Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная деятельность и социальные отношения↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
IABAI СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основные аспекты социальной работы как практической Деятельности Понятие деятельности близко к понятию практики и может быть отделено от него лишь условно, когда необходимо противопоставить практику науке как теоретической деятельности человека. Соответственно этому, в системе социальной работы можно выделить две подсистемы: практическую, включающую в себя профессиональную и непрофессиональную социальную работу, и теоретическую - научное знание о социальной работе. Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека. Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Профессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения. Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессиональный уровни практики социальной работы - это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ. С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоление личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предпо- лагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и индивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструирования общества, объектом социального проектирования и моделирования. Задание Изучив Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 11.08.1995 г., определите сущность и цели благотворительности как основной формы непрофессиональной социальной работы. Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие широты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегратив-ный характер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного общества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требованиями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким образом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, организаций и граждан. Формы социальной деятельности дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умст- венную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность (45. С.23). С точки зрения практики социальной работы, важно выделить социальную деятельность по критерию взаимосвязи ее целей и средств. Соответственно, различают репродуктивную деятельность, которая направлена на достижение известной цели известными же средствами, и продуктивную деятельность, вырабатывающую новые цели и средства и выражающую собой социальное творчество. В современной России, где социальная работа является, с профессиональной точки зрения, инновационным видом деятельности, возникшим лишь 15 лет назад, особую важность представляет ее продуктивный ракурс. Это не исключает важности репродуктивной деятельности, в поле которой функционируют основные технологии и методы социальной работы, апробированные ранее в отечественной системе социальной защиты и в профессиональной социальной работе других государств. Основные аспекты практики социальной работы могут быть раскрыты с помощью деятельностно-активистского подхода в современной науке (Дж.Александер, М.Арчер, П.Бурдье, П.Штомпка, Э.Гидденс и др.), который показывает, как через совместную деятельность акторов происходит становление и изменение личностных качеств человека, его социальных ролей, а также развитие и изменение самого общества. Этот подход является одним из основных методологических подходов в теории социальной работы. При этом на микроуровне деятельности в социальной работе важно, чтобы взаимодействия разворачивались в зоне актуальных интересов и возможностей клиента, инициируя его активность. Деятельность на макроуровне социальной работы может быть признана эффективной, если она адекватна социальным задачам и реальным возможностям общества, а общество, в свою очередь, признает целесообразность и проявляет готовность развивать ее основные формы (74. С.68; 92. С.7). Рассматривая содержание практики социальной работы с точки зрения важнейшего компонента деятельности - активности субъектов, исследователи выделяют четыре ее аспекта (см. рис. 1 на стр. 17). Первый аспект - оказание индивидуальной помощи человеку или группе, имеющим проблемы. Социальная работа, прежде всего, связана с защитой личности, ее прав и интересов. Этот аспект социальной работы разворачивается на микроуровне, во взаимодействиях специалиста и клиента. Английский исследователь Ш.Рамон отмечает, что самая главная задача социального работника -защитить уязвимых людей, выступая посредником между клиентом и государством (47. С.8). В современных российских условиях этот аспект социальной работы продолжает оставаться весьма актуальным в связи со сложностями процесса формирования рыночной экономики и его влиянием на общество и индивида. Второй аспект - активизация потенциала лиц, имеющих проблемы, с целью самопомощи. В процессе совместной со специалистом деятельности по решению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать способности. В связи с этим актуальным является создание условий, в которых люди могут в максимальной мере проявить свою субъектность, самостоятельно контролируя собственную жизнедеятельность, и научиться делать выбор из множества вариантов дальнейшего развития. В частности, у клиентов должно сформироваться умение осознавать свое поведение и действовать в соответствии с изменившимися представлениями о личностной и социальной ситуации. Сложность этой задачи заключается в том, что, с одной стороны, для своего решения она требует привлечения разнообразных и значительных материальных и духовных ресурсов. С другой стороны, формирование субъектности клиента ограничено трудностью преодоления традиционной для российского гражданина позиции просителя помощи и получателя льгот от государства. Третий аспект практики социальной работы - это осуществление превентивной (предупредительной) деятельности в социальной сфере. Саму социальную сферу, охватывающую все пространство жизнедеятельности человека, в широком смысле слова можно признать объектом социальной работы. В таком случае на первое место выходит упреждающий характер деятельности, т.