ТОП 10:

Социальная деятельность и социальные отношения



IABAI

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные аспекты социальной работы как практической

Деятельности

Понятие деятельности близко к понятию практики и может быть отделено от него лишь условно, когда необходимо противопоставить практику науке как теоретической деятельности человека. Соответственно этому, в системе соци­альной работы можно выделить две подсистемы: практическую, включающую в себя профессиональную и непрофессиональную социальную работу, и тео­ретическую - научное знание о социальной работе.

Теория социальной работы представляет собой область знаний о законо­мерностях организации и совершенствования социальной работы как практиче­ской деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является со­вместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достиже­нию социального благополучия человека.

Профессиональная социальная работасвязана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональ­ные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Про­фессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения.

Непрофессиональная социальная работавключает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессио­нальный уровни практики социальной работы - это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.

С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоле­ние личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предпо-


лагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и ин­дивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструи­рования общества, объектом социального проектирования и моделирования.

Задание

Изучив Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях», принятый 11.08.1995 г., определите сущность и цели благотворительности как основной формы непрофессиональной социальной работы.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разре­шение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, уч­реждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие ши­роты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегратив-ныйхарактер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного об­щества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требо­ваниями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким обра­зом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, органи­заций и граждан.

Формы социальной деятельности дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умст-


венную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность (45. С.23).

С точки зрения практики социальной работы, важно выделить социаль­ную деятельность по критерию взаимосвязи ее целей и средств. Соответствен­но, различают репродуктивную деятельность,которая направлена на дости­жение известной цели известными же средствами, и продуктивную деятель­ность,вырабатывающую новые цели и средства и выражающую собой соци­альное творчество. В современной России, где социальная работа является, с профессиональной точки зрения, инновационным видом деятельности, возник­шим лишь 15 лет назад, особую важность представляет ее продуктивный ра­курс. Это не исключает важности репродуктивной деятельности, в поле кото­рой функционируют основные технологии и методы социальной работы, апро­бированные ранее в отечественной системе социальной защиты и в профессио­нальной социальной работе других государств.

Основные аспекты практики социальной работы могут быть раскрыты с помощью деятельностно-активистского подхода в современной науке (Дж.Александер, М.Арчер, П.Бурдье, П.Штомпка, Э.Гидденс и др.), который показывает, как через совместную деятельность акторов происходит становле­ние и изменение личностных качеств человека, его социальных ролей, а также развитие и изменение самого общества. Этот подход является одним из основ­ных методологических подходов в теории социальной работы.

При этом на микроуровне деятельности в социальной работе важно, что­бы взаимодействия разворачивались в зоне актуальных интересов и возможно­стей клиента, инициируя его активность. Деятельность на макроуровне соци­альной работы может быть признана эффективной, если она адекватна соци­альным задачам и реальным возможностям общества, а общество, в свою оче­редь, признает целесообразность и проявляет готовность развивать ее основные формы (74. С.68; 92. С.7).

Рассматривая содержаниепрактики социальной работы с точки зрения важнейшего компонента деятельности - активности субъектов, исследователи выделяют четыре ее аспекта (см. рис. 1 на стр. 17).


Первый аспект - оказание индивидуальной помощи человеку или группе, имеющим проблемы. Социальная работа, прежде всего, связана с защитой лич­ности, ее прав и интересов. Этот аспект социальной работы разворачивается на микроуровне, во взаимодействиях специалиста и клиента. Английский иссле­дователь Ш.Рамон отмечает, что самая главная задача социального работника -защитить уязвимых людей, выступая посредником между клиентом и государ­ством (47. С.8). В современных российских условиях этот аспект социальной работы продолжает оставаться весьма актуальным в связи со сложностями про­цесса формирования рыночной экономики и его влиянием на общество и инди­вида.

