Целевые и нормативные основания взаимодействий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевые и нормативные основания взаимодействий



В социальной работе

Взаимодействия в социальной работе, как и в других социальных систе­мах, подвержены регулированию как со стороны выбора средств и способов


действия, так и со стороны цели, на которую они направлены. Регулирование средств, используемых для достижения цели, связано с нормами деятельности, а регулирование самих целей - с ее ценностями.

Взаимодействия являются сущностью социальной работы с позиции це-леполагания и с точки зрения ее нормативной стороны. Они носят целенаправ­ленный характер, причем целевые основания социальной работы вытекают из ее базовых ценностей.

Следует указать на главную цель деятельности субъектов социальной ра­боты - это социальные изменения, позволяющие группе и личности удовле­творять потребности в поддержании и воспроизводстве оптимальных условий существования и развития, реализовывать свой потенциал как человеческих существ, а обществу - развиваться в коэволюционном единстве с природой.

Процесс социальной работы, таким образом, является процессом соци­альных изменений. Поскольку социальные изменения предполагают сознатель­ную деятельность по трансформации социальных взаимодействий или социаль­ной ситуации (79. С.43), важно определить их конкретное содержание. Основы­ваясь на процессуальном и системном началах социальной работы, можно дать следующее определение.

Социальная работа - это вид гуманистической деятельности, вклю­чающей в себя широкий спектр взаимодействий ее субъектов, целью и резуль­татом которых являются позитивные для жизнедеятельности человека соци­альные изменения.

Изменения происходят вследствие разносторонней деятельности соци­ального работника, направленной на клиента и осуществляемой вместе с ним. Ведущий аспект здесь - оптимизация жизнедеятельности активного субъекта в целях преодоления трудной жизненной ситуации на основе помощи и самопо­мощи, направляемой специалистом. Итак, социальные изменения лежат в осно­ве процесса социальной работы.

В «Концепции развития социального обслуживания населения в Россий-


ской Федерации» 1993 г. и последующих документах, постулирующих основы социальной работы на федеральном и территориальном уровнях, дается более узкое определение социальной работе, охватывающее лишь ее микросоциаль­ный аспект. «Социальная работа - профессиональная деятельность, осуществ­ляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольны­ми помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи челове­ку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и фи­нансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом» (81. С. 15). Однако и в этом определении наиболее существенным выгля­дит аспект социальных изменений, позволяющий клиенту постепенно превра­щаться из пассивного получателя помощи в ее субъекта, способного оказать се­бе помощь самостоятельно и при поддержке специалиста.

Вытекающие из главной цели частные цели и задачи социальной работы взаимообусловлены, они меняются в зависимости от конкретных социальных условий, сферы социальной практики, характера проблемы клиента, его лично­стных особенностей и т.д. Основными целями и задачами выступают: интегра­ция социальных сил (институтов и организаций, заинтересованных индивидов и социальных групп) для оказания социальной помощи и адаптации индивида к меняющемуся социуму; инициирование объектов социальной работы для включения их действий в процесс социальных изменений; поиск и освоение но­вых источников помощи, и как итог изменений - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (15. С.95;30. С.59;46. С.178-179).

Целесообразность социальной работы вызывает необходимость ее право­вого и инструментального обеспечения, так как основанием деятельности явля­ется сознательно формулируемая цель.


Задание

Охарактеризуйте более подробно цели социальной работы, обратив­шись к разделу 3.3.

Нормы, указывающие на правила деятельности в системе социальной ра­боты, воплощены в ее правовых основах. Система социальной работы может успешно функционировать лишь при наличии ее правового обеспечения, т.е. совокупности реально и систематически применяемых юридических средств, за реализацию которых несет ответственность государство. Юридические средст­ва социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых ак­тов, обеспечивающих законность принятия решений и упорядоченность дея­тельности социальных учреждений.

Правовую основу социальной работы в России заложили документы 90-х гг. XX в. - Конституция РФ, Законы РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г., «О дополнительных мерах по охране материнства и детст­ва» 1992 г., «О ветеранах» 1994 г., «О социальном обслуживании граждан по­жилого возраста и инвалидов» 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» 1995 г., «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации» 1995 г. и др.

В этот период сформировалось правовое поле социальной работы как система юридических средств, регламентирующих правовые отношения меж­ду субъектами и объектами социальной работы. Правовые нормы, законы вы­полняют обеспечительно-организующую и контролирующую функции относи­тельно формирования и функционирования социальных служб, регулируя со­держание и принципы их деятельности. Также в рамках правового поля могут легитимно действовать специалисты, наделенные правами и обязанностями в сфере социальной защиты населения.


С точки зрения объекта социальной работы, принято подразделять ее правовые акты на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, Закон РФ «Об обязательном социаль­ном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» 1998 г.), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной ка­тегории (например, Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.). Возможна также клас­сификация нормативных актов социальной работы по содержательному крите­рию, когда выделяют государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные акты.