к. предпочтительнее предупредить болезнь, в том числе и социальную, чем устранять ее последствия. Следовательно, в социальной работе важно вовремя обнаружить нарушение равновесия между человеком и группой, человеком и обществом и помочь клиенту избежать возникновения проблемы. Для этого в каждой сфере жизнедеятельности людей в социальном пространстве необходимо заботиться о создании для них нормальных условий труда, отдыха, быта, медицинской помощи и т. д., обеспечивая позитивную направленность их социализации. Четвертый аспект - влияние на формирование и реализацию социальной политики государства на всех уровнях, с целью урегулирования социальных отношений. Этот аспект социальной работы разворачивается на ее макроуровне. Идея ответственности государства и общества за реализацию потребностей каждого человека является основополагающей в теории социальной работы. Задание Для более глубокого изучения сущности социальной политики обратитесь к разделу 3.4. учебного пособия. Важным аспектом социальной политики является задача достижения социальной гармонии в обществе, которая решается в отдельных странах по-разному. Специалисты указывают, что в России социальная политика является патерналистской по своей идеологии и децентрализованной по форме воплощения. В результате во многих случаях социальные службы оказываются неспособными решать проблемы социума, а индивиды в то же время не могут справиться с жизненными трудностями (67. С.325; 99. С. 13). Аспекты практики социальной работы
Оказание социальной помощи индивидуальным клиентам и группам Активизация потенциала клиентов с целью оказания самопомощи Превентивная деятельность в социальной сфере Влияние на формирование и реализацию социальной политики на всех ее уровнях Рис. 1. Аспекты практики социальной работы Аспекты практики социальной работы тесно взаимосвязаны - так, решение проблем ее объектов и силами самого специалиста, и совместно с клиентом, неотделимо от предотвращения возникновения социальных проблем. Обе эти взаимообусловленные задачи, в свою очередь, выступают как составляющие социальной политики государства. В точки зрения структурных компонентов практики социальной работы, выделяют ее формы, связанные с методами и институтами. Они реализуются в основных подсистемах социальной сферы (сфера здравоохранения, социального обеспечения, образования и пр.). Такой критерий как новизна использования технологий позволяет различить формы социальной работы, которые подразделяют на традиционные (например, социальная работа с семьей, детьми, подростками, молодежью, медицинская и школьная социальная работа и т.д.); и инновационные (например, социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами, в группах самопомощи, в доме и микрорайоне и т.п.). Кроме того, возможно выделение социальной поддержки как формы содействия трудоспособным, активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации; и социальной помощи как формы социаль- ной работы с нетрудоспособной частью населения с низким уровнем доходов, у которой отсутствует возможность преодолеть жизненные трудности самостоятельно. Применение методов социальной работы обусловлено спецификой объекта, на которого направлена практическая деятельность, и его индивидуальной или социальной проблемой. Выделяют следующие группы методов: по формам социальной работы: экономические, правовые, административно-управленческие, медико-социальные, психолого-педагогические и др.; по объектам социальной работы: методы работы с группой, в общине, индивидуальной работы и т.д.; по субъектам социальной работы: методы, применяемые специалистом, коллективом социальной службы, органом управления и пр. Институты социальной работы как устойчивые образцы социальной практики в данной сфере подразделяют, прежде всего, на общепрофильные и специализированные. Первые оказывают социальную помощь всему населению, вторые - его определенным категориям (инвалидам, кризисным семьям, участникам современных военных действий и пр.). Каждый из институтов занимает место в общей структуре взаимодействия, в пространстве социальной работы. Следовательно, социальная работа выступает как процесс социальной деятельности, осуществляемой в различных подсистемах общества. В современных условиях усложнения социума и появления множественных глобальных и локальных проблем она приобретает особое значение, позволяя оказывать разнообразные виды помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальной работы По своей форме социальная работа представляет собой систему, главный компонент которой - человек, являющийся одновременно и субъектом, и объектом социальной работы. Социальная работа - сложноорганизованная, самоорганизующаяся, открытая система, которая, как и другие живые системы, взаимодействует с внешней средой и обменивается с ней энергией, веществом и информацией. Благодаря взаимодействиям у системы появляются новые инте-гративные качества, не свойственные отдельным элементам и изменяющие ее характер и функции. Плодотворным в изучении социальной работы как целостности является системный подход, который предполагает выявление и синтез ее структурно-функциональных связей и разнопорядковых взаимодействий. Задание Раскройте сущность системного подхода, основываясь на знаниях, полученных в процессе изучения курсов математики и концепций современного естествознания, а также материала раздела 4.2. данного