Второй аспект - активизация потенциала лиц, имеющих проблемы, с це­лью самопомощи. В процессе совместной со специалистом деятельности по ре­шению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать способности. В связи с этим актуальным является создание условий, в которых люди могут в максимальной мере про­явить свою субъектность, самостоятельно контролируя собственную жизнедея­тельность, и научиться делать выбор из множества вариантов дальнейшего раз­вития. В частности, у клиентов должно сформироваться умение осознавать свое поведение и действовать в соответствии с изменившимися представлениями о личностной и социальной ситуации.

Сложность этой задачи заключается в том, что, с одной стороны, для сво­его решения она требует привлечения разнообразных и значительных матери­альных и духовных ресурсов. С другой стороны, формирование субъектности клиента ограничено трудностью преодоления традиционной для российского гражданина позиции просителя помощи и получателя льгот от государства.

Третий аспектпрактики социальной работы - это осуществление пре­вентивной (предупредительной) деятельности в социальной сфере. Саму соци­альную сферу, охватывающую все пространство жизнедеятельности человека, в широком смысле слова можно признать объектом социальной работы. В таком


случае на первое место выходит упреждающий характер деятельности, т.к. предпочтительнее предупредить болезнь, в том числе и социальную, чем устра­нять ее последствия.

Следовательно, в социальной работе важно вовремя обнаружить наруше­ние равновесия между человеком и группой, человеком и обществом и помочь клиенту избежать возникновения проблемы. Для этого в каждой сфере жизне­деятельности людей в социальном пространстве необходимо заботиться о соз­дании для них нормальных условий труда, отдыха, быта, медицинской помощи и т. д., обеспечивая позитивную направленность их социализации.

Четвертый аспект - влияние на формирование и реализацию социальной политики государства на всех уровнях, с целью урегулирования социальных от­ношений. Этот аспект социальной работы разворачивается на ее макроуровне. Идея ответственности государства и общества за реализацию потребностей ка­ждого человека является основополагающей в теории социальной работы.

Задание

Для более глубокого изучения сущности социальной политики обрати­тесь к разделу 3.4. учебного пособия.

Важным аспектом социальной политики является задача достижения со­циальной гармонии в обществе, которая решается в отдельных странах по-разному. Специалисты указывают, что в России социальная политика является патерналистской по своей идеологии и децентрализованной по форме вопло­щения. В результате во многих случаях социальные службы оказываются не­способными решать проблемы социума, а индивиды в то же время не могут справиться с жизненными трудностями (67. С.325; 99. С. 13).


Аспекты практики социальной работы



 


 


Оказание социаль­ной помощи инди­видуальным кли­ентам и группам


Активизация по­тенциала клиентов с целью оказания самопомощи


Превентивная дея­тельность в соци­альной сфере


Влияние на фор­мирование и реа­лизацию социаль­ной политики на всех ее уровнях


Рис. 1. Аспекты практики социальной работы

Аспекты практики социальной работы тесно взаимосвязаны - так, решение проблем ее объектов и силами самого специалиста, и совместно с клиентом, не­отделимо от предотвращения возникновения социальных проблем. Обе эти взаимообусловленные задачи, в свою очередь, выступают как составляющие социальной политики государства.

В точки зрения структурных компонентов практики социальной работы, выделяют ее формы, связанные с методами и институтами. Они реализуются в основных подсистемах социальной сферы (сфера здравоохранения, социаль­ного обеспечения, образования и пр.).

Такой критерий как новизна использования технологий позволяет разли­чить формы социальной работы,которые подразделяют на традиционные (например, социальная работа с семьей, детьми, подростками, молодежью, ме­дицинская и школьная социальная работа и т.д.); и инновационные (например, социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами, в группах самопомощи, в доме и микрорайоне и т.п.).

Кроме того, возможно выделение социальной поддержки как формы со­действия трудоспособным, активным группам населения, временно оказавшим­ся в трудной жизненной ситуации; и социальной помощи как формы социаль-


ной работы с нетрудоспособной частью населения с низким уровнем доходов, у которой отсутствует возможность преодолеть жизненные трудности самостоя­тельно.

