяются модели социальной работы: в основе которой лежит добровольная филантропическая и благотворительная помощь как выражение личностного отношения субъекта к индивидуальным и социальным проблемам; целью которой является достижение личностью значимых результатов, изменение ее положения в обществе. Наконец, с точки зрения содержания основной роли специалиста, выделяется: воспитательная модель, в которой он выступает в роли социального педагога, эксперта и консультанта, дает советы и проводит консультации, оказывает помощь в усвоении информации, обучает социальным навыкам и умениям; фасилитативная модель, когда специалист играет роль посредника, по- мощника, помогая клиенту в ситуации жизненной трудности, стимулируя его саморазвитие путем мобилизации ресурсов и преодоления дезорганизации; адвокативная модель, связанная с ролевыми функциями специалиста как социального адвоката, защищающего социальные и иные права клиентов и помогающего им документально обосновать свою позицию, для чего специалист выступает от имени клиентов в различных областях деятельности (55. С.63). Модели социальной работы имеют различное теоретическое обоснование, они применяются в зависимости от конкретного социального и личностного контекста и предполагают выбор собственных методов, средств и форм реализации. В пространстве социальной работы используются не только отдельные модели, нередко для решения проблемы клиента необходимо сочетание различных моделей этой деятельности. Выбор и формирование оптимальной модели социальной работы связаны с определением стратегических направлений развития социальной сферы общества. Так, в современном российском обществе, по мнению исследователя Г.И.Осадчей, существуют альтернативы ее развития - либеральная и патерналистская. Либеральная модель представляет собой идеологию обеспечения максимально большей свободы каждому человеку в решении проблем, возникающих при его взаимодействии с элементами социума. При этом государство, предоставив каждому человеку экономические, правовые, социокультурные предпосылки для мобилизации потенциала личности, слагает с себя ответственность за социальное воспроизводство. Патерналистская модель воплощает идеологию, снимающую с людей заботу о решении социальных проблем, так как они решаются государством с учетом установленных в нем социальных приоритетов. Такой подход приводит к снижению в обществе уровня инициативы самих индивидов. По мнению Г.И.Осадчей, необходимая для российской социальной сферы модель должна опираться и на либеральную, и на патерналистскую доктрины. В этом случае возникает возможность обеспечить социальную стабильность общества, не упуская из виду необходимость его дальнейшего развития (48. С.29-30). Таким образом, сочетание либеральной и патерналистской моделей требует от социальной работы адресной целевой ориентации, при которой государство обеспечивает достаточные предпосылки к тому, чтобы к социально-активным индивидам и группам была применена либеральная идеология, а для оказания помощи социально уязвимым группам населения - единственно возможная в этом случае патерналистская идеология. Так как на среду жизнедеятельности человека существенным образом влияют не только социальные, но и природные переменные внешнего мира, под пространством социальной работы следует понимать не только социальную, но и социально-экологическую сферу. Специалисты отмечают, что общество и природа характеризуются генетическим, структурным и функциональным единством, вследствие чего они проникают друг в друга как противоположные стороны одной системы. Связь человека и природы реализуется в разнообразной социальной деятельности, когда люди приспосабливают ее устоявшиеся формы к сложным ритмам биосферного процесса. В современном социуме несущая способность природной и социальной среды многократно превышена, а его выживание происходит за счет сверхэксплуатации как человеческого потенциала, так и природных ресурсов. В связи с этим деятельность в системе социальной работы должна быть, в частности, нацелена на достижение социально-экологической безопасности структурно-функциональных связей в среде и на самосохранение ее субъектов (22. С.54-55; 104. С.34). Расширенный взгляд на пространство социальной работы как на поле взаимодействия человека и окружающей его социоэкологической среды, находящееся в постоянном изменении, демонстрирует сложность задач данного вида практики. Следует указать на ее важнейшую особенность: социальная работа ориентирована на оптимизацию социальных взаимодействий людей с учетом имеющегося социально-экологического потенциала, на совместное развитие естественных и искусственных основ их жизни.
Социальной работы По своей форме социальная работа представляет собой систему, главный компонент которой - человек, являющийся одновременно и субъектом, и объектом социальной работы. Социальная работа - сложноорганизованная, самоорганизующаяся, открытая система, которая, как и другие живые системы, взаимодействует с внешней средой и обменивается с ней энергией, веществом и информацией. Благодаря взаимодействиям у системы появляются новые инте-гративные качества, не свойственные отдельным элементам и изменяющие ее характер и функции. Плодотворным в изучении социальной работы как целостности является системный подход, который предполагает выявление и синтез ее структурно-функциональных связей и разнопорядковых взаимодействий.
Раскройте сущность системного подхода, основываясь на знаниях, полученных в процессе изучения курсов математики и концепций современного естествознания, а также материала раздела 4.2. данного учебного пособия.