учебного пособия. Статическая составляющая системы социальной работы связана с ее структурой и уровнями. В качестве элементов структуры социальной работы исследователи называют субъект; объект; цели; средства; функции; сам процесс социальной работы и управление эти процессом (49. С. 17; 74. С.66). При этом каждый из элементов структуры выступает и причиной, и следствием развития других ее элементов. Специалисты отмечают, что преобразовательная деятельность в социаль- ной работе осуществляется одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях (47. С.16;74. С.68;99. С.11). На макроуровне социальная работа направлена на прогрессивные изменения социума. Этот уровень характеризуют как социетально-федеральный, где социальная работа осуществляется с помощью системы социальных институтов. Государство в лице федеральных министерств, ведомств и комитетов принимает на себя обязательства по отношению к гражданам и реализует социальные отношения, касающиеся развития социального законодательства, регламентации процессов социальной защиты населения, интеграции работы федеральных органов социальной инфраструктуры и пр. Содержанием социальной работы здесь является формирование и осуществление социальной политики, направленной на обеспечение социального здоровья общества. На мезоуровне, т.е. муниципально-региональном социальная работа проводится внутри больших социальных групп и институтов и связана с разработкой концепции социальной защиты населения территории (области, края, национальной республики, муниципального округа и т.д.), а также с контролем за ее реализацией. Основное внимание здесь уделяется взаимодействиям учреждений и организаций социальной защиты с целью осуществления экономической и иной помощи социально уязвимым слоям населения. Их деятельность определяется спецификой региона, города и т.п., которая формирует приоритетные направления социальной работы, особенности реализации ее целей и задач. На микроуровне, являющимся индивидуально-групповым, социальная работа означает работу со случаем, помощь индивиду или малой группе, находящимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне специалисты непосредственно взаимодействуют с клиентами, содействуют их саморазвитию, усилению их потенциала в направлении оптимальных социальных изменений, а также воздействуют на человека или группу с целью сохранения позитивно влияющих социальных связей. Придерживаясь системного подхода, можно установить, что основным фактором функционирования и развития социальной работы на любом ее уров- не выступает социальное взаимодействие, ориентированное на изменение и развитие. В улучшении взаимодействия между человеком и окружающим социальным пространством многие специалисты видят одну из важнейших функций социальной работы (86. С.85). В ее системе важно выявлять разнообразные взаимодействия, а также способы установления, сохранения и изменения социальных связей между людьми, общностями и внешней по отношению к ним средой. Динамическую составляющую системы социальной работы характеризуют ее особенности как социального процесса. Процесс можно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определенных целей и решение необходимых для этого задач. Серия социальных явлений рассматривается в виде процесса, если они происходят в едином времени, предшествующие обусловливают последующие, а итогом их являются определенные устойчивые состояния. С точки зрения содержания деятельности, социальная работа может быть представлена в качестве процесса взаимодействия субъектов и объектов социальной работы. Российский ученый В.А.Никитин характеризует социальную работу следующим образом - это многофакторный и многоуровневый процесс взаимодействия людей, со своими этапами, скоростью и ритмом (45. С.28). Этот процесс разворачивается между элементами систем «человек-человек», «человек-группа», «группа-общество» и т.д. Взаимодействия здесь выступают как средства социального конструирования общества, обеспечивающие позитивные социальные изменения, и необходимую помощь в социализации и ресоциализации его членов. Признаком оптимального протекания процессов в социальной работе следует считать эволюцию социальных отношений ее участников. Следовательно, социальная работа имеет процессное, диалогическое, субъект-субъектное начало, объединяющее людей в процессе деятельности прямыми и обратными социальными связями и наделяющее клиента правом участия в решении своих проблем. Взаимодействия в системе социальной работы носят универсальный характер. Их специфика заключается в том, что при решении социальных про- блем прямо или косвенно затрагиваются все виды общественных отношений и деятельности людей. Этот интегрированный и многофункциональный вид деятельности включает в себя множество форм и направлений, использует различные технологии и методы, отвечая на разнообразные запросы ее объектов. Соответственно, от социального работника требуются знания и умения по широкому кругу вопросов в области социальной защиты, помощи и социальной политики. Специалисты решают проблемы регуляции межличностных и межгрупповых отношений в семье, организации, микрорайоне; коррекции девиантного поведения; предупреждения и локализации конфликтов; социального консультирования; организации социального обслуживания; социального проектирования и пр. В процессе изменения в среде деятельности появляются новые требования, поэтому функции, технологии, формы социальной работы постоянно обновляются. При этом универсализм конкретного вида помощи и поддержки имеет четкие предметные и пространственно-временные границы, связанные с содержанием проблем клиентов и социальными условиями их решения в обществе. Интенсивность изменений современного социума обусловливает