Применение методов социальной работыобусловлено спецификой объ­екта, на которого направлена практическая деятельность, и его индивидуальной или социальной проблемой. Выделяют следующие группы методов:

по формам социальной работы: экономические, правовые, администра­тивно-управленческие, медико-социальные, психолого-педагогические и др.;

по объектам социальной работы: методы работы с группой, в общине, индивидуальной работы и т.д.;

по субъектам социальной работы: методы, применяемые специалистом, коллективом социальной службы, органом управления и пр.

Институты социальной работыкак устойчивые образцы социальной практики в данной сфере подразделяют, прежде всего, на общепрофильные и специализированные. Первые оказывают социальную помощь всему населению, вторые - его определенным категориям (инвалидам, кризисным семьям, участ­никам современных военных действий и пр.). Каждый из институтов занимает место в общей структуре взаимодействия, в пространстве социальной работы.

Следовательно, социальная работа выступает как процесс социальной деятельности, осуществляемой в различных подсистемах общества. В совре­менных условиях усложнения социума и появления множественных глобаль­ных и локальных проблем она приобретает особое значение, позволяя оказы­вать разнообразные виды помощи нуждающимся в ней гражданам.

Социальной работы

По своей форме социальная работа представляет собой систему,главный компонент которой - человек, являющийся одновременно и субъектом, и объ­ектом социальной работы. Социальная работа - сложноорганизованная, само­организующаяся, открытая система, которая, как и другие живые системы, взаимодействует с внешней средой и обменивается с ней энергией, веществом и информацией. Благодаря взаимодействиям у системы появляются новые инте-гративные качества, не свойственные отдельным элементам и изменяющие ее характер и функции.

Плодотворным в изучении социальной работы как целостности является системный подход, который предполагает выявление и синтез ее структурно-функциональных связей и разнопорядковых взаимодействий.

Задание

Раскройте сущность системного подхода, основываясь на знаниях, по­лученных в процессе изучения курсов математики и концепций совре­менного естествознания, а также материала раздела 4.2. данного учеб­ного пособия.

Статическая составляющая системы социальной работы связана с ее структурой и уровнями.

В качестве элементов структуры социальной работы исследователи на­зывают субъект; объект; цели; средства; функции; сам процесс социальной ра­боты и управление эти процессом (49. С. 17; 74. С.66). При этом каждый из элементов структуры выступает и причиной, и следствием развития других ее элементов.

Специалисты отмечают, что преобразовательная деятельность в социаль-


ной работе осуществляется одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях (47. С.16;74. С.68;99. С.11).

На макроуровне социальная работа направлена на прогрессивные изме­нения социума. Этот уровень характеризуют как социетально-федеральный, где социальная работа осуществляется с помощью системы социальных инсти­тутов. Государство в лице федеральных министерств, ведомств и комитетов принимает на себя обязательства по отношению к гражданам и реализует соци­альные отношения, касающиеся развития социального законодательства, рег­ламентации процессов социальной защиты населения, интеграции работы фе­деральных органов социальной инфраструктуры и пр. Содержанием социаль­ной работы здесь является формирование и осуществление социальной поли­тики,направленной на обеспечение социального здоровья общества.

На мезоуровне, т.е. муниципально-региональном социальная работа про­водится внутри больших социальных групп и институтов и связана с разработ­кой концепции социальной защиты населения территории (области, края, на­циональной республики, муниципального округа и т.д.), а также с контролем за ее реализацией. Основное внимание здесь уделяется взаимодействиям учреж­дений и организаций социальной защиты с целью осуществления экономиче­ской и иной помощи социально уязвимым слоям населения.Их деятель­ность определяется спецификой региона, города и т.п., которая формирует при­оритетные направления социальной работы, особенности реализации ее целей и задач.

На микроуровне, являющимся индивидуально-групповым, социальная ра­бота означает работу со случаем,помощь индивиду или малой группе, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне специалисты непо­средственно взаимодействуют с клиентами, содействуют их саморазвитию, усилению их потенциала в направлении оптимальных социальных изменений, а также воздействуют на человека или группу с целью сохранения позитивно влияющих социальных связей.