На международном уровне правовая система социальной работы в России опирается на регламентирующие и рекомендательные документы мирового со­общества - декларации, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

На федеральном уровне в основе деятельности социальных работников лежат Конституция и Кодексы РФ, законы и подзаконные акты внутригосудар­ственного значения.

На уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне субъектов, также обладающих правом законодательной инициативы, нормативные акты, регулирующие социальную работу на данной территории, принимаются с уче­том местных условий. Они имеют ограниченную сферу применения и не долж­ны противоречить федеральному законодательству.

Развитие правового поля социальной работы происходит по двум направ­лениям: совершенствование законодательства, разработка и принятие новых правовых актов, поддерживающих социальную работу с трудящимися гражда­нами, семьей и детьми, мигрантами, безработными, бездомными и пр.; обеспе­чение более полной реализации уже имеющихся юридических норм. Эффек­тивность правового механизма защиты интересов человека при этом зависит не только от политики государства, но и от непосредственных взаимодействий субъектов и объектов в правовом поле социальной работы.


Нормы могут рассматриваться и в качестве стимулов социальной дея­тельности, и в качестве правил, указывающих на средства для достижения ее целей и решения задач. Такими средствами в социальной работе выступают ее ресурсы.

Задание

С помощью словаря основных терминов в конце данного учебного посо­бия раскройте взаимосвязь понятий ценностей и норм деятельности.

Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удов­летворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материаль­ные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д. (55. С. 60).

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде все­го, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

Понятие «человек в ситуации социальной работы» восходит к ее пси­ходинамической модели (Ф.Холлис, Г.Берлер и др.) и определяет состояние лю­дей, нуждающихся при решении социальных проблем в помощи и поддержке профессиональных социальных работников путем социальной диагностики и терапии. В целях улучшения взаимодействия между людьми в данной модели рассматривается также роль социального окружения объектов социальной ра­боты и отношений в обществе (28. С.4).

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касать­ся как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник


принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональ­ные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:

по отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внут­ренние и внешние ресурсы;

по форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;

по возможности применения - это реально существующие и потенциаль­ные ресурсы;

с точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;

по содержанию - это материальные, духовные, организационные и дру­гие ресурсы.

Человек в ситуации социальной работы воспринимается как система и комплекс ресурсов, используемых для достижения поставленных целей. Нор­мальное функционирование личности связано с достижением гармонии между ее собственными ресурсами и ресурсами среды. Возможность обеспечения ре­сурсами, для превращения их в конкретное благо для человека, связана в соци­альной работе с оптимальными взаимодействиями специалиста и клиента, с продуктивным обменом их потенциальными возможностями. Следовательно, социальный работник в каждой проблемной ситуации должен направлять про­цесс, ведущий к ее изменению, выявляя причины, по которым те или иные ре­сурсы не в состоянии обеспечить потребности людей.

Существует такая организационная составляющая в использовании ре­сурсов, как их мобилизация. Мобилизация ресурсов - меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиента в конкретных ресурсах. Главная задача специалистов - мобилизовать ресурсы клиента на самостоя­тельное решение социальных проблем, чтобы в трудной жизненной ситуации они использовались непосредственно самим субъектом, благодаря чему им


преодолевались бы жизненные кризисы. В случае невозможности самостоя­тельного разрешения проблемы социальный работник должен увеличить ресур­сы клиента. Для этого он, прежде всего, должен обладать ресурсами, черпая их, в частности, из возможностей профессиональной деятельности.

Существует два варианта увеличения ресурсов в социальной работе -это, во-первых, дополнение ресурсов клиента (например, предоставление ему необходимых и легитимных льгот и услуг); во-вторых, возмещение отсутст­вующих ресурсов (например, трудоустройство, предоставление жилья и пр.). Однако выделяют и трудности, связанные с увеличением ресурсов социальной работы. Эти ресурсы могут быть недостаточными, неизвестными субъекту и (или) объекту, неприемлемыми в конкретной ситуации социальной работы, они могут быть плохо организованными, недоступными с точки зрения стои­мости и пр., поэтому необходимо изыскивать и создавать новые формы и спо­собы выявления ресурсов, способствовать взаимодействиям между людьми и ресурсными системами. Это может заключаться в привлечении новых субъек­тов социальной работы, в реализации изменяющих программ, в освоении новых технологий социальной помощи, в пропаганде идей социальной работы в обще­стве и пр. (88).

Можно выделить четыре основных этапа выявления ресурсов в социаль­ной работе. Это выяснение обстановки, составление плана действий, мобили­зация ресурсов, координация ресурсов. По завершению последнего этапа созда­ется благоприятная обстановка для влияния с помощью ресурсов социальной работы, индивидуальные и групповые участники получают возможность дейст­вовать в интересах решения проблемы. Следовательно, ресурсы социальной ра­боты обеспечивают преобразовательную деятельность в соответствии с потреб­ностями клиентов и позволяют разрешать трудности в их жизненных ситуаци­ях.

Целевые и нормативные основания социальной работы являются важным условием ее функционирования и развития, обеспечивая адекватное реагирова-


ние институтов общества на социальные изменения и эффективное приспособ­ление к ним людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.01 с.)