инновационный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуждается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества. Инновация представляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы - новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятельности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности. Поскольку процесс развития социальной работы в России является инновационным и по форме, и по содержанию, следует выделить условия, способствующие успеху нововведений в этой области деятельности и ведущие к повышению эффективности социальной политики и социальной защиты населения. Основными среди них выступают проработанность инновационных программ, указывающих на этапы деятельности по внедрению нового; преемственность процесса социальной работы на всех его стадиях; усилия органов управления, направленные на поддержку новшеств; наличие ресурсов осуществления нововведения; инновационные установки непосредственных участников социальных взаимодействий и др. (95). При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям. Задание На основе знаний, полученных во время прохождения ознакомительной и учебной практик, приведите пример инновационной деятельности субъектов социальной работы. Особенностью взаимодействий в социальной работе является также их посреднический характер. Он выступает следствием интегральности, погранич-ности социальной работы по отношению к смежным видам деятельности, направленности на решение проблем конкретных людей. С одной стороны, социальный работник своими действиями пытается преодолеть отчуждение индивида от социума, обеспечить его эффективную адаптацию в среде, с другой - он способствует процессу гуманизации самого общества путем участия в социальной политике. Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждениями, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только интересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как посредник между человеком и государством, социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содействует эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем. В результате установления и поддержания необходимых контактов с другими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инструментарием, оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и пр. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посреднической деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента (46. С.11, 74. С.55-57). Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуального начал, становится возможным обеспечить равновесность и динамизм систем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей. В социальной работе Взаимодействия в социальной работе, как и в других социальных системах, подвержены регулированию как со стороны выбора средств и способов действия, так и со стороны цели, на которую они направлены. Регулирование средств, используемых для достижения цели, связано с нормами деятельности, а регулирование самих целей - с ее ценностями. Взаимодействия являются сущностью социальной работы с позиции це-леполагания и с точки зрения ее нормативной стороны. Они носят целенаправленный характер, причем целевые основания социальной работы вытекают из ее базовых ценностей. Следует указать на главную цель деятельности субъектов социальной работы - это социальные изменения, позволяющие группе и личности удовлетворять потребности в поддержании и воспроизводстве оптимальных условий существования и развития, реализовывать свой потенциал как человеческих существ, а обществу - развиваться в коэволюционном единстве с природой. Процесс социальной работы, таким образом, является процессом социальных изменений. Поскольку социальные изменения предполагают сознательную деятельность по трансформации социальных взаимодействий или социальной ситуации (79. С.43), важно определить их конкретное содержание. Основываясь на процессуальном и системном началах социальной работы, можно дать следующее определение. Социальная работа - это вид гуманистической деятельности, включающей в себя широкий спектр взаимодействий ее субъектов, целью и результатом которых являются позитивные для жизнедеятельности человека социальные изменения. Изменения происходят вследствие разносторонней деятельности социального работника, направленной на клиента и осуществляемой вместе с ним. Ведущий аспект здесь - оптимизация жизнедеятельности активного субъекта в целях преодоления трудной жизненной ситуации на основе помощи и самопомощи, направляемой специалистом. Итак, социальные изменения лежат в основе процесса социальной работы. В «Концепции развития социального обслуживания населения в Россий- ской Федерации» 1993 г. и последующих документах, постулирующих основы социальной работы на федеральном и территориальном уровнях, дается более узкое определение социальной работе, охватывающее лишь ее микросоциальный аспект. «Социальная работа - профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом» (81. С. 15). Однако и в этом определении наиболее существенным выглядит аспект социальных изменений, позволяющий клиенту постепенно превращаться из пассивного получателя помощи в ее субъекта, способного оказать себе помощь самостоятельно и при поддержке специалиста. Вытекающие из главной цели частные цели и задачи социальной работы взаимообусловлены, они меняются в зависимости от конкретных социальных условий, сферы социальной практики, характера проблемы клиента, его личностных особенностей и т.