Придерживаясь системного подхода, можно установить, что основным фактором функционирования и развития социальной работы на любом ее уров-


не выступает социальное взаимодействие,ориентированное на изменение и развитие. В улучшении взаимодействия между человеком и окружающим соци­альным пространством многие специалисты видят одну из важнейших функций социальной работы (86. С.85). В ее системе важно выявлять разнообразные взаимодействия, а также способы установления, сохранения и изменения соци­альных связей между людьми, общностями и внешней по отношению к ним средой.

Динамическую составляющую системы социальной работы характеризу­ют ее особенности как социального процесса. Процессможно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определен­ных целей и решение необходимых для этого задач. Серия социальных явлений рассматривается в виде процесса, если они происходят в едином времени, предшествующие обусловливают последующие, а итогом их являются опреде­ленные устойчивые состояния.

С точки зрения содержания деятельности, социальная работа может быть представлена в качестве процесса взаимодействия субъектов и объектов социальной работы. Российский ученый В.А.Никитин характеризует социаль­ную работу следующим образом - это многофакторный и многоуровневый процесс взаимодействия людей, со своими этапами, скоростью и ритмом (45. С.28). Этот процесс разворачивается между элементами систем «человек-человек», «человек-группа», «группа-общество» и т.д. Взаимодействия здесь выступают как средства социального конструирования общества, обеспечи­вающие позитивные социальные изменения, и необходимую помощь в социа­лизации и ресоциализации его членов. Признаком оптимального протекания процессов в социальной работе следует считать эволюцию социальных отно­шений ее участников. Следовательно, социальная работа имеет процессное, диалогическое, субъект-субъектное начало, объединяющее людей в процессе деятельности прямыми и обратными социальными связями и наделяющее кли­ента правом участия в решении своих проблем.

Взаимодействия в системе социальной работы носят универсальный ха­рактер. Их специфика заключается в том, что при решении социальных про-


блем прямо или косвенно затрагиваются все виды общественных отношений и деятельности людей. Этот интегрированный и многофункциональный вид дея­тельности включает в себя множество форм и направлений, использует различ­ные технологии и методы, отвечая на разнообразные запросы ее объектов. Со­ответственно, от социального работника требуются знания и умения по широ­кому кругу вопросов в области социальной защиты, помощи и социальной по­литики.

Специалисты решают проблемы регуляции межличностных и межгруп­повых отношений в семье, организации, микрорайоне; коррекции девиантного поведения; предупреждения и локализации конфликтов; социального консуль­тирования; организации социального обслуживания; социального проектирова­ния и пр. В процессе изменения в среде деятельности появляются новые требо­вания, поэтому функции, технологии, формы социальной работы постоянно об­новляются. При этом универсализм конкретного вида помощи и поддержки имеет четкие предметные и пространственно-временные границы, связанные с содержанием проблем клиентов и социальными условиями их решения в обще­стве.

Интенсивность изменений современного социума обусловливает иннова­ционный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современ­ный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуж­дается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества.

Инновацияпредставляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы - новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятель­ности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности.


Поскольку процесс развития социальной работы в России является инно­вационным и по форме, и по содержанию, следует выделить условия, способст­вующие успеху нововведений в этой области деятельности и ведущие к повы­шению эффективности социальной политики и социальной защиты населения. Основными среди них выступают проработанность инновационных программ, указывающих на этапы деятельности по внедрению нового; преемственность процесса социальной работы на всех его стадиях; усилия органов управления, направленные на поддержку новшеств; наличие ресурсов осуществления ново­введения; инновационные установки непосредственных участников социаль­ных взаимодействий и др. (95).

При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям.

Задание

На основе знаний, полученных во время прохождения ознакомительной и учебной практик, приведите пример инновационной деятельности субъектов социальной работы.