В качестве элементов структуры социальной работы исследователи называют субъект; объект; цели; средства; функции; сам процесс социальной работы и управление эти процессом (49. С. 17; 74. С.66). При этом каждый из элементов структуры выступает и причиной, и следствием развития других ее элементов. Специалисты отмечают, что преобразовательная деятельность в социаль- ной работе осуществляется одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях (47. С.16;74. С.68;99. С.11). На макроуровне социальная работа направлена на прогрессивные изменения социума. Этот уровень характеризуют как социетально-федеральный, где социальная работа осуществляется с помощью системы социальных институтов. Государство в лице федеральных министерств, ведомств и комитетов принимает на себя обязательства по отношению к гражданам и реализует социальные отношения, касающиеся развития социального законодательства, регламентации процессов социальной защиты населения, интеграции работы федеральных органов социальной инфраструктуры и пр. Содержанием социальной работы здесь является формирование и осуществление социальной политики, направленной на обеспечение социального здоровья общества. На мезоуровне, т.е. муниципально-региональном социальная работа проводится внутри больших социальных групп и институтов и связана с разработкой концепции социальной защиты населения территории (области, края, национальной республики, муниципального округа и т.д.), а также с контролем за ее реализацией. Основное внимание здесь уделяется взаимодействиям учреждений и организаций социальной защиты с целью осуществления экономической и иной помощи социально уязвимым слоям населения. Их деятельность определяется спецификой региона, города и т.п., которая формирует приоритетные направления социальной работы, особенности реализации ее целей и задач. На микроуровне, являющимся индивидуально-групповым, социальная работа означает работу со случаем, помощь индивиду или малой группе, находящимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне специалисты непосредственно взаимодействуют с клиентами, содействуют их саморазвитию, усилению их потенциала в направлении оптимальных социальных изменений, а также воздействуют на человека или группу с целью сохранения позитивно влияющих социальных связей. Придерживаясь системного подхода, можно установить, что основным фактором функционирования и развития социальной работы на любом ее уров- не выступает социальное взаимодействие, ориентированное на изменение и развитие. В улучшении взаимодействия между человеком и окружающим социальным пространством многие специалисты видят одну из важнейших функций социальной работы (86. С.85). В ее системе важно выявлять разнообразные взаимодействия, а также способы установления, сохранения и изменения социальных связей между людьми, общностями и внешней по отношению к ним средой. Динамическую составляющую системы социальной работы характеризуют ее особенности как социального процесса. Процесс можно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определенных целей и решение необходимых для этого задач. Серия социальных явлений рассматривается в виде процесса, если они происходят в едином времени, предшествующие обусловливают последующие, а итогом их являются определенные устойчивые состояния. С точки зрения содержания деятельности, социальная работа может быть представлена в качестве процесса взаимодействия субъектов и объектов социальной работы. Российский ученый В.А.Никитин характеризует социальную работу следующим образом - это многофакторный и многоуровневый процесс взаимодействия людей, со своими этапами, скоростью и ритмом (45. С.28). Этот процесс разворачивается между элементами систем «человек-человек», «человек-группа», «группа-общество» и т.д. Взаимодействия здесь выступают как средства социального конструирования общества, обеспечивающие позитивные социальные изменения, и необходимую помощь в социализации и ресоциализации его членов. Признаком оптимального протекания процессов в социальной работе следует считать эволюцию социальных отношений ее участников. Следовательно, социальная работа имеет процессное, диалогическое, субъект-субъектное начало, объединяющее людей в процессе деятельности прямыми и обратными социальными связями и наделяющее клиента правом участия в решении своих проблем. Взаимодействия в системе социальной работы носят универсальный характер. Их специфика заключается в том, что при решении социальных про- блем прямо или косвенно затрагиваются все виды общественных отношений и деятельности людей. Этот интегрированный и многофункциональный вид деятельности включает в себя множество форм и направлений, использует различные технологии и методы, отвечая на разнообразные запросы ее объектов. Соответственно, от социального работника требуются знания и умения по широкому кругу вопросов в области социальной защиты, помощи и социальной политики. Специалисты решают проблемы регуляции межличностных и межгрупповых отношений в семье, организации, микрорайоне; коррекции девиантного поведения; предупреждения и локализации конфликтов; социального консультирования; организации социального обслуживания; социального проектирования и пр. В процессе изменения в среде деятельности появляются новые требования, поэтому функции, технологии, формы социальной работы постоянно обновляются. При этом универсализм конкретного вида помощи и поддержки имеет четкие предметные и пространственно-временные границы, связанные с содержанием проблем клиентов и социальными условиями их решения в обществе. Интенсивность изменений современного социума обусловливает инновационный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуждается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества. Инновация представляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы - новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятельности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности.
При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям.
На основе знаний, полученных во время прохождения ознакомительной и учебной практик, приведите пример инновационной деятельности субъектов социальной работы.
Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждениями, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только интересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как посредник между человеком и государством, социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содействует эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем. В результате установления и поддержания необходимых контактов с другими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инструментарием, оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и пр. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посреднической деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента (46. С.11, 74. С.55-57). Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуального начал, становится возможным обеспечить равновесность и динамизм систем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.169 (0.016 с.) |