д. Основными целями и задачами выступают: интеграция социальных сил (институтов и организаций, заинтересованных индивидов и социальных групп) для оказания социальной помощи и адаптации индивида к меняющемуся социуму; инициирование объектов социальной работы для включения их действий в процесс социальных изменений; поиск и освоение новых источников помощи, и как итог изменений - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (15. С.95;30. С.59;46. С.178-179). Целесообразность социальной работы вызывает необходимость ее правового и инструментального обеспечения, так как основанием деятельности является сознательно формулируемая цель. Задание Охарактеризуйте более подробно цели социальной работы, обратившись к разделу 3.3. Нормы, указывающие на правила деятельности в системе социальной работы, воплощены в ее правовых основах. Система социальной работы может успешно функционировать лишь при наличии ее правового обеспечения, т.е. совокупности реально и систематически применяемых юридических средств, за реализацию которых несет ответственность государство. Юридические средства социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых актов, обеспечивающих законность принятия решений и упорядоченность деятельности социальных учреждений. Правовую основу социальной работы в России заложили документы 90-х гг. XX в. - Конституция РФ, Законы РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г., «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» 1992 г., «О ветеранах» 1994 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г. и др. В этот период сформировалось правовое поле социальной работы как система юридических средств, регламентирующих правовые отношения между субъектами и объектами социальной работы. Правовые нормы, законы выполняют обеспечительно-организующую и контролирующую функции относительно формирования и функционирования социальных служб, регулируя содержание и принципы их деятельности. Также в рамках правового поля могут легитимно действовать специалисты, наделенные правами и обязанностями в сфере социальной защиты населения. С точки зрения объекта социальной работы, принято подразделять ее правовые акты на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» 1998 г.), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной категории (например, Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.). Возможна также классификация нормативных актов социальной работы по содержательному критерию, когда выделяют государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные акты. На международном уровне правовая система социальной работы в России опирается на регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества - декларации, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. На федеральном уровне в основе деятельности социальных работников лежат Конституция и Кодексы РФ, законы и подзаконные акты внутригосударственного значения. На уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне субъектов, также обладающих правом законодательной инициативы, нормативные акты, регулирующие социальную работу на данной территории, принимаются с учетом местных условий. Они имеют ограниченную сферу применения и не должны противоречить федеральному законодательству. Развитие правового поля социальной работы происходит по двум направлениям: совершенствование законодательства, разработка и принятие новых правовых актов, поддерживающих социальную работу с трудящимися гражданами, семьей и детьми, мигрантами, безработными, бездомными и пр.; обеспечение более полной реализации уже имеющихся юридических норм. Эффективность правового механизма защиты интересов человека при этом зависит не только от политики государства, но и от непосредственных взаимодействий субъектов и объектов в правовом поле социальной работы. Нормы могут рассматриваться и в качестве стимулов социальной деятельности, и в качестве правил, указывающих на средства для достижения ее целей и решения задач. Такими средствами в социальной работе выступают ее ресурсы. Задание С помощью словаря основных терминов в конце данного учебного пособия раскройте взаимосвязь понятий ценностей и норм деятельности. Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д. (55. С. 60). С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде всего, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде. Понятие «человек в ситуации социальной работы» восходит к ее психодинамической модели (Ф.Холлис, Г.Берлер и др.) и определяет состояние людей, нуждающихся при решении социальных проблем в помощи и поддержке профессиональных социальных работников путем социальной диагностики и терапии. В целях улучшения взаимодействия между людьми в данной модели рассматривается также роль социального окружения объектов социальной работы и отношений в обществе (28. С.4). С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касаться как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональные возможности и возможности самих клиентов. Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований: по отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внутренние и внешние ресурсы; по форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы; по возможности применения - это реально существующие и потенциальные ресурсы; с точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы; по содержанию - это материальные, духовные, организационные и другие ресурсы. Человек в ситуации социальной работы воспринимается как система и комплекс ресурсов, используемых для достижения поставленных целей. Нормальное функционирование личности связано с достижением гармонии между ее собственными ресурсами и ресурсами среды. Возможность обеспечения ресурсами, для превращения их в конкретное благо для человека, связана в социальной работе с оптимальными взаимодействиями специалиста и клиента, с продуктивным обменом их потенциальными возможностями. Следовательно, социальный работни
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.017 с.) |