Особенностью взаимодействий в социальной работе является также их по­среднический характер. Он выступает следствием интегральности, погранич-ности социальной работы по отношению к смежным видам деятельности, на­правленности на решение проблем конкретных людей. С одной стороны, соци­альный работник своими действиями пытается преодолеть отчуждение индиви­да от социума, обеспечить его эффективную адаптацию в среде, с другой - он способствует процессу гуманизации самого общества путем участия в социаль­ной политике.


Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждения­ми, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только ин­тересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как по­средник между человеком и государством, социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содейству­ет эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем.

В результате установления и поддержания необходимых контактов с дру­гими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инст­рументарием, оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и пр. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посредни­ческой деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента (46. С.11, 74. С.55-57).

Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуаль­ного начал, становится возможным обеспечить равновесность и динамизм сис­тем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей.

В социальной работе

Взаимодействия в социальной работе, как и в других социальных систе­мах, подвержены регулированию как со стороны выбора средств и способов


действия, так и со стороны цели, на которую они направлены. Регулирование средств, используемых для достижения цели, связано с нормами деятельности, а регулирование самих целей - с ее ценностями.

Взаимодействия являются сущностью социальной работы с позиции це-леполагания и с точки зрения ее нормативной стороны. Они носят целенаправ­ленный характер, причем целевые основания социальной работы вытекают из ее базовых ценностей.

Следует указать на главную цель деятельности субъектов социальной ра­боты - это социальные изменения,позволяющие группе и личности удовле­творять потребности в поддержании и воспроизводстве оптимальных условий существования и развития, реализовывать свой потенциал как человеческих существ, а обществу - развиваться в коэволюционном единстве с природой.

Процесс социальной работы, таким образом, является процессом соци­альных изменений. Поскольку социальные изменения предполагают сознатель­ную деятельность по трансформации социальных взаимодействий или социаль­ной ситуации (79. С.43), важно определить их конкретное содержание. Основы­ваясь на процессуальном и системном началах социальной работы, можно дать следующее определение.

Социальная работа - это вид гуманистической деятельности, вклю­чающей в себя широкий спектр взаимодействий ее субъектов, целью и резуль­татом которых являются позитивные для жизнедеятельности человека соци­альные изменения.

Изменения происходят вследствие разносторонней деятельности соци­ального работника, направленной на клиента и осуществляемой вместе с ним. Ведущий аспект здесь - оптимизацияжизнедеятельности активного субъекта в целях преодоления трудной жизненной ситуации на основе помощи и самопо­мощи, направляемой специалистом. Итак, социальные изменения лежат в осно­ве процесса социальной работы.

В «Концепции развития социального обслуживания населения в Россий-


ской Федерации» 1993 г. и последующих документах, постулирующих основы социальной работы на федеральном и территориальном уровнях, дается более узкое определение социальной работе, охватывающее лишь ее микросоциаль­ный аспект. «Социальная работа - профессиональная деятельность, осуществ­ляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольны­ми помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи челове­ку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и фи­нансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом» (81. С. 15). Однако и в этом определении наиболее существенным выгля­дит аспект социальных изменений, позволяющий клиенту постепенно превра­щаться из пассивного получателя помощи в ее субъекта, способного оказать се­бе помощь самостоятельно и при поддержке специалиста.

Вытекающие из главной цели частные цели и задачи социальной работы взаимообусловлены, они меняются в зависимости от конкретных социальных условий, сферы социальной практики, характера проблемы клиента, его лично­стных особенностей и т.д. Основными целями и задачами выступают: интегра­ция социальных сил (институтов и организаций, заинтересованных индивидов и социальных групп) для оказания социальной помощи и адаптации индивида к меняющемуся социуму; инициирование объектов социальной работы для включения их действий в процесс социальных изменений; поиск и освоение но­вых источников помощи, и как итог изменений - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (15. С.95;30. С.59;46. С.178-179).

Целесообразность социальной работы вызывает необходимость ее право­вого и инструментального обеспечения, так как основанием деятельности явля­ется сознательно формулируемая цель.


