ТОП 10:

Системно-синергетический подход в социальной работе



Теоретическое изучение социальной работы с позиции объективного под­хода к миру ориентировано, прежде всего, на общую теорию систем, а также синергетику - междисциплинарное направление в науке, анализирующее от­крытые нелинейные системы разных форм движения материи. Системно-синергетическая парадигма обеспечивает целостное представление о внешнем мире и о взаимосвязи его частей, о самоорганизации социальных систем, при­чем общество в ней рассматривается в неразрывном единстве с природой. Ме­ханизмом согласования путей развития элементов в системах выступает коэво­люция как интерактивная связь, обеспечивающая совместное развитие частей целого.

В социальных системах коэволюция проявляется в оптимальных горизон­тальных и вертикальных взаимодействиях между индивидами, организациями и обществом, в социальном партнерстве, в солидарности людей в конструирова­нии и изменении мира. Человеческие системы открыты, они обладают способ­ностью к саморазвитию и дифференциации, их взаимодействия со средой яв­ляются сложными и многообразными.

Согласно теории систем(Л фон Берталанфи и др.), сущность любой сис­темы раскрывается путем познания закономерностей ее функционирования, изучения компонентов ее структуры, границ и взаимодействия элементов, а также путем анализа развития системы как части какой-либо большей целост­ности. На основании теории систем в науке сформирован системный подход,суть которого состоит в рассмотрении объекта в качестве целостной совокуп­ности элементов, находящихся во множественных упорядоченных взаимосвя­зях.

Системный подход использует набор объективных и субъективных прин­ципов, позволяющих осуществлять научное познание, а также эффективно дей­ствовать на любом уровне социальной практики. К объективным принципам относят:


целостность, т.е. несводимость системы при ее рассмотрении к сумме свойств ее элементов;

иерархичность, т.е. необходимость изучения структурной организации системы;

отношение,т. е. изучение всех типов взаимосвязей системы;

инвариантность, т.е. выделение в системе инварианта - устойчивой части ее структуры, обеспечивающей равенство системы самой себе при всех внутренних и внешних изменениях;

связь со средой через коммуникации и информационный обмен;

язык системы как способ этого обмена.

Субъективные принципы системного подхода - позиция наблюдателя, т.е. исследователя системы, который в соответствии со своими личностными особенностями выбирает цель и выделяет объект и предмет исследования; а также метод декомпозиции — способ восприятия целого как меры своих частей путем разбивки его на составляющие, которые интерпретируются одновремен­но. В соответствии с этими принципами при анализе системы осуществляется определенная последовательность действий, представляющая собой технологи­ческий процесс ее исследования, от выбора позиции наблюдателя до представ­ления системы в виде формальной модели, адекватной реальным явлениям и структурам.

При использовании системного подхода в социальной работе выделяют четыре последовательных этапа.

На первом этапе специалист определяет сферу системного подхода, объ­ект и предмет исследования, выбирает способ и язык описания системы.

На втором этапе проводится системно-структурный анализ, раскрыва­ются взаимосвязи внутри системы и ее отношения со средой.

На третьем этапе определяется инвариант системы, выявляются опти­мальные типы отношений, возможные варианты преодоления проблемных си­туаций.

Четвертый этап предусматривает создание и реализацию системы дей­ствия для решения конкретной задачи. Она предусматривает движение от по-


требности клиента к конкретному результату через целеполагание и достиже­ние цели в рамках целостной и функциональной системы рационально взаимо­действующих элементов (субъектов, норм, теорий и технологий, управленче­ских механизмов и пр.)

В социальной работе системный методологический подход является од­ним из основных, поскольку позволяет комплексно изучать воздействие на со­циальные процессы различных факторов и условий в их взаимосвязи (13. С.9). Так как социальный работник и клиент действуют в объективных структурах социального пространства, становится возможным объяснить, каковы же внут­ренние и внешние механизмы взаимодействия этих структур.

Задание

Изучите раздел 3.4. учебного пособия «Социальная работа» под ред. В.И.Курбатова (Ростов н/Д., 2006) и докажите, что системный подход яв­ляется одним из основных научных подходов в социальной работе.

Например, Г.Бернлер и Л.Юнссон рассматривают системный подход как методологию, с помощью которой объясняется вся совокупность социальных связей, окружающих клиента. Благодаря системному мышлению можно уви­деть аспекты отношений, интеракций, взаимозависимостей между различными частями конкретной совокупности, то есть изучить множество переменных, влияющих на возникновение социальных проблем (3. С.69).

Теория систем позволяет рассмотреть закономерности, имеющиеся меж­ду процессами взаимодействия элементов, которые обеспечивают возникнове­ние у системы новых, интегративных качеств. Вследствие этого удается скон­струировать модели социальной работы, где изменение отношений с социаль­ным окружением привносит элемент гармонии в ситуацию клиента, позволяет ему не только решить свою проблему, но и установить позитивные взаимосвязи со средой. Одной из таких моделей является рассмотренная в третьей главе


системная концепция социальной работы А.Пинкуса и А.Минахан.

А.Пинкус и А.Минахан выделяют три основных типа систем, влияющих на индивида и способных оказать ему помощь - неформальные системы (семья, ближайшее окружение человека); формальные системы (партии, общественные организации и т.п.); социетальные системы (школа, правоохранительные орга­ны и т.д.), и показывают, что нарушение взаимодействий между ними вызывает проблемные ситуации при решении проблем объектов социальной работы (55. С.6-8).

Общепризнанным среди специалистов считается также влияние на прак­тику социальной работы системной концепции канадского ученого Р.Рамзея, разработавшего четырехмерную модель профессии «социальная работа», пред­ставленную на рис.7.