Задание

Охарактеризуйте более подробно цели социальной работы, обратив­шись к разделу 3.3.

Нормы,указывающие на правила деятельности в системе социальной ра­боты, воплощены в ее правовых основах. Система социальной работы может успешно функционировать лишь при наличии ее правового обеспечения, т.е. совокупности реально и систематически применяемых юридических средств, за реализацию которых несет ответственность государство. Юридические средст­ва социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых ак­тов, обеспечивающих законность принятия решений и упорядоченность дея­тельности социальных учреждений.

Правовую основу социальной работы в России заложили документы 90-х гг. XX в. - Конституция РФ, Законы РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г., «О дополнительных мерах по охране материнства и детст­ва» 1992 г., «О ветеранах» 1994 г., «О социальном обслуживании граждан по­жилого возраста и инвалидов» 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» 1995 г., «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации» 1995 г. и др.

В этот период сформировалось правовое поле социальной работыкак система юридических средств, регламентирующих правовые отношения меж­ду субъектами и объектами социальной работы. Правовые нормы, законы вы­полняют обеспечительно-организующую и контролирующую функции относи­тельно формирования и функционирования социальных служб, регулируя со­держание и принципы их деятельности. Также в рамках правового поля могут легитимно действовать специалисты, наделенные правами и обязанностями в сфере социальной защиты населения.


С точки зрения объекта социальной работы, принято подразделять ее правовые акты на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, Закон РФ «Об обязательном социаль­ном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» 1998 г.), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной ка­тегории (например, Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.). Возможна также клас­сификация нормативных актов социальной работы по содержательному крите­рию, когда выделяют государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные акты.

На международном уровне правовая система социальной работы в России опирается на регламентирующие и рекомендательные документы мирового со­общества - декларации, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

На федеральном уровне в основе деятельности социальных работников лежат Конституция и Кодексы РФ, законы и подзаконные акты внутригосудар­ственного значения.

На уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне субъектов, также обладающих правом законодательной инициативы, нормативные акты, регулирующие социальную работу на данной территории, принимаются с уче­том местных условий. Они имеют ограниченную сферу применения и не долж­ны противоречить федеральному законодательству.

Развитие правового поля социальной работы происходит по двум направ­лениям: совершенствование законодательства, разработка и принятие новых правовых актов, поддерживающих социальную работу с трудящимися гражда­нами, семьей и детьми, мигрантами, безработными, бездомными и пр.; обеспе­чение более полной реализации уже имеющихся юридических норм. Эффек­тивность правового механизма защиты интересов человека при этом зависит не только от политики государства, но и от непосредственных взаимодействий субъектов и объектов в правовом поле социальной работы.


Нормы могут рассматриваться и в качестве стимулов социальной дея­тельности, и в качестве правил, указывающих на средства для достижения ее целей и решения задач. Такими средствами в социальной работе выступают ее ресурсы.

Задание

С помощью словаря основных терминов в конце данного учебного посо­бия раскройте взаимосвязь понятий ценностей и норм деятельности.

Ресурсы социальной работы- это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удов­летворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материаль­ные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д. (55. С. 60).

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде все­го, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

Понятие «человек в ситуации социальной работы»восходит к ее пси­ходинамической модели (Ф.Холлис, Г.Берлер и др.) и определяет состояние лю­дей, нуждающихся при решении социальных проблем в помощи и поддержке профессиональных социальных работников путем социальной диагностики и терапии. В целях улучшения взаимодействия между людьми в данной модели рассматривается также роль социального окружения объектов социальной ра­боты и отношений в обществе (28. С.4).

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касать­ся как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник


принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональ­ные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:

по отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внут­ренние и внешние ресурсы;

по форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;

по возможности применения - это реально существующие и потенциаль­ные ресурсы;

с точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;

по содержанию - это материальные, духовные, организационные и дру­гие ресурсы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.025 с.)