В модели показаны взаимосвязи между теорией, практикой, технологией и субъектом в системе социальной работы. Очевидно, что благодаря теории формируется путь для решения проблемы клиента, а практическая деятельность по ее решению строится специалистом на основе знания и применения основ­ных технологий и методов социальной работы. В свою очередь, только сам со­циальный работник совершает выбор из известных ему теорий и технологий, совершенствуя образцы своей практической деятельности.



путь (теория) социальный работник

метод (технология) практика


Рис. 7. Модель профессии «Социальная работа»

Существенно расширяет возможности теории социальной работы синер­гетика(И.Пригожин, Г.Хакен, И.Стенгерс и др.). Она рассматривает социаль-


ные и иные сущности на всех уровнях действительности в качестве открытых взаимосвязанных систем, каждая из которых, находясь в процессе постоянного развития и изменения (флуктуации),переживает этапы более хаотичного, ди­намического и более стабильного, упорядоченного состояния.

Соответственно, действуют два механизма саморегуляции системы: адаптационный,который обеспечивает самонастройку и определенную сте­пень ее стабильности в конкретных условиях среды, и бифуркационный,или катастрофический, связанный с переломными моментами ее развития. Зона би­фуркации характеризуется принципиальной непредсказуемостью, следователь­но, неизвестно, станет ли развитие системы после выбора одного из многих по­тенциальных путей ее эволюции более упорядоченным или более хаотичным.

Синергетика изучает два типа структур - это, во-первых, диссипативные структуры,возникающие в результате самоорганизации систем и тяготеющие к стационарному состоянию. В них важна роль стоков- зон сброса энергии ок­ружающей среды. Во-вторых, нестационарные(эволюционирующие) структу­ры, возникающие за счет активности источников- зон подпитки системы энергией окружающей среды. При этом предельное развитие стоков как меха­низмов отрицательной обратной связи системы с внешней средой, может нести системе гибель от застоя, а предельное развитие источников как механизмов ее положительной обратной связи со средой сопряжено в конечном итоге с гибе­лью системы от хаоса (8).

Для анализа социальных систем используется понятие социальной синер­гии. Социальная синергия- это пространство самоорганизации людей в процессе их совместной деятельности, в котором проявляют себя процессы саморегуляции и саморазвития. Сохраняя объективную природу, cинергия в обществе одновременно оказывается итогом сопряженных стремлений и дейст­вий участников социальных отношений.

Социальные системы характеризуются преобладанием механизмов отри­цательной обратной связи, следовательно, как диссипативные структуры они в


первую очередь решают задачу продления гомеостазиса, сохранения своего ка­чества. При этом организованность системы возрастает по мере увеличения в ней разнообразия.

Следовательно, порядок и хаос, случайность и закономерность должны составить в ней продуктивный диалог, поскольку для процесса коэволюции не­обходимы и определенная доля спонтанности развития, и сопряженное с само­регуляцией сознательное внешнее управление.

Задание

Опираясь на материал, изложенный в данном разделе и на словарь ос­новных терминов, подготовьте к практическому занятию свой словарик понятий из области синергетики.

Синергетику характеризуют как попытку создать рациональные модели, объясняющие «нерационально устроенный мир» (8. С.29). В методологии соци­альной работы это течение получило название «социолого-синергетического» подхода (29. С.20). Этот подход обеспечивает представление о социальных сущностях как о целостных, развивающихся и самоорганизующихся системах и позволяет разрабатывать технологии выбора альтернатив, при которых соци­альная система сохранила или улучшила бы свое качество.

В рамках данного подхода общество рассматривается в органическом единстве с природой как элемент более высокой иерархической системы; тео­ретические положения синергетики о закономерностях самоорганизации в от­крытых нелинейных системах применяются к социальным системам; проводит­ся анализ возможных перспектив общественного развития, основанный на си-нергетическом миропонимании. Изучение динамических состояний систем при этом строится на принципе синергетического мышления, согласно которому, в


частности, предметом науки может являться не только общее, но и случайное, индивидуальное.

В социальной работе на макроуровне взаимосвязанная профессиональная деятельность создает «синергию» - эффект взаимосогласованности поведения элементов системы в процессе ее самоорганизации. В результате, благодаря обмену информацией, слаженному вмешательству и общему контролю за взаи­модействием органов управления социальной работой, повышается эффектив­ность социальной помощи и поддержки (87. С.51).

На микроуровне социальной реальности, в «работе со случаем», который синергетика рассматривает как событие, специалист по социальной работе должен быть способен оказать «малое точечное воздействие» на систему кли­ента, соответствующее ее внутренним возможностям и условиям среды. Чело­век в момент бифуркации обычно сам может решить свою проблему, привлекая наличествующие индивидуальные и социальные ресурсы. Однако, как правило, люди пытаются «отложить» момент бифуркации на неопределенный срок пу­тем ее мысленного «отбрасывания». В то же время, вследствие развития синер-гетических закономерностей, система с объективной неизбежностью приходит в «точку бифуркации». Именно поэтому во многих случаях требуется направ­ляющая и корректирующая деятельность специалиста, которая должна строить­ся на основе учета собственных тенденций развития системы клиента.

Социальный работник с позиции системно-синергетического подхода должен попытаться «включить» механизм самоорганизации «системы клиенту­ры», вызвать у субъекта стремление к изменению своего поведения, отношения к проблеме и пр. Бифуркационный механизм делает необходимым выбор даль­нейшего варианта нелинейного движения, который происходит под влиянием множества переменных в ходе самоэволюции человека. Если участники взаи­модействия прислушиваются к работе механизма самонастройки систем, то со­вместно выработанные варианты действий благотворно влияют на социальные ситуации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.009 с.)